Волшебные пальчики
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елена Владимировна Самоходкина

развитие мелкой моторики рук, подготовка руки детей к письму.

Образовательные:

  • Формировать ответную двигательную реакцию на звуковой и зрительный раздражители; Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук, координировать речь с движением.
  • Совершенствовать связную речь, расширить словарный запас.
  • Развивать внимание, память, мышление. Развивать слуховое внимание, зрительное и тактильное восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.
  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palchiki.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 "Волшебные пальчики"

Цель: развитие мелкой моторики рук, подготовка руки детей к письму.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать ответную двигательную реакцию на звуковой и зрительный раздражители; Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук, координировать речь с движением.
  • Совершенствовать связную речь, расширить словарный запас.
  • Развивать внимание, память, мышление. Развивать слуховое внимание, зрительное и тактильное восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.
  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Материал к занятию: Массажные мячи, карандаши (ребристые), счетные палочки, схемы, геометрические фигуры в мешочке, кусочки ткани, бельевые веревки, гречневая крупа, пластилин, салфетки.».

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Ветер дует», «Рыбки», «Улитка», р. н. и. «На постой».

Ход занятия

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте их.

- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся. (
Садятся на свои места)

 Массаж пальцев рук 

- А теперь мы с вами заставим наши пальчики трудиться и помассажируем их.

1. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.

У тебя есть две руки,
Есть и 10 пальчиков.
Будут пальчики трудиться,
Не пристало им лениться.

2. «Уточка»

Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.

Уточка, уточка
По реке плывет.
Плавает, ныряет,
Лапками гребет.

3. «Веер»

Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.

4. «Море»

Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями.

Море волнуется - раз,
Море волнуется - два,
Море волнуется - три,
На месте волна замри.

5. «Встреча»

Поочередно прикасаться подушечками пальцев: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и так далее.

Пальчики проснулись,
Пальчики встречались.
Бегали, играли,
Дружно попрощались.

6. «Комарик»

Сжать кулачок. Указательный палец вытянуть вперед - это «носик». Мизинец и большой палец опустить вниз - это «лапки».

Ты, комарик, не кусай,
Поскорее улетай.

7. «Жук»

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны - это «усы». Пошевелить ими несколько раз.

Я веселый майский жук,
Облетаю все вокруг.

8. «Вертолет»

Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем.

- Вертолет, лети, лети,
Быстро лопасти крути.

9. «Барабан»

Подушечки правой и левой руки прижать к столу и постукивать по поверхности стола.

Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит.
Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора.

10. Возьмите мячик и покатайте его по кругу (между ладошками, ладошкой по столу по часовой (против) стрелке)

- Я колючек не боюсь,
Если надо уколюсь.

11. У нас на столе лежат карандаши, возьмите их и покатайте:
а) по ладошкам;
б) по столу.

Пальчиковые игры 

1. «Ветер дует»

Поставьте локти рук на стол. Ладони вверх.

- Ветер дует, завывает, пальмы в стороны качает. (Руки на столе на локтях, пальцы ладошек вместе раскачиваются из стороны в сторону)

- А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит, (Ладонями имитируют «клешню», раздвигая каждый пальчик отдельно, изолированно)

- Чайка над водой летает (Руки скрепляются между собой большими пальцами, выполняется имитация взмахов крыльев)

- И за рыбками ныряет (Руки лодочкой, имитация ныряния)

- Под водой на глубине крокодил лежит на дне, (Пальцы рук раздвигают и округляют, ладони соединяют у запястья, имитируя «зубы», «пасть крокодила» открывается с усилием).

2. «Рыбки»

- Пять маленьких рыбок плескались в воде,
(Руки вместе «лодочкой» имитируют плавающих рыбок)
- Лежало большое бревно на песке
(Ладони соединены, тыльной стороной лежат на столе)
- Вдруг рыбка сказала: - «Нырять здесь легко!»
(Руки лодочкой, «ныряем»)
- Другая сказала: - «Нет здесь глубоко!»
(Ладошками «киваем» в разные стороны)
- А третья сказала: «Мне хочется спать»,
(Ладони лодочкой, «ложатся» на стол)
- Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Ладони лодочкой, дрожат)
- А пятая крикнула: - «Здесь крокодил!»
(«Пасть» крокодила)
- Спасайтесь скорее, чтоб не проглотил!
(Ладони вместе, «уплывают», «ныряют»).

3. «Улитка»

- Поставьте руки на локотки. Левой рукой сделайте «чашечку» цветочка. Правой рукой делаем «улитку» (указательный и средний пальцы - «рожки», большой безымянный и мизинец соединяем вместе).

- Вот улитка ползет потихонечку вперед

(«Улитка» движется по столу, заползая по руке к «чашечке»)

- На цветочек заползет и листочек погрызет.

(«Рожками» обхватывает каждый пальчик левой руки).

Повторяем с другой рукой.

- Рожки в голову втянула,

(«Рожки» загибаются)

- И тихонечко уснула

(«Цветочком» закрываем «улитку»).

4. Русская игра «На постой»

Кулачком постучать по столу. Руки на локотках на столе. Ладони соединены пальчик пальчику.

Мизинчики: - Кто там?

Указательные: - Это мы солдаты. Пустите на постой.

Мизинчики: - Сейчас спросим маму. Мама, мама солдаты пришли, просятся на постой.

Безымянные: - Спросите у папы.

Мизинчики: - Папа, папа!

Средние: - Что?

Мизинчики: - Солдаты пришли и просятся на постой.

Средние: - Пустите.

Указательные: - Ах, какая благодать, пустили переночевать. Войдем.

Физминутка. «Девочки и мальчики» 

- Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (Руки спрятаны за спиной)

- Пошли пальчики гулять в гости к тете Розе. (Указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по своим ногам до колен).

- На скамеечке сидели (Ладонь левой руки раскрыта, правая в кулаке прислонена к левой)

- Да в окошечко смотрели (Указательными и большими делаем «окошко»).

- Напились чаю, чаю разыграю (Левая ладонь открыта - это «блюдце», правая «чашка» - указательный и большой соединить вместе).

- Солнышку ладошки погладили немножко (Ладонью одной руки, гладим вторую)

-Ручки подняли, лучиками стали. (Поднимаем руки пальчики раздвигаем).

Игры со счетными палочками 

1. - Сейчас мы с вами поиграем со счетными палочками. Посмотрите, что выложу я. ( буква «Ш»).

- А теперь вы возьмите палочки и сложите такую же фигуру.

- На что она похожа?

2. Посмотрите на картинку  «Рыбка» и сделайте точно так же как на этой схеме.

3. Еще одно интересное задание

- Посмотрите внимательно, потому, что схему я уберу, и вы будете выкладывать фигуру самостоятельно.

4. «Человечек». 

- Смотрите, кто это?

- Вот вам голова. (круг вырезанный из бумаги).

- У меня тоже есть такая же голова. Вы будете делать своего человечка, а я своего. (Делает воспитатель. Дети смотрят.).

 Игры с веревочкой 

- Смотрите какой длинный у нас шнурок.

- На что похож этот шнурок?

- Если положить вот так (горизонтально), какая это будет линия? (прямая, кривая, волнистая)

- Давайте с вами сделаем волнистую линию (показ). (Дети повторяют)

- Распрямим и опять сделаем прямую линию.

- Загнем края и сделаем овал.

- А теперь из овала сделаем круг.

- Квадрат.

. Игры на развитие тактильного восприятия 

1. «Волшебный мешочек».

- У меня «Волшебный мешочек» - вытащите из мешочка по одной фигуре. (Достают и называют их).

- Вы заметили, что все фигуры парные? (Перечисляют: 2 квадрата, 2 шара и т.д.)

- Теперь сложите их обратно в мешочек.

- Сейчас я перемешаю их, что бы вы не догадались где, какая. А теперь не смотрим в мешочек и достаем ручкой вот такую фигуру. (воспитатель достает первую фигуру и т.д.)

Т.о. достаются все фигуры.

2. «Пирамиды».

- Смотрите, какая у меня пирамидка. Для маленьких детей маленькие пирамидки. А для больших большие.

- Разберите ее и соберите.

3. «Матрешки».

А теперь, я хочу предложить вам вот поиграть с матрешками. (Разбирают и собирают матрешек).

4. «Угадай что это?»

- Посмотрите, на такое пособие. Раскладываются картинки с наклеенными фигурами из плотной ткани (квадрат, треугольник, круг, овал).

- Что это за фигура? (Поочередный показ).

-Вы смогли определить их глазками, а сможете ли вы определить их руками? (С закрытыми глазами на ощупь определяют фигуру).

4. «Парные лоскутки».

- Посмотрите, какие у меня лоскутки. Потрогайте их.

- А теперь попробуйте, с закрытыми глазами найти вот такой лоскуток.

 Молодцы ребята все справились с заданиями!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".

ЗадачиРисование§  Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§  Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...

"Волшебные пальчики". Ким Е.А.

Предлагаю вниманию коллег картотеку пальчиковых игр, которую разработала сама и очень часто использую в своей работе. Данные игры можно использовать с детьми разных возрастов для развития мелкой мотор...

кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)

занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....

Занятие в старшей группе "Волшебные пальчики"

Занятие направленное на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, двигательной координации....

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Консультация для родителей "Волшебные пальчики"

Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста...

МАСТЕР КЛАСС "ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ"

МЕТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК...