"Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ёлочка»
Организация Непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область «Подготовка к обучению грамоте»
«Путешествие в страну Знаний»
Выполнила:
Плесовских Н.В
Воспитатель
МКДОУ детский сад «Ёлочка»
с. Болчары, 2023г
Образовательная область: «Речевое развитие».
Тематические модули: «Обучение грамоте», «Развитие речи».
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- Выявить и закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении.
- Совершенствовать умения детей делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки.
- Совершенствовать умение дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Закрепить умение делать звуковой анализ слова.
- Закреплять умение составлять предложения, пользуясь схемой.
- Закрепить умение составлять предложения по опорным словам.
- Закреплять умение составлять схему предложения.
Развивающие:
- Развивать фонематический и речевой слух, артикуляционную и общую моторику.
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
- Активизировать речемыслительную деятельность.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, активность, инициативность.
- Развивать словесно - логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.
- Формировать навыки самостоятельной работы, в подгруппе, работы у доски.
- Воспитывать чувство сотрудничества, ответственно относиться к выполнению заданий, дорожить дружбой.
Приемы и методы:
сюрпризный момент, загадки, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, работа у доски, работа на листочках, работа детей в подгруппах, физ.минутка, пальчиковая гимнастика, вопросы – ответы, рассуждения и выводы детей.
Материалы к занятию:
Ноутбук, проектор, презентация, звуковая запись письма от Королевы страны Знаний, лепестки – задания от волшебного цветка, предметные картинки, схемы предложений, карточки-схемы для слова «книга», цветные карандаши, листочки в клетку, простые карандаши.
Предварительная работа:
игровые упражнения и дидактические игры на умение различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги, составлять из слов предложения.
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примерное время (мин) | Ожидаемый (ые) результат(ы) |
Организационный момент | В. Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнёмся им. Я очень рада вас сегодня видеть в хорошем настроении. Давайте встанем в круг и произнесём такие слова: Раз, два, три, четыре, пять Будем мы сейчас опять Смотреть, слушать, размышлять, Но друг другу не мешать Внятно, чётко говорить, Не вертеться, не шалить. | Дети собираются вокруг воспитателя. | 1 мин | Организация детей. Положительный настрой |
Мотивационно-ориентировочный | В: Ребята. Сегодня к нам в группу пришло письмо (слайд 2) Давайте прочитаем его (слайд 3) Ну что, ребята, вы готовы отправиться в страну Знаний? Сначала мы с вами проговорим чистоговорку: На-на-на – на улице весна Жок-жок-жок – тает во дворе снежок Ель-ель-ель – с крыши капает капель Но-но-но – светит солнце нам в окно Ло-ло-ло – всем от солнышка тепло. В: Ребята, в стране Знаний есть жители, а кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки… | Слушают Проговаривают | 1 мин | Мотивация |
Практический | В: Молодцы, ребята, вы многое знаете про жителей страны Знаний. Все загадки отгадали и в волшебную страну попали. Проходите, пожалуйста, за столы. Ручки на месте, Ножки на месте, Локти у края Спинка прямая (слайд 4) Ребята, посмотрите на слайд, а что это? (цветик-семицветик), про который нам говорила королева Знаний Итак, первый лепесток срываем, задание выполняем (слайд 5) В: Ребята, посмотрите, что это? Как назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежности) А вот и первое задание: Названия предметов на слоги делите, И сколько в слове том частей – скорее напишите. Делят слова на слоги, записывают. Молодцы, выполнили задание. (слайд 6) В: Второй лепесток и второе задание: Игра «Поймай звук» Встаньте каждый около своего места. Я называю слово, если в нём вы услышали звук Л, то хлопайте, если звук Р – топайте (пенал, мел, ручка, тетрадь, портфель, карандаш, обложка, фломастеры, линейка) В: Выполнили задание, молодцы, присаживайтесь. (слайд 7) В: Переходим к следующему лепестку Третий лепесток срываем, и задание от королевы Знаний выполняем (слайд 8) Задание «Собери ромашку» Ребята, сейчас мы с вами разделимся на три команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, ромашку. Только одно условие: первая команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а третья команда собирает ромашку с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук). После выполнения задания, проверите друг у друга правильность выполнения (Слайд 9)В: Переходим к зелёному лепестку Отгадайте загадку: Я всё знаю, всех учу, (Слайд 10) Давайте подберём нужную схему к слову книга и сделаем звуковой анализ этого слова. Это и будет следующее задание от Королевы страны Знаний. Вам нужно посчитать сколько звуков в слове «книга» и обозначить соответствующим цветом эти звуки. Но прежде чем закрашивать квадратики, мы с вами разомнем пальчики, чтобы они были послушными. Возьмите карандаш между ладошками и повторяйте за мной: Карандаш в руках катаю Между пальчиков верчу, Непременно каждый пальчик Быть послушным научу! Пальчики размяли, теперь пора приступать к заданию! (Один ребёнок работает у доски, остальные дети за столами) В: Ну, а теперь я предлагаю отдохнуть. Проходите на коврик, выполним разминку(Слайд 11) (Слайд 12) Пятый лепесток сорвём и посмотрим, какое задание приготовила Королева Знаний (Слайд 13) У Королевы Знаний Помощников не счесть, И с этим заданием вы справились, молодцы. В: Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Назовите, пожалуйста, признаки весны Солнце ярче светит Дует теплый ветер. Вот и кончилась зима, К нам опять пришла весна (Слайд 14) И на следующем лепестке у нас задание Вам нужно внимательно рассмотреть картину, и составить по ней рассказ. Смогли вы выполнить шестое задание? Молодцы. (Слайд 15) Что же за задание приготовил нам последний лепесток? В: А задание такое. Я буду диктовать предложения, вы должны нарисовать схемы этих предложений. Но сначала вспомним правила написания предложения. - Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Как мы его обозначаем? Что ставится в конце предложения? (Точка) Текст «Весна» Наступила весна. Начал таять снег. У деревьев набухли почки. Скоро появятся зеленые листочки. На проталинках появляются первые подснежники. Воспитатель: Сколько слов в 1, 2, 3, 4, 5 предложении? (Дети по очереди работают у доски, другие за столами) В: Вот и выполнили все задания, собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках?(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).А как вы понимаете, что означает это слово? Шире наш чудесный круг Я твой друг и ты мой друг. Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь. | Выполняют задания. Выполняют задания. Находят схему слова, выполняют звуковой анализ слова Отвечают, составляют по предложения по схемам. (Из 2, 3, 4 слов) Выполняют задание Выполняют задание | 25 мин | Могут дать обобщённое название предметов; Умеют делить слова на слоги; определяют количество слогов с помощью ладони. Могут определять гласные и согласные звуки, мягкие согласные, умеют обосновать свой ответ. Умеют делать звуко-буквенный анализ слов Правильно подбирают схему к слову и выполняют звуковой анализ слова Умеют составлять предложения по схемам; Могут составить рассказ Умеют составлять схему предложений |
Рефлексивно-оценочный | Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний. Все задания королевы Знаний вы выполнили, узнали магическое слово. А что вам понравилось больше всего? - В каком задании испытывали трудности? - Вы, ребята, молодцы. А в память о нашем путешествии королева Знаний передала вам вот такие смайлики А теперь вернемся в группу! Вокруг себя повернись, в группе очутись! | Отвечают на вопросы и дают самооценку своей деятельности. | 3 мин | Умеют дать оценку своей деятельности на занятии. Могут сделать вывод по пройденному занятию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну Знаний». Сценарий праздника «День знаний»
Сценарий для разновозрастной группы детей...
Сценарий, посвященный дню знаний "Путешествие в страну знаний"
Данныйм атериал поможет организовать детей на начало учебного года....
Праздник, посвященный Дню знаний "Путешествие в страну знаний"
Цель: создать весёлое настроение, принести детям радость, удовольствие, показать результат музыкального образования детей и их достижения.Задачи:Образовательная:Развивающая: развивать музыкальные, арт...
Праздник ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний и игр»
Цель: создать веселое праздничное настроение, воспитать положительного отношения к детскому саду и школе.Задачи:Обучающие: обобщить знания детей о празднике День Знаний, учить быстро переключаться с о...
Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6-7 лет
Сценарий может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. Материал предназначен для детей 6-7 лет...
Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний»
Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение.Задачи.- Развивать музыкально-исполнительские способности детей, координацию движений.- Воспитывать эстетическое восприятие, дружеские взаимоотн...
Сценарий ко Дню знаний в детском саду "Путешествие в страну Знаниий".
Создание праздничного настроения в начале учебного года...