Конспект занятия «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков» (ОНР, 2-й год обучения)
план-конспект занятия по логопедии

Гончарова Елена Владимировна

Тема: «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков» (ОНР, 2-й год обучения)

Цели: 1. Закрепить навык различения звонких и глухих согласных звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова (тигр).

4. Составлять предложения по опорным словам и схеме.

5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, память.

 

Оборудование: предметные картинки с изображением животных (волк, верблюд, зебра, жираф, тюлень, крокодил, слон, тигр, бегемот);  мяч, сюжетная картинка «Зоопарк», «волшебная кнопка», «клетки» (для расселения животных), индивидуальные наборы для составления схемы слова, набор для составления схемы слова на доске, схема предложения, буквы (носорог); карточки со слогами, зашифрованными словам и, предложениями;  портреты-раскраски животных, музыка, указка.

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(Психогимнастика).

Логопед (Л): Изобразите добродушного слона, сердитого тигра, испуганную обезьяну.

Дети изображают.

Л: Где мы можем увидеть этих животных?

Ребята (Р): Мы можем увидеть их в зоопарке.

Л: А вы хотите побывать в зоопарке?

Р: Да, хотим.

Л: Но прежде, чем мы туда попадём, вспомним, какие бывают звуки?

Р: Звуки бывают гласные и согласные.

Л: Почему звуки называются гласными?

Р: Если воздушная струя, выходя изо рта, не встречает преград на своем пути, такие звуки называются гласными.

Л: Какие звуки называются согласными?

Р: Если воздушная струя, выходя изо рта, встречает преграды на своем пути (губы, зубы, язык), такие звуки называются согласными.

Л: Что мы знаете о согласных звуках?

Р: Согласные звуки бывают глухие – звонкие, твёрдые – мягкие, свистящие – шипящие.

 

  1. Постановка цели занятия.

Л: Сегодня мы с вами побываем в зоопарке и поговорим о звонких и глухих согласных.

 

  1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори»

а) Л: Поиграем в игру «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».

Л: га-га-га Р: га-га-га

ты-ды-ды ты-ды-ды

ву-фу-ву ву-фу-ву

зы-сы-зы зы-сы-зы

по-бо-бо по-бо-бо

жи-жи-ши жи-жи-ши

са-за-са са-за-са

ба-па-ба ба-па-ба

до-то-до до-то-до

Л: Молодцы! Вы были внимательными и правильно повторили цепочки слов.

2) Игра «Наоборот»

Л: Следующая игра «Наоборот» (с мячом). Замените в словах первый глухой звук на звонкий, чтобы получилось новое слово.

Л: том Р: дом

фаза ваза

тачка дачка

почка бочка

точка дочка

палка балка

колос голос

сайка зайка

шар жар

Л: Что общего во всех словах?

Р: Все слова начинаются с согласных звуков.

Л: Чем отличаются?

Р: В Ваших словах 1-е звуки – глухие согласные, а в наших словах – звонкие согласные.

Л: Молодцы! Вы правильно назвали все слова.

 

  1. Выделение звонких и глухих согласных звуков из слов.

Л: А теперь нажмём «волшебную кнопку» и окажемся в зоопарке. (музыка).

Л: Вот мы и в зоопарке.

(На мольберте переворачивается картинка с изображением зоопарка). Кого мы увидели в зоопарке?

Р: Мы увидели слона, тигра, льва,… и т.д.

Дети по одному садятся на свои места.

Л: «Раз, два, три», картинку переверни. Расселим животных по клеткам. В верхнюю поселим животных, названия которых начинаются со звонкого согласного звука. В нижнюю клетку – животных, названия которых начинаются с глухого согласного.

Дети выходят к доске по одному, ставят картинку.

Р: Бегемот . Звук б’ – звонкий согласный звук.

Аналогично другие дети.

Л: Молодцы! Вы правильно «расселили»» животных по клеткам.

Л: Какое животное «лишнее» в первой клетке, догадайтесь?

Р: В первой клетке «лишнее» животное – волк.

Л: Почему?

Р: Потому что волк – это дикое животное наших лесов (средней полосы), а все остальные – животные жарких стран.

Л: Во второй клетке?

Р: Во второй клетке лишнее животное – тюлень.

Л: Почему?

Р: Потому что тюлень – это животное Севера, а все остальные животные жарких стран.

Л: Молодцы! Вы правильно назвали «лишних» животных.

 

  1. Звуко-слоговой анализ слова тигр.

Л: Ребята, с нами хочет поиграть животное. Угадайте, кто это? В его названии 1-й звук – т’, а последний – р.

Р: С нами хочет поиграть тигр.

Л: Составьте схему слова тигр.

1 ребёнок составляет у доски.

Л: Сделаем анализ этого слова. Дима, начинай.

Р: В слове тигр – один слог, потому что в этом слове – один гласный звук – и.

Л: Назовите звуки по порядку.

Р: Первый звук – т’ – согласный, глухой, мягкий.

Второй звук – и – гласный.

Третий звук – г – согласный, звонкий, твёрдый.

Четвёртыё звук – р – согласный, звонкий, твёрдый.

Л: Молодцы! Вы угадали животное, правильно составили схему слова.

 

  1. Составление предложений по опорным словам и схеме.

Л: Вспомним, что такое предложение?

Р: Это когда слова дружат между собой и о чём-то сообщают.

Л: Послушайте, какое предложение я составила о тигре по данной схеме.

Голодный тигр охотится за антилопой.

Л: Составьте свои предложения о других животных, используя данную схему.

Дети составляют и называют предложения.

Л: Молодцы! Вы правильно составили предложения.

 

  1. Физминутка.

Л: А сейчас немного отдохнём.

Покажем, как животные делают зарядку.

Звери делают зарядку – (Ходьба на месте, руки на поясе)

Кто вприскочку, (Прыжок вверх)

Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед)

Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи (руки свободно опущены))

Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи)

Сделаем руками взмах, (Руки в стороны)

Вправо мах и влево мах, (Маховые движения ногами вправо-влево)

Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе)

Присед, (Присед)

Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны)

Всем спортсменам

Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола)

Стройными, красивыми

Все хотим мы стать,

Добрыми и сильными,

Чтоб весь мир обнять.

 

  1. Игра «Слоги рассыпались»

Л: Следующее задание. «Слоги рассыпались». Соберём из слогов слова.

По одному ребёнку выходят к доске, составляют и читают слова (жи-раф, ли-са, зеб-ра, мар-тыш-ка).

Л: Почему после Ж слышится звук Ы, а пишем букву И?

Р: Мы знаем правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Л: Молодец!

Л: Прочитаем эти слова ещё раз.

Другие дети читают слова с доски.

Л: Молодцы! Вы правильно составили и прочитали слова.

 

  1. Чтение и анализ предложений.

Л: Продолжаем. «1,2,3» полоски переверни. Прочитайте предложения, правильно употребляя слова в скобках.

Дети исправляют ошибки и читают предложения. По ходу чтения проводится анализ, дети вспоминают правила написания предложений.

Л: Вы правильно исправили ошибки и прочитали предложения.

Л: Наше путешествие закончилось, пора возвращаться в детский сад. Нажимаем на кнопку. (музыка).

Картинка с зоопарком убирается.

Л: Вот мы и в детском саду.

 

  1. Итог занятия.

Л: Где мы были?

Р: Мы были в зоопарке.

Л: Что делали?

Р: Расселяли животных по клеткам. Составляли схему слова. Читали слова, предложения.

Л: Вы очень хорошо вели себя в зоопарке, быстро и правильно выполняли все задания и очень понравились животным. Поэтому они прислали вам свои портреты-раскраски. Вечером вы их дорисуете и составите о каждом животном рассказ. Благодарю вас за занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gluhie_i_zvonkie_zvuki_12.22.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков» (ОНР, 2-й год обучения)

Цели: 1. Закрепить навык различения звонких и глухих согласных звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова (тигр).

4. Составлять предложения по опорным словам и схеме.

5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, память.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных (волк, верблюд, зебра, жираф, тюлень, крокодил, слон, тигр, бегемот);  мяч, сюжетная картинка «Зоопарк», «волшебная кнопка», «клетки» (для расселения животных), индивидуальные наборы для составления схемы слова, набор для составления схемы слова на доске, схема предложения, буквы (носорог); карточки со слогами, зашифрованными словам и, предложениями;  портреты-раскраски животных, музыка, указка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(Психогимнастика).

Логопед (Л): Изобразите добродушного слона, сердитого тигра, испуганную обезьяну.

Дети изображают.

Л: Где мы можем увидеть этих животных?

Ребята (Р): Мы можем увидеть их в зоопарке.

Л: А вы хотите побывать в зоопарке?

Р: Да, хотим.

Л: Но прежде, чем мы туда попадём, вспомним, какие бывают звуки?

Р: Звуки бывают гласные и согласные.

Л: Почему звуки называются гласными?

Р: Если воздушная струя, выходя изо рта, не встречает преград на своем пути, такие звуки называются гласными.

Л: Какие звуки называются согласными?

Р: Если воздушная струя, выходя изо рта, встречает преграды на своем пути (губы, зубы, язык), такие звуки называются согласными.

Л: Что мы знаете о согласных звуках?

Р: Согласные звуки бывают глухие – звонкие, твёрдые – мягкие, свистящие – шипящие.

  1. Постановка цели занятия.

Л: Сегодня мы с вами побываем в зоопарке и поговорим о звонких и глухих согласных.

  1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори»

а) Л: Поиграем в игру «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».

Л: га-га-га Р: га-га-га

ты-ды-ды ты-ды-ды

ву-фу-ву ву-фу-ву

зы-сы-зы зы-сы-зы

по-бо-бо по-бо-бо

жи-жи-ши жи-жи-ши

са-за-са са-за-са

ба-па-ба ба-па-ба

до-то-до до-то-до

Л: Молодцы! Вы были внимательными и правильно повторили цепочки слов.

2) Игра «Наоборот»

Л: Следующая игра «Наоборот» (с мячом). Замените в словах первый глухой звук на звонкий, чтобы получилось новое слово.

Л: том Р: дом

фаза ваза

тачка дачка

почка бочка

точка дочка

палка балка

колос голос

сайка зайка

шар жар

Л: Что общего во всех словах?

Р: Все слова начинаются с согласных звуков.

Л: Чем отличаются?

Р: В Ваших словах 1-е звуки – глухие согласные, а в наших словах – звонкие согласные.

Л: Молодцы! Вы правильно назвали все слова.

  1. Выделение звонких и глухих согласных звуков из слов.

Л: А теперь нажмём «волшебную кнопку» и окажемся в зоопарке. (музыка).

Л: Вот мы и в зоопарке.

(На мольберте переворачивается картинка с изображением зоопарка). Кого мы увидели в зоопарке?

Р: Мы увидели слона, тигра, льва,… и т.д.

Дети по одному садятся на свои места.

Л: «Раз, два, три», картинку переверни. Расселим животных по клеткам. В верхнюю поселим животных, названия которых начинаются со звонкого согласного звука. В нижнюю клетку – животных, названия которых начинаются с глухого согласного.

Дети выходят к доске по одному, ставят картинку.

Р: Бегемот . Звук б’ – звонкий согласный звук.

Аналогично другие дети.

Л: Молодцы! Вы правильно «расселили»» животных по клеткам.

Л: Какое животное «лишнее» в первой клетке, догадайтесь?

Р: В первой клетке «лишнее» животное – волк.

Л: Почему?

Р: Потому что волк – это дикое животное наших лесов (средней полосы), а все остальные – животные жарких стран.

Л: Во второй клетке?

Р: Во второй клетке лишнее животное – тюлень.

Л: Почему?

Р: Потому что тюлень – это животное Севера, а все остальные животные жарких стран.

Л: Молодцы! Вы правильно назвали «лишних» животных.

  1. Звуко-слоговой анализ слова тигр.

Л: Ребята, с нами хочет поиграть животное. Угадайте, кто это? В его названии 1-й звук – т’, а последний – р.

Р: С нами хочет поиграть тигр.

Л: Составьте схему слова тигр.

1 ребёнок составляет у доски.

Л: Сделаем анализ этого слова. Дима, начинай.

Р: В слове тигр – один слог, потому что в этом слове – один гласный звук – и.

Л: Назовите звуки по порядку.

Р: Первый звук – т’ – согласный, глухой, мягкий.

Второй звук – и – гласный.

Третий звук – г – согласный, звонкий, твёрдый.

Четвёртыё звук – р – согласный, звонкий, твёрдый.

Л: Молодцы! Вы угадали животное, правильно составили схему слова.

  1. Составление предложений по опорным словам и схеме.

Л: Вспомним, что такое предложение?

Р: Это когда слова дружат между собой и о чём-то сообщают.

Л: Послушайте, какое предложение я составила о тигре по данной схеме.

Голодный тигр охотится за антилопой.

Л: Составьте свои предложения о других животных, используя данную схему.

Дети составляют и называют предложения.

Л: Молодцы! Вы правильно составили предложения.

  1. Физминутка.

Л: А сейчас немного отдохнём.

Покажем, как животные делают зарядку.

Звери делают зарядку – (Ходьба на месте, руки на поясе)

Кто вприскочку, (Прыжок вверх)

Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед)

Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи (руки свободно опущены))

Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи)

Сделаем руками взмах, (Руки в стороны)

Вправо мах и влево мах, (Маховые движения ногами вправо-влево)

Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе)

Присед, (Присед)

Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны)

Всем спортсменам

Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола)

Стройными, красивыми

Все хотим мы стать,

Добрыми и сильными,

Чтоб весь мир обнять.

  1. Игра «Слоги рассыпались»

Л: Следующее задание. «Слоги рассыпались». Соберём из слогов слова.

По одному ребёнку выходят к доске, составляют и читают слова (жи-раф, ли-са, зеб-ра, мар-тыш-ка).

Л: Почему после Ж слышится звук Ы, а пишем букву И?

Р: Мы знаем правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Л: Молодец!

Л: Прочитаем эти слова ещё раз.

Другие дети читают слова с доски.

Л: Молодцы! Вы правильно составили и прочитали слова.

  1. Чтение и анализ предложений.

Л: Продолжаем. «1,2,3» полоски переверни. Прочитайте предложения, правильно употребляя слова в скобках.

Дети исправляют ошибки и читают предложения. По ходу чтения проводится анализ, дети вспоминают правила написания предложений.

Л: Вы правильно исправили ошибки и прочитали предложения.

Л: Наше путешествие закончилось, пора возвращаться в детский сад. Нажимаем на кнопку. (музыка).

Картинка с зоопарком убирается.

Л: Вот мы и в детском саду.

  1. Итог занятия.

Л: Где мы были?

Р: Мы были в зоопарке.

Л: Что делали?

Р: Расселяли животных по клеткам. Составляли схему слова. Читали слова, предложения.

Л: Вы очень хорошо вели себя в зоопарке, быстро и правильно выполняли все задания и очень понравились животным. Поэтому они прислали вам свои портреты-раскраски. Вечером вы их дорисуете и составите о каждом животном рассказ. Благодарю вас за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...

Презентация по теме: "Дифференциация звонких и глухих согласных звуков"

Этапы коррекционной работы по дифференциации звонких и глухих согласных звуков с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения....

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....

Конспект занятия в подготовительной группе «Глухой согласный звук Ц, буква Ц»

Цели:Четкое произнесение звука Ц;Воспроизведение цепочки  слогов типа ца-цо-цу-цы, цва-цво-цвы-цву и т.д;Определение позиции звука [Ц] в слове (начало, середина,  конец);Подбор слов с заданн...

Конспект занятия в подготовительной группе «Глухой согласный звук Ц, буква Ц»

Конспект занятия в подготовительной группе«Глухой согласный звук Ц, буква Ц»...

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в картинках: Г- К (птицы)

Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнок должен определить наличие звука Г или К в названии птицы и соединить соответствующую букву с изображением, а также - выполнить дополнительные задания....

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Пары Б – П, З – С.

Конспект по подготовке к грамоте в подготовительной группе....