«Вопросы от тетушки Совы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елена Николаевна Еремченко

Обучение грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия г. Троицка»

 «ВОПРОСЫ ОТ ТЁТУШКИ СОВЫ»

занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе

                        Подготовила воспитатель:

Ерёмченко Е.Н.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.
  • Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.
  • Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове.
  • Совершенствовать навык составления предложений по схеме.
  • Развивать речь детей.
  • Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
  • Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Материал: 

  • интерактивная презентация к занятию,
  • карточки для выкладывания звуковых фишек,
  • фишки для звукового анализа (красные, синие, зеленые),
  • мольберт,
  • картинки со схемами на доске.

Ход занятия:

Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом ласково. К нам сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними. Что это за звук? Всё ясно, Мудрая Сова принесла нам письмо.

(1 слайд)

Давайте прочитаем, что в нем написано: «Ребята, в этом году вы идете в школу. Значит, вы многому научились? Я вам посылаю задания, если вы с ними справитесь, вас ждет сюрприз. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова»

 Садимся на места на свои места, спиночки прямо, ножки стоят под стулом, проверили кулачком расстояние до стола.

Постараемся выполнить эти задания? Заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились. Какие вы у нас умники и умницы! А чтобы нам было легче выполнять задания, давайте с вами сделаем гимнастику для наших губ и языка.

(2 слайд)

Задание 1.

Что такое звук?
Давайте, вспомним, чем отличается буква от звука? 

Ответы детей (Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим). 

Звуки делятся на две группы, какие? 

Дети: Гласные и согласные звуки.

Чем отличаются гласные звуки от согласных? 

Дети: Когда мы, произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, звуки которые тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно.
Совершенно верно.
Дети: а согласные встречают на своем пути преграду, это те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык.
А сейчас нам Мудрая Сова предлагает поиграть в игру

Игра «ПОЙМАЙ ЗВУК» (3 слайд)

Правила игры:

Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л – мы хлопаем в ладоши.

Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова.

Если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.

(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКА, ЛУНА, МИР, ЛЕЙКА, ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, МИСКА, КОШКА, ЛАНДЫШ, СЛИВА, САМОСВАЛ, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, ДЯТЕЛ, ЦЫПЛЕНОК, ПЕНАЛ, МАРТ) – спрашивать у детей, где стоит звук. Ответы детей.

Мы отлично справились с первым заданием Мудрой Совы.

Задание 2. «Рассели картинки по вагончикам». (4 -7слайд)

Ребята, вам надо расселить картинки по вагончикам, соответствующим количеству слогов в каждом вагоне.

Как мы можем проверить количество слогов в слове?

Дети: Слоги можно прохлопать, прошагать.

А еще, какое мы знаем правило, как проверить, сколько слогов в слове?

Верно, с помощью гласных, сколько гласных звуков, столько и слогов.

Выполняют задание у доски.

И с этим заданием Мудрой Совы вы справились. Молодцы!

Следующее задание от Мудрой Совы.  Сейчас мы с вами будем отгадывать слова и составлять звуковые схемы к словам.

(8 слайд)

Дети работают у мольберта выкладывают звуковые схемы.   Приготовили свои звуковые карточки. Красные карточки-гласные звуки, синие карточки-твёрдые согласные, зелёные карточки-мягкие согласные. Выполняют задания за столами, используют звуковые карточки. Прохожу, проверяю правильность выполнения.

Молодцы! Справились с заданием!

А теперь немножко отдохнём с весёлой Пандой (физминутка)

Игра «Найди спрятанные слова»

Вы любите играть в прятки?

В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки.

Это слова, которые прячутся в более длинных словах.

Я буду говорить вам слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв.

А чтобы вам было легче искать, я вам дам подсказку.

В спрятанных словах вы должны найти животных.

СтреКОЗА, коЛОСЬя, сУТКИ, уКРОТитель, диКОБРАз, платЕЖ, цоКОТ, ЛЕВша, заСЛОНка, КОНЬкобежец, КИТай, НиКИТа, ВасиЛИСА, поЛИСАдник, минУТКА, тРАКтор, вЛЕВо.

Задание 3 Предложение

Открываю конверт, достаю схему предложения.

Дети, как вы думаете, что это? (Ответы детей)

А что такое предложение? (предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Это законченная мысль)

Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (сколько слов в предложении)

Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)

Что ставим мы в конце предложения? (точку)

Посмотрите на схему предложения нашей Совы, сколько слов здесь? (два)

Придумайте предложение по этой схеме (дети придумывают предложения)

Молодцы!

А теперь послушайте еще одно задание.

Составьте предложение из четырёх слов, со словом….

А слово в отгадке.

Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)

(дети составляют предложения, выбрать лучшее предложение и предложить детям составить схему)

Давайте выложим из полосок схему предложения «Скоро наступит долгожданная весна»

Сколько слов в этом предложении?

Какое слово первое? Второе? Третье? Четвёртое?

С какой буквы пишется предложение? А еще, какие слова мы пишем с большой буквы, даже если они не стоят в начале предложения?

Что ставим в конце предложения?

Еще, какие знаки могут стоять в конце предложения?

Молодцы!

Много стараний вы приложили, выполняя задания Мудрой Совы.

Я думаю, она останется довольна вами.

Наверное, скоро появится и сам сюрприз.

Вы были так увлечены выполнением заданий, что и не заметили, как «прилетела» Мудрая Сова.

А вот и сюрприз! Это какое-то приглашение!

А чтобы узнать, куда вас приглашает Совушка, мы должны отгадать загадки.

А слово зашифровано в первых звуках отгадок.

Теперь дружно читаем, какое слово получилось?

ШКОЛА

Мудрая Сова нам принесла приглашение в школу.

Вас ждут там учителя осенью, 1 Сентября!

Теперь подойдите и выберите смайлик, которым вы оцените сегодняшнее занятие. Что вам особенно понравилось на занятии? Что было выполнить для вас просто, с чем были затруднения?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Задания тетушки Совы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по ознакомлению и закреплению правил безопасности в быту,на улице,дома....

НОД по ФЭМП «В гостях у тетушки Совы».

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе....

"В гостях у тетушки Совы"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для подготовительной к школе группы...

НОД "Путешествие с тетушкой Совой"

Конспект НОД «Путешествие с тетушкой Совой» Цель: расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах.Задачи:1.    Закреплять и систематизировать знани...

Путешествие с тетушкой Совой

НОД для старшей группы.Цель:расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах....

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ ВОПРОСЫ ТЕТУШКИ СОВЫ

Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности. ...