Конспект по обучению грамоте. Буква Пп и Бб.
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Повторение и закрепление пройденного»
Доминирующая образовательная область: «Фонематическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель: Формирование навыка различения звуков [б]—[п’].
Программное содержание: Формирование навыка различения звуков [б]—[п’]; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением; воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Предварительная работа: упражнение «Узнай букву»; упражнение «Разноцветные флажки»; рабочие тетради «Помоги Боре»; упражнение «Читай и различай»; упражнение «Соедини буквы с картинками»; упражнение «Обведи картинки»; упражнение «Медвежата»; упражнение «Составим слово».
Материалы и оборудование: Демонстрационный: рабочая тетрадь, карандаш.
Планируемые результаты: закрепили навыки различения звуков [б]—[п’].
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Упражнение | «Узнай букву» | 2 мин |
2 | Упражнение | «Разноцветные флажки» | 2 мин |
3 | Рабочие тетради | «Помоги Боре» | 6 мин |
4 | Упражнение | «Читай и различай» | 2 мин |
5 | Упражнение | «Соедини буквы с картинками» | 2 мин |
6 | Упражнение | «Обведи картинки» | 3 мин |
7 | Упражнение | «Медвежата» | 3 мин |
8 | Упражнение | «Составим слово» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность: 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент:
Громко дудочка поёт
Ребятишек в круг зовёт.
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
II. Основная часть
1.Работа в тетради. Упражнение «Узнай букву»
Развитие фонематического восприятия. Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.
Педагог приглашает детей за столики и организует приветствие с ними.
Педагог. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [б]—[п], по-
читаем и поиграем. И начнем с упражнения «Дразнилки». Я буду произносить
слог с твердым звуком — а вы с мягким. Например, ба-бя.
В игровом упражнении образуются пары слогов: ба-бя, бо-бё, бу-бю, бэ-бе.
2. Упражнение «Разноцветные флажки». Развитие фонематического
восприятия (дифференциация звуков [п]—[б] в ряду звуков, слогов, слов).
Педагог раздает детям по желтому и зеленому флажку.
Педагог. Теперь мы поиграем с флажками. Будем учиться различать зву-
ки [п]—[б]. Произнесите звук [п], положив руку на горлышко. Что вы можете
рассказать о нем? Какой он?
Дети. Звук [п] — согласный глухой твердый.
Педагог. Верно. Теперь произнесите звук [б], положив руку на горлышко. Что вы расскажете о нем?
Дети. Звук [б] — согласный звонкий твердый.
Педагог. Верно. Сейчас я буду произносить разные звуки, слоги и слова,
а вы будете поднимать желтый флажок, если услышите звук [п]. Услышав звук
[б], поднимайте зеленый флажок.
Для упражнения используется следующий материал: п, а, м, б, т, п, и, п, б,
н; то, па, ну, бы, ба, по, ип, му, пу, бо; булка, палка, спать, бросать, светлый,
голубой, плоский, труба, клоп, батон.
Педагог оценивает работу детей и собирает флажки.
3. Работа по букварю. Упражнение «Помоги Боре». Развитие зрительно-
го восприятия. Закрепление умения узнавать букву Б среди других букв
Педагог раздает детям буквари.
Педагог. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Что вы ви-
дите на ней?
Дети. Мы видим мальчика. Он пришел в библиотеку и выбирает себе
книгу.
Педагог. Я прочитаю названия книг, а вы покажете все буквы Б в их
названиях. «Айболит», «Бэмби», «Букварь», «Колобок», «Курочка Ряба»,
«Бабочки», «Мойдодыр».
Дети показывают букву Б в названиях книг.
Педагог. В каком названии нет буквы Б?
Дети. В названии «Мойдодыр».
Педагог. Правильно.
4. Работа по букварю. Упражнение «Читай и различай». Профилактика
нарушений письменной речи.
Педагог обращает внимание детей на слоги и слова, написанные в рамке
под картинкой.
Педагог. Посмотрите на слоги и слова в рамке. Прочитайте их.
1-й ребенок. Ба-па.
2-й ребенок. Бо-по.
3-й ребенок. Би-пи.
4-й ребенок. Па-ба.
1-й ребенок. По-бо.
2-й ребенок. Пи-би.
3-й ребенок. Баба — папа.
4-й ребенок. Боб — поп.
1-й ребенок. Бока — пока.
2-й ребенок. Папа — баба.
3-й ребенок. Поп — боб.
4-й ребенок. Пока — бока.
Работая над осознанным чтением, педагог может выяснить, известно ли
детям значение всех прочитанных слов.
5. Работа по букварю. Упражнение «Соедини буквы с картинками»
Развитие фонематического и зрительного восприятия.
Педагог обращает внимание детей на картинки и буквы в нижней части
страницы.
Педагог. Выберите по одной картинке. Определите, с какого звука на-
чинается ее название. Скажите, с какой буквой вы соедините свою картинку.
1-й ребенок. Я выбрал банан. Первый звук [б]. Я соединю картинку
с буквой Б.
Аналогично отвечают и выполняют задание все дети. Педагог оценивает
их работу.
6. Работа в тетради. Упражнение «Обведи картинки»
Развитие фонематического восприятия, навыка дифференциации твердых и мягких согласных звуков.
Педагог убирает буквари и раздает детям рабочие тетради, ставит на
столики контейнеры с карандашами.
Педагог. Мы с вами познакомились с буквой Бб. Какие звуки она обо-
значает?
Дети. Звук [б] и звук [б’].
Педагог. Что вы знаете про эти звуки? Расскажите.
1-й ребенок. Звук [б] — согласный звонкий твердый.
2-й ребенок. Мы обозначаем его синим кружком.
3-й ребенок. Звук [б’] — согласный звонкий мягкий.
4-й ребенок. Мы обозначаем его зеленым кружком.
Педагог. Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на
правую страничку. Что вы видите?
Дети. Банку, белку, бочку и бинокль.
Педагог. Какие из этих слов начинаются с твердого согласного [б]?
Дети. Банка и бочка.
Педагог. Обведите эти картинки синим карандашом. А с какого звука
начинаются слова белка и бинокль?
Дети. С мягкого согласного звука [б’].
Педагог. Обведите эти картинки зеленым карандашом. Если захоти-
те, можете раскрасить эти картинки дома, а в банке даже можете нарисовать
фрукты, потому что это банка для компота из фруктов.
7. Подвижное упражнение «Медвежата»
Координация речи с движением, совершенствование умения ходить по кругу друг за другом.
Педагог приглашает детей на ковер и предлагает выполнить знакомое
упражнение.
Ох, устали невозможно.
Посидеть на травке можно.
Приседают.
Побороться, поваляться,
Сидя, толкают друг друга плечами.
В ручейке позакаляться.
Встают, выполняют прыжки на носочках.
8. Упражнение «Составим слово»
Совершенствование навыка составления и чтения слов.
Педагог убирает тетради и контейнеры с карандашами и приглашает детей к магнитной доске, на которой в произвольном порядке закреплены буквы
б, а, н, а, н.
Педагог. А теперь я хочу узнать, умеете ли вы работать вместе, дружно.
Из букв, которые вы видите, нужно составить название фрукта. В этом названии два слога, слово начинается с буквы Б. Начинайте.
Дети выполняют задание.
Педагог. Какое слово у вас получилось?
Дети. Банан.
Педагог. Отлично! Я рада, что вы умеете работать сообща.
III. Заключительная часть
Воспитатель:- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Читали, писали, играли.
- У кого возникли затруднения? С чем? Почему?
Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
План конспект по обучению грамоте Буква Х
Конспект занятия «Звуки [Х] и [Х’]» по обучению грамоте для детей подготовительной группыЦель: формировать правильное произношение звуков [х], [х] в слогах, словах, фразах, отли...

Конспект по обучению грамоте - Буква и звук "А"
Тема «Звук и буква Аа».Коррекционно-образовательные задачи: Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематических представл...