Рабочая программа базового уровня сложности «АБВГДейка» (1-ый год обучения старшая группа)
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Программа по подготовке к обучению грамоте и развитию речи предназначена для работы с детьми 5 – 8 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–8 лет (1- й год обучения, дети 5–6 лет; 2-ой год обучения, дети 6–8 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022-2023_gg._mihaylova_rp_dop._obrazovaniya_abvgdeyka_1_god_obucheniya.docx | 68.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
базового уровня сложности
«АБВГДейка»
(старшая группа)
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во учебных недель: 32
Всего академических часов: 32
из них в форме групповой работы – 32
Кол-во часов в неделю: 1
Продолжительность занятия: 25 минут
Педагог:
Михайлова Л. В.
2022-2023 учебный год
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» (далее – Программа) относится к программам социально-педагогической направленности.
1.2. Направленность
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Рабочая программа составлена на основе программ:
1. Основная образовательная программа ДОУ;
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакциейН. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014;
3.Программа «От слова к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». - М.: «Ювента» 2007, Колесникова Е.В.;
4. Учебное пособие «Ступеньки к школе». - М.: ТЦ «Сфера», 1999Кузнецова Е. В., Тихонова И. А.;
5. Учебно-методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001, Л. Е. Журова,Д. Б. Эльконин.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72. 2
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Закон РФ «Об образовании».
• Типовое положение о ДОУ.
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
1.3. Актуальность
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Поэтому своевременная работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.
Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте.
Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения.
Именно востребованность данного навыка и заинтересованностью этой темой (обучение грамоте), её актуальность. явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.
1.4. Новизна
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
1.5. Педагогическая целесообразность
Программа по подготовке к обучению грамоте и развитию речи предназначена для работы с детьми 5 – 8 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–8 лет (1- й год обучения, дети 5–6 лет; 2-ой год обучения, дети 6–8 лет).
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.
Изучив педагогическую литературу по работе с детьми и проведя глубокий анализ прочитанного, можно сделать вывод, что работу по подготовке ребенка к школе необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. И тогда процесс обучение будет значительно облегчен.
1.6. Отличительные особенности Программы
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничество ребенка со взрослым.
Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
1.7. Основные характеристики образования
Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки реализации
Цель программы:
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Обучающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать графические навыки.
Развивать мелкую моторику (упражнения для пальцев и кистей рук).
Учить детей владеть звуковой стороной речи: темпом, интонацией.
Развивать звуко-буквенный анализ.
Развивать фонематическое восприятие.
Формировать первоначальные навыки чтения.
Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
Воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты освоения программы
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
- «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь» Колесникова Е. В.;
– Методика “Графический диктант” (автор Д. Б. Эльконин).
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- делить слова на слоги;
- уметь составлять предложение из двух-трёх слов;
- членить простые предложения на слова;
- определять место звука в слове;
- давать характеристику звуку;
- самостоятельно составлять предложение;
- составлять рассказ с заданным количеством предложений;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- уметь составлять звуковые схемы слов;
– уметь работать с кассой букв;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога;
– овладеть позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;
– дорисовывать начатые фигуры;
– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
– уметь писать (печатать) гласные и согласные буквы.
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
- буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
- уметь записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
– проводить звуковой анализ слов;
- читать слоги, слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- овладеть сознательным, плавным чтением;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его;
- составлять рассказы по серии картин;
- знать пословицы, поговорки, скороговорки;
- уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
- уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;
- понимать и выполнять учебную задачу;
- формирование волевых и этических качеств, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
Ожидаемые результаты.
Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе. Кроме того, дети учатся сравнивать, быстро находить правильное решение, становятся более самостоятельными, инициативными, у них появляется интерес и стремление узнавать новое.
Проводимая работа является частью решения задач по преемственности между детским садом и школой.
Привлечение родителей к данной деятельности позволяет успешно решать задачи педагогической грамотности родителей, формировать общее педагогическое пространство: воспитатель-ребёнок-родитель и совместными усилиями добиваться хороших результатов.
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
1.8. Уровень программы, объем и сроки реализации программы (базовый, стартовый)
Уровень программы - базовый.
Срок реализации - программа «АБВГДейка» рассчитана на один год обучения.
На освоение программы отводится 32 часа.
1.9. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма проведения занятия - очная.
Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) – 25минут, количество учебных недель – 32
Возраст обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (5-6лет).
Принцип формирования групп: Программа «АБВГДейка» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 5-6лет разного пола и разной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
1.10. Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология, опирающиеся на познавательный интерес;
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающиеся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Методы обучения:
- словесный;
- практический;
- показа;
- наглядный, иллюстративный;
- частично-поисковый;
- контроля;
- творческого проекта.
Приемы: использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); рассказ, беседа; обследование, рассматривание, наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа презентации; фонематические упражнения, работа с текстами, дидактические игры, рисование, театрализация; поощрение, одобрение, похвала, награждение, соревнование; индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка.
2. Учебный план
№ п/п | Тема | Количество академических часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | «Понятие «слово», «предложение.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
2. | «Понятие «звук» - «буква». Неречевые и речевые звуки.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
3. | «Звук А. Буква А.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
4. | «Звук У. Буква У.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
5. | «Звук О. Буква О.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
6. | «Звук Ы. Буква Ы.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
7. | «Звук и буква Э» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
8. | «Звук И. Буква И.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
9. | «Звуки М, МЬ. Буква М.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
10. | «Звуки Н, НЬ. Буква Н.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
11. | «Звуки Б, БЬ. Буква Б.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
12. | «Звуки П, ПЬ. Буква П. Звуки Б-П.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
13. | «Звуки Д, ДЬ. Буква Д.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
14. | «Звуки Т, ТЬ. Буква Т. Звуки Д-Т.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
15. | «Звуки К, КЬ. Буква К. | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
16. | «Звуки Г, ГЬ. Буква Г.» Звуки Г-К.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
17. | «Звуки В, ВЬ. Буква В.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
18. | «Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф. Звуки В-Ф.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
19. | «Звуки Х, ХЬ. Буква Х.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
20. | «Звук Й. Буква Й.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
21. | «Звук Я. Буква Я.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
22. | «Звук Ю. Буква Ю.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
23. | «Звуки Е, Ё. Буквы Е, Ё.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
24. | «Звуки С, СЬ. Буква С.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
25. | «Звуки З, ЗЬ. Буква З. Звуки З-С» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
26. | «Звук Ц. Буква Ц.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
27. | «Звук Ж. Буква Ж.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
28. | «Звук Ш. Буква Ш. Звуки Ж-Ш.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
29. | «Звук Ч. Буква Ч.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
30. | «Звук Щ. Буква Щ. Звуки Ч-Щ.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
31. | «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
32. | «Звуки Р, РЬ. Буква Р.» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
Итого | 32 | 16 | 16 |
3. Календарный учебный график
Срок учебного года(продолжительность обучения) | Каникулы | Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия | Кол-во учебных недель | Место проведения занятия | Время проведения занятия | Сроки диагностики | ||
07.10.2022- 18.05.2023 | 01.01.2023- 08.01.2023 | 1 25 мин | 32 | МБДОУ детский сад № Группа №8 | 15.30-15.55 День: четверг | Стартовая: октябрь Итоговая: май | ||
Тема занятия | Сроки занятия | Режим занятия | ||||||
1. «Понятие «слово», «предложение.» | 07.10.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
2. «Понятие «звук» - «буква». Неречевые и речевые звуки.» | 14.10.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
3. «Звук А. Буква А.» | 21.10.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
4. «Звук У. Буква У.» | 28.10.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
5. «Звук О. Буква О.» | 03.11.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
6. «Звук Ы. Буква Ы.» | 10.11.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
7. «Звук и буква Э» | 17.11.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
8. «Звук И. Буква И.» | 24.11.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
9. «Звуки М, МЬ. Буква М.» | 01.12.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
10. «Звуки Н, НЬ. Буква Н.» | 08.12.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
11. «Звуки Б, БЬ. Буква Б.» | 15.12.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
12. «Звуки П, ПЬ. Буква П. Звуки Б-П.» | 22.12.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
13. «Звуки Д, ДЬ. Буква Д.» | 29.12.2022 | 15.30-15.55 | ||||||
14. «Звуки Т, ТЬ. Буква Т. Звуки Д-Т.» | 12.01.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
15. «Звуки К, КЬ. Буква К. | 19.01.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
16. «Звуки Г, ГЬ. Буква Г.» Звуки Г-К.» | 26.01.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
17. «Звуки В, ВЬ. Буква В.» | 02.02.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
18. «Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф. Звуки В-Ф.» | 09.02.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
19. «Звук Х, ХЬ. Буква Х.» | 16.02.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
20. «Звук Й. Буква Й.» | 23.02.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
21. «Звук Я. Буква Я.» | 02.03.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
22. «Звук Ю. Буква Ю.» | 09.03.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
23. «Звуки Е, Ё. Буквы Е, Ё.» | 16.03.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
24. «Звуки С, СЬ. Буква С.» | 23.03.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
25. «Звуки З, ЗЬ. Буква З. Звуки З-С» | 30.03.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
26. «Звук Ц. Буква Ц.» | 06.04.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
27.«Звук Ж. Буква Ж.» | 13.04.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
28. «Звук Ш. Буква Ш. Звуки Ж-Ш.» | 20.04.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
29. «Звук Ч. Буква Ч.» | 27.04.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
30. «Звук Щ. Буква Щ. Звуки Ч-Щ.» | 04.05.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
31. «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л.» | 11.05.2023 | 15.30-15.55 | ||||||
32. «Звуки Р, РЬ. Буква Р.» | 18.05.2023 | 15.30-15.55 |
3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
1 занятие
Тема: «Понятие «слово», «предложение.»
Цель занятия:
- познакомить детей с понятиями: СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ;
- учить выделять из речи слова;
учить составлять предложения с заданным словом, по предметным и сюжетным картинкам;
- познакомить с условным обозначением предложения;
- воспитывать умение слушать речь других детей.
2 занятие
Тема: «Понятие «звук» - «буква». Неречевые и речевые звуки.»
Цель занятия:
- познакомить с понятием «звук» - «буква», дать знания о том, чем они отличаются;
- развивать слуховое восприятие;
- учить различать звуки по силе и высоте;
- учить различать речевые звуки от не речевых;
- звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие.
3 занятие
Тема: «Звук А. Буква А.»
Цель занятия:
- познакомить с новым звуком [А];
- учить выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [А],
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
-учить определять место данного звука в словах;
- развитие внимания и памяти (работа с прописью);
- знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).
4 занятие
Тема: «Звук У. Буква У.»
Цель занятия:
- познакомить с новым звуком [У];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- учить выделять звук из ряда гласных звуков;
- закрепить навыки четкого произношения звука [У] (с опорой на модель артикуляции);
- учить определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова);
- знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат);
- развитие внимания и памяти (работа с прописью);
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов: АУ, УА.
5 занятие
Тема: «Звук О. Буква О.»
Цель занятия:
- познакомить с новым звуком [О];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков;
- закрепить навыки четкого произношения звука [О];
- учить определять место данного звука в словах;
- знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат);
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов типа: АО, ОА, УО, ОУ;
- развитие внимания и памяти (работа с прописью).
6 занятие
Тема: «Звук Ы. Буква Ы.»
Цель занятия:
- познакомить с новым звуком [Ы];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки четкого произношения звуков [Ы], в слогах, в словах;
- развивать фонематический слух;
-учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах;
- учить делить слова на слоги;
- знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат);
- развитие внимания и памяти (работа с прописью).
7 занятие
Тема: «Звук Э. Буква Э.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Э];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный;
- закрепить навыки четкого произношения звука [Э];
- учить определять место данного звука в словах;
- формировать навыки анализа и синтеза слогов.
8 занятие
Тема: «Звук И. Буква И.»
Цель занятия:
- познакомить со звуком [И];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закреплять умение выделять звук И из ряда гласных звуков;
- выделять начальный ударный гласный;
- закрепить навыки четкого произношения звука [И];
- учить определять место данного звука в словах.
9 занятие
Тема: «Звуки М, МЬ. Буква М.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [М], [МЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки произношения и различения звуков [М] - [МЬ] в слогах, словах;
- учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения;
- характеристика звука;
- знакомство с понятием «звонкий» звук;
- определение места звука в слове.;
- формирование анализа и синтеза обратных слогов;
- познакомить со звуко–слоговой схемой слова.
- звуковой анализ слова МАМА.
10 занятие
Тема: «Звуки Н, НЬ. Буква Н.»
Цель занятия:
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Н], [НЬ] в слогах, в словах, фразах;
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
-закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;
- звуко – слоговой анализ слогов и слов;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- развивать память, внимание, мышление.
11 занятие
Тема: «Звуки Б, БЬ. Буква Б.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком - знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ] в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
- закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;
- звуко–слоговой анализ слогов и слов.
12 занятие
Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П. Звуки Б-П.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [П], [ПЬ];
- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [ПЬ];
- учить давать характеристику согласному звуку;
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- развивать фонематический слух;
- формировать навыки анализа и синтеза слогов, типа: АП, ИП, УП и т.д.;
- учить дифференцировать звонкие и глухие согласные;
- развивать память, внимание.
13 занятие
Тема: «Звуки Д, ДЬ. Буква Д.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Д], [ДЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Д], [ДЬ] в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
- закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;
- деление слов на слоги;
- звуко–слоговой анализ слогов и слов.
14 занятие
Тема: «Звуки Т, ТЬ. Буква Т. Звуки Д-Т.»
Цель занятия:
-знакомство со звуком [Т], [ТЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [ТЬ] в с
логах, словах, фразах;
- звуковой анализ, составление схем слогов;
- деление слов на слоги;
- закреплять умение определять место данного звука в словах;
- закрепить умение давать характеристику звуку;
- формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АТ, ИТ, УТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА и т.д.;
- закреплять умение дифференцировать глухие и звонкие согласные.
15 занятие
Тема: «Звуки К, КЬ. Буква К.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [К], [КЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки произношения и различения звуков [К], [КЬ] в слогах, словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения;
- характеристика звуков;
- определение места звука в слове;
- формирование анализа и синтеза обратных слогов, преобразование в прямые;
- звуковой анализ слова МАК;
- звуковой анализ, составление схем слогов.
16 занятие
Тема: «Звуки Г, ГЬ. Буква Г. Звуки Г-К»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Г], [ГЬ].;
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
- закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;
- деление слов на слоги;
- звуко–слоговой анализ слогов и слов ГАМ;
- составление схем предложений.
- чёткое произнесение и характеристика звуков К, Г;
- дифференциация звуков в слогах, словах;
- подбор картинок на заданные звуки.
17 занятие
Тема: «Звуки В, ВЬ. Буква В.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [В], [ВЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
-закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;
- звуко – слоговой анализ слогов и слов;
-звуковой анализ, составление схем слогов и слов.
18 занятие
Тема: «Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф. Звуки В-Ф.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Ф], [ФЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
- закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;
- деление слов на слоги;
- познакомить со схемой предложения;
- звуко–слоговой анализ слогов и слов;
- закреплять умение дифференцировать глухие и звонкие согласные.
19 занятие
Тема: «Звук Х, ХЬ. Буква Х.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Х], [ХЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки правильного произношения звуков [Х], [ХЬ] в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- учить выделять звуки [Х], [ХЬ] в начале, середине и в конце слова.
20 занятие
Тема: «Звук Й. Буква Й.»
Цель занятия:
- познакомить со звуком [Й];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоят, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание их из счётных палочек);
- учить определять место данного звука в словах;
- работа со схемой к слову: МАЙ.
21 занятие
Тема: «Звук Я. Буква Я.»
Цель занятия:
- познакомить с гласным звуком «Я» и его обозначением;
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- упражнять в чтении парных слогов МА-МЯ, НА-НЯ и т.д.;
-знакомство с условным обозначением мягкого согласного – ЗЕЛЁНЫЙ КВАДРАТ;
- развивать фонематический слух.
22 занятие
Тема: «Звук Ю. Буква Ю.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Ю];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- развивать фонематический слух;
- познакомить с гласным и его обозначением;
- упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, НУ-НЮ и т.д.;
- продолжать знакомить с условным обозначением мягкого согласного - ЗЕЛЁНЫЙ КВАДРАТ.
23 занятие
Тема: «Звуки Е, Ё. Буквы Е, Ё.»
Цель занятия:
- знакомство со звуками [Е] - [Ё];
- знакомство с буквами (из скольких элементов состоят, прорисовывание букв в воздухе, выкладывание их из счётных палочек);
- развивать фонематический слух;
- познакомить с гласным и его обозначением цветом;
- продолжать знакомить с условным обозначением мягкого согласного - ЗЕЛЁНЫЙ КВАДРАТ; - составление предложений;
- выделение звука из слова, деление слов на слоги;
- составление слов с данным звуком;
- упражнять в чтении парных слогов МЭ – МЕ, МО-МЁ и т.д.;
- работа со схемой к словам: ЕДА, МЕХ, МЁД.
24 занятие
Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [С], [СЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [С] - [СЬ], в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
-закреплять умение выделять звук [С], [СЬ] в начале, середине и в конце слова;
- учить делить слова на слоги;
- звуко – слоговой анализ слов: ОСА, СОКИ.
25 занятие
Тема: «Звуки З, ЗЬ. Буква З. Звуки З-С.»
Цель занятия:
- четкое произнесение звука [З], [ЗЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- звуковой анализ, составление схем слогов и слов;
- составление схем предложений;
- подбор картинок на заданные звуки;
- чёткое произнесение и характеристика звуков С, З;
- дифференциация звуков в слогах, словах.
26 занятие
Тема: «Звук Ц. Буква Ц.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Ц];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ц], в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
-закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
- обратить внимание на то, что звук «Ц» – всегда твердый;
- деление слов на слоги;
- работа со схемой предложения;
- звуко–слоговой анализ слогов и слов;
- развивать память, внимание, мышление.
27 занятие
Тема: «Звук Ж. Буква Ж.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Ж];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ж] в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
- обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый;
- деление слов на слоги;
- звуко–слоговой анализ слогов и слов;
- познакомить со словами, обозначающими предмет, действия, признаки.
28 занятие
Тема: «Звук Ш. Буква Ш. Звуки Ж-Ш.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Ш];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- чёткое произнесение и характеристика звука «Ш», знакомство с буквой;
- подбор картинок на изучаемый звук;
- деление слов на слоги;
- звуко–слоговой анализ слогов и слов;
- воспроизведение слоговых рядов и схем типа АШ-ОШ-УШ-ША-ШО-ШУ и т.д.;
- работа на закрепление букв, слогов;
- чтение коротких предложений;
- закрепить навыки различения звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах.
29 занятие
Тема: «Звук Ч. Буква Ч.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Ч];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ч] в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
- обратить внимание на то, что звук «Ч» всегда мягкий;
- деление слов на слоги;
- звуко–слоговой анализ слогов и слов.
30 занятие
Тема: «Звук Щ. Буква Щ. Звуки Ч-Щ.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Щ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Щ] в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
- обратить внимание на то, что звук Щ - всегда мягкий;
- деление слов на слоги;
- звуко–слоговой анализ слогов и слов;
- работа с предложением и схемами к ним;
- закрепить навыки различения звуков [Ч] - [Щ] в слогах, словах.
31 занятие
Тема: «Звуки Л. Буква Л.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Л], [ЛЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- развивать фонематический слух; определение позиции звука в словах;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
- деление слов на слоги;
- звуко – слоговой анализ слогов и слов;
- закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;
-повторить понятие «гласные и согласные звуки», их отличительный характер;
- обозначение звука определённым цветом.
32 занятие
Тема: «Звуки Р. Буква Р.»
Цель занятия:
- знакомство со звуком [Р], [РЬ];
- знакомство с буквой (из скольких элементов состоит, прорисовывание буквы в воздухе, выкладывание её из счётных палочек);
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Р], [РЬ] в слогах, в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;
- закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;
- деление слов на слоги;
- звуко – слоговой анализ слогов и слов;
- развивать память, внимание, мышление.
4. Методические материалы
Алгоритм ООД
№ | Части занятия | Цель | Формы работы | Продолжительность |
1. | Организационный момент. Постановка цели занятия | Использование приёмов активизации интереса детей. Постановка цели индивидуально или группе детей; - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. - Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности. | - сказочное повествование, - игровые ситуации, - элементы пантомимы, - игры-путешествия, - дидактические игры, - погружение ребенка в ситуацию слушателя, - погружение ребенка в ситуацию актера. | старшая группа–2-3 минуты |
2. | Физкультминутка | Позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики | - проведение специальной физкультминутки перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов | старшая группа - 3 минуты |
3. | Основное содержание – изучение нового материала | Представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на исследование и решение поставленных задач данного занятия. | - задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия, - литературные произведения | старшая группа – 8минут |
4. | Закрепление нового материала | - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. | - работа с палочками (выкладывание букв) - работа в тетради по теме, в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения | старшая группа – 10 минут |
5. | Подведение итогов занятия (анализ деятельности) | Даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию. | - совместное обсуждение, - поощрение, - фиксация результатов, - самоанализ | старшая группа – 2 минуты |
Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:
- изучение нового материала;
- закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
- проверочные занятия (в конце полугодия);
- комплексные.
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО);
- практический (игры, упражнения).
В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения педагога и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.
Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
4.1. Условия реализации программы
В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности:
- игровая;
- продуктивная;
- поисково-исследовательская;
- учебная;
- специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей невозможна без соответствующей среды развития, поэтому необходимо построить комфортную предметно – развивающую среду:
- работа в прописях и тетрадях;
- работа с книгой;
- использование новых технологий.
Интерес дошкольников поддерживается внесением творческого элемента в занятия.
Основные методы, используемые при реализации программы:
- наглядные: работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания;
- практические: упражнения, игровой метод, театрализация, работа с текстами, рисование, моделирование, игры на определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи и пр.;
- словесные: рассказы воспитателя, рассказы детей, беседы, чтение худ. литературы,словесные игры;
- интерактивные методы (работа в парах, на ПК, цепочка, интервью, работа в малых группах).
4.2. Требования техники безопасности
Состояние предметно-развивающей среды соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:
- требований нормативных документов;
- материальных условий;
- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).
Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Для проведения игровых занятий с детьми имеется специальная групповая комната, где педагог гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, познавательные интересы, показатели развития).
Групповая комната светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН, оснащена необходимым оборудованием и материалами:
учебно-методические пособия, дидактический материал по обучению грамоте, демонстрационная магнитная доска, двусторонний мольберт, фланелеграф, музыкальный центр, есть возможность использовать мультимедиа, шкафы для хранения дидактических и методических пособий.
4.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Мероприятие | Содержание | Сроки |
Родительское собрание | Ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью. | Октябрь 2022 |
Консультации и памятки для родителей | «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте», «Повторите с детьми дома изученный материал»,«Развитие речи детей 5-6 лет», «Игры и упражнения для развития словарного запаса дошкольников», «Развитие слухового внимания и восприятия у детей», «Усвоение ребенком программного материала (сложности и успехи)». | В течение учебного года |
Анкетирование родителей | «Знаете ли Вы требования программы по подготовке детей к обучению грамоте?», «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду». | Октябрь-ноябрь 2022 |
Индивидуальное консультирование родителей | Рассмотрение интересующих вопросов | В течение учебного года |
Итоговое занятие в виде викторины | Подведение итогов | Май 2023 |
5. Оценочные материалы
5.1. Мониторинг освоения программы
Для того чтобы определить эффективность проделанной работы по обучению грамоте старших дошкольников необходимо провести диагностическую работу, составленную педагогом.
В начале учебного года выявить стартовые условия для дальнейшего освоения языка детьми и определить задачи по развитию речи дошкольников. В конце учебного года проводится итоговая диагностика с целью контроля за решением поставленных задач и выявления уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
- «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь» Колесникова Е. В.;
- Методика “Графический диктант” (автор Д. Б. Эльконин).
Система контроля, промежуточной аттестации
Анализируемый параметр | Критерии оценки | Уровень |
Развитие звуковой культуры речи | Ребёнок не испытывает трудностей при выполнении задания. | высокий |
Ребёнок справляется с заданиями с помощью взрослого. Обратить внимание на разделы, в которых ребёнок испытывает затруднения, и предложить ему аналогичные задания. | средний | |
Ребёнок не справляется с заданием, сигнал к тому, что ребёнок ещё не готов к дальнейшему обучению по данному разделу. | низкий | |
Развитие фонематического слуха | Ребёнок не испытывает трудностей при выполнении задания. | высокий |
Ребёнок справляется с заданиями с помощью взрослого. Обратить внимание на разделы, в которых ребёнок испытывает затруднения, и предложить ему аналогичные задания. | средний | |
Ребёнок не справляется с заданием, сигнал к тому, что ребёнок ещё не готов к дальнейшему обучению по данному разделу. | низкий | |
Развитие моторики, графических навыков | Ребёнок не испытывает трудностей при выполнении задания. | высокий |
Ребёнок справляется с заданиями с помощью взрослого. Обратить внимание на разделы, в которых ребёнок испытывает затруднения, и предложить ему аналогичные задания. | средний | |
Ребёнок не справляется с заданием, сигнал к тому, что ребёнок ещё не готов к дальнейшему обучению по данному разделу. | низкий | |
Развитие звуко-буквенного анализа | Ребёнок не испытывает трудностей при выполнении задания. | высокий |
Ребёнок справляется с заданиями с помощью взрослого. Обратить внимание на разделы, в которых ребёнок испытывает затруднения, и предложить ему аналогичные задания. | средний | |
Ребёнок не справляется с заданием, сигнал к тому, что ребёнок ещё не готов к дальнейшему обучению по данному разделу. | низкий | |
Чтение | Ребёнок не испытывает трудностей при выполнении задания. | высокий |
Ребёнок справляется с заданиями с помощью взрослого. Обратить внимание на разделы, в которых ребёнок испытывает затруднения, и предложить ему аналогичные задания. | средний | |
Ребёнок не справляется с заданием, сигнал к тому, что ребёнок ещё не готов к дальнейшему обучению по данному разделу. | низкий |
5.2. Информационное и материально-техническое обеспечение реализации Программы (перечень)
Методическое обеспечение:
- Программа «От слова к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». - М.: «Ювента» 2007, Колесникова Е.В.;
- Учебно-методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет». – М.: «Ювента» 2009, Колесникова Е. В.;
- Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Запоминаю буквы».». - М.: «Ювента», Колесникова Е. В.;
- Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я». – М.: «Ювента», Колесникова Е. В.;
- «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь». Москва. «Ювента» 2016, Колесникова Е. В.;
- Диагностическая методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконин
- Учебное пособие «Ступеньки к школе». - М.: ТЦ «Сфера», 1999Кузнецова Е. В., Тихонова И. А.;
- Учебно-методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001, Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин;
- Учебное пособие «Букварь» - М., Издательство: ЭКСМО, 2019, Н.С. Жукова.
Дидактический и наглядный материал:
- подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
- магнитная азбука (демонстрационная);
- касса букв и слогов (раздаточный материал);
- рабочие тетради дошкольника «Запоминаем буквы», «От А до Я»;
- тетради в крупную клетку для выполнения домашних заданий;
- карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;
- плакаты «Алфавит»;
- слоговые таблицы;
- карточки со слогами и словами;
- наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи;
- наборное полотно;
- карточки и схемы звуко – буквенного анализа слов;
- карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы;
- карточки и схемы составления предложений;
- символические обозначения звуков;
- веер букв;
- карточки с буквами;
- игрушки;
- муляжи;
- шнурочки;
- счётные палочки;
- природный материал;
- бросовый материал;
- предметные и сюжетные картинки и др.
Список литературы
1. Дьякова Н. И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников». - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
2. Дьякова Н. И. «Диагностика и коррекция выразительности речи детей». - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
3. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи дошкольников».- М.: Издательство «Просвещение», 1985.
4. Жукова Н. С. Учебное пособие «Букварь» - М., Издательство: ЭКСМО, 2019;
5. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. Учебно-методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001;
6. Иванова Т. В. «Развитие связной речи. Старшая группа». – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
7. Колесникова Е.В. Программа «От слова к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». - М.: «Ювента» 2007.
8. Колесникова Е. В. Учебно-методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет». – М.: «Ювента» 2009.
9. Колесникова Е. В. «Запоминаю буквы». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет». - М.: «Ювента».
10. Колесникова Е. В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет». – М.: «Ювента».
11. Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь». Москва. «Ювента» 2016.
12. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Ступеньки к школе». - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
13. Морозова И. А., Пушкарёва М. А. «Развитие речевого восприятия». - М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009.
14. Морозова И. А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». - М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
15. Пятак С. В. «Читаю слова и предложения». – М.: Эксмо, 2008
МОНИТОРИНГ ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
20.. – 20.. учебный год
И. Ф. ребёнка | Развитие звуковой культуры речи | Развитие фонематического слуха | Развитие моторики, графических навыков | Развитие звуко -буквенного анализа | Чтение | Уровень развития | |||||||||
н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | ||||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
6. | |||||||||||||||
7. | |||||||||||||||
8. | |||||||||||||||
9. | |||||||||||||||
10. | |||||||||||||||
11. | |||||||||||||||
12. | |||||||||||||||
13. | |||||||||||||||
14. | |||||||||||||||
15. | |||||||||||||||
Результаты диагностики высокий/% средний/% низкий/% | |||||||||||||||
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ
20.. – 20.. учебный год
Уровни (начало года) | Развитие звуковой культуры речи | Развитие фонематического слуха | Развитие моторики, графических навыков | Развитие звуко -буквенного анализа | Чтение |
Высокий % | |||||
Средний % | |||||
Низкий % |
Уровни (конец года) | Развитие звуковой культуры речи | Развитие фонематического слуха | Развитие моторики, графических навыков | Развитие звуко -буквенного анализа | Чтение |
Высокий % | |||||
Средний % | |||||
Низкий % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.
СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования детский сад «Буратино» с. Чунояр
Рабочая программа по развитию детей старшей группы совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки»составлена на основе примерной образовательной прогр...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет ( старшая группа № 2) «КОЛОКОЛЬЧИК» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКД
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников «АБВГДейка» (1-й год обучения)
Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к зву...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет (старшая группа «Совята») составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы ДОУ .
Рабочая программасовместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет....
Рабочая программа базового уровня сложности «Знайка»
Программа объединения «Знайка» имеет естественнонаучную направленность. Работа в этом направлении позволяет интеллектуально развивать дошкольника, приобщать детей к игровому вз...
Рабочая программа базового уровня сложности «АБВГДейка» (2-ой год обучения) в подготовительной к школе группе
Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дош...