Памятка для педагогов на тему: "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений"
консультация по обучению грамоте
Памятка для педагогов на тему: "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_zv-bukv_analiz_slova_i_sh_predlozh.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов.
Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений.
В-воспитатель Р-ребенок
В:(аудитории): Перед звуковым анализом вспоминаем, какие звуки бывают.
Р: гласные и согласные.
В: чем они отличаются друг от друга?
Р: при произношении гласных звуках воздушная струя не встречает преграды, при произношении согласных звуков есть преграда-зубы, язык, губы.
В: какие бывают согласные звуки?( твердые и мягкие.)
Звуковой анализ слова ЛИСА
В: посмотри на картинку. Кто это?
Р: Это лиса.
В: правильно, это лиса. Произнеси слово ЛИСА медленно, выделяя голосом каждый звук.
Ребёнок произносит.
В:Сколько звуков в слове Лиса? ( Можно считает звуки, загибая пальцы, по количеству звуков в схеме).
Р : В слове Лиса 4 звука.
В: какой первый звук в слове лиса?
Р: Первый звук [ль].
В: Скажи, какой это звук? (характеристика звука).
Р: согласный, мягкий. Обозначается зеленой фишкой.
В: какой второй звук в слове лиса?
Р: Второй звук [и]
В: Расскажи какой это звук?
Р: гласный, обозначается красной фишкой.
В: третий звук какой?
Р: [с]. Он согласный, твердый. Обозначается синей фишкой.
В: Назови четвёртый звук в слове лиса ?
Р: Четвёртый звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.
В: сколько всего звуков в слове?
Р: В слове лиса 4 звука.
В: Назови гласные звуки в слове Лиса? (покажи их место).
Р: И,А
В:Сколько гласных звуков в слове?
Р: 2 гласных звука.
В: Назови согласные звуки?
Р: Ль, С.
В: Назови согласный твёрдый звук?
Р: С
В: Назови согласный мягкий звук?
Р: Ль.
В: Раздели слово Лиса на слоги.
Р: ЛИ – СА.
В: Сколько слогов в слове лиса?
Р: В слове лиса 2 слога.
В: (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом).
К концу обучения дети должны овладеть чётким навыком звукового анализа, и выполнять его самостоятельно).София выполняет сама.
На разбор не брать слова с йотированными гласными( Яблоко, Ёлка), с мягким знаком (елЬ), !!!Гласный звук в словах должен быть в сильной позиции, звучать четко. НЕ БРАТЬ слова: Осёл, Оса и т.д.– слабая позиция звука О.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Работа со схемой предложения.
На этом этапе работы дети знают, что такое предложение. Умеют выкладывать схему предложения. Знают, что первые слова пишутся с большой буквы, и в конце предложения ставится точка.
В: посмотри на картинку и составь предложение.
Р: Мальчики играют в мяч.
В: выложи схему этого предложения.
Р: (выкладывает схему предложения).
В: Сколько слов в этом предложении?
Р: в этом предложении 4 слова.
В: назови первое слово в твоем предложении?
Р: первое слово: мальчики
В: назови второе слово?
Р: второе слово: играют
В: назови третье слово?
Р: третье слово: в
В: назови четвертое слово?
Р: последнее слово: мяч
В: назови короткое (маленькое, предлог) слово в предложении? Поясняем, что в разной методической литературе предлог обозначается по-разному :треугольник, круг, квадрат, короткая черта.
Р: короткое слово в предложении: в.
В: еще раз прочитай свое предложение.
Памятка: «Звуковой анализ слова», «Схема предложения».
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки произносим легко, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки – воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
!!Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
!! Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
!! Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
!! Для звукового анализа не берем слова с йотированными гласными ( Яблоко, Ёлка), с мягким знаком (елЬ).
!! Гласный звук в словах должен быть в сильной позиции, звучать четко. НЕ БРАТЬ слова: Осёл, Оса и т.д.– слабая позиция звука О.
Звуковой анализ (на примере слова КОТ).
- Посмотри на картинку. Кто это? (это кот).
- Произнеси слово КОТ медленно, выделяя голосом каждый звук.
-Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
-Раздели слово КОТ на слоги. (кот)
-Сколько слогов в слове КОТ? (В слове КОТ 1слог). (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом). К концу обучения дети должны овладеть чётким навыком звукового анализа, и выполнять его самостоятельно).
Работа с предложением.
Обучение начинается с простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2-3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные приемы:
- рассматривание игрушек;
- демонстрация действий с игрушками;
- рассматривание картин;
- пространственное моделирование.
Одновременно ведется работа по составлению предложений. С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».
Пример разбора предложения.
- Составь предложение из трех слов по картинке (Девочка ловит мяч).
– Сколько слов в предложении?
– Какое слово на первом месте? на втором? на третьем месте?
– Выкладываем схему предложения из полосок-слов.
– Как пишутся слова в предложении?
– Начертите схему этого предложения в тетради.
Подготовили учителя-логопеды: Вискунова А.Н., Срещикова С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова»
Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова». Общие характеристики звуков и букв....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»Учитель-логопед Трафимова Е.А.Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный ан...
Консультация для родителей «Звуковой анализ слов со схемой и без нее»
В материале даны советы как организовать работу с детьми по звуковому анализу слов со схемой....
Методическая разработка по теме «Звуко-буквенный разбор слов»
. Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара[1]практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленностидл я детей с ТНР, по те...
Семинар-практикум для родителей по теме «Звуко-буквенный анализ слов. Учимся играя»
Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара- практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, по теме ...
Памятка для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов, составлению слоговых схем, схем предложений».
Уважаемые родители!Предлагаю Вам небольшую шпаргалку+памятку «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов, составлению слоговых схем, схем предложений», которая поможет нам быстрее освоит...