обуч.грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Мамедова Фарида Хамитовна

«Путешествие на воздушном шаре»

 

Конспект итоговой НОД по обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Путешествие на воздушном шаре»

Цель: закрепление и систематизация знаний о звуках, буквах, слове и предложении через поддержание интереса к интеллектуальной деятельности.

Задачи:

  • Закреплять понятия «звук – буква – слог – слово - предложение».
  • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков и их качественной характеристике.
  • Совершенствовать умения детей  определять местоположение звука в слове, количество слогов в слове.
  • Развивать мышление и грамотную речь детей.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приёмы: словесный, игровой, наглядный, практический.

Оборудование: воздушный шар, мячи с номерами заданий, письмо, разрезные картинки «волшебник», фишки (красного, синего и зеленого цвета), буквы, слоги (разноцветные),  план группы, 2 корзины.

Ход занятия:

Дети входят в группу, посередине образуют круг

  1. Эмоционально-психологический настрой детей

Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь.

Тактильная гимнастика

Дружат в нашей группе, девочки и мальчики,

Пусть соединятся их маленькие пальчики.

Пусть коснутся щечки, пусть коснутся ножки,

Чтобы дружно, весело бежали по дорожке.

Руку правую вперед, а потом ее назад.

Руку левую вперед, кто поднимет выше всех?

Потянулись и присели… и как птички полетели.

 

II. Введение в тему

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар. А к нему что-то привязано. Посмотрите, что это такое? (конверт). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

- Гадать не будем понапрасну, его откроем, станет ясно.

 (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём, и может быть, тогда узнаем от кого оно.

(Дети собирают картинки, на картинке изображен волшебник).

- Всё ясно, значит, письмо нам прислал… Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.

Воспитатель зачитывает письмо

"Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию на воздушном шаре? Тогда удачи. Даю подсказку:

Мячики лежат в лукошке,

А лукошко у окошка".

Воспитатель: Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, такие же цифры расположены по всей группе, за каждой цифрой таится задание, которое надо выполнить. Только последовательно выполнив задания, мы сможем отыскать клад, оставленный Волшебником.

- Ну что ребята начнем путешествие? Попутного нам ветра!

(один из ребят достаёт мяч.)
(По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания)

 

III. Основная часть НОД

1. Дидактическая игра «Разноцветные звуки».

- А вот и первое задание. Звуковички из Города Звуков предлагают поиграть в игру «Разноцветные звуки». Обозначайте услышанные звуки фишками. Гласные – красной фишкой, согласные твердые – синей, согласные мягкие – зеленой. (а, н, ы, р,, ж, ч,, о, к, х,, ф)

- А теперь каждый произнесите свое имя, назовите первый звук вашего имени и обозначьте его фишкой.

- Молодцы, ребята! С этим заданием вы отлично справились.

2. Дидактическая игра «Придумай слово с заданным звуком».

Воспитатель: Послушайте внимательно слова: [ммм]ама, Ри[ммм]а, со[мм]. Какой одинаковый звук слышится во всех словах?

- А теперь вы придумайте слово с этим звуком и скажите где находиться этот звук: в начале, середине или конце слова. (Выполнение задания).

- Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием. 

- А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Мы сначала будем топать,

А потом мы будем хлопать,

А потом мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся. (повторить 2 раза)

3. Загадки о буквах в корзинке.

Воспитатель: Что мы повторили о звуках? (их слышат и произносят)

- Чем звуки обозначаются на письме? (буквами)

- А что вы знаете о буквах? (их видят, пишут и читают)

- Что я держу сейчас в руках? (корзину). Ребята, как вы думаете, что в ней? (буквы) Угадаем какие?

(доставать угаданные детьми буквы и  выставлять их на доске)

- Присаживайтесь на стульчики.

1) Половинку от жука

Составляет буква… (К)

2) Плавать любит по волнам,

Эта буква тут и там.

И на лестницу похожа,

 И на крышу дома тоже. (Л)

3)  Айболиту все сперва
Говорили букву ... (А)

4) Соглашаешься когда,
С нею ставишь букву «а»,
А когда поставишь «о» ты,
Получаешь просто ноту! (Д)

 

 - Если последовательно прочесть буквы, какое получится слово?

- Сколько всего букв  в этом слове? (4)

- Каким звуком обозначена первая буква К? Назовите его. (к)

- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (синей)

- Каким звуком обозначена буква Л? (л)

- Какой это звук? Какой фишкой обозначим его? (синей)

- Каким звуком обозначена буква А? (а)

- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (красной)

- Каким звуком обозначена буква Д? (т)

- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (синей)

- Сколько всего звуков в слове КЛАД? (4) Сколько гласных? (1) Сколько согласных? (3)

- Звуковую схему какого слова вы составили? (КЛАД)

- Как вы думаете, зачем волшебник загадал для нас это слово? (чтобы мы не забыли про клад  и двигались к своей цели)

 

Физкультминутка

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

(Дети отвечают на вопросы, выполняя движения согласно тексту)

 

4. «Раздели слова на слоги» (сидя на стульчиках)

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь, отдохнем и побеседуем.

- какими бывают слова в нашей речи? (слова бывают короткими и длинными)

- Как мы делим слова? (на части, на слоги – хлопками; подставляем ладонь под подбородок; сколько раз открывался рот, столько и слогов)

- А как ещё можно определить, сколько слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)

Слова: гу-си, нож-ни-цы, ба-ра-бан, рак.

- Молодцы, ребята, прекрасно справились с заданием.

 

5. Игра «Собери слово» (в книжном уголке)

Воспитатель: Ребята, а для чего нам с вами нужны слоги? (чтобы их читать, чтобы получать из них новые слова)

- Что необычного в этих слогах? (они разноцветные).

- Предложите, как их прочитать (дети прочитывают).

- Можно ли их этих слогов составить слова? (дети становятся парами или тройками по цветам слогов)

Слова: вес-на, шко-ла, зи-ма, пар-та.

 

6.  Игра «Исправьте ошибку».

- Ребята, а что можно составить из слов? (предложения)

-послушайте предложения и исправьте в них ошибки.

1. Юркий воробей собирать крошки.

2. Черный скворец поселилась в скворечнике.

3. Тетерев жить в лесу.

4. В лесу растет сосны.

- Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

- Когда предложение будет считаться правильно (грамотно) составленным? (когда оно красиво звучит; слова в нем должны быть связаны друг с другом по смыслу)

- Молодцы, ребята, и с эти испытанием вы справились.

- Вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте, заглянем еще раз в корзину. (Дети находят на дне корзины план). Ребята, да это же план нашей группы. И здесь показано, где находится клад. (Дети находят шкатулку в шкафу с почтой).

- Ребята, здесь шкатулка и какая-то записка. Читаем? (Да)  

«Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Волшебник»

IV. Подведение итогов

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на воздушном шаре. Вы отлично справились со всеми испытаниями, которые приготовил для вас Волшебник.

- Понравилось вам путешествие?

- Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку с сюрпризом от Волшебника, вспомним, что мы делали, путешествуя на шаре.

- Какие задания во время путешествия удалось выполнить с легкостью? Когда было трудно? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:

Мячики лежат в лукошке,

А лукошко у окошка".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями»

                                                                               Волшебник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pod.gru_._puteshestvie_na_vozd.share_.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие на воздушном шаре»

Конспект итоговой НОД по обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Путешествие на воздушном шаре»

Цель: закрепление и систематизация знаний о звуках, буквах, слове и предложении через поддержание интереса к интеллектуальной деятельности.

Задачи:

  • Закреплять понятия «звук – буква – слог – слово - предложение».
  • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков и их качественной характеристике.
  • Совершенствовать умения детей  определять местоположение звука в слове, количество слогов в слове.
  • Развивать мышление и грамотную речь детей.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приёмы: словесный, игровой, наглядный, практический.

Оборудование: воздушный шар, мячи с номерами заданий, письмо, разрезные картинки «волшебник», фишки (красного, синего и зеленого цвета), буквы, слоги (разноцветные),  план группы, 2 корзины.

Ход занятия:

Дети входят в группу, посередине образуют круг

  1. Эмоционально-психологический настрой детей

Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь.

Тактильная гимнастика

Дружат в нашей группе, девочки и мальчики,

Пусть соединятся их маленькие пальчики.

Пусть коснутся щечки, пусть коснутся ножки,

Чтобы дружно, весело бежали по дорожке.

Руку правую вперед, а потом ее назад.

Руку левую вперед, кто поднимет выше всех?

Потянулись и присели… и как птички полетели.

II. Введение в тему

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар. А к нему что-то привязано. Посмотрите, что это такое? (конверт). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

- Гадать не будем понапрасну, его откроем, станет ясно.

 (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём, и может быть, тогда узнаем от кого оно.

(Дети собирают картинки, на картинке изображен волшебник).

- Всё ясно, значит, письмо нам прислал… Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.

Воспитатель зачитывает письмо

"Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию на воздушном шаре? Тогда удачи. Даю подсказку:

Мячики лежат в лукошке,

А лукошко у окошка".

Воспитатель: Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, такие же цифры расположены по всей группе, за каждой цифрой таится задание, которое надо выполнить. Только последовательно выполнив задания, мы сможем отыскать клад, оставленный Волшебником.

- Ну что ребята начнем путешествие? Попутного нам ветра!

(один из ребят достаёт мяч.)
(По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания)

III. Основная часть НОД

1. Дидактическая игра «Разноцветные звуки».

- А вот и первое задание. Звуковички из Города Звуков предлагают поиграть в игру «Разноцветные звуки». Обозначайте услышанные звуки фишками. Гласные – красной фишкой, согласные твердые – синей, согласные мягкие – зеленой. (а, н, ы, р,, ж, ч,, о, к, х,, ф)

- А теперь каждый произнесите свое имя, назовите первый звук вашего имени и обозначьте его фишкой.

- Молодцы, ребята! С этим заданием вы отлично справились.

2. Дидактическая игра «Придумай слово с заданным звуком».

Воспитатель: Послушайте внимательно слова: [ммм]ама, Ри[ммм]а, со[мм]. Какой одинаковый звук слышится во всех словах?

- А теперь вы придумайте слово с этим звуком и скажите где находиться этот звук: в начале, середине или конце слова. (Выполнение задания).

- Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием. 

- А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Мы сначала будем топать,

А потом мы будем хлопать,

А потом мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся. (повторить 2 раза)

3. Загадки о буквах в корзинке.

Воспитатель: Что мы повторили о звуках? (их слышат и произносят)

- Чем звуки обозначаются на письме? (буквами)

- А что вы знаете о буквах? (их видят, пишут и читают)

- Что я держу сейчас в руках? (корзину). Ребята, как вы думаете, что в ней? (буквы) Угадаем какие?

(доставать угаданные детьми буквы и  выставлять их на доске)

- Присаживайтесь на стульчики.

1) Половинку от жука

Составляет буква… (К)

2) Плавать любит по волнам,

Эта буква тут и там.

И на лестницу похожа,

 И на крышу дома тоже. (Л)

3)  Айболиту все сперва
Говорили букву ... )

4) Соглашаешься когда,
С нею ставишь букву «а»,
А когда поставишь «о» ты,
Получаешь просто ноту! (Д)

 - Если последовательно прочесть буквы, какое получится слово?

- Сколько всего букв  в этом слове? (4)

- Каким звуком обозначена первая буква К? Назовите его. (к)

- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (синей)

- Каким звуком обозначена буква Л? (л)

- Какой это звук? Какой фишкой обозначим его? (синей)

- Каким звуком обозначена буква А? (а)

- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (красной)

- Каким звуком обозначена буква Д? (т)

- Какой это звук? Какой фишкой его обозначим? (синей)

- Сколько всего звуков в слове КЛАД? (4) Сколько гласных? (1) Сколько согласных? (3)

- Звуковую схему какого слова вы составили? (КЛАД)

- Как вы думаете, зачем волшебник загадал для нас это слово? (чтобы мы не забыли про клад  и двигались к своей цели)

Физкультминутка

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

(Дети отвечают на вопросы, выполняя движения согласно тексту)

4. «Раздели слова на слоги» (сидя на стульчиках)

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь, отдохнем и побеседуем.

- какими бывают слова в нашей речи? (слова бывают короткими и длинными)

- Как мы делим слова? (на части, на слоги – хлопками; подставляем ладонь под подбородок; сколько раз открывался рот, столько и слогов)

- А как ещё можно определить, сколько слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)

Слова: гу-си, нож-ни-цы, ба-ра-бан, рак.

- Молодцы, ребята, прекрасно справились с заданием.

5. Игра «Собери слово» (в книжном уголке)

Воспитатель: Ребята, а для чего нам с вами нужны слоги? (чтобы их читать, чтобы получать из них новые слова)

- Что необычного в этих слогах? (они разноцветные).

- Предложите, как их прочитать (дети прочитывают).

- Можно ли их этих слогов составить слова? (дети становятся парами или тройками по цветам слогов)

Слова: вес-на, шко-ла, зи-ма, пар-та.

6.  Игра «Исправьте ошибку».

- Ребята, а что можно составить из слов? (предложения)

-послушайте предложения и исправьте в них ошибки.

1. Юркий воробей собирать крошки.

2. Черный скворец поселилась в скворечнике.

3. Тетерев жить в лесу.

4. В лесу растет сосны.

- Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

- Когда предложение будет считаться правильно (грамотно) составленным? (когда оно красиво звучит; слова в нем должны быть связаны друг с другом по смыслу)

- Молодцы, ребята, и с эти испытанием вы справились.

- Вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте, заглянем еще раз в корзину. (Дети находят на дне корзины план). Ребята, да это же план нашей группы. И здесь показано, где находится клад. (Дети находят шкатулку в шкафу с почтой).

- Ребята, здесь шкатулка и какая-то записка. Читаем? (Да)  

«Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Волшебник»

IV. Подведение итогов

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на воздушном шаре. Вы отлично справились со всеми испытаниями, которые приготовил для вас Волшебник.

- Понравилось вам путешествие?

- Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку с сюрпризом от Волшебника, вспомним, что мы делали, путешествуя на шаре.

- Какие задания во время путешествия удалось выполнить с легкостью? Когда было трудно? Почему?

"Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:

Мячики лежат в лукошке,

А лукошко у окошка".

«Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями»

                                                                               Волшебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы "Как правильно обучать грамоте дошкольника?"

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте...

Консультация для родителей, будущих первоклассников по теме: «Обучаем грамоте».

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проб...

А. Левина Обучаемся грамоте 4-5 года

Обучение грамоте детей 4-5= лет...

А. Левина Обучаемся грамоте 5-6 лет

Обучение детей 6 лет грамоте...

Легко ли обучаться грамоте?

В консультации  для родителей и педагогов   освещены необходимые  предпосылки  успешного овладения грамотой младшими дошкольниками ,обозначены возможные трудности  в усвоении ...

Консультация для родителей, будущих первоклассников по теме: «Обучаем грамоте»

Для того, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез ...