Рабочая программа базового уровня сложности «Знайка»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Дехканова Елена Вкторовна

 Программа объединения  «Знайка» имеет естественнонаучную направленность. Работа в этом направлении позволяет интеллектуально развивать дошкольника, приобщать детей к игровому взаимодействию, обогащать математические представления.

Занятия способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать, объективно оценивать ее результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaykastarsha.docx60.19 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка»  (далее – Программа) относится к программам естественнонаучной  направленности.

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения  игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

1.2.Направленность

 Программа объединения  «Знайка» имеет естественнонаучную направленность. Работа в этом направлении позволяет интеллектуально развивать дошкольника, приобщать детей к игровому взаимодействию, обогащать математические представления.

Занятия способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать, объективно оценивать ее результаты.

1.3.Актуальность

 Период дошкольного детства – наиболее интенсивный период развития, фундамент дальнейшего развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которые выступают основой формирования его умственных способностей. Уровень развития познавательных процессов определяет легкость и быстроту в познании окружающего мира, усвоения новых знаний и умений, что имеет особое значение для подготовки ребёнка к обучению в школе.

Ведущей стороной умственного развития дошкольника является развитие логического мышления, оно подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как «формирование элементарных математических представлений». В математике используется много абстрактного материала. Ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать ,классифицировать , рассуждать, доказывать, опровергать.

1.4.Новизна

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса самому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе.

1.5.Педагогическая целесообразность

Данная рабочая программа дополнительного образования  педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, у детей формируются математические представления о числе, цифре, составе числа, видах счёта, приёмах сложения и вычитания и т. д. Они свободно могут соотнести число с определённым цветом или цвет с числом.   У детей вырабатывается умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два, три или четыре свойства.

 Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.

1.6.Отличительные особенности Программы

Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

1.7.Основные характеристики образования

Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки  реализации

Цель программы:

создание условий для развития математической одаренности у детей, расширения кругозора их математических представлений.

Задачи программы:

  • развитие логического мышления и творческих способностей.
  • развитие математических способностей.
  • развитие личностных качеств.
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки.
  • обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
  • овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

Планируемые результаты освоения программы

  • Считает (отсчитывает) в пределах 10.
  • Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
  • Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  • Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
  • развитость мускулатуры пальцев;
  • - проявление поисковой активности;
  • Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
  • Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
  • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.

Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы

      Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

 Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

 Ценность труда и творчестваТруд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

1.8.Уровень программы, объем и сроки реализации программы (базовый, стартовый)

Уровень программы - базовый.

Срок реализации - программа «Знайка»   рассчитана на один год обучения.

На освоение  программы отводится 34 часа.

1.9.Организационно-педагогические условия реализации Программы

         Форма проведения занятия - очная.

       Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) – 25 минут, количество учебных недель – 34

       Возраст обучающихся: дети старшего  дошкольного возраста (5-6 лет).

      Принцип формирования групп:         Программа  «Знайка»  не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 5-6 лет разного пола и разной подготовки.

      Форма организации образовательного процесса: групповая.

1.10.Образовательные технологии, приемы и методы

Образовательные технологии

Образовательные технологии

Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

  • игровая технология;
  • технология, опирающиеся на познавательный интерес ;
  • технология проблемного обучения;
  • технология сотрудничества.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология, опирающиеся на познавательный интерес 

Концептуальные идеи и принципы:

  • активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
  • обучение с учётом закономерностей детского развития;
  • опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
  • ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

Технология проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

  • создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
  • целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
  • проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
  • проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
  • проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Технология сотрудничества  

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Методы обучения:

- словесный;

- практический;

- показа;

- наглядный, иллюстративный;

- частично-поисковый;

- контроля;

- творческого проекта.

Приемы:

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

2.Учебный план

№ п/п

Тема

Количество академических часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1

«Продолжи закономерность»

1

0.5

0.5

Наблюдение

2.

«Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор».

1

0.5

0.5

Наблюдение

3.

«Считай не ошибись!»

1

0.5

0.5

Наблюдение

4.

«Найди предмет такой же формы»,

1

0.5

0.5

Наблюдение

5.

«Четвертый лишний»

1

0.5

0.5

Наблюдение

6.

«Подбери обувь»

1

0.5

0.5

Наблюдение

7.

«Третий лишний»

1

0.5

0.5

Наблюдение

8.

«Сколько геометрических фигур?»

1

0.5

0.5

Наблюдение

9.

«Лабиринт. Дорисуй картинку».

1

0.5

0.5

Наблюдение

10.

«Дорисуй и раскрась»

1

0.5

0.5

Наблюдение

11.

«Разложи лекарства»

1

0.5

0.5

Наблюдение

12.

«Самый внимательный. Выложи по образцу».

1

0.5

0.5

Наблюдение

13.

«Самый внимательный. Выложи по образцу».

1

0.5

0.5

Наблюдение

14.

«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

1

0.5

0.5

Наблюдение

15.

«Разные дома. Забор»

1

0.5

0.5

Наблюдение

16.

«Продолжи закономерность»

1

0.5

0.5

Наблюдение

17.

«Какой домик лишний и почему?»

1

0.5

0.5

Наблюдение

18.

«Укрась коврик»

1

0.5

0.5

Наблюдение

19.

«Круглый год»

1

0.5

0.5

Наблюдение

20.

«Математическое домино»

1

0.5

0.5

Наблюдение

21.

«Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики».

1

0.5

0.5

Наблюдение

22.

«Поменяй признак»

1

0.5

0.5

Наблюдение

23.

«Логические цепочки»

1

0.5

0.5

Наблюдение

24.

«Найди лишний предмет.

1

0.5

0.5

Наблюдение

25.

«Кого надо нарисовать?

1

0.5

0.5

Наблюдение

26.

«Обведи дорожки»

1

0.5

0.5

Наблюдение

27.

«Найди нужную деталь. Построй домик».

1

0.5

0.5

Наблюдение

28.

«Составь задачу и запиши»

1

0.5

0.5

Наблюдение

29.

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

1

0.5

0.5

Наблюдение

30.

«Что сначала, что потом»

1

0.5

0.5

Наблюдение

31.

«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».

1

0.5

0.5

Наблюдение

32.

Раскрась так же»

1

0.5

0.5

Наблюдение

33.

«Путешествие по комнате»

1

0.5

0.5

Наблюдение

34.

«Путешествие в математическую

страну».

1

0.5

0.5

Наблюдение

Итого

 3 4

17

17

3.Календарный учебный график

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Каникулы

Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия

Кол-во учебных недель

Место проведения занятия

Время проведения занятия

Сроки диагностики

01.09.2021

29.05.2022

01.01.2021-

09.01.2022

1

25 мин

32

МБДОУ детский сад № 8

Группа №7

15.35-16.00

День:

пятница

Стартовая:

октябрь

Итоговая:

май

Тема занятия

Сроки занятия

Режим занятия

1.«Продолжи закономерность»

17.09.2021

15.35-16.00

2.«Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор».

24.09.2021

15.35-16.00

3.«Считай не ошибись!»

01.10.2021

15.35-16.00

4.«Найди предмет такой же формы»,

08.10.2021

15.35-16.00

5.«Четвертый лишний»

15.10.2021

15.35-16.00

6.«Подбери обувь»

22.10.2021

15.35-16.00

7.«Третий лишний»

29.10.2021

15.30-15.50

8.«Сколько геометрических фигур?»

5.11.2021

15.30-15.50

9.«Лабиринт. Дорисуй картинку».

12.11.2021

15.30-15.50

10«Дорисуй и раскрась»

19.11.2021

15.35-16.00

11.«Разложи лекарства»

26.11.2021

15.35-16.00

12.«Самый внимательный. Выложи по образцу».

03.12.2021

15.35-16.00

13.«Самый внимательный. Выложи по образцу».

10.12.2021

15.30-15.50

14.«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

17.12.2021

15.35-16.00

15.«Разные дома. Забор»

24.12.2021

15.35-16.00

16«Продолжи закономерность»

15.01.2022

15.35-16.00

17.«Какой домик лишний и почему?»

22.01.2022

15.35-16.00

18.«Укрась коврик»

29.01.2022

15.35-16.00

19.«Круглый год»

04.02.2022

15.35-16.00

20.«Математическое домино»

11.02.2022

15.35-16.00

21.«Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики».

18.02.2022

15.35-16.00

22.«Поменяй признак»

25.02.2022

15.35-16.00

23.«Логические цепочки»

04.03.2022

15.35-16.00

24.«Найди лишний предмет.

11.03.2022

15.35-16.00

25.«Кого надо нарисовать?

18.03.2022

15.35-16.00

26.«Обведи дорожки»

25.03.2022

15.35-16.00

27.«Найди нужную деталь. Построй домик».

08.04.2022

15.35-16.00

28.«Составь задачу и запиши»

15.04.2022

15.35-16.00

29.«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

22.04.2022

15.35-16.00

30.«Что сначала, что потом»

29.04.2022

15.35-16.00

31.«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».

06.05.2022

15.35-16.00

32.Раскрась так же»

13.05.2022

15.35-16.00

33.«Путешествие по комнате»

20.05.2022

15.35-16.00

34.«Путешествие в математическую

страну».

27.05.2022

15.35-16.00

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области

                                                             СОГЛАСОВАНО

                                                                                                   зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с №8

_______________ Денисова Л. В.

«_______»______________2021 г.

Рабочая программа

базового уровня сложности

«Знайка»

Срок реализации программы:  1 год

Кол-во учебных недель: 34

Всего академических часов: 34

из них в форме групповой работы - 34

Кол-во часов в неделю: 1

Продолжительность занятия:        25   минут

Педагог:

Дехканова Е.В.

Первая квалификационная категория

2020-2021 учебный год

      3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  художественной направленности «Знайка»

1.«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

2.«Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор».

Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать

3.«Считай не ошибись!»

Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете.

4.«Найди предмет такой же формы»,

Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

5.«Четвертый лишний»

Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.

6.«Подбери обувь»

Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины

7.«Третий лишний»

Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов.

8.«Сколько геометрических фигур?»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей

9.«Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

10.«Дорисуй и раскрась»

Цель: закрепить отношение: часть - целое.

11.«Разложи лекарства»

Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи.

12. .«Самый внимательный. Выложи по образцу».

Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление

13.«Самый внимательный. Выложи по образцу».

Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление

14«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

15.«Разные дома. Забор»

Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целое и части

16.«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить закономерности.

17.«Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках.

18.«Укрась коврик»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.

19.«Круглый год»

Цель: закрепление названий месяцев в году.

20.«Математическое домино»

Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

21.«Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.

22.«Поменяй признак»

Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.

23.«Логические цепочки»

Цель: закрепить представление о числовом отрезке

24.«Найди лишний предмет. Закончи рисунок». Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

25.«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?

Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.

26.«Обведи дорожки»

Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

27.«Найди нужную деталь. Построй домик».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание

28.«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.

29.«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.

30.«Что сначала, что потом»

Цель: закрепить временные отношения: раньше – позже

31«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».

Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.

32.«Раскрась так же»

Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству.

33«Путешествие по комнате»

Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.

34.«Путешествие в математическую

страну».

Цель: закрепить пройденный материал.

4.Методические материалы

Алгоритм ООД

Части занятия

Цель

Формы работы

Продолжительность

1.

Разминка

Постановка цели индивидуально или группе детей;

- Вовлечение в совместную деятельность;

- Использование наглядных, информационных средств.

- Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности.

- сказочное повествование,

- игровые ситуации,

- элементы пантомимы,

- игры-путешествия,

- дидактические игры,

- погружение ребенка в ситуацию слушателя,

- погружение ребенка в ситуацию актера.

- старшая группа – 5-6 минут;

2.

Физ.минутка

-позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

- проведение специальной физкультминутки перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов

- старшая группа – 3 минуты;

3.

Основное содержание – изучение нового материала

представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на исследование и решение поставленных задач данного занятия.

- задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия

- литературные произведения;

- старшая группа – 9 минут;

4.

Закрепление нового материала

даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию.

-- задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия

- литературные произведения;

 совместное обсуждение работ.

- старшая группа – 3 минуты;

5

Развивающие игры на развитие логического мышления

- Вовлечение в совместную деятельность;

- Использование наглядных, информационных средств.

работа в тетради по теме, работа с палочками, полосками, геометрическим материалом,в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.

5 минуты

Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи  – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень  важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.

4.1.Условия реализации программы

В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная, поисково-исследовательская, учебная. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.

 Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию  дошкольников используются следующие методы:

- словесные (рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);

- наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, демонстрация видео фильмов, заучивание стихотворений с опорой на картины);

- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи и пр.);

- интерактивные методы (работа в парах, на ПК, цепочка, интервью, работа в малых группах).

4.2.Требования техники безопасности

Состояние предметно-развивающей среды соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:

- требований нормативных документов;

- материальных условий;

- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

 Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Для проведения игровых занятий с детьми имеется специальная групповая комната, где педагог гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, познавательные интересы, показатели развития).

Групповая комната оснащена необходимым оборудованием и материалами:

учебно-методические пособия, двусторонний  мольберт, фланелеграф, дидактический материал по математическому и сенсорному развитию, есть возможность использовать мультимедиа.

4.3.Взаимодействие с семьями воспитанников

Мероприятие

Содержание

Сроки

Родительское собрание

ознакомление родителей с программой кружка

Сентябрь 2021

Консультации для родителей

«Цель и задачи программы»

« Актуальность программы»

Октябрь 2021

Индивидуальное

Консультирование

родителей

Рассмотрение интересующих вопросов

В течение учебного года

Папки-передвижки

« Математические игры»

« Математика дома»

« Игра в развитии математических способностей»

В течение года

Итоговое занятие в виде викторины

Подведение итогов

Май 2022

5.Оценочные материалы

5.1.Мониторинг освоения программы

Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 5-6 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.

Система контроля, промежуточной аттестации

Анализируемый параметр

Критерии оценки

Уровень

Количество и счет

ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

высокий

ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

средний

ребенок не активен, выполняет работу без особого желания

низкий

Ознакомление с геометрическими фигурами

ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими  фигурами.

высокий

ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

средний

ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

низкий

«Определение величины»

 ребенок сравнивает  два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения

высокий

ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

средний

ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их,  друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.

низкий

«Ориентировка

во времени, пространстве,

на плоскости»

 ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

высокий

 ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

средний

ребенок не справляется с заданием.

низкий

«Решение  логических задач»

  • выполняет задания самостоятельно, без помощи, доводит начатое дело до конца

высокий

  • требуется незначительная помощь

средний

  • выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция

низкий

5.2.Информационное и материально-техническое обеспечение реализации Программы (перечень)

1. Е.В.Колесникова Демонстрационный материал: Математика для детей         5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.

2.  Е.В.Колесникова Математика для детей 5-6 лет: Метод, пособие. М.:         ТЦ Сфера, 2015.

3. Е.В.Колесникова Я считаю до пяти: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.         М.:ТЦ Сфера, 2015

4. Наглядный материал «Величина»;

5. Наглядный материал «Цвет»;

6. Наглядный материал «Геометрические фигуры»;

7. Наглядный материал «Числа и цифры»;

Дополнительные:

1. Дидактические  и настольные игры по математике

2. Геометрическая мозаика «Сложи узор»;

3. Сборно-разборные игрушки;

4. Материал, направленный  на развитие мелкой моторики и кистей рук (толстый шнур для завязывания узлов);

 5. Наборы  разрезных картинок, состоящие из 2-4, 4-6, 6-8 , 8 10частей;

 6. Лото;

 7 .  Иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых, в различные отрезки времени;

8. Счетные палочки;

 9. Игрушки, куклы разного размера и посуда, одежда, мебель

Список литературы

  1. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
  2. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.
  3. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
  4. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
  5. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
  6. З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
  7. З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Рабочая программа "Коррекция ОНР-II-III уровня у дошкольников 4,5-5,5 лет"

Программа носит коррекционно-развивающий характер.В основу положены обоснования, выводы, направления программы Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей дошкольного возра...

Рабочая программа логопеда: "Коррекция общего недоразвития речи первого уровня".

Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения....

Аналитическая справка уровня рабочей программы детьми группы раннего возраста за 2015-2016 учебный год

Определить уровень сформированности знаний и умений на начало  учебного года....

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ, УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ САРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, умения планировать работу по реализации замысла, способность проявлять творчество.Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для с...