Игра - квест «На поиск букв С, З!»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Валекайте Данутэ Пятросовна

Конспект занятия в игровой форме по обучению грамоте. Цель занятия: формирование навыка дифференциации звонких и глухих согласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_kvest_na_poisk_bukv_s_z.docx140.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - квест «На поиск букв С, З!»

Цель: Формирование навыка дифференциации звонких и глухих согласных.

Задачи:

— закреплять умение дифференцировать звуки [З], [С];

— развивать фонематическое восприятие;

— формировать навыки чтения;

— расширять словарный запас;

— развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: Книга с рассказами М. Зощенко; телефон; конверты с заданиями; листы – задания; карандаши; синяя ткань; «звуковые дощечки»;  музыка для входа и выхода сыщика.

Ход квеста:

Воспитатель: Ребята! Я знаю, что вы любите детские рассказы, и сегодня я хочу познакомить вас с одним из них. Его написал Михаил Зощенко, а называется он «Бабушкин подарок». Устраивайтесь удобнее и слушайте.

Воспитатель начинает  читать рассказ.

«У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.

Она каждый ме…яц прие…жала к нам в го…ти и дарила нам игрушки. И вдобавок прино…ила … …обой целую кор…инку пирожных.…»

Воспитатель (прекращает чтение): Подождите, ребята, вы  заметили, что то здесь не так! Или мне показалось? Давайте проверим.

«И…  в…ех пирожных она по…воляла  мне выбрать то, которое мне нравит…я…»

Воспитатель (снова останавливается):  нет, не показалось! Ребята, с рассказом что – то не так! Вы не знаете, что именно не так?

Высказывания детей.

Дети: В рассказе пропали буквы!

Воспитатель: А вы узнали, что это за буквы?

(ответы детей)

Воспитатель: Что же делать, так мы  не сможем дочитать эту интересную историю! Книга испорчена!  Я, кажется, знаю, что нам делать! Нужно вызывать  гениального сыщика!

Воспитатель звонит гениальному сыщику, рассказывает ему о проблеме и просит приехать.  Через минуту слышится звук подъехавшей машины. Раздаётся стук в дверь, появляется сыщик, здоровается. Проходит в группу и внимательно осматривает детей и воспитателя.

Воспитатель:  Здравствуйте, уважаемый сыщик! У нас случилась большая неприятность,  в нашей книге исчезли буквы! И теперь мы не можем прочитать её до конца!

Сыщик: Оу, ез! Конечно я вам помогу! Какие буквы именно пропали?

Дети:  «З» и «С».

Сыщик: Когда в последний раз вы видели их на странице этой книги? (Внимательно  листает и рассматривает книгу)

Воспитатель: Совсем не давно! Ещё утром я листала эту книгу, выбирала, какой рассказ сегодня прочитать ребятам, и они были на месте.

Сыщик: Всё ясно!  Назовите мне особые приметы этих букв! Какой у них  характер?

Воспитатель: Характер? Э.. Ну если только…это..

Дети, давайте расскажем сыщику, что мы знаем про эти буквы и звуки.

Сыщик:  Чем отличаются буквы и звуки?

Дети:  Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Звук [с] – согласный, твердый, глухой; звук [з] – согласный, твердый, звонкий.

Сыщик:  Чем же отличается звук [з] от звука [с]?

Дети:  Звук [з] – звонкий, а звук [с] – глухой.

Сыщик:  Я должен кое - что проверить! Сейчас, я буду произносить ряд звуков, слогов и слов. Когда вы услышите звук «С» поднимите картинку  с изображением насоса, а когда услышите звук «З» - картинку с изображением комара.

Звуки: м, н, с, л, к, з, ч, ц, к, с, з.

Слоги: па, ло, су, ва, зу, ча, ны, зы, сы.

Слова: кубик, нога, сова, оса, зубы, ваза.

Сыщик:  Ну что ж, теперь мне сало всё понятно! Ваши буквы похитили!  Нам нужно скорее отправляться по следам похитителей.

Сыщик ещё раз внимательно всё осматривает, и обнаруживает записку, прикреплённую к столу. Он берёт записку и читает.

Сыщик:  Ну вот, теперь я знаю, кто похитил ваши буквы!  (Зачитывает записку)

«Привет! Я – Буквоежка! Ем по буковке на завтрак, на обед, на ужин. Они такие сладкие! А какие из них получаются занятные и смешные слова! Кстати, я знаю одну забавную игру.  Я немного пошалю и в словах буквы заберу. Попробуйте разгадать! И может быть,  увидите буквы свои опять!»

Воспитатель: Ребята, ну что, поиграем в игру Буквоежки?

Ответы детей (Да)

Сыщик:   Я буду читать слова, которые  испортила Буквоежка, а вы постарайтесь их собрать.

Подставляйте слоги – са или – за:    ли…;, ва…; зано…; ко…; ло…; поло…;

- су; - зу:     ве…; не…; па…; ле…; со…;

- сы или  - зы:   ро…; стреко…; воло…; берё…; арбу….

Сыщик:   Что же, с этим мы справились. Нужно найти подсказку, куда двигаться дальше.

В тот момент в группу влетает конверт.  Сыщик берёт его, открывает и достаёт записку.

«Если вы читаете эту записку, значит, вам удалось справиться с моим первым заданием в разбитых словах. Тогда, ловите следующее задание, только найдите его  сначала! А вот вам подсказка: «В вашей группе мебель есть, где в названии звук есть «С», Мебель эту отыщите и задание получите!»

Воспитатель:  ребята, вы догадались, о чём идёт речь? Что это за мебель, где в названии есть звук «С»?

Дети: Это  стул или стол…

Все внимательно осматривают столы и стулья. Находят конверт с заданием.

«Я снова решила немного пошалить, и забрала слова в стихотворениях. Попробуйте правильно назвать их»

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла …(Зима)

И в море не купаются,

И  нет у них щетинки, а все называются

Они  - морские…(Свинки)

 Жил – был маленький щенок.

Он подрос, однако.

И теперь он не щенок –

А взрослая…(собака0

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай – ка,

Кто же это?.... (Зайка)

Сыщик:   Ну вот, с этим заданием справились тоже! Теперь куда?

Смотрите,  здесь речка..  И что то лежит около неё.  Это конверт!

На конверте написано: (читает ребёнок) «Отправляйтесь в центр рисования»

Сыщик открывает конверт, читает:

«Перед вами водоём,

Вброд его не перейти.

Нужно мостик навесной

Перекинуть над рекой.

Вы слова проговорите мостик нужный положите»

Сыщик:   Всё ясно! Нам нужно перебраться через речку. Здесь есть ещё карточки со словами и дощечки, все они синего цвета. Но только на некоторых нарисован колокольчик. Я буду называть слова, но пропущу в каждом слове один звук. Подумайте, какой звук нужно добавить и назовите слово целиком.  Если слово со звуком [З], то какую доску мы положим и почему?

Ответы детей: синюю с колокольчиком.

Сыщик: Почему именно с колокольчиком?

Дети:  потому что звук «З» звонкий.

Сыщик: А если в слове будет звук «С»?

Дети: просто синюю, потому что этот звук глухой.

Сыщик: Тогда вперёд!

Дети слушают. Каждый, по очереди, добавляет нужный звук и называет получившееся слово. Выбирает нужную дощечку, и располагают поперёк реки.

О  … А, КО… А,  … АМОК, РО… А,    … ЛОН,     …ЛИВА

В центре рисования дети находят ещё конверт. Воспитатель читает: «Вы уже близко, но задания ещё не закончились. Продолжайте их выполнять, если хотите увидеть ваши буквы. Идите по стрелкам - указателям». Дети с сыщиком и воспитателем двигаются в нужном направлении. Подходят к столам. На столе лежат конверты с заданиями. В одном конверте  листы с картинками и заданием к ним. Дети выполняют задания за столом.

  1. Составьте слово по первым буквам названий  картинок записать его.

СКАЗКИ (солнце, кот, арбуз, зуб, крот, иголка)

  1. Соедините слова с подходящими к ним схемами.

                          https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/4519182/k_1gXfD5tjlzRvwBjRvdsA5956/ocr                                        https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/4519182/k_1gXfD5tjlzRvwBjRvdsA5956/ocr                                         

Дети берут третий конверт. В нём записка: «Если вы читаете эту записку, значит, вам удалось справиться с предыдущими заданиями. Так и быть, верну я ваши буквы. Но, только после того, как вы выполните моё последнее задание! Обожаю эту игру! Из волшебного мешочка букву доставайте и скорее на неё слово называйте!»

Игра «Волшебный мешочек»

Д  Р У Ж Б А

ПРИМЕР:

Д – дом

Р – радуга

У – узор

Ж – жук

Б – бочка

А – арбуз

Воспитатель открывает книгу, смотрит, буквы все на месте.

Сыщик:  Что ж, Буквоежка нас не обманула. Вернула все буквы на место, и теперь вы сможете продолжить своё увлекательное чтение. А я всё таки хочу найти эту шалунью Буквоежку, хочу объяснить ей, что на свете,  есть много вкусных и полезных продуктов, которые можно есть, не причиняя вреда другим. Вынужден откланяться. Я всегда на связи.  Гудбай, детки!

Прощается со всеми. Уходит.

Воспитатель: Ух! Ну и история произошла! Мне кажется, вам пора подкрепиться, а потом мы сможем продолжить чтение. Ребята, какие буквы мы с вами сегодня искали вместе с сыщиком? Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось? Возникали ли у вас трудности при выполнении каких-либо заданий? А что нам помогло справиться со всеми заданиями?  Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация игры-квеста "В поисках сокровищ"

В презентации представлены материалы к проведению игры -квеста для детей старшего дошкольного возраста....

Игра-квест " В поисках пиратского клада"

В этой игре ребятам предстоит пройти испытания на выносливость,сплочённость,взаимовыручку и успешно выполняя все задания пиратов они получают фрагмент карты,собрав которые они находят место,где зарыт ...

игра -квест "В поисках сокровищ" в подготовительной к школе группе

Увлекательная игра -квест! интеграция образовательных областей...

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"

Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

«Игра - квест «В поисках Нолика»

Цель и задачи: закрепление имеющихся  знаний  по подготовке детей к обучению грамоте.Образовательные:Совершенствовать умение  в подборе слов-антонимов, в нахождении места звука в слове...

Образовательный квест "В поисках буквы Р"

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, учителю – логопеду приходится находить новые подходы, идеи, формы и м...