Конспект по обучению грамоте. Буква Пп и Бб.
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Жулгутыпова Лилия Саматовна

План-конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.odt18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Повторение и закрепление пройденного»

Доминирующая образовательная область: «Фонематическое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цель: Формирование навыка различения звуков [б]—[п’].

Программное содержание: Формирование навыка различения звуков [б]—[п’]; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением; воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Предварительная работа: упражнение «Узнай букву»; упражнение «Разноцветные флажки»; рабочие тетради «Помоги Боре»; упражнение «Читай и различай»; упражнение «Соедини буквы с картинками»; упражнение «Обведи картинки»; упражнение «Медвежата»; упражнение «Составим слово».

Материалы и оборудование: Демонстрационный: рабочая тетрадь, карандаш.

Планируемые результаты: закрепили навыки различения звуков [б]—[п’].

                                              Структура занятия

 

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Упражнение

«Узнай букву»

2 мин

2

Упражнение

«Разноцветные флажки»

2 мин

3

Рабочие тетради

«Помоги Боре»

6 мин

4

Упражнение

«Читай и различай»

2 мин

5

Упражнение

«Соедини буквы с картинками»

2 мин

6

Упражнение

«Обведи картинки»

3 мин

7

Упражнение

«Медвежата»

3 мин

8

Упражнение

«Составим слово»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность: 25 минут

                                                                Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент:

Громко дудочка поёт

Ребятишек в круг зовёт.

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

II. Основная часть

1.Работа в тетради. Упражнение «Узнай букву»

Развитие фонематического восприятия. Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.

Педагог приглашает детей за столики и организует приветствие с ними.

Педагог. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [б]—[п], по-

читаем и поиграем. И начнем с упражнения «Дразнилки». Я буду произносить

слог с твердым звуком — а вы с мягким. Например, ба-бя.

В игровом упражнении образуются пары слогов: ба-бя, бо-бё, бу-бю, бэ-бе.

2. Упражнение «Разноцветные флажки». Развитие фонематического

восприятия (дифференциация звуков [п]—[б] в ряду звуков, слогов, слов).

Педагог раздает детям по желтому и зеленому флажку.

Педагог. Теперь мы поиграем с флажками. Будем учиться различать зву-

ки [п]—[б]. Произнесите звук [п], положив руку на горлышко. Что вы можете

рассказать о нем? Какой он?

Дети. Звук [п] — согласный глухой твердый.

Педагог. Верно. Теперь произнесите звук [б], положив руку на горлышко. Что вы расскажете о нем?

Дети. Звук [б] — согласный звонкий твердый.

Педагог. Верно. Сейчас я буду произносить разные звуки, слоги и слова,

а вы будете поднимать желтый флажок, если услышите звук [п]. Услышав звук

[б], поднимайте зеленый флажок.

Для упражнения используется следующий материал: п, а, м, б, т, п, и, п, б,

н; то, па, ну, бы, ба, по, ип, му, пу, бо; булка, палка, спать, бросать, светлый,

голубой, плоский, труба, клоп, батон.

Педагог оценивает работу детей и собирает флажки.

3. Работа по букварю. Упражнение «Помоги Боре». Развитие зрительно-

го восприятия. Закрепление умения узнавать букву Б среди других букв

Педагог раздает детям буквари.

Педагог. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Что вы ви-

дите на ней?

Дети. Мы видим мальчика. Он пришел в библиотеку и выбирает себе

книгу.

Педагог. Я прочитаю названия книг, а вы покажете все буквы Б в их

названиях. «Айболит», «Бэмби», «Букварь», «Колобок», «Курочка Ряба»,

«Бабочки», «Мойдодыр».

Дети показывают букву Б в названиях книг.

Педагог. В каком названии нет буквы Б?

Дети. В названии «Мойдодыр».

Педагог. Правильно.

4. Работа по букварю. Упражнение «Читай и различай». Профилактика

нарушений письменной речи.

Педагог обращает внимание детей на слоги и слова, написанные в рамке

под картинкой.

Педагог. Посмотрите на слоги и слова в рамке. Прочитайте их.

1-й ребенок. Ба-па.

2-й ребенок. Бо-по.

3-й ребенок. Би-пи.

4-й ребенок. Па-ба.

1-й ребенок. По-бо.

2-й ребенок. Пи-би.

3-й ребенок. Баба — папа.

4-й ребенок. Боб — поп.

1-й ребенок. Бока — пока.

2-й ребенок. Папа — баба.

3-й ребенок. Поп — боб.

4-й ребенок. Пока — бока.

Работая над осознанным чтением, педагог может выяснить, известно ли

детям значение всех прочитанных слов.

5. Работа по букварю. Упражнение «Соедини буквы с картинками»

Развитие фонематического и зрительного восприятия.

Педагог обращает внимание детей на картинки и буквы в нижней части

страницы.

Педагог. Выберите по одной картинке. Определите, с какого звука на-

чинается ее название. Скажите, с какой буквой вы соедините свою картинку.

1-й ребенок. Я выбрал банан. Первый звук [б]. Я соединю картинку

с буквой Б.

Аналогично отвечают и выполняют задание все дети. Педагог оценивает

их работу.

6. Работа в тетради. Упражнение «Обведи картинки» 

Развитие фонематического восприятия, навыка дифференциации твердых и мягких согласных звуков.

Педагог убирает буквари и раздает детям рабочие тетради, ставит на

столики контейнеры с карандашами.

Педагог. Мы с вами познакомились с буквой Бб. Какие звуки она обо-

значает?

Дети. Звук [б] и звук [б’].

Педагог. Что вы знаете про эти звуки? Расскажите.

1-й ребенок. Звук [б] — согласный звонкий твердый.

2-й ребенок. Мы обозначаем его синим кружком.

3-й ребенок. Звук [б’] — согласный звонкий мягкий.

4-й ребенок. Мы обозначаем его зеленым кружком.

Педагог. Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на

правую страничку. Что вы видите?

Дети. Банку, белку, бочку и бинокль.

Педагог. Какие из этих слов начинаются с твердого согласного [б]?

Дети. Банка и бочка.

Педагог. Обведите эти картинки синим карандашом. А с какого звука

начинаются слова белка и бинокль?

Дети. С мягкого согласного звука [б’].

Педагог. Обведите эти картинки зеленым карандашом. Если захоти-

те, можете раскрасить эти картинки дома, а в банке даже можете нарисовать

фрукты, потому что это банка для компота из фруктов.

7. Подвижное упражнение «Медвежата»

Координация речи с движением, совершенствование умения ходить по кругу друг за другом.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает выполнить знакомое

упражнение.

Ох, устали невозможно.

Посидеть на травке можно.

Приседают.

Побороться, поваляться,

Сидя, толкают друг друга плечами.

В ручейке позакаляться.

Встают, выполняют прыжки на носочках.

8. Упражнение «Составим слово»

Совершенствование навыка составления и чтения слов.

Педагог убирает тетради и контейнеры с карандашами и приглашает детей к магнитной доске, на которой в произвольном порядке закреплены буквы

б, а, н, а, н.

Педагог. А теперь я хочу узнать, умеете ли вы работать вместе, дружно.

Из букв, которые вы видите, нужно составить название фрукта. В этом названии два слога, слово начинается с буквы Б. Начинайте.

Дети выполняют задание.

Педагог. Какое слово у вас получилось?

Дети. Банан.

Педагог. Отлично! Я рада, что вы умеете работать сообща.

III. Заключительная часть

Воспитатель:- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Читали, писали, играли. 

- У кого возникли затруднения? С чем? Почему?

Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект занятия обучение грамоте "Буква И"

Конспект занятия обучение грамоте  "Буква И"...

Конспект занятия обучение грамоте "Буква Ы"

Конспект занятия обучение грамоте "Буква Ы"...

Конспект занятия обучение грамоте "Буква Б"

Конспект занятия обучение грамоте "Буква Б"...

Конспект занятия обучение грамоте "Буква П"

Конспект занятия обучение грамоте "Буква П"...

План конспект по обучению грамоте Буква Х

Конспект занятия «Звуки [Х] и [Х’]» по обучению грамоте для детей подготовительной группыЦель: формировать правильное произношение звуков [х], [х] в слогах, словах, фразах, отли...

Конспект по обучению грамоте - Буква и звук "А"

Тема «Звук и буква Аа».Коррекционно-образовательные задачи: Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематических представл...