Обучение дошкольников звуко-слоговому анализу слова (консультация для воспитателей)
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Обучение дошкольников звуко-слоговому анализу слова

(консультация для воспитателей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuko-slogovoy_analiz._konsultatsiya.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»

Тема: Обучение дошкольников звуко-слоговому анализу слова

(консультация для воспитателей)

                                                                              Подготовила:

                                                                       Кострюкова И. А.,

                                                                    учитель-логопед

Саранск – 2024 г.

Звуко-слоговой анализ слова — это выделение отдельных слогов и звуков в слове, определение порядка слогов и звуков, различение звуков по их качественным характеристикам. Умение слышать и выделять все слоги и звуки по порядку предупреждает в будущем пропуск и перестановку слогов и букв на письме.

Дети 5-6 лет готовы к овладению звуко-слоговым анализом слова: они умеют правильно воспроизводить слоговую структуру слова, интонационно выделить и определить первый звук в слове.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой и слоговой состав должен быть представлен дошкольникам в предметном плане: в виде модели. С этой целью используется составление схемы звуко-слогового состава слов. Длинной полоской изображается слово, название которого ребенок разбирает, короткими полосками – слоги, квадратами соответствующего цвета – звуки. На первых порах перед ребенком должна быть картинка с изображением анализируемого слова. Изображение помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Символы помогают детям определить количество и последовательность слогов и звуков в слове.

       Если педагог хочет добиться, чтобы ребенок научился анализировать слово, целесообразно проводить звуковой разбор в определенной последовательности. Взрослый четко формулирует вопросы, добиваясь полных ответов. Чтобы детям легче было давать характеристику звука, на доску вывешивается схема характеристики звука (гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный). Рассмотрим звуко-слоговой анализ слова на примере слова «точка».

− Давайте составим схему слова «точка». (Дети выкладывают длинную полоску и медленно проговаривают слово).

− Сколько слогов в слове «точка»? (В слове «точка» два слога). Выкладывают короткие полоски.

− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «о», «а»).

− Какое правило помогает определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

− Назовите первый слог. (Точ…)

− Назовите второй слог. (…ка)

− Сколько звуков в слове «точка»? (В слове «точка» пять звуков). Выкладывают соответствующие квадраты под короткими полосками.

− Назовите звуки в слове «точка» и дайте им характеристику. (Звук «т» − согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратом. Звук «о» − гласный, обозначается красным квадратом и т. д.)

Когда дети достаточно овладеют навыками звуко-слогового анализа, можно усложнить разбор слова, добавив вопросы:

− Сколько звуков в первом (во втором) слоге?

− Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «к» − согласный, твердый, глухой.)

− Назовите третий звук в первом слоге. (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)

− Какое слово получится, если перед словом «точка» поставить звук «у»? (Уточка.)

− Что нужно сделать, чтобы составить схему слова «уточка»? (Нужно добавить слог «у».)

Звуко-слоговой анализ — один из важнейших видов работы по развитию речевых навыков дошкольников. Овладение им способствует развитию фонематического восприятия и формированию в дальнейшем орфографической зоркости, необходимой для грамотного письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр по теме: "Обучение детей звуко-слоговому анализу".

В  работе четко и подробно описаны этапы работы по формированию навыков звукового анализа, а также подобраны игры по развитию звуко-слогового анализа поэтапно....

Памятка для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Звуко-буквенный анализ слова.

Памятка  предназначена для родителей с целью восполнить пробелы в знаниях фонетического разбора слов (звуках речи русского языка), грамотно выполнять с детьми домашнее задание....

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Б» Возрастная группа: подготовительная группа

Конспект образовательной деятельности:«Обучение грамоте» Тема: Звуковой  анализ слова. Знакомство с буквой «Б»Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Зна...

Картотека речевых игр по теме: «Обучение детей звуко-слоговому анализу».

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука....

«Обучение детей звуко-слоговому анализу»

Консультация для педагогов«Обучение детей звуко-слоговому анализу» 1. Звук – мы слышим и произносим.2. Буквы мы пишем и читаем.3. Звуки бывают гласными и согласными....

Картотека речевых игр по обучению детей звуко-слоговому анализу

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Семинар-практикум "Обучение детей звуко-слоговому анализу"

Для детей старшего дошкольного возраста...