Рабочая программа базового уровня сложности «Знайка»
рабочая программа по математике (старшая группа)
Программа объединения «Знайка» имеет естественнонаучную направленность. Работа в этом направлении позволяет интеллектуально развивать дошкольника, приобщать детей к игровому взаимодействию, обогащать математические представления.
Занятия способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать, объективно оценивать ее результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaykastarsha.docx | 60.19 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» (далее – Программа) относится к программам естественнонаучной направленности.
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
1.2.Направленность
Программа объединения «Знайка» имеет естественнонаучную направленность. Работа в этом направлении позволяет интеллектуально развивать дошкольника, приобщать детей к игровому взаимодействию, обогащать математические представления.
Занятия способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать, объективно оценивать ее результаты.
1.3.Актуальность
Период дошкольного детства – наиболее интенсивный период развития, фундамент дальнейшего развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которые выступают основой формирования его умственных способностей. Уровень развития познавательных процессов определяет легкость и быстроту в познании окружающего мира, усвоения новых знаний и умений, что имеет особое значение для подготовки ребёнка к обучению в школе.
Ведущей стороной умственного развития дошкольника является развитие логического мышления, оно подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как «формирование элементарных математических представлений». В математике используется много абстрактного материала. Ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать ,классифицировать , рассуждать, доказывать, опровергать.
1.4.Новизна
Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса самому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе.
1.5.Педагогическая целесообразность
Данная рабочая программа дополнительного образования педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, у детей формируются математические представления о числе, цифре, составе числа, видах счёта, приёмах сложения и вычитания и т. д. Они свободно могут соотнести число с определённым цветом или цвет с числом. У детей вырабатывается умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два, три или четыре свойства.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.
1.6.Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
1.7.Основные характеристики образования
Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки реализации
Цель программы:
создание условий для развития математической одаренности у детей, расширения кругозора их математических представлений.
Задачи программы:
- развитие логического мышления и творческих способностей.
- развитие математических способностей.
- развитие личностных качеств.
- развитие навыков самоконтроля и самооценки.
- обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Планируемые результаты освоения программы
- Считает (отсчитывает) в пределах 10.
- Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
- Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
- Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
- развитость мускулатуры пальцев;
- - проявление поисковой активности;
- Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
- Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
- Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
1.8.Уровень программы, объем и сроки реализации программы (базовый, стартовый)
Уровень программы - базовый.
Срок реализации - программа «Знайка» рассчитана на один год обучения.
На освоение программы отводится 34 часа.
1.9.Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма проведения занятия - очная.
Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) – 25 минут, количество учебных недель – 34
Возраст обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Принцип формирования групп: Программа «Знайка» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 5-6 лет разного пола и разной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
1.10.Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии
Образовательные технологии
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология, опирающиеся на познавательный интерес ;
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающиеся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Методы обучения:
- словесный;
- практический;
- показа;
- наглядный, иллюстративный;
- частично-поисковый;
- контроля;
- творческого проекта.
Приемы:
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
-игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
-обследование, рассматривание, наблюдение.
2.Учебный план
№ п/п | Тема | Количество академических часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1 | «Продолжи закономерность» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
2. | «Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор». | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
3. | «Считай не ошибись!» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
4. | «Найди предмет такой же формы», | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
5. | «Четвертый лишний» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
6. | «Подбери обувь» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
7. | «Третий лишний» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
8. | «Сколько геометрических фигур?» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
9. | «Лабиринт. Дорисуй картинку». | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
10. | «Дорисуй и раскрась» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
11. | «Разложи лекарства» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
12. | «Самый внимательный. Выложи по образцу». | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
13. | «Самый внимательный. Выложи по образцу». | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
14. | «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
15. | «Разные дома. Забор» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
16. | «Продолжи закономерность» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
17. | «Какой домик лишний и почему?» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
18. | «Укрась коврик» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
19. | «Круглый год» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
20. | «Математическое домино» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
21. | «Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики». | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
22. | «Поменяй признак» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
23. | «Логические цепочки» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
24. | «Найди лишний предмет. | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
25. | «Кого надо нарисовать? | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
26. | «Обведи дорожки» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
27. | «Найди нужную деталь. Построй домик». | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
28. | «Составь задачу и запиши» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
29. | «Опыты с кольцом и листом Мебиуса» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
30. | «Что сначала, что потом» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
31. | «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе». | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
32. | Раскрась так же» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
33. | «Путешествие по комнате» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
34. | «Путешествие в математическую страну». | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
Итого | 3 4 | 17 | 17 |
3.Календарный учебный график
Срок учебного года (продолжительность обучения) | Каникулы | Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия | Кол-во учебных недель | Место проведения занятия | Время проведения занятия | Сроки диагностики | ||
01.09.2021 29.05.2022 | 01.01.2021- 09.01.2022 | 1 25 мин | 32 | МБДОУ детский сад № 8 Группа №7 | 15.35-16.00 День: пятница | Стартовая: октябрь Итоговая: май | ||
Тема занятия | Сроки занятия | Режим занятия | ||||||
1.«Продолжи закономерность» | 17.09.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
2.«Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор». | 24.09.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
3.«Считай не ошибись!» | 01.10.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
4.«Найди предмет такой же формы», | 08.10.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
5.«Четвертый лишний» | 15.10.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
6.«Подбери обувь» | 22.10.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
7.«Третий лишний» | 29.10.2021 | 15.30-15.50 | ||||||
8.«Сколько геометрических фигур?» | 5.11.2021 | 15.30-15.50 | ||||||
9.«Лабиринт. Дорисуй картинку». | 12.11.2021 | 15.30-15.50 | ||||||
10«Дорисуй и раскрась» | 19.11.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
11.«Разложи лекарства» | 26.11.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
12.«Самый внимательный. Выложи по образцу». | 03.12.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
13.«Самый внимательный. Выложи по образцу». | 10.12.2021 | 15.30-15.50 | ||||||
14.«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». | 17.12.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
15.«Разные дома. Забор» | 24.12.2021 | 15.35-16.00 | ||||||
16«Продолжи закономерность» | 15.01.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
17.«Какой домик лишний и почему?» | 22.01.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
18.«Укрась коврик» | 29.01.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
19.«Круглый год» | 04.02.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
20.«Математическое домино» | 11.02.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
21.«Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики». | 18.02.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
22.«Поменяй признак» | 25.02.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
23.«Логические цепочки» | 04.03.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
24.«Найди лишний предмет. | 11.03.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
25.«Кого надо нарисовать? | 18.03.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
26.«Обведи дорожки» | 25.03.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
27.«Найди нужную деталь. Построй домик». | 08.04.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
28.«Составь задачу и запиши» | 15.04.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
29.«Опыты с кольцом и листом Мебиуса» | 22.04.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
30.«Что сначала, что потом» | 29.04.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
31.«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе». | 06.05.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
32.Раскрась так же» | 13.05.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
33.«Путешествие по комнате» | 20.05.2022 | 15.35-16.00 | ||||||
34.«Путешествие в математическую страну». | 27.05.2022 | 15.35-16.00 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО
зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с №8
_______________ Денисова Л. В.
«_______»______________2021 г.
Рабочая программа
базового уровня сложности
«Знайка»
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во учебных недель: 34
Всего академических часов: 34
из них в форме групповой работы - 34
Кол-во часов в неделю: 1
Продолжительность занятия: 25 минут
Педагог:
Дехканова Е.В.
Первая квалификационная категория
2020-2021 учебный год
3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Знайка»
1.«Продолжи закономерность»
Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.
2.«Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор».
Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать
3.«Считай не ошибись!»
Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете.
4.«Найди предмет такой же формы»,
Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
5.«Четвертый лишний»
Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.
6.«Подбери обувь»
Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины
7.«Третий лишний»
Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов.
8.«Сколько геометрических фигур?»
Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей
9.«Лабиринт. Дорисуй картинку».
Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.
10.«Дорисуй и раскрась»
Цель: закрепить отношение: часть - целое.
11.«Разложи лекарства»
Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи.
12. .«Самый внимательный. Выложи по образцу».
Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление
13.«Самый внимательный. Выложи по образцу».
Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление
14«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».
Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.
15.«Разные дома. Забор»
Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целое и части
16.«Продолжи закономерность»
Цель: закрепить закономерности.
17.«Какой домик лишний и почему?»
Цель: закрепить представление о многоугольниках.
18.«Укрась коврик»
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.
19.«Круглый год»
Цель: закрепление названий месяцев в году.
20.«Математическое домино»
Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.
21.«Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.
22.«Поменяй признак»
Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.
23.«Логические цепочки»
Цель: закрепить представление о числовом отрезке
24.«Найди лишний предмет. Закончи рисунок». Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
25.«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?
Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.
26.«Обведи дорожки»
Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.
27.«Найди нужную деталь. Построй домик».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание
28.«Составь задачу и запиши»
Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.
29.«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»
Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.
30.«Что сначала, что потом»
Цель: закрепить временные отношения: раньше – позже
31«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».
Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.
32.«Раскрась так же»
Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству.
33«Путешествие по комнате»
Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.
34.«Путешествие в математическую
страну».
Цель: закрепить пройденный материал.
4.Методические материалы
Алгоритм ООД
№ | Части занятия | Цель | Формы работы | Продолжительность |
1. | Разминка | Постановка цели индивидуально или группе детей; - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. - Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности. | - сказочное повествование, - игровые ситуации, - элементы пантомимы, - игры-путешествия, - дидактические игры, - погружение ребенка в ситуацию слушателя, - погружение ребенка в ситуацию актера. | - старшая группа – 5-6 минут; |
2. | Физ.минутка | -позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. | - проведение специальной физкультминутки перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов | - старшая группа – 3 минуты; |
3. | Основное содержание – изучение нового материала | представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на исследование и решение поставленных задач данного занятия. | - задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия - литературные произведения; | - старшая группа – 9 минут; |
4. | Закрепление нового материала | даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию. | -- задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия - литературные произведения; совместное обсуждение работ. | - старшая группа – 3 минуты; |
5 | Развивающие игры на развитие логического мышления | - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. | работа в тетради по теме, работа с палочками, полосками, геометрическим материалом,в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения. | 5 минуты |
Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.
4.1.Условия реализации программы
В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная, поисково-исследовательская, учебная. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.
Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников используются следующие методы:
- словесные (рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);
- наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, демонстрация видео фильмов, заучивание стихотворений с опорой на картины);
- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи и пр.);
- интерактивные методы (работа в парах, на ПК, цепочка, интервью, работа в малых группах).
4.2.Требования техники безопасности
Состояние предметно-развивающей среды соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:
- требований нормативных документов;
- материальных условий;
- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).
Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Для проведения игровых занятий с детьми имеется специальная групповая комната, где педагог гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, познавательные интересы, показатели развития).
Групповая комната оснащена необходимым оборудованием и материалами:
учебно-методические пособия, двусторонний мольберт, фланелеграф, дидактический материал по математическому и сенсорному развитию, есть возможность использовать мультимедиа.
4.3.Взаимодействие с семьями воспитанников
Мероприятие | Содержание | Сроки |
Родительское собрание | ознакомление родителей с программой кружка | Сентябрь 2021 |
Консультации для родителей | «Цель и задачи программы» « Актуальность программы» | Октябрь 2021 |
Индивидуальное Консультирование родителей | Рассмотрение интересующих вопросов | В течение учебного года |
Папки-передвижки | « Математические игры» « Математика дома» « Игра в развитии математических способностей» | В течение года |
Итоговое занятие в виде викторины | Подведение итогов | Май 2022 |
5.Оценочные материалы
5.1.Мониторинг освоения программы
Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 5-6 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Система контроля, промежуточной аттестации
Анализируемый параметр | Критерии оценки | Уровень |
Количество и счет | ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. | высокий |
ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. | средний | |
ребенок не активен, выполняет работу без особого желания | низкий | |
Ознакомление с геометрическими фигурами | ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами. | высокий |
ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами. | средний | |
ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами. | низкий | |
«Определение величины» | ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения | высокий |
ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. | средний | |
ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их, друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче. | низкий | |
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» | ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. | высокий |
ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. | средний | |
ребенок не справляется с заданием. | низкий | |
«Решение логических задач» |
| высокий |
| средний | |
| низкий |
5.2.Информационное и материально-техническое обеспечение реализации Программы (перечень)
1. Е.В.Колесникова Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.
2. Е.В.Колесникова Математика для детей 5-6 лет: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
3. Е.В.Колесникова Я считаю до пяти: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.:ТЦ Сфера, 2015
4. Наглядный материал «Величина»;
5. Наглядный материал «Цвет»;
6. Наглядный материал «Геометрические фигуры»;
7. Наглядный материал «Числа и цифры»;
Дополнительные:
1. Дидактические и настольные игры по математике
2. Геометрическая мозаика «Сложи узор»;
3. Сборно-разборные игрушки;
4. Материал, направленный на развитие мелкой моторики и кистей рук (толстый шнур для завязывания узлов);
5. Наборы разрезных картинок, состоящие из 2-4, 4-6, 6-8 , 8 10частей;
6. Лото;
7 . Иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых, в различные отрезки времени;
8. Счетные палочки;
9. Игрушки, куклы разного размера и посуда, одежда, мебель
Список литературы
- В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
- А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.
- В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
- Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
- Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
- З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
- З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития
В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...
Рабочая программа "Коррекция ОНР-II-III уровня у дошкольников 4,5-5,5 лет"
Программа носит коррекционно-развивающий характер.В основу положены обоснования, выводы, направления программы Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей дошкольного возра...
Рабочая программа логопеда: "Коррекция общего недоразвития речи первого уровня".
Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения....
Аналитическая справка уровня рабочей программы детьми группы раннего возраста за 2015-2016 учебный год
Определить уровень сформированности знаний и умений на начало учебного года....
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ, УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ САРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, умения планировать работу по реализации замысла, способность проявлять творчество.Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для с...
Участие в проектах и рабочих программах в области образования на уровне ДОУ
Рабочие программы....