Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Пары Б – П, З – С.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект по подготовке к грамоте в подготовительной группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект по подготовке к грамоте в подготовительной группе.
Составила воспитатель Кузнецова О.А.
Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Пары Б – П, З – С.
Цель: формирование навыка дифференциации глухих и звонких согласных звуков.
Задачи:
1. закрепить у детей знания о характеристике согласных звуков;
2. формировать у детей знания о способах определения звонкости и глухости согласных звуков;
3. упражнять в умении составлять слово из слогов;
3. закрепить у детей навыки составления предложений, в том числе с предлогом, без опоры на схему;
4. развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Ход НОД:
- Мотивация: Воспитатель говорит, что сегодня на вахте оставили посылку для детей нашей группы. Интересно, что в ней? (в посылке два символа «колокольчик» и «наушники», и домик для букв с незаселёнными картинками, игры, схемы и письмо). Письмо: «Здравствуйте, дети подготовительной группы № 14. Мы в мире «Грамматике» знаем, что в этом месяце многие из вас учувствовали в олимпиаде по грамоте и математике. Поскольку вы уже большие и осенью пойдёте в 1 класс, мы предлагаем пройти вам совместную олимпиаду, от всей группы. В стране «Грамматики» проверят выполнение заданий и за участие вас ожидает приз. В посылке вы найдёте всё необходимое для участия. Успеха вам и ждём ваших результатов!»
Ну что, ребята, приступим к заданиям?
- Ну что ж, я достаю из посылки первую игру. Это игра «Узнавай-ка!»
Звуки любят прятаться в словах. Поиграем в игру. Я буду показывать вам картинки. Тот, на кого я укажу, назовёт картинку словом. Если вы в этом слове услышите твёрдые звуки Б, П, С, З, то сожмёте кулачки, если эти звуки будут мягкими, то помашите ладошкой.
Бочка – почка, башня – пашня, багет – пакет, бабочка – папочка, роза – роса, зуб – суп, коза – коса, газета- кассета.
- Теперь игра «Труба»
Мы с вами на музыкальных занятиях учимся играть на музыкальных инструментах. Но никогда не играли на трубе. Поиграем, как будто мы учимся на нём играть. Упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка» стр. 41.
Задание: правильно произнести твёрдый звук Б и описать его:
- спросить ребёнка, если воздух при произнесении звука встречает преграду, какой это звук? – согласный.
- попросить приставить ладонь к горлу и произнести твёрдо звук Б – как ладонь обхватывает горло – сильно или слабо? Попросить произнести мягкий звук Б (бывает и твёрдым и мягким)
- попросить произвести звуки Б- Б, закрыв ушки ладошками - ушки «гудят» или нет?
Вывод: Б- Б - согласные, твёрдый/мягкий и звонкий.
Игра «Ёжики»
Девочка Оля всегда кормила котёнка молоком. Она наливала его в миску. Но однажды вместо «мяу» она услышала другой звук. Около миску сидел ёжик, лакал молоко и пыхтел «П-п-п».
Предложить детям упражнения «Сердитый ёжик»
Задание: правильно произнести твёрдый звук П и описать его:
1. спросить ребёнка, если воздух при произнесении звука встречает преграду, какой это звук? - согласный
2. попросить приставить ладонь к горлу и произнести твёрдо звук П – как ладонь обхватывает горло – сильно или слабо? Попросить произнести мягкий звук П (бывает и твёрдым и мягким).
3. попросить произвести звуки П- П, закрыв ушки ладошками - ушки «гудят» или нет?
Вывод: П- П - согласные, твёрдый/мягкий и глухой.
А теперь я вам показываю схему-подсказку, попробуйте самостоятельно дать характеристику звукам З – С.
Воспитатель обращает внимание на то, что согласный звук бывает одновременно твёрдым/мягким и звонким/глухим.
Так, ребята, мы с вами узнали, как давать характеристику согласному звуку. Но здесь (в посылке) я вижу вот такие символы (колокольчик и наушники). Тут написано, что они будут нужны нам для звукового анализа слов. А анализ, вы знаете, удобнее делать за столами.
- Звуковой анализ слов ЗУБЫ, СУП.
Перове слово – это бусы. Но теперь нам нужно не только показать твёрдость-мягкость согласного, но глухость-звонкость. У нас есть подсказка – колокольчик как звонит? - Звонко. Может мы его положить на место звонкого согласного звука? – да. А если мы оденем наушник, нам как слышно? – Приглушенно, глухо. Можем мы этим значком обозначить глухие согласны? – Да.
У детей в раздаточной материале есть значки для определения глухости-звонкости согласных звуков.
Самостоятельная работа детей. Проверка – воспитатель указывает на детей, и они по очереди называют характеристику звуков. Остальные проверяют.
Воспитатель просит заселить «буквы» в домик. Демонстрирует домик с приклеенными значками «колокольчик» по левой стороне, «наушники» - по правой. Дети согласно характеристике согласных определяют их «квартирку».
- Физминутка за столами.
Ветер дует нам в лицо, (Взмахи руками перед лицо).
Закачалось деревцо. (Наклоны туловища слева направо, руки медленно опустить вниз.
Ветерок все тише, тише,
Деревце всё выше, выше. (Руки поднять вверх, подняться на носках).
Ветер снова набежал, (Взмахи руками над головой).
Стаи птичек разогнал. (Плавные махи руками с продвижением вперед)
Закружились, полетели (Покружиться на месте).
И тихонечко присели. (Сесть на своё место за столом)
- Игра «Составь слово» из слогов.
Вижу в посылке ещё игры, следующая игра, нужно составить из слогов слова. С правой стороны листка написаны слоги, а с левой слоги «БА», «ПА», «СЫ», «ЗЫ». Вам нужно их нужно соединить.
РЕ-ПА, ШУ-БА, ЛА-ПА, РЫ-БА, БУ-СЫ, ЧА-СЫ, ВА-ЗЫ, РО-ЗЫ
Проверим, какие слова у вас получились. Дети выборочно называют слова, остальные проверяют.
Думаю, вы уже устали сидеть за столами, поэтому у нас есть ещё одна игра, чтобы подвигаться. Сейчас на ковре из мешочка вы достанете по одной фишке и объединись в команды. Вам надо будет найти детей с те ми же фишками, что и у вас.
- Игра «Найди игрушку на заданный звук»
Дети вынимают из мешочка по одной фишке (красную, синюю, зелёную). Необходимо собраться в три команды и найти по одной игрушке, где первый звук либо гласный, либо твёрдый согласный, либо мягкий согласный.
Как только игрушка найдена, дети возвращаются к своей команде. Далее идёт проверка на правильность выполнения задания.
- Дидактическое задание «Составь предложение»
Ребята, вспомним, с помощью чего мы говорим? – Слов. А если соединить несколько слов что получится? - Предложение. А если я скажу «стол вазу на поставили». Это предложение? Нет. Почему? Нет смысла. В предложении должен быть смысл. Я сейчас правильно произнесу предложение, а вы хлопками посчитаете сколько в нём слов – «Вазу поставили на стол». Как посчитать сколько слов в этом предложении? Мы умеем с вами определять по количеству хлопков ладошками, обозначали слова чёрточками. Сегодня я предлагаю вам «написать» предложение с помощью счётных палочек. Удобнее это будет сделать за столами.
(Обратить внимание на слово-помощник «на» (обозначаем зелёным квадратом); на то, одна счётная палочка – это одно слово.).
- Ваза.
- Вазу поставили.
- Вазу поставили на стол.
- Итог:
Вот и подошла к концу наша групповая олимпиада. Мы сегодня выполнили задания, которое нам прислали из страны «Грамматика»? Кто скажет, какие задания мы сегодня выполняли? (узнать, что означают новый символы – колокольчик и наушники и научиться давать полную характеристику согласным звукам). А что мы повторили сегодня? О чём мы уже знали? (умеем читать слоги, знаем, что такое «слог», умеем выделять звуки в словах, знаем, что такое «предложение»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"...
Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков
Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...
Презентация по теме: "Дифференциация звонких и глухих согласных звуков"
Этапы коррекционной работы по дифференциации звонких и глухих согласных звуков с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения....
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....
Конспект занятия «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков» (ОНР, 2-й год обучения)
Тема: «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков» (ОНР, 2-й год обучения)Цели: 1. Закрепить навык различения звонких и глухих согласных звуков в слогах, словах, предложени...
Рабочая тетрадь Пиши-Стирай "Дифференциация звонких и глухих согласных"
Данный материал будет полезен учителям-логопедам и учителям начальных классов при работе над различением звонких и глухих согласных. Интересным и увлекательным работу сделает фломастер...
Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в картинках: Г- К (птицы)
Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнок должен определить наличие звука Г или К в названии птицы и соединить соответствующую букву с изображением, а также - выполнить дополнительные задания....