Памятка для педагогов на тему: "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений"
консультация по обучению грамоте

Срещикова София Александровна

Памятка для педагогов на тему: "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_zv-bukv_analiz_slova_i_sh_predlozh.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов.

Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений.

В-воспитатель  Р-ребенок

В:(аудитории): Перед звуковым анализом  вспоминаем, какие звуки бывают.

Р: гласные и согласные.

В: чем они отличаются друг от друга?

Р: при произношении  гласных звуках воздушная струя не встречает преграды, при произношении согласных звуков есть преграда-зубы, язык, губы.

В: какие бывают согласные звуки?( твердые и мягкие.)

Звуковой анализ слова ЛИСА

В: посмотри на картинку. Кто это?

Р: Это лиса.

В: правильно, это лиса. Произнеси слово ЛИСА медленно, выделяя голосом каждый звук.

Ребёнок произносит.

В:Сколько звуков в слове Лиса? ( Можно считает звуки, загибая пальцы, по количеству звуков в схеме).

Р : В слове Лиса 4 звука.

В: какой первый звук в слове лиса?

Р: Первый звук [ль].

В: Скажи, какой это звук? (характеристика звука).

Р: согласный, мягкий. Обозначается зеленой фишкой.

В: какой второй звук в слове лиса?

Р: Второй звук [и]

В: Расскажи какой это звук?

Р: гласный, обозначается красной фишкой.

В: третий звук какой?

Р: [с]. Он согласный, твердый. Обозначается синей фишкой.

В: Назови четвёртый звук в слове лиса ?

Р: Четвёртый звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

В: сколько всего звуков в слове?

Р: В слове лиса 4 звука.

В: Назови гласные звуки в слове Лиса? (покажи их место).

Р: И,А

В:Сколько гласных звуков в слове?

Р: 2 гласных звука.

В: Назови согласные звуки?

Р: Ль, С.

В: Назови согласный твёрдый звук?

Р: С

В: Назови согласный мягкий звук?

Р: Ль.

В: Раздели слово Лиса на слоги.

Р: ЛИ – СА.

В: Сколько слогов в слове лиса?

Р: В слове лиса 2 слога.

В: (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом).

  К концу обучения дети должны овладеть чётким навыком звукового анализа, и выполнять его  самостоятельно).София выполняет сама.

На разбор не брать слова с йотированными гласными( Яблоко, Ёлка), с мягким знаком (елЬ), !!!Гласный звук в словах должен быть в сильной позиции, звучать четко. НЕ БРАТЬ слова: Осёл, Оса и т.д.– слабая позиция звука О.

 Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Работа со схемой предложения.

На этом этапе работы дети знают, что такое предложение. Умеют выкладывать схему предложения. Знают, что первые слова пишутся с большой буквы, и в конце предложения ставится точка.

В: посмотри на картинку и составь предложение.

Р: Мальчики играют в мяч.

В: выложи схему этого предложения.

Р: (выкладывает схему предложения).

В: Сколько слов в этом предложении?

Р: в этом предложении 4 слова.

В: назови первое слово в твоем предложении?

Р: первое слово: мальчики

В: назови второе слово?

Р: второе слово: играют

В: назови третье слово?

Р: третье слово: в

В: назови четвертое слово?

Р: последнее слово: мяч

В: назови короткое (маленькое, предлог) слово в предложении? Поясняем, что в разной методической литературе предлог обозначается по-разному :треугольник, круг, квадрат, короткая черта.

Р: короткое слово в предложении: в.

В: еще раз прочитай свое предложение.

Памятка: «Звуковой анализ слова», «Схема предложения».

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

   Гласные звуки произносим легко, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки – воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

   Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

   Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

 !!Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

!! Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

!! Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

!! Для звукового анализа не берем слова с йотированными гласными ( Яблоко, Ёлка), с мягким знаком (елЬ).

!! Гласный звук в словах должен быть в сильной позиции, звучать четко. НЕ БРАТЬ слова: Осёл, Оса и т.д.– слабая позиция звука О.

Звуковой анализ (на примере слова КОТ).

- Посмотри на картинку. Кто это? (это кот).

- Произнеси слово КОТ медленно, выделяя голосом каждый звук.

-Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

-Раздели слово КОТ на слоги. (кот)

-Сколько слогов в слове КОТ? (В слове КОТ 1слог). (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом).  К концу обучения дети должны овладеть чётким навыком звукового анализа, и выполнять его  самостоятельно).

Работа с предложением.

Обучение начинается с простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2-3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные приемы:

  • рассматривание игрушек;
  • демонстрация действий с игрушками;
  • рассматривание картин;
  • пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений. С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».

Пример разбора предложения.

  • Составь предложение из трех слов по картинке (Девочка ловит мяч).

– Сколько слов в предложении?

– Какое слово на первом месте? на втором? на третьем месте?

– Выкладываем схему предложения из полосок-слов.

– Как пишутся слова в предложении?

– Начертите схему этого предложения в тетради.

Подготовили учителя-логопеды: Вискунова А.Н., Срещикова С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова»

Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова».  Общие характеристики звуков и букв....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»Учитель-логопед Трафимова Е.А.Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный ан...

Консультация для родителей «Звуковой анализ слов со схемой и без нее»

В материале даны советы как организовать работу с детьми по звуковому анализу слов со схемой....

Методическая разработка по теме «Звуко-буквенный разбор слов»

. Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара[1]практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленностидл я детей с ТНР, по те...

Семинар-практикум для родителей по теме «Звуко-буквенный анализ слов. Учимся играя»

Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара- практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, по теме ...

Памятка для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов, составлению слоговых схем, схем предложений».

Уважаемые родители!Предлагаю Вам небольшую шпаргалку+памятку «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов, составлению слоговых схем, схем предложений», которая поможет нам быстрее освоит...