программа дополнительного образования "Читай-ка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Гаврилова Наталья Алексеевна

Программа кружка "Читай-ка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_chitay-ka.docx156.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №86 «Былинушка»

Принята:                                                                          

на педагогическом совете

Протокол  №     от                                      

УТВЕРЖДАЮ:

ЗаведующийМАДОУ г. Нижневартовска

ДС №86 «Былинушка»

___________Л.М. Волкова

Приказ  №     от

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Проведение занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающие группы компенсирующей направленности «Читай-ка»

возраст обучающихся: дети дошкольного возрастаот 5 лет до прекращения образовательных отношений  

срок реализации: 2 года

https://cache3.youla.io/files/images/780_780/5c/c2/5cc2f6cadf5340d4011b85d2.jpg

Автор-составитель:

Гаврилова Наталья Алексеевна

            Воспитатель, педагог дополнительного образования


                                                     Нижневартовск, 2022 год

Содержание

Наименование

Страницы

1

Паспорт Программы

3

2

Пояснительная записка

3

Цель и задачи

4

Целевая группа

5

Сроки реализации Программы

6

Формы и режим занятий

7

Планируемые результаты

8

Форма подведения итогов

9

Учебно-тематический план

10

Содержание изучаемого курса

11

Календарно-тематический план

12

Средства педагогической диагностики по достижению планируемых результатов программы

13

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

14

Условия реализации Программы

15

Кадровые условия

16

Материально – техническое обеспечение

17

Учебно-методическое обеспечение

18

Методическое обеспечение

19

Список используемой литературы

Паспорт Программы

Наименование Программы

Дополнительная общеразвивающая Программа

Проведение занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающие группы компенсирующей направленности «Читай-ка»

Заказчик Программы

Родительская общественность

Исполнитель Программы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС 86 «Былинушка»

Цель Программы

Обучение слоговому чтению

Задачи Программы

Для детей 5-6 лет

Обучающие:

-овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

-обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний.

Развивающие:

-развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой анализ слова, правильно передавать его звучание.

-учить применять полученные знания в познавательной деятельности.

Воспитывающие:

- воспитание любви и уважения к русскому языку.

Для детей 6 года жизни и до прекращения образовательных отношений.

Обучающие:

Учить чтению поэтапно.

Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.

Учить ребенка выделять на слух звук из слога и слова (звуковой анализ слова).

Развивающие:

Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.

Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.

Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

Воспитывающие:

Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.

Воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты

Для детей 5-6 лет:

- овладеют умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

-сформировано умение читать простые слова путем слияния слоговых сочетаний.

-развиты мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способность слышать и воспроизводить звуковой анализ слова, правильно передавать его звучание.

Для детей 6 лет и до прекращения образовательных отношений:

- овладеют умением  составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.

- научатся  выделять на слух звук из слога и слова (звуковой анализ слова);

- развита  речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;

- развит интерес к занятиям по обучению грамоте.

- умеют самостоятельно читать небольшие детские книжки.

Целевая группа

 Группа детей дошкольного возраста от 5-6  лет и группа детей 6 лет до прекращения образовательных отношений  .

Срок реализации Программы

2 года

Разработчики Программы

Руководители (воспитатели) дополнительной платной услуги

Система организации контроля за исполнением Программы

Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №86 «Былинушка» Волкова Луиза Минигуловна,

Заместитель заведующего по ВМР  Лаишевцева Марина Николаевна,

Методист Ксензова Ольга Тимофеевна

Пояснительная записка

Пояснительная записка

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.

Новизнапрограммы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении.Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не толькоощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательномдействии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различатьгласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставиться новая задача, запомнить знак,которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо ихконструировать из палочек, лепить их из

пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т. д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Актуальность. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;

• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Отличительные особенности программы состоят в том, что педагогу необходимо сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.

С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.

Педагогическая целесообразность программы объясняется... Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах. Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, произошедших в последнее время, статус чтения, его роль, отношения к нему сильно изменились. Многие родители считают, что чтение – это не только задача по обучению детей элементарным навыкам. Чтение детей – это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как чтению. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить. В обучении чтению существуют как бы два пласта-теоретический и практический.

Цель Программы:обучение слоговому чтению

Задачи:Обучающие:

-овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

-обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний.

Развивающие:

-развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой анализ слова, правильно передавать его звучание.

-учить применять полученные знания в познавательной деятельности.

Воспитывающие:

- воспитание любви и уважения к русскому языку.

Целевая группа:дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Сроки реализации:2 года

Формы и режим занятий:

Возраст

Формы работы

Длительность

Количество в неделю

Количество в год

5-6 лет

очная

групповая

индивидуальная

25 мин

2

72

6-7 лет

        очная

групповая

индивидуальная

30 мин

2

72

Планируемые результаты:  правильное произношение букв алфавита;

- сформированное умение читать простые слова  по слогам правильно, плавно, сознательно разные по объему тексты;

- самостоятельное чтение детьми детской литературы;

Форма подведения итогов: участие в конкурсах различного уровня, участие в конкурсе чтецов дошкольного учреждения, муниципальных  конкурсах..

Учебно-тематический план

Перечень тем

Количество занятий, часов

5-6 лет

6-7 лет

теоретические

практические

всего

теоретические

практические

всего

1.

«Звуки и буквы»

1

1

1

2

2.

«Звук и буква А»

1

1

1

2

3.

«Звук У»      

1

1

1

2

4

«Звук О»

1

1

1

2

5

«Звук М, М*»

«Буква М»

1

1

2

1

1

2

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

«Звук С, С*»

«Буква С»

«Длинные и короткие слова»

«Звуки Х , Х*»

«Буква Х»

«Звуки Р, Р*»

«Буква Р»

«Звук Ш»

«Буква С , Ш

«Звук Ы»

«Звук Л, Л*»        

«Звук Л»

«Звук Н, Н*

«Звук Н»

«Звук К, К*»

«Звук Т, Т*»

«Буква Т»

«Звук И»

«Буква И»

«Слова друзья»

«Звук П, П*»

«Буква П»

«Звук З, З*»

«Буква З»

«Звук Г, Г*»

«Буква Г»

«Звук В. В*»

«Буква В»

«Звук Д, Д*»

«Буква Д»

«Звук Б, Б*»

«Буква Б»

«Звук «Ж»

«Буква Ж»

«Дифференция Ж и З»

«Буква Е»

«Дифференция Ж и Ш»

«Буква Я»

«Звук Ч»

«Буква Ч»

«Звук Щ»

«Буква Щ»

Дифференция шипящих Ч и Щ

«Буквы Ь, Ъ»

«Звук Ц»

«Буква Ц»

«Звук Ф, Ф*»

«Буква Ф»

«Дифференция согласных Ц, Ф, Ф*»

«Звук Э»

Буква Э»

Повторение

Страна «Азбука»

Итого

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

7

72

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

72

Содержание изучаемого курса

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Развитие речи». Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.

2. «Социально-коммуникативное развитие». Формирование целостного взгляда на окружающую социальную среду и место человека в ней. Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

3. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижные игры, динамические паузы

Тематический план первого года обучения

Тема

Количество занятий

Цель

«Звуки и буквы»

1

- познакомить детей с понятием «звук», «буква»; – дать понятие об артикуляционном аппарате;

- развивать интерес и внимание к слову;

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Звук и буква «А»

1

- познакомить детей со звуком «А»

   (артикуляция звука);

- учить находить этот звук в словах;

- познакомить детей с буквой А;

- развивать умение определять 1-й звук в слове;

- развивать способность называть слова с заданным звуком;

-развивать фонематический слух.

Звук «У»

1

- закрепить знания детей о звуке «А».

- познакомить детей со звуком «У».                             - уточнить произношение звука в изолированном виде и в словах.    

- учить делить слова на слоги.

- формировать умение отвечать на вопросы.

Звук «О»

1

- познакомить детей со звуком «О».  

- уточнить произношение звука в словах и в изолированном виде.

- учить придумывать рифмы слов.

-развивать фонематический слух.

- воспитывать умение выслушивать ответы других детей.

Звуки «М», «М’»

2

- познакомить детей со звуками ««М» и «М’».                                                           - познакомить детей с твердыми и мягкими согласными звуками.                

- учить интонационному выделению звука в слове.                                

- учить называть 1-й звук в слове.    

- воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

Звуки «С», «С’»

2

- познакомить детей со звуками «С» и «С’».                                                                - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки.                                                          - продолжать учить определять 1-й звук в слове

- развивать фонематический слух.  

- воспитывать стремление участвовать в работе на занятии.

«Длинные и короткие слова»

1

- продолжать расширять представление о словах.                                         - познакомить детей с протяженностью слов.

- учить делить слова на слоги.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

-развивать фонематический слух.

- формировать навыки вежливого общения.

Звуки «Х»,«Х’»

2

- познакомить детей со звуками «Х» и «Х’».                                                               - учить определять 1-й звук в слове.    

- закрепить умение дифференцировать звуки.                                            - развивать умение называть слова с заданным звуком.                              

- развивать фонематический слух и речевое внимание.                                

- воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

Звуки «Р», «Р’»

2

- познакомить детей со звуками «Р» и «Р’».                                                                - продолжать учить определять 1-й звук в слове.                                             - закрепить умение интонационно выделять звук в словах.                        

-дифференцировать звуки по твердости и мягкости.                                  

- развивать интерес и внимание к слову.

Звук «Ш»

2

- познакомить детей со звуком «Ш».    

- учить интонационно выделять звук в словах.                                            - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

Звук «Ы»

1

- закрепить знания детей о гласных звуках.                                                       - познакомить детей со звуком «Ы».      

- учить определять наличие звука в слове.                                                         - продолжать учить делить слова на слоги.                                                         - развивать фонематическое восприятие.          

- воспитывать интерес и внимание к слову.

Звуки «Л», «Л’»

2

- познакомить детей со звуками «Л» и «Л’».                                                                - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить отличать согласные звуки от гласных.                                                     - закрепить умение определять 1-й звук в слове.                                             - познакомить детей с многозначностью слов.                                              - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

Звуки «Н», «Н’»

2

- познакомить детей со звуками «Н» и «Н’».    

- продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

- закреплять умения детей определять 1-й звук в слове.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звуки «К», «К’»

2

- познакомить детей со звуками «К» и «К’».                                                               - продолжать учить определять 1-й звук в слове.                                             - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Звуки «Т», «Т’»

2

- познакомить детей со звуками «Т» и «Т’».                                                                - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить определять 1-й звук в слове

- развивать умение называть слова со звуками «Т» и «Т’».                                                                

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук «И»

1

-  познакомить детей со звуком «И».                                                                – учить определять наличие звука в словах.                                                       - учить называть слова с этим звуком.                                                                   - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу.

Слова - друзья

1

- закрепить знания детей о гласных звуках.                                                        - сравнивать слова по звучанию.                             - развивать умения подбирать слова, звучащие похоже к заданному.    

- воспитывать интерес и внимание к слову.                                                       - воспитывать привычку слушать внимательно.

Звук «П», «П’»

2

- познакомить детей со звуками «П» и «П’».                                                              - продолжать учить интонационному выделению звуков в словах.            

- продолжать учить дифференцировать согласные звуки по мягкости и твердости.                                              - продолжать учить определять 1-й звук в слове.                                             - развивать интерес и внимание к слову.

Звуки «З», «З’»

2

- познакомить детей со звуками «З» и «З’».                                                                - учить интонационному выделению звука в слове.                                    

- продолжать учить делить слова на слоги.                                                          - развивать умение определять 1-й звук в слове.

- развивать интерес и внимание к слову.                                                            - воспитывать положительную самооценку у детей.

Звуки «Г», «Г’»

2

- познакомить детей со звуками «Г» и «Г’».                                                                - продолжать определять 1-й звук в слове.                                                          - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.                            

- развивать фонематический слух.    

- воспитывать умение выслушивать ответы друг друга.

Звуки «В», «В’»

2

- познакомить детей со звуками «В» и «В’».                                                                - продолжать учить интонационному выделению звуков «В» и «В’» в словах.                                                              - учить определять 1 звук.

- закрепить умение делить слова на слоги.                                                                       - воспитывать желание заниматься и узнавать новое.

Звуки «Д», «Д’»

2

- познакомить детей со звуками «Д» и «Д’».                                                               - учить интонационному выделению звука в слове.                                  

- закрепить дифференциации звуков «Д» и «Д’».                                                 - закрепить умение определять 1-й звук в слове.                                              - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Звуки «Б», «Б’»

2

- познакомить детей со звуками «Б» и «Б’»

- учить дифференцировать звуки на твердые и мягкие.                                  

 - закреплять умение определять 1-й звук в словах.                                        

- развивать интерес и внимание к слову.

Звук «Ж»

2

- познакомить детей со звуком «Ж».

- учить интонационно выделять звук  «Ж» в словах.                                    

 – учить называть слова с этим звуком.                                                             - продолжать учить подбирать рифмы к словам.                                                    – развивать речевое внимание и фонематический слух.                          

- воспитывать дружеские взаимоотношения.

Дифференциация «Ж» - «З»

2

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуке «З».                                                           - учить называть слова на заданный звук.                                                             - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Дифференциация «Ж»- «Ш»

2

- закрепить знания детей о звуке  «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «Ш».                                                           - учить называть слова на заданный звук.                                                             - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук «Ч»

2

- познакомить детей со звуком «Ч».

- дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким.

- учить определять 1-й звук в слове.                            

- развивать фонематическое восприятие.        

Звук «Щ»

2

- познакомить детей со звуком «Щ».

- дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким.

- продолжать учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить сравнивать слова по звучанию.

- развивать умение подбирать слова с заданным звуком.

Дифференциация шипящих «Ч», «Щ».

2

- закрепить знания детей о звуке «Ч».

- закрепить знания детей о звуке «Щ».                                                           - учить называть слова на заданный звук.                                                             - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук «Ц»

2

- познакомить детей со звуком «Ц».

- учить интонационному выделению звука «Ц» в слове.

- сравнение слов по звучанию.

- развивать  умение подбирать слова с заданным звуком.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звуки «Ф», «Ф’»

2

- познакомить детей со звуками «Ф» и «Ф’».                                                           - продолжать учить определять 1-й звук в слове.                                             - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.                            

- учить называть слова на заданный звук.                                                             - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Дифференциация согласных  «Ц», «Ф»,«Ф’»

2

- закрепить знания детей о звуке «Ц».

- закрепить знания детей о звуках «Ф» и «Ф’» .                                                          - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.                          

- учить называть слова на заданный звук .                                                           - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук «Э»

1

- продолжать учить делить слова на слоги.                                                           - познакомить детей со звуком  «Э».                                                     - учить определять наличие звука в словах.                                                        - учить называть слова с этим звуком.

- воспитывать умение выслушивать ответы других.

Повторение. Индивидуальные  коррекционные  занятия.

7

- определение начального гласного под ударением и согласного звуков в слове.

Нахождение заданных звуков в слове.

72 занятия

Тематический план второго года обучения

Тема

Количество занятий

Цель

«Звуки и буквы»

1

-развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- закрепить знания детей об артикуляционном аппарате.

- развивать интерес и внимание к слову.                                                       - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Слова.  Звуки»

1

- закрепить знания детей о понятии «звук», «буква».

- закрепить представление детей о слове.                                                  - закрепить знания детей о протяженности слов.                                - развивать представления детей омногообразии слов.

Звук и буква «А»

2

- уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука).                                                - учить находить этот звук в словах.                                              - закрепить умения придумывать слова на звук «А».

- закрепить умение определять 1-й звук в слове.                                    - развивать способность называть слова с заданным звуком.

Звук и буква «У»

2

- закрепить знания детей о звуке «У».- познакомить детей с буквой «У».                                           - закрепить умение детей делить слова на слоги.                                    - продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в слове.                                                      - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук и буква «О»

2

- закрепить умения детей называть слова со звуком «А».

- закрепить знания детей о звуке «О».-  учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах.                                        - продолжать учить определять 1-й и последний звуки в словах.                                           - развивать умения анализировать, делать выводы                            - воспитывать доброжелательные отношения.

Звуки «М», «М’»,

Буква М

2

- закрепить знания детей о звуках «М», «М’».                                                                                            – развивать умение отличать гласные звуки от согласных.

- развивать умение составлять прямые и обратные слоги.              

- формировать умение определять позицию звука вслове.

- воспитание у детей положительных эмоций от выполнения задания.

Звуки «С», «С’»,

Буква С

2

- закрепить знание детей о звуках «С» и «С» ’.                                                                - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки.                                                          - продолжать учить определять 1-й звук в слове.

- развивать фонематический слух.

- воспитывать стремление участвовать в работе на занятии.

Звуки «Х», «Х’»,

БукваХ

1

- закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.                                 - уточнить знания детей о звуке «Х», «Х’».

- продолжать учить определять позиция звука в слове.

- закрепить умение делить слова на слоги.                                              

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать положительную самооценку.

Звуки «Р», «Р’»,

Буква Р

2

- уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р’».                                                                - продолжать учить определять 1-й звук в слове.                                             - закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

-дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звук и буква «Ш»

1

- закрепить знания   детей о звуке «Ш».

 - учить интонационно выделять звук в словах.                                           - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие).

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

«С-Ш»

2

- учить интонационно выделять звук в словах.                                            - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие).

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

Звук и буква «Ы»

1

- закрепить знания детей о звуке«Ы».                               - закрепить умение определять позицию звука в слове.

– учить изменять слова при помощи добавления звуков в слово.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

«И-Ы»

1

- уточнить знания детей о звуках «И» и «Ы».

- учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах.

- развивать понимание смыслоразличительной функции звука.    

- воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей.

Звуки «Л», «Л’»,

Буква Л

2

- закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л’».                                                                - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить отличать согласные звуки от гласных.                                                     - закрепить умение определять 1-й звук в слове.                                             - познакомить детей с многозначностью слов.                                              - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

«Л-Р»

1

- закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

- продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить отличать согласные звуки от гласных.                                                     - закрепить умение определять 1-й звук в слове.

Звуки «Н», «Н’»,

БукваН

2

- закрепить знания детей о звуках«Н», «Н’».                                                           - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.    

- закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках.                                                                            – воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Звуки «К», «К’»,

БукваК

2

- закрепить знания детей о звуке «К», «К’».                                                             - формировать умение определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.                                              - развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

- познакомить детей с буквой К.                                                   - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.                                             – формировать умение разгадывать ребусы.                                          - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу.

Звуки «Т», «Т’»,

Буква Т

2

- закрепить знания детей о звуке «Т»,«Т’».  

- формировать умение называть слова с этими звуками.                                                                                  - развивать звуковую культуру речи.                                                        - воспитывать умение внимательно слушать.

- закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.                                              - продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.                                              - развивать интерес и внимание к слову.

Звук и буква «И»

2

- закрепить знания детей о звуке «И».                                                             – познакомить детей с буквой И.                                           - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- воспитывать положительные эмоции от выполнения заданий.

Звуки «П», «П’»,

Буква П

2

- закрепить умение отличать звуки от букв.                                              - закрепить знания детей о звуке «П», «П’».                                                             - формировать умение определять 1-й звук в слове.

-формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

- закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.                                              - развивать фонематический слух и речевое внимание.

- воспитывать положительную самооценку детей.

Звуки «З», «З’»,

Буква З

2

- закрепить знания детей о звуке«З» и «З’».                                                                - учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить делить слова на слоги.                                                          - развивать умение определять 1-й звук в слове.

- развивать интерес и внимание к слову.                                                            - воспитывать положительную самооценку у детей.

«С-З»

2

- учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить делить слова на слоги.                                                         - развивать умение определять 1-й звук в слове.

Звук и буква «Й»

2

- закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.                                              - познакомить детей со звуком «Й».

- продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений.                                - развивать фонематический слух и речевое внимание.

«Й-И»

2

- учить определять наличие звука в словах.                                                      - учить называть слова с этим звуком.                                                                  - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу.

Звуки «Г», «Г’»,

БукваГ

1

- закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’».                                                                - продолжать определять 1-й звук в слове.                                                           - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.                              

- развивать фонематический слух.

- воспитывать умение выслушивать ответы друг друга.

«Г» - «К»

1

- уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’».                                                          

-формировать умение называть слова с этими звуками.                                                

-продолжать учить детей давать качественную характеристику звукам.                      

- закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в слове.                                              - учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.                                          

 - развивать звуковую культуру речи.

Звуки «В», «В’»,

БукваВ

1

- познакомить с буквой В.

- продолжать учить соотносить буквы и звуки.                                                                                                         - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

- воспитывать сдержанность и внимание.

Звуки «Д», «Д’»,

БукваД

2

- закрепить знания детей о звуках.

- познакомить детей с буквой Д.            

- закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.                                                    - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов.                                      - развивать речевое         внимание и фонематический слух.            

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Д-Т»

1

- закрепить умение детей    определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость.                                        - закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’».                                    

- закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах.                                                           - закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах.                                                

-формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

Звуки «Б», «Б’»,

Буква Б

1

- закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями.                                                  - уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’».                                                                    - познакомить с буквой Б.                        

- продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости.                          - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими.                                                                   - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение.                                                             - воспитывать умения положительно оценивать ответы   товарищей.

«Б-П»

1

- закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б’», букве Б.

- закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П.

-развивать фонематический слух.

-учить определять нужный звук в начале, в середине, в конце.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звуки «Ж»,

БукваЖ

1

- уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж.                                                         - познакомить детей с термином «шипящие звуки».                                      

- закрепить умение отличать шипящие звуки.                                                     - продолжать учить изменять слоги и получать новые слова.                              

- продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений.                                   - продолжать учить давать качественную характеристику звукам.                

- воспитывать умение контролировать свои действия.

«Ж-З»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «З», «З’».                                                           - учить называть слова на заданный звук.                                                            - развивать фонематический слух и речевое внимание.

«Ж-Ш»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «Ш».                                                           - учить называть слова на заданный звук.                                                            - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук и буква «Е»

1

- закрепить знания детей о звуке«Е» и букве Е.                                          - развивать внимание, культуру речи.

Звук и буква «Я»

1

- закрепить знания детей о звуке«Я» и букве«Я».

- продолжать учить определять позицию звука в слове.                  

 - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги.

- формировать умение разгадывать ребусы.

«А-Я»

1

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги.

- формировать умение разгадывать ребусы.

Звук и буква «Ю»

1

- познакомить детей со звуком и буквой «Ю».

- формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими.                                                 - познакомить детей с термином «предложение» - развивать фонематический слух.

- совершенствовать навык доброжелательного отношения.

Звук и буква «Ё»

1

- познакомить детей со звуком «Ё» и буквой Ё.                                      - продолжать учить определять позицию звука в слове.

 - формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков.

- развивать интерес и внимание к слову.                                                      - вырабатывать умение внимательно слушать взрослого.

«Дружные звуки»

(звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е»)

1

- уточнить знания детей о двойных звуках                                            - закрепить знания детей в определении позиции звука в слове.

- дифференцировать понятия звук и буква.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу.

Звук и буква «Ч»

1

-уточнить знания детей о звуке «Ч».                                            - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.                                             - закрепить умение делить слова на слоги.                                                             - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова.                                                           - продолжать учить соотносить понятия звук и буква.

- воспитывать умение спокойного общения на занятии.

«Ч»-«С»-«Ш»

1

- закрепить знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С».                                          

- учить давать качественную характеристику звукам.                                              

- продолжать учить определять позицию звука в слове.                                      

- формировать умение соотносить понятия звук и буква.                                  

– продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.                                                                  

«Ч-Т’»

1

- продолжать учить давать качественную характеристику звукам.                        

- продолжать учить соотносить понятия звук и буква.                                          

 - учить давать положительную оценку ответам товарищей.

Звук и буква «Э»

1

- закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука).                                  -   продолжать учить устанавливать кол-во

повторяющихся звуков в словах.                                        - расширять представления детей об окружающем мире.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук и буква «Ц»

1

- уточнить знания детей о звуке «Ц».                                         - закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С».                                      

- закрепить умение детей определять последний звук в слове.                                      

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.                                          

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Ц-Ч»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч».                                          - закрепить умение детей определять последний звук в слове.                                      

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.                                          

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Ц-С»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «С».                                         - закрепить умение детей определять последний звук в слове.                                      

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.                                          

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Ц-Ч-С»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С».                                        - закрепить умение детей определять последний звук в слове.                                      

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф

1

- закрепить знания детей о звуке «Ф»,«Ф’».                                                              - закреплять умение определять позицию звука в слове                    

- развивать умение разгадывать ребусы.                                                   - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения.

- закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений.                                               – продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове.                                                   - развивать речевое внимание и фонематический слух.

Звук и буква «Щ»

1

- уточнить знания детей о звуке «Щ».                                           - учить давать качественную характеристику звуку.                                              

- продолжать учить определять позицию звука в слове.                                    

- формировать умение соотносить понятия звук и буква.                                  

- продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.                                                                  - развивать интерес и внимание к слову.

«Щ-С»

1

- учить давать качественную характеристику звуку.                                              

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

«Щ-Ч»

1

- закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч».                                                          

 - продолжать учить давать качественную характеристику этим звукам.                        

 - продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими.

- продолжать учить соотносить понятия звук и буква.                                          

- учить давать положительную оценку ответам товарищей.

Звук и буква «Ь», «Ъ»

1

- познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.

- объяснить значение букв в словах.

- упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.

- упражнять в звуковом анализе слов.

«Страна Азбука»

1

- обобщить знания детей о гласных и согласных буквах.                                        

- уметь отличать гласные буквы от согласных.  

- уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова.

- уметь делать звуковой анализ слогов и слов.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей.

72 занятия

Средства педагогической диагностики по достижению планируемых результатов программы

Таблица 1

ФИ ребенка

Критерии

1

2

3

Нач.г

Кон.года

Нач.г

Кон.года

Нач.г

Кон.года

1

Оценка уровня:

«Высокий» - все задания выполняет без помощи взрослого.

«Средний» - есть некоторые затруднения.

«Низкий» - не справляется с большей частью заданий.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Цель взаимодействия с семьёй — обеспечение   психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах воспитания и развития индивидуальных способностей детей.

Задачи:

1.повышать психолого-педагогическую компетентность родителей;

2.оказывать практическую и теоретическую помощь родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

3.организовать проведение совместных мероприятий: участие конкурсах и выставках, различных мероприятиях;

4.пробуждать интерес родителей к успехам своего ребёнка, устанавливать теплые доверительные отношения, положительный эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

5.создание и подкрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями на объединение усилий по развитию способностей детей.

Информирование и деятельность происходит при непосредственном контакте педагога с родителем или использовании дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.).

Условия реализации Программы

Кадровые условия.

Для реализации программы привлекается педагогический работник, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» без предъявления требований к стажу работы и дополнительное образование: курсы повышения квалификации в соответствии с направлением программы.

Материально-техническое обеспечение.

Организация занятий осуществляется в специальном кабинете для проведения дополнительной платной услуги, расположенном в МАДОУ города Нижневартовска № 86 «Былинушка».

Наименование оборудования

Цель

Количество

Мольберт

1

Доска магнитная

1

Азбука магнитная

1

Учебно-методическое обеспечение.

Наименование дополнительной образовательной платной услуги

Наименование Программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

Проведение занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающие группы компенсирующей направленности

«Читай-ка»

Программа, методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников.

Методическое обеспечение.

Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки.

Методическое оснащение: буквари Н.С. Жуковой для индивидуальной работы детей, авторские пособия Наталья Чистоклетова «Алфавитная рисовалка».

Приёмы и методы работы.

Наглядные (наглядные пособия, рассматривание картинок, презентации);

Словесные (объяснения, рассказ, беседа, вопросы, чтение художественной литературы);

Практические (развивающие игры, упражнения, задания, интеллектуальные витрины, игра – путешествие, самостоятельная деятельность детей).

Разминка в виде загадки, знакомство со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия. Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Закрепление нового материала даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. Развивающая игра является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для еѐ продолжения.

Список используемой литературы:

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
  2. Волина В.В. Учимся играя. - М. ,1994.
  3. Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.
  4. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс,2009.
  5. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
  6. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.:Эксмо,2009.
  7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.
  8. Журова Л.Е., ВаренцоваН.С., ДуроваН.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. -  М.: Школа-Пресс, 1998.
  9.  Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. -  М.: Гном- Пресс, 1997.
  10.  Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. -  Ярославль: Академия развития,2007.
  11. Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. -  М.: Сфера, 1999.
  12. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. -  Ярославль: Академия развития, 1997.
  13. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева -  М.: Айрис- ПРЕСС, 2007.
  14. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл, и ср. группы.  – М.: Школьная пресса, 2000.
  15. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо,2007.
  16. Пятак С.В. Читаю легко и правильно. -  М.: Эксмо,2007.