Занятие "Задания от Мудрой Совы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости, понятия «звук», «слово», «буква». Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Закреплять умение в нахождении места звука в слове. Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову. Учить подбирать слова по смыслу в предложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по обучению грамоте
«Задания от Мудрой Совы»
в подготовительной группе
Составила: воспитатель
Муталлапова Г.М.
г. Салават
Доминирующая область: «Речевое развитие»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Интегрированные задачи:
Образовательные: Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости, понятия «звук», «слово», «буква».
Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Закреплять умение в нахождении места звука в слове. Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову. Учить подбирать слова по смыслу в предложение.
Развивающие: Развивать у детей словарь по заданной теме, навыки словообразования. Развивать речь детей. Развивать фонематический слух, слуховое внимание, формировать ориентировку в звуковой системе языка. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, обогащать лексику.
Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь. Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: письмо, буквы большие, схема предложений, модели слов для предложения, ромашка, конверты.
Раздаточный материал: фишки на каждого ребенка, карандаши, бланки с заданиями.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель звенит колокольчиком, и дети собираются вокруг воспитателя.
Мой звонок звенит, заливается,
И ребята вокруг меня собираются.
- Дети, давайте возьмёмся, за руки сделаем круг.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Улыбнитесь, дети друг другу и подарите улыбки гостям.
Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо. Хотите узнать от кого? Я сейчас открою и прочитаю вам.
«Здравствуйте, дорогие ребята, в этом году вы идете в школу. Значит, вы уже многому научились! И мне, хотелось бы проверить ваши знания. Предлагаю выполнить вам мои задания, которые будут сложными, но очень интересными. За каждое выполненное задание вы получите «букву» из «букв» составите слово - это будет пропуском в школу. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова».
Воспитатель: Ну что ребята, постараемся выполнить задания Мудрой Совы? Заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились. Какие вы у нас умники и умницы!
II. Разгадывание кроссворда.
А. Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется? (Машина)
Б. Домик есть и даже рожки
Бродит тихо без дорожки,
Лист зелёный ей, как плитка.
Это существо – … (Улитка)
В. Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи.
Громко в облаках ревёт,
Пассажиров он везёт. (Самолёт)
Г. Он пускается в проказы,
Затевает сто затей,
Рассмешить умеет сразу
Всех – и взрослых, и детей.
Ты, конечно, знаешь, кто он –
Цирковой весёлый …. (Клоун)
Д. К своим ласкается,
На чужих, ругается.
У своего теремочка,
Сидит на цепочке. (Собака).
Воспитатель: какое слово получилось? ШКОЛА. А кем вы станете, когда пойдете учиться в школу, узнаете, если соберете слово, которое рассыпалось. Нужно расставить буквы по цифрам. Что вы возьмете с собой в школу?
Пенал, портфель, тетрадь, ручку, учебник.
Звуковой анализ слова (школа).
С первым заданием вы справились, получите первую букву (А)
III. Следующее задание от Мудрой Совы.
Воспитатель: А вот и подсказки здесь в письме. Ищем первое задание. Оно находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает задание из-за зеркала)
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Мудрая Сова очень любит стихи. Однажды она начала вспоминать их, но… забыла слова. Давайте поможем ей!
1. Один мягкий и свистит
Другой, твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт…(звук)
2.Чёрные птички
На белой страничке
Молчат, ожидаю
Кто их прочитает…(буквы)
3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый…(слог)
4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу,
Если буквы в ряд сложу,
То его потом прочту…(слово)
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложенье
То получу я …(предложение)
– Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим)
– Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из предложений, слова состоят из звуков)
– Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
– Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
– Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
– Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
– Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам еще одна буква (А)!
IV. Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать задание:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Задание будем искать там, где у нас в группе книги!
Воспитатель: читаем задание, предлагаю вам ребята поиграть в игру «Составь предложение»
Читает задание:
Здесь ветер сильно погулял,
И слова все разбросал,
Вы их вместе соберите,
И предложение прочтите.
1. |___ ___ ___.
2. |___ ___ ___ ___ .
3. |___ ___ ___ ___ ___ .
– Весна, края, окутала, наши, теплом. (Весна окутала наши края теплом)
– Лёд, солнышко, на, растопило, речке. (Солнышко растопило лёд на речке)
– Ручейки, в, понеслись, речку, звонкие. (Звонкие ручейки понеслись в речку)
– Примеряют, летние, звери, шубки. (Звери примеряют летние шубки)
– Погода, теплее, стала. (Погода стала теплее)
Воспитатель: молодцы, справились с заданием. Получаете букву (К)
V. Воспитатель: Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят задание)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали
Ручками похлопали
Раз присели, два присели,
Три нагнулись и достали
Рукой левою носок,
Рукой правой потолок
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Отвернулись, повернулись,
На места свои вернулись.
Воспитатель: хорошо отдохнули, получите букву (У)
VI. Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти следующее задание, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!
Воспитатель: вот задание от Мудрой Совы: «Допишите буквы»
-Ребята, у вас на столах лежат карточки с недописанными буквами. Вам нужно их дописать, но прежде чем мы приступим, разомнем наши ручки:
Гимнастика:
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Воспитатель: внимательно посмотрите на буквы и допишите их. Определите сколько слогов в каждом слове?
– Как мы можем узнать количество слогов в слове?
– Правильно, с помощью хлопков в ладоши.
– А еще, какое мы знаем правило, как проверить, сколько слогов в слове?
– Верно, с помощью гласных, сколько гласных звуков, столько и слогов.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Получают букву (Б)
VII. Воспитатель: Что ж, ребята, продолжим:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят задание.
Задание - игра «Ромашка» (дети делятся в группы по 7 человек)
- Ребята, сейчас мы с вами разделимся на три команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, ромашку. Только одно условие: первая команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук.
Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.)
Ну, а третья команда собирает ромашку с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.)
Орех, арбуз, улитка, акула, ананас, усы, облако.
Трава, кот, рыба, цапля, лопата, кастрюля, лампочка.
Кит, мяч, белка, пирог, веревка, льдина, лебедь.
VIII. Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились, получите букву (З). Все задания выполнили, молодцы! Какое же слово у нас получилось?
- Поздравляю! Вы правильно сложили слово! Это – Азбука!
Учит читать.
Ее никак нельзя не знать!
Если изучишь хорошо,
То сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями.
– На этом наше занятие подошло к концу. Мы с Мудрой Совой вами очень довольны. Вы большие молодцы!
– Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Итог занятия:
- Ребята, вам понравилось выполнять задания Мудрой Совы?
- Что было трудным для вас сегодня?
- Что запомнилось или понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированного занятия с детьми с ОНР 6-7 лет "В гостях у мудрой совы"
Занятие способствует формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет по лексической теме "Птицы"....
Тема: "В школе Мудрой Совы"
Занятие для работы с детьми в подготовительной к школе группы по развитию речи и обучению грамоте....
организованная образовательная деятельность педагога с детьми 2 младшей группы раздел Познание (ознакомление с природой) по теме: "В гостях у Мудрой совы".
формируются представления у детей о животном мире, как смена времени года влияет на жизнь зверей в лесу, дети знакомятся с перелетными и зимующими птицами....
Мастерилка.Мудрая сова.
Поделка p1010875.jpgс использованием природного материала...
Конспект занятия из цикла "Секреты Мудрой Совы" "По-разному зовутся дети"
Формирование правового сознания у дошкольника....
"Занимательный практикум с ребусами от Мудрой Совы"
Мастер - класс в подготовительной группе. Формирование умения разгадывать ребусы разного вида. Расширение словарного запаса....
Дидактическая игра "Уроки мудрой совы" Устинских Ольга Ивановна
Цель:Способствовать формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста, выявить и закрепить знания детей по разделам ОБЖ: «Ребенок дома», «Ребенок и здоровье», «Ребенок и другие люди»...