обуч.грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
«Путешествие на воздушном шаре»
Конспект итоговой НОД по обучению грамоте
для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закрепление и систематизация знаний о звуках, буквах, слове и предложении через поддержание интереса к интеллектуальной деятельности.
Задачи:
- Закреплять понятия «звук – буква – слог – слово - предложение».
- Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков и их качественной характеристике.
- Совершенствовать умения детей определять местоположение звука в слове, количество слогов в слове.
- Развивать мышление и грамотную речь детей.
- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приёмы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Оборудование: воздушный шар, мячи с номерами заданий, письмо, разрезные картинки «волшебник», фишки (красного, синего и зеленого цвета), буквы, слоги (разноцветные), план группы, 2 корзины.
Ход занятия:
Дети входят в группу, посередине образуют круг
- Эмоционально-психологический настрой детей
Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь.
Тактильная гимнастика
Дружат в нашей группе, девочки и мальчики,
Пусть соединятся их маленькие пальчики.
Пусть коснутся щечки, пусть коснутся ножки,
Чтобы дружно, весело бежали по дорожке.
Руку правую вперед, а потом ее назад.
Руку левую вперед, кто поднимет выше всех?
Потянулись и присели… и как птички полетели.
II. Введение в тему
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар. А к нему что-то привязано. Посмотрите, что это такое? (конверт). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
- Гадать не будем понапрасну, его откроем, станет ясно.
(Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём, и может быть, тогда узнаем от кого оно.
(Дети собирают картинки, на картинке изображен волшебник).
- Всё ясно, значит, письмо нам прислал… Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.
Воспитатель зачитывает письмо
"Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию на воздушном шаре? Тогда удачи. Даю подсказку:
Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка".
Воспитатель: Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, такие же цифры расположены по всей группе, за каждой цифрой таится задание, которое надо выполнить. Только последовательно выполнив задания, мы сможем отыскать клад, оставленный Волшебником.
- Ну что ребята начнем путешествие? Попутного нам ветра!
(один из ребят достаёт мяч.)
(По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания)
III. Основная часть НОД
1. Дидактическая игра «Разноцветные звуки».
- А вот и первое задание. Звуковички из Города Звуков предлагают поиграть в игру «Разноцветные звуки». Обозначайте услышанные звуки фишками. Гласные – красной фишкой, согласные твердые – синей, согласные мягкие – зеленой. (а, н, ы, р,, ж, ч,, о, к, х,, ф)
- А теперь каждый произнесите свое имя, назовите первый звук вашего имени и обозначьте его фишкой.
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы отлично справились.
2. Дидактическая игра «Придумай слово с заданным звуком».
Воспитатель: Послушайте внимательно слова: [ммм]ама, Ри[ммм]а, со[мм]. Какой одинаковый звук слышится во всех словах?
- А теперь вы придумайте слово с этим звуком и скажите где находиться этот звук: в начале, середине или конце слова. (Выполнение задания).
- Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием.
- А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Мы сначала будем топать,
А потом мы будем хлопать,
А потом мы повернёмся
И все вместе улыбнёмся. (повторить 2 раза)
3. Загадки о буквах в корзинке.
Воспитатель: Что мы повторили о звуках? (их слышат и произносят)
- Чем звуки обозначаются на письме? (буквами)
- А что вы знаете о буквах? (их видят, пишут и читают)
- Что я держу сейчас в руках? (корзину). Ребята, как вы думаете, что в ней? (буквы) Угадаем какие?
(доставать угаданные детьми буквы и выставлять их на доске)
- Присаживайтесь на стульчики.
1) Половинку от жука
Составляет буква… (К)
2) Плавать любит по волнам,
Эта буква тут и там.
И на лестницу похожа,
И на крышу дома тоже. (Л)
3) Айболиту все сперва
Говорили букву ... (А)
4) Соглашаешься когда,
С нею ставишь букву «а»,
А когда поставишь «о» ты,
Получаешь просто ноту! (Д)
- Если последовательно прочесть буквы, какое получится слово?
- Сколько всего букв в этом слове? (4)
- Каким звуком обозначена первая буква К? Назовите его. (к)
- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (синей)
- Каким звуком обозначена буква Л? (л)
- Какой это звук? Какой фишкой обозначим его? (синей)
- Каким звуком обозначена буква А? (а)
- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (красной)
- Каким звуком обозначена буква Д? (т)
- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (синей)
- Сколько всего звуков в слове КЛАД? (4) Сколько гласных? (1) Сколько согласных? (3)
- Звуковую схему какого слова вы составили? (КЛАД)
- Как вы думаете, зачем волшебник загадал для нас это слово? (чтобы мы не забыли про клад и двигались к своей цели)
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
(Дети отвечают на вопросы, выполняя движения согласно тексту)
4. «Раздели слова на слоги» (сидя на стульчиках)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь, отдохнем и побеседуем.
- какими бывают слова в нашей речи? (слова бывают короткими и длинными)
- Как мы делим слова? (на части, на слоги – хлопками; подставляем ладонь под подбородок; сколько раз открывался рот, столько и слогов)
- А как ещё можно определить, сколько слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)
Слова: гу-си, нож-ни-цы, ба-ра-бан, рак.
- Молодцы, ребята, прекрасно справились с заданием.
5. Игра «Собери слово» (в книжном уголке)
Воспитатель: Ребята, а для чего нам с вами нужны слоги? (чтобы их читать, чтобы получать из них новые слова)
- Что необычного в этих слогах? (они разноцветные).
- Предложите, как их прочитать (дети прочитывают).
- Можно ли их этих слогов составить слова? (дети становятся парами или тройками по цветам слогов)
Слова: вес-на, шко-ла, зи-ма, пар-та.
6. Игра «Исправьте ошибку».
- Ребята, а что можно составить из слов? (предложения)
-послушайте предложения и исправьте в них ошибки.
1. Юркий воробей собирать крошки.
2. Черный скворец поселилась в скворечнике.
3. Тетерев жить в лесу.
4. В лесу растет сосны.
- Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).
- Когда предложение будет считаться правильно (грамотно) составленным? (когда оно красиво звучит; слова в нем должны быть связаны друг с другом по смыслу)
- Молодцы, ребята, и с эти испытанием вы справились.
- Вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте, заглянем еще раз в корзину. (Дети находят на дне корзины план). Ребята, да это же план нашей группы. И здесь показано, где находится клад. (Дети находят шкатулку в шкафу с почтой).
- Ребята, здесь шкатулка и какая-то записка. Читаем? (Да)
«Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Волшебник»
IV. Подведение итогов
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на воздушном шаре. Вы отлично справились со всеми испытаниями, которые приготовил для вас Волшебник.
- Понравилось вам путешествие?
- Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку с сюрпризом от Волшебника, вспомним, что мы делали, путешествуя на шаре.
- Какие задания во время путешествия удалось выполнить с легкостью? Когда было трудно? Почему?
"Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:
Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка".
«Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями»
Волшебник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pod.gru_._puteshestvie_na_vozd.share_.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие на воздушном шаре»
Конспект итоговой НОД по обучению грамоте
для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закрепление и систематизация знаний о звуках, буквах, слове и предложении через поддержание интереса к интеллектуальной деятельности.
Задачи:
- Закреплять понятия «звук – буква – слог – слово - предложение».
- Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков и их качественной характеристике.
- Совершенствовать умения детей определять местоположение звука в слове, количество слогов в слове.
- Развивать мышление и грамотную речь детей.
- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приёмы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Оборудование: воздушный шар, мячи с номерами заданий, письмо, разрезные картинки «волшебник», фишки (красного, синего и зеленого цвета), буквы, слоги (разноцветные), план группы, 2 корзины.
Ход занятия:
Дети входят в группу, посередине образуют круг
- Эмоционально-психологический настрой детей
Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь.
Тактильная гимнастика
Дружат в нашей группе, девочки и мальчики,
Пусть соединятся их маленькие пальчики.
Пусть коснутся щечки, пусть коснутся ножки,
Чтобы дружно, весело бежали по дорожке.
Руку правую вперед, а потом ее назад.
Руку левую вперед, кто поднимет выше всех?
Потянулись и присели… и как птички полетели.
II. Введение в тему
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар. А к нему что-то привязано. Посмотрите, что это такое? (конверт). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
- Гадать не будем понапрасну, его откроем, станет ясно.
(Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём, и может быть, тогда узнаем от кого оно.
(Дети собирают картинки, на картинке изображен волшебник).
- Всё ясно, значит, письмо нам прислал… Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.
Воспитатель зачитывает письмо
"Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию на воздушном шаре? Тогда удачи. Даю подсказку:
Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка".
Воспитатель: Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, такие же цифры расположены по всей группе, за каждой цифрой таится задание, которое надо выполнить. Только последовательно выполнив задания, мы сможем отыскать клад, оставленный Волшебником.
- Ну что ребята начнем путешествие? Попутного нам ветра!
(один из ребят достаёт мяч.)
(По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания)
III. Основная часть НОД
1. Дидактическая игра «Разноцветные звуки».
- А вот и первое задание. Звуковички из Города Звуков предлагают поиграть в игру «Разноцветные звуки». Обозначайте услышанные звуки фишками. Гласные – красной фишкой, согласные твердые – синей, согласные мягкие – зеленой. (а, н, ы, р,, ж, ч,, о, к, х,, ф)
- А теперь каждый произнесите свое имя, назовите первый звук вашего имени и обозначьте его фишкой.
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы отлично справились.
2. Дидактическая игра «Придумай слово с заданным звуком».
Воспитатель: Послушайте внимательно слова: [ммм]ама, Ри[ммм]а, со[мм]. Какой одинаковый звук слышится во всех словах?
- А теперь вы придумайте слово с этим звуком и скажите где находиться этот звук: в начале, середине или конце слова. (Выполнение задания).
- Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием.
- А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Мы сначала будем топать,
А потом мы будем хлопать,
А потом мы повернёмся
И все вместе улыбнёмся. (повторить 2 раза)
3. Загадки о буквах в корзинке.
Воспитатель: Что мы повторили о звуках? (их слышат и произносят)
- Чем звуки обозначаются на письме? (буквами)
- А что вы знаете о буквах? (их видят, пишут и читают)
- Что я держу сейчас в руках? (корзину). Ребята, как вы думаете, что в ней? (буквы) Угадаем какие?
(доставать угаданные детьми буквы и выставлять их на доске)
- Присаживайтесь на стульчики.
1) Половинку от жука
Составляет буква… (К)
2) Плавать любит по волнам,
Эта буква тут и там.
И на лестницу похожа,
И на крышу дома тоже. (Л)
3) Айболиту все сперва
Говорили букву ... (А)
4) Соглашаешься когда,
С нею ставишь букву «а»,
А когда поставишь «о» ты,
Получаешь просто ноту! (Д)
- Если последовательно прочесть буквы, какое получится слово?
- Сколько всего букв в этом слове? (4)
- Каким звуком обозначена первая буква К? Назовите его. (к)
- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (синей)
- Каким звуком обозначена буква Л? (л)
- Какой это звук? Какой фишкой обозначим его? (синей)
- Каким звуком обозначена буква А? (а)
- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (красной)
- Каким звуком обозначена буква Д? (т)
- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (синей)
- Сколько всего звуков в слове КЛАД? (4) Сколько гласных? (1) Сколько согласных? (3)
- Звуковую схему какого слова вы составили? (КЛАД)
- Как вы думаете, зачем волшебник загадал для нас это слово? (чтобы мы не забыли про клад и двигались к своей цели)
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
(Дети отвечают на вопросы, выполняя движения согласно тексту)
4. «Раздели слова на слоги» (сидя на стульчиках)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь, отдохнем и побеседуем.
- какими бывают слова в нашей речи? (слова бывают короткими и длинными)
- Как мы делим слова? (на части, на слоги – хлопками; подставляем ладонь под подбородок; сколько раз открывался рот, столько и слогов)
- А как ещё можно определить, сколько слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)
Слова: гу-си, нож-ни-цы, ба-ра-бан, рак.
- Молодцы, ребята, прекрасно справились с заданием.
5. Игра «Собери слово» (в книжном уголке)
Воспитатель: Ребята, а для чего нам с вами нужны слоги? (чтобы их читать, чтобы получать из них новые слова)
- Что необычного в этих слогах? (они разноцветные).
- Предложите, как их прочитать (дети прочитывают).
- Можно ли их этих слогов составить слова? (дети становятся парами или тройками по цветам слогов)
Слова: вес-на, шко-ла, зи-ма, пар-та.
6. Игра «Исправьте ошибку».
- Ребята, а что можно составить из слов? (предложения)
-послушайте предложения и исправьте в них ошибки.
1. Юркий воробей собирать крошки.
2. Черный скворец поселилась в скворечнике.
3. Тетерев жить в лесу.
4. В лесу растет сосны.
- Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).
- Когда предложение будет считаться правильно (грамотно) составленным? (когда оно красиво звучит; слова в нем должны быть связаны друг с другом по смыслу)
- Молодцы, ребята, и с эти испытанием вы справились.
- Вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте, заглянем еще раз в корзину. (Дети находят на дне корзины план). Ребята, да это же план нашей группы. И здесь показано, где находится клад. (Дети находят шкатулку в шкафу с почтой).
- Ребята, здесь шкатулка и какая-то записка. Читаем? (Да)
«Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Волшебник»
IV. Подведение итогов
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на воздушном шаре. Вы отлично справились со всеми испытаниями, которые приготовил для вас Волшебник.
- Понравилось вам путешествие?
- Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку с сюрпризом от Волшебника, вспомним, что мы делали, путешествуя на шаре.
- Какие задания во время путешествия удалось выполнить с легкостью? Когда было трудно? Почему?
"Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:
Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка".
«Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями»
Волшебник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей подготовительной группы "Как правильно обучать грамоте дошкольника?"
Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте...
Консультация для родителей, будущих первоклассников по теме: «Обучаем грамоте».
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проб...
А. Левина Обучаемся грамоте 3-4 года
Обучение грамоте...
А. Левина Обучаемся грамоте 4-5 года
Обучение грамоте детей 4-5= лет...
А. Левина Обучаемся грамоте 5-6 лет
Обучение детей 6 лет грамоте...
Легко ли обучаться грамоте?
В консультации для родителей и педагогов освещены необходимые предпосылки успешного овладения грамотой младшими дошкольниками ,обозначены возможные трудности в усвоении ...
Консультация для родителей, будущих первоклассников по теме: «Обучаем грамоте»
Для того, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез ...