Занятие по обучению грамоте на тему "Буква "П"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Пазылова Елена Сергеевна

Материал предназначен для работы с детьми 5 - 7 лет. С его помощью воспитатель решает задачи закрепления умений дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, проводить звуковой анализ слова. Также, при участии в играх ребята учатся определять ударный гласный звук в слове, называть слова определённой звуковой структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_p_-_kopiya.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте на тему «Буква «П»

Материал предназначен для работы с детьми 5 – 7 лет. С его помощью воспитатель решает задачи закрепления умений дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, проводить звуковой анализ слова. Также, при участии в играх ребята учатся определять ударный гласный звук в слове, называть слова определённой звуковой структуры.

В процессе проведения занятия воспитатель решает следующие задачи:

● закреплять умение дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;

● закреплять умение проводить звуковой анализ слова;

● закреплять умение определять ударный гласный звук в слове;

● продолжать знакомить с буквой «П» и с тем, что она обозначает звук «П» и «Пь»; учить читать слоги с пройденными буквами;

● продолжать учить называть слова определённой звуковой структуры.

Демонстрационный материал: карточки с гласными буквами, буквой «П».

Раздаточный материал: по три фишки красного, синего, зелёного цвета на каждого ребёнка.

 Оборудование: магниты, доска, мяч, мелкие игрушки или жетоны.

Ход занятия

        Воспитатель приветствует детей, предлагает сесть за столы, сообщает, что сегодня во время занятия они будут играть со словами, продолжат знакомиться со звуками и буквами, а также будут учиться читать.

Воспитатель предлагает ребятам ответить на следующие вопросы:

1. Какие звуки мы называем гласными? (Те звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, пропевать, и они не встречают во рту преград при произнесении.) Какие гласные звуки вы знаете?

2. Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки? (Красными фишками)

3. Какие звуки мы называем согласными? (Те звуки, которые при произнесении встречают во рту преграду в виде губ, зубов или языка.) Какие согласные звуки вы знаете?

4. Фишками какого цвета обозначаются твёрдые согласные звуки? (Синими фишками) Фишками какого цвета обозначаются мягкие согласные звуки? (Зелёными фишками).

5. С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? ( С буквой «П»). Какие звуки она обозначает? (Звуки «П» и «Пь»)

        Игра «Мы в магазине покупаем…»

        Педагог предлагает ребятам представить, что они пришли в большой супермаркет и могут купить там только те продукты и предметы, в названии которых есть звуки «П» или «Пь». (Помидор, пицца, пончик, капуста, лампа, тапочки, полка, пуговица и т.д.). Желательно, чтобы каждый из детей назвал хотя бы по одному слову.

        Звуковой анализ слова «Пилот»

        Воспитатель просит детей подвинуть к себе тарелочки с фишками и с их помощью каждому самостоятельно разобрать слово «Пилот». Тот, кто сделает это первым, выходит к доске. Остальные его слушают, если есть, исправляют ошибки.

        Ребёнок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слова, называет их изолированно («Пь», «И», «Л», «О», «Т»), характеризует их (гласный, твёрдый или мягкий согласный) и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением («пилОт»), называет ударный гласный звук.

        К ребятам педагог обращается со следующими вопросами: какие гласные в слове «пилот»? («И», «О») Какой ударный гласный звук? («О»). Произнесите слово с ударением («пилОт»). Если мы поставим ударение на звук «И», как тогда будет звучать слово? (пИлот»). Так неправильно, так не говорят. Какой второй твёрдый согласный в слове? («Т») Какой мягкий согласный звук в слове? («Пь»). Назовите первый твёрдый согласный в слове? («Л»).

Разминка – игра «Ударный звук»

Воспитатель предлагает ребятам выйти из-за столов, встать в круг и поиграть с мячом. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей и называет слово, не выделяя при этом ударный звук. Ребёнок должен бросить мяч назад воспитателю и назвать ударный гласный звук в предложенном слове.

Чтение слогов

После игры с мячом ребята возвращаются на свои места за столами. Воспитатель обращает их внимание на доску, на которой прикреплена каточка с буквой «П». Напоминает им, что с этой буквой они познакомились на прошлом занятии.

Также на доске в два столбика прикреплены карточки с гласными буквами. В первом столбике – «А», «О», «У», «Э», «Ы», во втором – «Я», «Ё», «Ю», «И», Е». Педагог просит объяснить детей, почему он расположил буквы таким образом. (Если после согласных стоят гласные первого столбика («А», «О», «У», «Э», «Ы»), то они читаются твёрдо. Если после согласных букв стоят гласные буквы второго столбика («Я», «Ё», «Ю», «И», Е»), то они читаются мягко.)

Затем педагог поочерёдно прикладывает карточку с изображением буквы «П» к гласным буквам и предлагает ребятам прочитать получившиеся слоги. Здесь возможно два варианта выполнения задания:

1. чтение слогов сначала с гласными буквами первого столбика, затем с гласными буквами второго столбика («ПА», «ПО», «ПУ» и т.д.);

2. чтение попеременно слогов с твёрдым, а потом мягким звуком («ПА» - «ПЯ», «ПО» - «ПЁ» и т.д.).

Задание выполняют несколько ребят.

Игра «Назови словечко»

Воспитатель выставляет на доске фишки: синюю, красную, синюю, красную – и предлагает детям назвать слова заданной звуковой структуры, то есть такие, в которых первый звук – твёрдый согласный, второй – гласный, третий – твёрдый согласный, четвёртый – гласный. (Примерные слова: роза, мама, рыба, гора, мыло, мука и т.п.). За каждое правильно названное слово ребёнок получает жетон (или мелкую игрушку). В конце определяется победитель путём подсчёта заработанных жетонов.

Литература

1. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская./под редакцией Н. В. Дуровой.  – М.: 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...