Конспекты занятий по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников при подготовке к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy_po_obucheniyu_gramote_doshkolnikov_pri_podgotovke_k_shkole.docx | 821.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников при подготовке к школе
Занятие № 1
Цели: повторение правила написания гласных букв; закрепление действия звукового анализа.
Ход занятия
1. Поставить на доску зеленую и синюю фишки, обозначающие твердую и мягкую согласные, предложить детям вспомнить, какие гласные пишутся после твердых и какие после мягких согласных.
2. Предложить составить слово «дыня», вызвать к доске слабо успевающего ребенка и подробно разобрать это слово.
Составить слово «марка», предложить назвать 1-й согласный, 2-й согласный, 3-й согласный, 1-й гласный, 2-й гласный, затем убрать фишки и буквы.
Составить слово «роза», проверить правильность выполнения и убрать в таком порядке: з, р, а, о.
Составить слово «котел», подробно разобрать это слово на доске, вспомнить правило написания букв о и ё.
Игра со словом «котёл». Задание 1: 1-й согласный, 2-й согласный, 3-й согласный, 2-й гласный, 1-й гласный. Задание 2: 3-й звук, 5-й звук, 1-й звук, 4-й звук, 2-й звук. Задание 3 дети придумывают самостоятельно.
3. Загадать детям слово «репа», выложив схему: мягкий согласный, звук е, твердый согласный, звук [а], и предложить отгадать загаданное слово.
Кругла да гладка,
Откусишь – сладка.
Засела крепко
На грядке... (репа)
Вызвать по очереди двух детей, которые выкладывают на доске модель, а дети группы отгадывают.
Занятие № 2
Цели: закрепить правила написания гласных букв; закрепить действие звукового анализа.
Ход занятия
1. Предложить выложить слово «лягушка». Вспомнить правило написания букв я и а).
Игра со словом «лягушка».
Задание 1: 1-й звук, 3-й звук, 5-й звук, 7-й звук, 2-й звук, 6-й звук, 4-й звук.
Задание 2: 1-й гласный, 2-й гласный, звук, который всегда бывает твердым (ш), мягкий согласный, звук [г], звук [к].
Предложить составить слово «василёк».
Сколько мягких согласных звуков? Сколько твердых согласных? Сколько гласных?
Повторить правила написания гласных а, и, ё. Убрать буквы в следующем порядке: и, ё, в, к, с, л, а.
Сложить слово «нитки», проверить это слово на столах, затем предложить сделать из слова «нитки» слово «нитка» и объяснить, как это сделать (заменить и на а, мягкий согласный заменить твердым согласным).
Сложить слово «рыбы», затем сделать из этого слова слово «рыба», объяснить, как это сделать.
Игра со словом «рыба».
Задание 1: 1-й согласный, 2-й согласный, 2-й гласный, 1-й гласный.
Задание 2: звук [ы], звук [б], звук [а], звук [р].
2. Загадки педагога: твердый согласный, а, твердый согласный, ы (шары); мягкий согласный, е, мягкий согласный, и (дети)
Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные... (шары) | Непоседы маленькие, Прыгают, как заиньки, Конфеты сладкие едят, Смеются громко и кричат! (Дети) |
3. Игра «Какие буквы спрятались под зонтиком»?
Занятие № 3
Цели: повторение и закрепление пройденного.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить слово «груша», повторить правило написания в нем гласных букв и правило о звуке [ш].
Сложить слово «белки», повторить правило написания в нем гласных букв. Предложить детям назвать гласные звуки, мягкие согласные, твердые согласные.
Из слова «белки» предложить сделать слово «белка», затем «палка» и подробно объяснить, какие буквы и звуки дети заменяли.
Сложить слово «аэроплан».
Сколько гласных букв в этом слове? Назовите их. Сколько в нем согласных? Назовите их.
2. Игра «Какие буквы спрятались».
Занятие № 4
Цели: закрепить действия звукового анализа; повторить правила написания гласных букв; познакомить детей с действием словоизменения на примере слов, состоящих из трех звуков; учить детей при отгадывании слова по схеме задавать вопросы воспитателю, которые бы подвели к отгадке.
Ход занятия
1. Вспомнить с детьми, какие гласные буквы пишутся после твердых согласных, и предложить выложить их у себя на столе, затем выложить гласные, которые пишутся после мягких согласных.
2. Сложить слово «ручка», повторить правило, что звук [чʹ] всегда мягкий. Из слова «ручка» сделать: «ручки», «речки», «реки». Уметь объяснить произведенные замены.
Игра со словом «реки».
Задание 1: 2-й, 4-й, 3-й, 1-й звуки.
Задание 2: твердый согласный, мягкий согласный, звук [э], звук [и].
3. Предложить выложить из белых фишек слово «лак», заменить а на у и сказать, что получится? (Слово «лук»).
Выложить слово «дым», заменить ы на а и прочитать, что получится. (Слово «дам»). Затем а заменить на о и прочитать, что получится. (Слово «дом».). Сложить слово «сыр», заменить ы на о и прочитать получившееся слово. (Слово «сор»)
4. Предложить детям отгадать слово по схеме: твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный (Слово «трактор»)
5. Игра «Какие буквы купаются в бассейне»?
Занятие № 5
Цели: повторение правил написания гласных букв; закрепление действий звукового анализа и словоизменения.
Ход занятия
1. Предложить детям сказать, какие гласные буквы пишутся после мягких и после твердых согласных.
2. Сложить слово «весна». Повторить правило написания гласных букв е и а.
Какие звуки обозначают эти буквы?
Игра со словом «весна».
Задание 1: дать характеристику согласным звукам в слове.
Задание 2: дать характеристику гласным звукам в слове.
Сложить слово «листва». Сколько гласных звуков, сколько мягких согласных, сколько твердых согласных?
3. Сложить из белых фишек слово «кот», заменить о на и и прочитать, что получилось. (Слово «кит»).
Выложить слово «так», а заменить на ю, ю заменить на у и прочитать полученные слова. (Слова «тюк», «тук»)
4. Загадка: твердый согласный, мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный (Слово «слива»).
Занятие № 6
Цели: закрепление пройденного материала.
Ход занятия
1. Игра «Найди буквы».
2. Сложить слово «барабан». Сколько гласных, какие, сколько согласных, какие?
Выложить слово «клюшка». Назвать твердые, мягкие согласные, гласные звуки. Игра со словом «клюшка».
3. Сложить из белых фишек слово «сом», заменить о на а и прочитать полученное слово (Слово «сам»). Сложить слово «мел» и последовательно заменить гласные на ы, а, я, ё и прочитать образованные слова. (Слова «мыл», «мал», «мял», «мёл».)
4. Игра «Кто больше назовет слов по схеме»: мягкий согласный, гласный, твердый согласный.
Воспитатель должен заранее приготовить слово по этой схеме, чтобы в случае необходимости помочь детям (лес, лён, кит, мир, мял, люк, вёз, мёд, мел, мёл, пир, пел, рис, ряд, сел, тир, щит)
Занятие № 7
Цели: повторение пройденного материала.
Ход занятия
1. Предложить детям составить слово «сметана», назвать гласные звуки и их место в слове, назвать твердые согласные, мягкие согласные и их место в слове. Игра со словом «сметана».
Сложить слово «филин», назвать одинаковые звуки в этом слове, назвать мягкие согласные, твердые согласные. Игра со словом «филин».
2. Выложить из белых фишек слово «сок», заменить о на у и прочитать. (Слово «сук»).
Выложить слово «пол», заменить о на и, прочитать, заменить и на е, прочитать. (Слово «пел»).
Сложить слово «нос», заменить о на ё, прочитать. (Слово «нёс»).
Сложить слово «зуб», заменить у на о и прочитать. (Слово «зоб»).
3. Игра «Кто больше назовет слов по схеме»: согласный, гласный, согласный, гласный, согласный, гласный. Сказать детям, что согласные могут быть и твердыми и мягкими. Воспитатель говорит слова заранее (карета, малина, машина, рябина, собака, ребята, работа, билеты, вагоны, газета, дерево, канава, железо, золото, калоши, лопата, заноза, курица, корова, дорога, лимоны, молоко, пироги, малыши, ворота, вагоны, голова, синица, лисица, колено, берёза, кубики, лисята).
3. Игра «Какие буквы спрятались под зонтиком»?
Занятие № 8
Цели: закрепление пройденного материала.
Ход занятия
1. Игра «Какие буквы едут в автобусе». Вспомнить, какие согласные звуки бывают только твердыми и только мягкими.
2. Сложить слово «ботинки», назвать гласные, твердые согласные, мягкие согласные, сделать из этого слова слово «ботинок» и объяснить, как это сделать.
Сложить слово «фиалка», назвать гласные звуки, мягкие согласные, твердые согласные и их места в слове.
3. Предложить детям сложить из белых фишек слово «ток», заменить о на а и прочитать полученное слово. (Слово «так»)
Сложить слово «дом», заменить гласную на а и ы и прочитать. (Слово «дам», «дым»)
Сложить слово «мал», заменить а на гласные я, ё, и, ы, о, у и прочитать получившиеся слова. (Слова «мял», «мёл», «мил», «мол», «мул»)
4. Игра «Кто больше назовет слов по схеме»: согласный, гласный, согласный, согласный, гласный? Воспитатель придумывает слова заранее. Согласные могут быть и твердые и мягкие (цапля, банка, фишка, сумка, кофта, маска, дырка, чулки, печка, носки, рамка, доска, туфли, вилка, ложка, лента, тачка, бочка, дочка, лампа, ручка, марка, горка, масло, кукла, сосна, кошка, мышка, мишка, сушка, лодка, пушка, буква, паста).
Занятие № 9
Цели: повторить пройденный материал; учить детей производить действие словоизменения на четырех звуковых словах.
Ход занятия
1. Сложить слово «страна», предложив детям объяснить значение этого слова. Спросить, сколько в слове гласных звуков, мягких согласных, твердых согласных, и назвать их место в слове.
Сложить слово «окраина».
2. Из белых фишек предложить детям сложить слово «роза». Заменить а на ы, затем ы на у и прочитать. (Слова «розы», «розу»)
Сложить слово «лиса», заменить а на у, у на ы и прочитать. (Слова «лису», «лисы»)
Сложить слово «мыло», заменить ы на и, и на а и прочитать. (Слова «мило», «мало»)
3. Игра «Кто больше назовет слов по схеме»: согласный, гласный, согласный, гласный?
Согласные могут быть и твердые и мягкие (луна, рука, сани, роза, коза, нога, рога, вата, ваза, море, поле, мама, папа, няня, мина, лицо, кино, рама, гора, мыло, нора, мука, кора, куры, гуси, зима, лиса, каша, кофе, мясо, лыжи, кожа, ножи, жало, жаба, шина, лужа, кони, пуля, рыба, пена, шуба, бусы, бобы, пила, сова, муха)
4. Игра «Какие буквы спрятались за забором»?
Занятие № 10
Цели: повторить правила написания заглавных букв; закрепить правило о звуке ш; закрепить действие звукового анализа; учить детей производить словоизменение в пяти звуковых словах.
Ход занятия
1. Предложить на столах выложить все заглавные буквы. Напомнить, что звук ш всегда твердый.
2. Сложить слово «игрушка». Какие гласные и согласные звуки в этом слове?
3. Из белых фишек предложить детям выложить слово «мышка», заменить гласный звук [ы] на [и], затем на [у], [а], прочитать полученные слова. (Слова «мишка», «мушка», «Машка»).
Сложить слово «тачка», заменить первую букву а на у и прочитать (Слово «тучка»).
4. Игра «Назови слова, в которых второй звук [а]». (Слова «парта», «мясо», «капуста» и т. д.). За каждое правильно названное слово давать фишку.
5. Игра «Какие буквы спрятались за домиком»?
Занятие № 11
Цели: закрепление действия звукового анализа и правил написания заглавных букв; закрепление действия словоизменения на пятизвуковых словах.
Ход занятия
1. Предложить сложить слово «веревка», объяснить правила написания букв е и ё.
Какие звуки эти буквы обозначают?
2. Предложить детям сложить из белых фишек слово «печка», заменить е на о, о на а, прочитать. Заменить последнюю букву а на и (Слова «почка», «пачка»», «печки»).
3. Сложить слово «мак», дать детям полоску со всеми гласными буквами, предложить заменить гласную букву в слове последовательно всеми буквами полоски и прочитать (предупредить, что могут получиться смешные слова, чтобы детей не смущало отсутствие смысла получаемых слов).
4. Игра «Кто больше назовет слов по схеме»: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный? (Слова «лиса», «липа», «река», «зима», «лицо», «мясо» и т. д.)
5. Игра «Какие буквы катаются на лодке»?
Занятие № 12
Цели: знакомство с буквой м; учить пользоваться «окошечком»; учить пользоваться кассой букв; учить слоговому чтению прямых открытых слогов и слов с открытыми слогами.
Ход занятия
1. Показать детям «окошечко», объяснить, как во 2-е «окошечко» вставляется полосочка с гласными, как с ней работать.
2. Предложить детям сложить слово «мама».
Какие гласные звуки? Какие согласные? Раздать детям кассы с буквой м. Предложить поменять в слове «мама» звуки [м] на буквы. (Отметить, что дети впервые читают слово, где уже есть все буквы.)
3. Предложить детям вставить букву м в 1-е «окошечко», во 2-е – полоску с гласными. Прочитать получившиеся слоги. Должны по очереди прочесть все дети группы. Чтобы дети не заучивали прочитанное наизусть, необходимо читать или снизу вверх, или наоборот.
4. Предложить для чтения текст.
Мм
мё ми мэ мы мю
ма ме мо мя му
мама мимо
5. Придумать слова, в которых звук [м] стоит в середине слова.
6. Игра «Какие буквы прячутся под грибами»?
Занятие № 13
Цели: знакомство с буквой н; чтение прямых открытых слогов и слов с буквой н, состоящих из двух прямых слогов; повторить чтение слогов с буквой м; тренировка в самостоятельном выкладывании слов с буквами м и а.
Ход занятия
1. Каждый ребенок должен придумать и сложить слово, в котором были бы буквы а и м. 2 – 3 самых интересных слова, придуманных детьми, выложить на доске.
2. Предложить детям прочитать по «окошечкам» слоги с буквой м. Вызвать детей, которые затруднялись на предыдущем занятии.
3. Предложить детям сложить из фишек и букв слово Нина. Спросить, какие звуки гласные. Какие согласные? Показать детям букву н. Раздать детям. Предложить заменить фишку, обозначающую твердый звук, на букву н (вспомнить, что имена пишутся с большой буквы).
4. Чтение «окошечек» с н (читают все дети по очереди).
5. Чтение текста № 2.
Нн
на не не ня ну
но ни нэ ню ны
мо на му не мы ны мё ня ми нэ
мама Нина мина
Нона няня меню
6. Игра «Придумать слова по модели»: согласный, гласный, согласный. (Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.)
7. Игра «Какие буквы видны в окошке»?
Занятие № 14
Цели: знакомство с буквой р; выкладывание слова с буквами м, н, р.
Ход занятия
1. Предложить вспомнить, какое задание им было дар на дом. Все дети выкладывают слова, которые кончаются звуком н (2 – 3 интересных слова выложить на доске, в одно из них поиграть).
2. Сложить слово «Марина» (напомнить, что имена пишутся с большой буквы). Какой согласный звук в этом слове обозначен зеленой фишкой. Сколько в этом слове гласных звуков. Сколько согласных? Сколько твердых? Сколько мягких? Поиграть с этим словом, но раздать детям не буквы, а фишки (вызывать к доске детей, называя звук, а не букву).
3. Чтение по «окошечкам» с буквами р, м, н (на повторение вызывать наименее подготовленных детей).
4. Чтение текста.
ра рэ ря ро рё ру
ры рю ри ре
мо ми мы но не ма не мю
рама Рима мир Юра
Рома рана Ира ура
Нора
5. Игра «Назови слова, которые кончаются звуком [р]».
6. Игра «Какие буквы спрятались в мешочках»?
Занятие № 15
Цели: знакомство с буквой л; выкладывание слов с буквой л; называние слов, которые начинаются со звука [л].
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово «Алёна» из букв и фишек (вызвать к доске наименее подготовленного ребенка). Спросить, какие согласные звуки в этом слове. Какие твердые согласные? Какие мягкие согласные? Какой звук обозначен фишкой? Показать детям букву л, обозначающую этот звук. Рассмотреть ее, раздать всей группе, заменить в слове фишки на буквы.
2. Предложить детям назвать слова, начинающиеся со звука [л].
3. Сложить слово «малина» (вызвать к доске наименее подготовленного ребенка). Игра со словом «малина» (но не с помощью букв, а с помощью фишек).
4. Чтение по «окошечкам» слов с буквами л, м, н, р.
5. Чтение текста.
ла ля ло лё лу лю лом
ли ле лз ма не ру мир
лю мо не ры лу мэ мул
мыло мала Он мал. Он рыл.
луна мама Она мала. Она рыла.
Лара мина Они малы. Они рыли.
6. Дети загадывают 1-2 загадки (задание должно быть дано заранее).
7. Игра «Какие буквы спрятались за забором»?
Занятие № 16
Цели: повторение и закрепление пройденного материала; проверка домашнего задания.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить придуманное дома слово со звуком [л] (2-3 интересных слова выложить на доске).
2. Предложить детям выложить слово «букварь». Обратить внимание на звук [р] на конце слова (обозначить зеленой фишкой, а не буквой). Предложить детям сложить слово «прялка».
Сколько гласных звуков. Какие? Сколько согласных? Твердых? Мягких? Какие? Игра со словом прялка.
3. Чтение по «окошечкам» со всеми пройденными согласными.
4. Чтение текста.
мя ня ря ля ме не ре ле мю мал нора
ню рю лю му ну ру лу мо но мир Рома
на ра ла мя ня ря ля ме не мул мала
мю ню рю лю му ну ру лу мо мел Лара
ро ло мё не рё лё ми ни ри лён рано
ли мэ нэ рэ лэ мы ны ры лы
рама луна мыло мыла Леля мила
Рома рыл яму.
Мама мыла Лелю мылом.
Рома и Леля малы.
Опросить детей, учитывая их индивидуальные возможности.
5. Загадка воспитателя: согласный, согласный, гласный, согласный (стол)
6. Игра «Какие буквы прячутся под столом»?
Занятие № 17
Цели: знакомство с буквой г; придумывание слов со звуком [г] и по заданной модели.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить слово «Галина».
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Какие мягкие согласные звуки? Какие твердые? Какой 1-й твердый согласный? Какой звук обозначен синей фишкой?
Показать детям букву г, раздать детям, заменить в слове фишки на буквы.
С какой буквы дети напишут это слово. Вспомнить правило, что имена пишутся с большой буквы.
2. Придумать слова со звуком [г]. (Каждый ребенок называет одно слово).
3. Предложить сложить слово «глина» у доски наименее подготовленному ребенку.
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Какой твердый согласный звук? Какие мягкие звуки? Какой 1-й, 2-й, 3-й согласный?
4. Чтение по «окошечкам» только в том случае, если остались дети, которые испытывают в этом затруднение.
5. Чтение текста.
Гг
га го гя гу гё
гы гю ги ге гэ
ма лё ры нэ по
му мэ рё лу мо ня ра
гора рог
нога луг
Нина мыла ноги.
рога гам
Рома гулял по лугу.
(Предложения прочитать 2–3 раза.)
6. Игра «Придумать слова по модели»: согласный, согласный, гласный, согласный.
7. Игра «Какие буквы купаются в бассейне»?
Занятие № 18
Цели: знакомство с буквой к; придумывание слов со звуком к.
Ход занятия
1. Сложить слово «колючка».
Сколько звуков гласных? Сколько согласных? Какие мягкие согласные? Вспомните, что звук ч мягкий. Найти одинаковые звуки в этом слове (к).
Показать букву к, рассмотреть, раздать, заменить в слове фишки на буквы. Какой звук в слове остался обозначенным фишкой?
2. Придумывание слов со звуком [к] (каждый ребенок придумывает одно слово).
3. Предложить детям сложить слово «кукла».
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Игра со словом кукла.
4. Чтение детьми текста. Обратить внимание на выразительное чтение рассказа в конце текста. Прочитать его 2–3 раза.
Кк
ка ко кя ку кё кы кю ки ке кэ
га гя гё гу ге лы ры ны мы но лё рэ
кора рога мука мак лук лом ком
нора рука куры рак люк лак луг
Рома и Нина мыли руки и ноги.
У Риммы кукла.
5. Придумать слова, начинающееся со звука [г], другое – со звука [к].
Занятие № 19
Цели: закрепление пройденного материала.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово «книга».
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие твердые? Какие мягкие?
Предложить сложить слово «угольки». Обратить внимание, все ли дети помнят, что вместо буквы л нужно поставить зеленую фишку.
3. Чтение текста.
га кя го кё ки ге
кэ ка ку гы кю ги
нога – ноги гол
гу кы по гя ко гё ке гэ
игра кукла
играл играла играли
гора – горы кол икра марка
нора – норы рог игла горка
рука – руки
Коля и Рима мыли куклу.
Они мыли куклу мылом.
Они играли.
4. Игра «Назови слова», в которых первый звук – мягкий согласный.
5. Игра «Какие буквы спрятались за домиком»?
Занятие № 20
Цели: знакомство с буквой с; повторение пройденного материала.
Ход занятия
1. Предложить слова для выкладывания разные: «рога», «нора», «лупа», «мыло», «игла», «икра», «кран», «гром».
2. Предложить детям сложить слово «сокол». Объяснить значение.
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Какой 1-й звук?
Показать детям букву с, раздать всей группе, предложив заменить в слове синюю фишку на букву с.
3. Предложить детям придумать слова со звуком [с] (быстрый опрос детей).
4. Каждый ребенок складывает слово с буквой с (2-3 интересных слова сложить на доске).
5. Чтение текста.
Сс
са си су сы ся
се со сэ сё сю
га ко мя ну лё ры гю кя
ли не ги ке мё ня ла рю
сом сани масло кусок
сыр гуси носок сумка
сор Сима маска солома
У Романа сом.
У мамы сумка.
У Симы и Нины сани.
6. Игра: вызвать ребенка сложить слово «нора». Переделать его в слова: «кора», «гора», «горы», «норы», «нора», «нога», «рога», «рог». Слова выкладываются только на доске, но вся группа должна участвовать в игре
Занятие № 21
Цели: знакомство с буквой з; учить выкладывать предложение, состоящее из двух слов, соблюдать интервал между словами, называть первое, второе слово в предложении.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово «сказал», сделать из него «сказала», затем «сказали», разобрать слово «сказали».
Сколько гласных, сколько согласных, назвать их.
Затем сложить предложение «Они сказали».
Сколько в нем слов. Какое 1-е слово? Какое 2-е? (Сказать, что слова пишутся на расстоянии друг от друга.)
Какой звук в словах обозначен фишкой. Показать им букву з, затем раздать всей группе, попросив заменить звук [з] на букву.
Выложить 2 слова друг пол другом «зАмок», «замОк».
Что обозначают эти слова?
Сравнить эти слова по звукам: одинаковые они или разные? Работа над ударением. Игра (по выбору детей) с одним из этих слов.
2. Чтение текста.
Зз
за зе зи
са со си
не ги ну
зо сэ
лё
зу
сы ры
зэ ся кя
зё зя зю
зима замок сазан
Зина заноза мороз
роза маска музыка
Заноза
Лиза мыла розу. Она занозила руку. У Лизы заноза.
Обратить внимание детей на то, что у рассказа есть название, по которому мы узнаем, о чем рассказ. Чтение рассказа 2 – 3 раза выразительно. Предложить детям пересказать этот рассказ с добавлением подробностей, не отвлекаясь от основного содержания текста. Слово «замок» прочитать с различным ударением
3. Игра «Какие буквы спрятались в мешочках»?
Занятие № 22
Цели: повторить пройденный материал; научить новой игре в цепочку слов.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить слово «сказочка». Из этого слова сделать слово «сказочки».
Сколько гласных звуков. Какие? Сколько согласных? Какие? Какие твердые? Какие мягкие?
Затем из слова «сказочки» сделать слово «указочки».
2. Чтение текста.
са се си со су сэ сы сё
ся сю за зе зи зо зу сэ
зы зе зя зю
сын роза кукла лимон сорока
лиса сосна силос голоса сон
нос коза ласка мороз лимоны
коза – козы
лиса – лисы
У нас рос мак.
коса – косы
У нас росла малина.
сам сама сами
кукуруза
роза – розы
У нас росли розы.
У нас много кукурузы.
Объяснить детям значение слова силос.
3. Педагог на доске выкладывает слово «мак» и предлагает детям путем замены любой буквы или добавления одной буквы получить новое слово. Воспитатель должен иметь приготовленные варианты цепочек слов. Если при замене дети будут называть буквы, с которыми не знакомились на предыдущих занятиях, обозначить их фишками. Примерная цепочка слов: мак – лак – лук – люк; мак – рак – раки – руки – реки – река – репа; мак – лак – рак – так – ток – кок
Занятие № 24
Цели: знакомство с буквой ж; дать детям правила о правописании жи и ши.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить слово «жарко».
Какой звук обозначен фишкой? Звук [ж] всегда твердый. Показать им букву ж, раздать всей группе, заменить в слове фишку на букву. Сложить слово моржи. Объяснить детям, что после буквы ж всегда пишется и, хотя слышится ы.
2. Предложить детям придумать слова, которые бы начинались со звука [ж] (по одному слову).
3. Сложить слово «кожа», затем переделать это слово на слова «коза», «роза», «розы».
Сложить слово «жизнь», мягкость звука н дети должны обозначить фишкой.
Сложить слово «шина», объяснить детям, что после ш всегда пишется и, а слышится ы.
Обобщить правило, что после ж и ш слышится ы, а пишется и.
4. Чтение текста.
жа жо жу жи же
жил – жила – жили
жук сажа лыжи сук лужа жуки нож кожа
ножи шалаш шина – шины малыш уж — ужи шишка
У Саши кошка. У кошки усы. У кошки уши. Саша сама мыла кошку.
Спросить у детей, что такое уж, ядовитая ли это змея. Объяснить значение слова сажа.
5. Игра: назови слова, которые бы начинались с мягкого согласного звука [л].
6. Игра «Какие буквы катаются в лодке»?
Занятие № 25
Цели: повторение пройденных букв и правил о жи и ши.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово «малыши», вспомнить правило, что после ж и ш всегда пишется и.
Выложить слово «ужин». Выложить предложение «Малыши слушали сказку».
Назовите 1, 2, 3 слово.
2. Чтение текста.
шар лужа шил – шили жук лыжи шина – шины
зал жало машина – машины сам мыши
Он Она Они
служил служила служили
слушал слушала слушали
сушил сушила сушили
У осы жало.
Оса ужалила жука.
Маша нашла жука.
У жука рога.
У жука усы.
Спросить у детей значение слова «зал».
3. Попросить детей назвать по одному слову, в которых есть звуки [ш] и [ж].
4. Воспитатель предлагает детям отгадать задуманные им слова (грибы) по схеме: твердый согласный, мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный.
Слово «школа» по схеме: твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный
Занятие № 26
Цели: знакомство с буквой д; учить детей составлять слово с заданной частью слова, озаглавливать прочитанный рассказ.
Ход занятия
1. Предложить сложить слово «драка».
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Сколько мягких? Сколько твердых? Какие?
Показывает букву д, предлагает детям рассмотреть ее, затем раздает всей группе и просит заменить звук [д] на букву.
2. Воспитатель предлагает детям придумать слово, начинающееся со звука [д] (2–3 наиболее интересных слова написать на доске).
3. Воспитатель складывает на доске часть слова – ру, дети складывают его на столе, затем им предлагается сделать из ру – дру и с помощью этой части слова придумать и выложить слово.
4. Чтение текста.
Дд
да ду до ды ди дя дю дё дэ де
жа жи ша ши шу жу жо шо
дом дуга лодка дым дыра доска
лошадка дам дома дорога
У Димы лодка. У Даши кукла. Дима и Даша дружно играли.
Объяснить детям значение слова дуга. Предложить детям выразительно прочитать рассказ 2 – 3 раза и озаглавить его.
5. Игра: цепочка слов, начинающаяся со слова рак
Занятие № 27
Цели: знакомство с буквой т; продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово «танки».
Сколько в слове гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Сколько твердых согласных? Сколько мягких согласных?
Педагог показывает букву т, предлагает детям рассмотреть, затем раздать всей группе, попросив заменить в слове фишки на буквы. Игра со словом танки.
2. Каждый ребенок придумывает слово со звуком [т] (2 – 3 слова дети должны сложить на столе).
3. Предложить детям сложить часть слова – та, затем ста и с этой частью составить слово.
4. Сложить слово «старик», сделать из него слова: «старуха», «устарел». 2–3 детям предложить объяснить, как они произвели замену.
5. Чтение текста. Объяснить детям значение слов долото, треска. Озаглавить прочитанный рассказ, рассказать его.
Тт
та ту тю то тя ты
те ти те та да ду ша
кит карта молоток сторож
кот танки долото стакан корыто дорога
старик рот доска тир лодка ток треска
Дима строит дом. А Тима строит гараж. Дима и Тима дружат.
6. Две-три загадки предлагают дети. Воспитатель заранее придумывает вместе с детьми слова для загадок
Занятие № 28
Цели: закрепление пройденного материала и правила о звуке [чʹ].
Ход занятия
1. Предложить детям выложить предложение Самолёт летит. Напомнить, что предложение пишется с большой буквы. Спросить, сколько в предложении слов, какое из них первое, а какое второе.
2. Предложить сложить слово «аэроплан».
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько мягких согласных? Какие? Сколько твердых согласных? Игра со словом аэроплан. Выложить слово «лодка» (произнести слово так, чтобы дети услышали звук [д]).
Как сделать из слова «лодка» – «лодочка»? Сложите его.
3. Чтение текста. Обратить внимание на смысл слов «ток», «тир», «лом», «сажа», «росток», «салат». Дети должны выразительно прочитать рассказ, придумать название и пересказать его.
таз сын дети стол салат
сад так кожа стул росток
ток лом сажа прут мостик
тир рис лужа друг рассказ
дуга
Дети гуляли по лесу.
У куста ёж. Он лежит.
У ежа иголки.
Ёжик уколол Жене руку.
Жалко Женю!
4. Игра со словом «май»: меняя одну букву, получать новые слова
Занятие № 29
Цели: знакомство с буквой ь.
Ход занятия
1. Предложить сложить слово «карась».
Какие вы знаете буквы, которые показывают, что согласный звук нужно произносить мягко (и, я, е, ё, ю)? Давайте попробуем поставить их в слове карась. (Чтение получаемых слов.) А есть такая буква, которая не добавляет никакого нового звука, а только делает согласный звук мягким. Это буква ь. Она не означает никакого звука, но если мы видим ее в слове, то согласный, который стоит перед ней, нужно произносить мягко».
2. Раздать детям буквы. Поставить в слово карась после буквы с – ь. Сложить слово «уголь».
Чем отличается слово «угол» от слова «уголь»: звуками, буквами?
Сложить слово «косить».
Какое получится слово, если не поставить ь? (Косит)
Предложить детям придумать и сложить слово с мягким знаком.
3. Чтение текста.
гусь корь окунь огонь уголь
конь ноль кость дождь карась
Один – много
гусь – гуси
конь – кони
дать строить
лось – лоси
мыть дарить
окунь – окуни
лить крутить
Надо носить воду.
Миша носит воду.
Обратить внимание на слова «моль», «ноль», «лось», «корь».
Занятие № 30
Цели: знакомство с буквой ь.
Ход занятия
1. Сложить слово «дождь», сделать из него слово «дожди». Что указывает на мягкость звука [д]? Сложить слово «строить». Что делает мягкий звук [т]? Сделать из него слово строители. Что теперь указывает на мягкость звука [т]? Сколько в этом слове гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Сколько твердых? Какие? Сколько мягких? Какие? Что указывает на мягкость звука [л]? Сложить слово «долька». Что делает л мягким?
2. Предложить сложить то, затем сложить слово «сто», придумать и сложить слово с этой частью.
3. Чтение текста.
соль огонь играть
Один – много
толь олень кушать
окунь – окуни
мать карась кусать
кость – кости
мазь гость слушать
дождь – дожди
куль дождь мешать
карась – караси
корь окунь летать
гость – гости
пень кость солить
день уголь тянуть лень
У Сони корь.
Дима дал маме соль.
Мама солит кашу.
У нас есть окунь и карась.
Обратить внимание на слова «лень», «мазь», «куль», «корь».
Занятие № 31
Цели: знакомство с буквой п.
Ход занятия
1. Предложить сложить слово «пушка».
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Какой звук обозначен фишкой?
Показать букву п, затем раздать ее всей группе и попросить заменить в слове фишку на букву.
2. Каждый ребенок выкладывает слово, которое начинается со звука [п].
3. Выложить слово пальто. Выложить слово письмо.
4. Чтение текста.
Пп
папа пил пить палка суп
пила липа петь пушка пол
пар пел пирог пилот
пир поле порог парад
пена пляж опера пакет
Папа купил Пете лошадку.
Петя рад. Он играет.
У Поли лопатка.
Она копает грядку.
Объяснить слова «пир», «пена», «липа», «пакет», «порог», «пляж», «пилот», «парад», «опера». Предложить детям выразительно прочитать рассказ 2–3 раза и затем пересказать его.
5. Игра со словом лук: меняя одну букву, составлять новые слова
Занятие № 32
Цели: знакомство с буквой б.
Ход занятия
1. Предложить сложить слово «булочка».
Сколько гласных звуков. Какие? Сколько согласных? Какие? Какие твердые? Какие мягкие? Какой первый звук в слове?
Показать детям букву б, затем раздать ее всей группе, попросить заменить фишку буквой.
Сложить слово «борьба». Что указывает на мягкость звука [р]? Сложить слово рубль (четко произнести это слово). Сколько согласных?
2. Предложить детям сложить ра, сделать из него гора, затем сложить слово с этой частью (2–3 слова сложить у доски).
3. Чтение текста.
Бб
бок бык бак зуб бобы жаба рыба бусы
бумага борода рябина работа собака
булка балка палка
У Пети болит зуб. Мама дала Пете таблетку. Зуб уже не болит. Петя рад.
Придумать название рассказа. Пересказать его.
4. Игра со словом мал: меняя одну букву или добавляя, получать новые слова.
Занятие № 33
Цели: закрепление правил написания мягких согласных в разных вариантах.
Ход занятия
1. Сложить слова «полька», «поляна».
Сколько мягких согласных звуков? Какие? Как обозначена их мягкость?
Сложить слово «полка».
Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Сколько твердых согласных? Сколько мягких? Сделать из слова полка слова «полька», «польки». Что обозначает мягкость звуков «лик»?
2. Вспомнить буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного. Вспомнить правило о ь.
Сделать из слова «полька» – «полки», «полк».
Если ли мягкие согласные звуки в этом слове?
Сложить слово «скрипеть». Какие мягкие согласные звуки в этом слове?
Сделать из слова «скрипеть» – «скрипка» (2-3 детей должны объяснить, как они это сделали).
Сколько мягких согласных звуков? Сколько твердых?
3. Чтение текста.
дуб рад бант пальто бабушка
суп ряд бинт письмо рубашка
пар нос бокс пальма подушка
люк нёс сбор польза полотно
бал лёд спор борьба подарки
болит палуба пилотка бинокль
тюльпан тюлень
Барабан
Бабушка купила Борису барабан.
Борис бил в барабан:
«Бум-бум! Бум-бум!»
А Петя и Серёжа играли на дудке.
Лена и Катя плясали.
Дети рады.
Объяснить значение слова «палуба», «пилотка».
4. Игра: дети загадывают слова из 5-6 звуков, подготовленных с помощью воспитателя.
Занятие № 34
Цели: знакомство с буквой в; закрепление умения писать слова с мягкими согласными звуками.
Ход занятия
1. Сложить предложение «На лугу василёк».
Сколько слов в предложении. Какое 1, 2, 3 слово?
Разобрать слово «василёк». Определить, сколько согласных звуков. Сколько твердых согласных? Сколько мягких? Как обозначена их мягкость? Какой звук обозначен фишкой? Показать букву в, раздать ее всей группе и попросить заменить в слове фишку на букву.
2. Каждый ребенок должен сложить одно слово, начинающееся с буквы «В», а другое с буквой «В» в середине слова.
3. Чтение текста.
Вв
Ваня Вера василёк трава
врач враг
дрова дерево ворон товар
вилы волы
вилка вишня
верблюд
Загадка: Висит сито, не руками свито.
Где кто живёт?
Сова живёт в лесу. Караси и окуни живут в реке. Кит живёт в море.
Попугаи живут в клетке. Слоны живут в зоопарке.
Объяснить слова вилы, волы.
4. Предложить детям загадать загадки группе.
5. Игра: назови слова, которые начинаются со звука [в].
Занятие № 35
Цели: знакомство с буквой ф; дать знание о слоге, слове.
Ход занятия
1. Сложить предложение «У меня флажок».
Сколько слов в предложении? Какое 1, 2, 3 слово? Какой звук обозначен фишкой?
Показать букву ф, раздать ее всей группе, попросить заменить в тексте фишку на букву. Игра со словом флажок.
2. Каждый ребенок складывает слово со звуком [ф] (2–3 выложить на доске).
3. Чтение текста.
Федя флаг
флот фокус
фонарь филин
флюс вафля
фиалка фабрика флакон
кофта флажок фуражка
ФА – BA – ВИ – ФИ – ФЕ – BE – все это слоги.
Шкаф, волк, футбол, фишки – это все слова.
Мы с флажками пошли на парад – это фраза.
Скороговорка (говори быстро): На дворе трава, на траве дрова.
Предложить детям назвать известные им слоги и слова. Объяснить значение слов «флюс», «флакон».
4. Игра со словом «дым»: меняя одну букву или добавляя новые, получать новые слова.
Занятие № 36
Цели: закрепление пройденного материала.
Ход занятия
1. Сложить предложение «Я буду фанфаристом». Объяснить значение слова «фанфарист».
Сколько слов в предложении? Какое 1, 2, 3 слово?
Сколько в слове «фанфарист» согласных звуков? Сколько твердых согласных? Сколько мягких? Сколько гласных? Какие? Что делает звук [р] мягким? Где в слове стоит звук [ф]?
2. Сложить ку, сделать ску, выложить слово с этой частью. (На доске выложить 2–3 слова, в которых ску в середине слова.)
3. Чтение текста.
вол волк
вёз воз ворона ворота
ров рёв вагон ветер
соль фокус кофта
ферма шкаф
фикус фанера филин
Вере восемь лет. Она октябрёнок.
У Веры флажок.
На флажке серп и молот.
Серп и молот – наш герб.
А Феде десять лет. Он пионер.
У него труба – фанфара.
Он фанфарист отряда пионеров.
Слова для объяснения: вол, воз, ров, фикус, фокус, фанера, филин.
Занятие № 37
Цели: знакомство с буквой и.
Ход занятия
1. Сложить предложение «Это мои книги».
Сколько в предложении слов? Какое 1, 2, 3-е слово? Назвать в слове книги мягкие согласные звуки.
Сложить предложение «Это мой пенал».
2.Показать детям букву и, рассмотреть, заменить в слове фишку на букву. Какой звук [и] – гласный или согласный? (Гласный) Почему?
3. Чтение текста.
май пой майка линейка синий бой пей лейка копейка
белый сарай один – много муравей трамвай трамваи соловей
урожай урожаи воробей каравай караваи герой герои
Слушай меня, мой пес
На вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй.
4. Игра со словом «дом»: изменять слово и с помощью воспитателя выходить за рамки трехзвукового слова.
Примерный ряд слов: дом – дым – дам – дама – мама – рама –Рома – роза – коза – коса – роса – рос – рот – рота – Рита – Рига – рога – рог – бог – бот – боты – ноты – коты – кот – кит.
Занятие № 38
Цели: закрепление пройденного материала.
Ход занятия
1. Сложить предложение «Мой красный трамвай» (обратить внимание на то, как произносится слово «трамвай»). Изменить предложение «Мои красные трамваи».
2. Сложить ры, сделать кры, составить слова из этой части слова (2–3 наиболее интересных из них выложить на доске).
3. Чтение текста.
дай улей сайка скамейка
лай иней лайка фуфайка
лей клей шейка стройка
дуй край линейка
голубой мои
зелёный мой
жёлтый
Это мои книги.
Красный
Это мой клей.
Твои
Это наши карандаши.
Твой
Это твой пенал.
Мама купила мне карандаши.
Папа купил мне пенал.
У меня карандаши и пенал.
Слова для разбора: «улей», «иней», «сайка», «лайка».
4. Игра со словом «мой»: меняя одну букву или добавляя новые, составлять новые слова.
Занятие № 39
Цели: знакомство с буквой ч.
Ход занятия
1. Сложить предложение «У меня красная лодочка». Спросить, сколько слов в предложении. Какое 1, 2, 3, 4-е слово? Какой звук обозначен фишкой? Почему зеленой? Показать букву ч, заменить фишку буквой.
2. Придумать и сложить слова со звуком [чʹ] (2 – 3 из них выложить на доске).
3. Чтение текста.
ночь час чашка четверг дочь
чуб чайник чтение печь чиж чугун черешня
бочка точка речка печка чучело листочки клубочки волчок сачок
Моем
моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист.
Мяч
Мой весёлый звонкий мяч
ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
не угнаться за тобой.
Слова для объяснения: «чиж», «чугун», «чучело». Прочитав отрывки из стихотворения, спросить детей, из каких книжек они взяты.
4. Игра: дети загадывают загадки, заранее подготовленные с помощью воспитателя.
Занятие № 40
Цели: знакомство с буквой щ.
Ход занятия
1. Сложить предложение «У меня живёт щенок». Вспомнить правило о жи.
Сколько слов в предложении? Какое 1, 2, 3, 4 слово? Какой звук обозначен фишкой? Показать букву щ, предложить детям сказать, на какую букву она похожа, раздать и попросить заменить фишку буквой.
2. Чтение текста.
Щщ.
щи щека щегол кричу лещ щука
щенок свищу щит роща щётка пищу
Овощи
Капуста, морковь, лук,
картофель – овощи.
Овощи растут на огороде.
Люди едят овощи.
Овощи – хорошая, полезная пища.
Мама принесла овощей.
Из овощей и мяса она варит щи.
Скороговорка
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Тренировка в быстром чтении скороговорки.
3. Игра со словом «роза»: меняя одну букву, составлять новые слова.
4. Игра «Какие буквы прячутся под зонтом»?
Занятие № 41
Цели: повторение пройденного.
Ход занятия
1. Сложить предложение «Школьники гуляли в роще». Спросить, сколько слов в нем. Какое 1, 2, 3, 4-е слово?
2. Предложить детям придумать и выложить по 2 слова: одно – с буквой ч, другое – с буквой щ (3 – 4 интересных слова выложить на доске).
3. Не выкладывая слов, предложить детям найти разницу в звуках и буквах в словах рад – ряд, угол – уголь, мал – мял, нос – нёс.
4. Чтение текста и пересказ рассказа «Щенки»,
щель щавель пища чищу
лащ щипцы роща ищу щи
щётки овощи пищу чуб
Щенки
У Лыски были щенки. Они жили во дворе. Щенкам было холодно. Дети притащили ящик и положили щенков в ящик. Прибежала Лыска. Ищет, где её щенки. Слышит: кто-то пищит в ящике. Обрадовалась Лыска.
Слова для объяснения: щель, щавель, чуб.
5. Игра: загадки воспитателя. Чтобы отгадать, дети должны задать воспитателю вопросы
Занятие № 42
Цели: знакомство с буквой ц.
Ход занятия
1. Показать детям букву ц. Спросить, кто знает, какая это буква, обратить внимание детей на сходство и различие с буквой щ. Раздать букву ц детям.
2. Сложить предложение «На дереве сидит птица». Спросить, сколько в нем слов. Какое 1, 2, 3, 4-е слово?
3. Чтение текста.
Цц
цепь цель царь цирк овца цена
улица птица цифра цветок цапля
циркуль учитель – учительница цыплёнок – цыплята синица – синицы
Год
В году двенадцать месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Загадка
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Объяснить значение слов цепь, цель, цена, циркуль. В тексте название месяцев прочитать несколько раз. Сказать детям, как они разбиваются по временам года.
4. Игра со словом лук: меняя одну букву, составлять новые слова.
Занятие № 43
Цели: повторение пройденного материала.
Ход занятия
1. Сложить предложение У курицы маленькие цыплята. Определить, сколько в нем слов. Какое 1, 2, 3, 4-е слово?
2. Придумать и выложить слова со звуком [ц] (2 – 3 из них выложить на доске).
3. Чтение текста и пересказ его.
цып курица цапля яйцо цыплята
синица заяц лицо лисица страница
кольцо граница пальцы мельница
Лиса и заяц
Увидела лиса зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лису. Он побежал в лес. Лиса за ним. Он за куст – и она за куст. Куда он, туда и она. Прыгнул заяц под куст, а лиса мимо и пробежала.
Разобрать слова цапля, граница.
4. Игра: загадки детей. Чтобы отгадать, дети должны задать вопросы
Занятие № 44
Цели: знакомство с буквой х.
Ход занятия
1. Выложить предложение Ты хороший мальчик. Определить, сколько в нем слов. Какое 1, 2, 3-е слово? Почему после ш пишется и? Какой звук обозначен фишкой? Показать букву х, раздать ее, попросить заменить в предложении фишку буквой х.
2. Придумать и выложить слова со звуком [х] (2 – 3 слова выложить на доске).
3. Чтение текста.
Хх
хор холм муха орехи ольха
ухо хлеб сухо охота портниха
уха хвост сахар сухарь хорошо
портной – портниха
сторож – сторожиха
кролик – крольчиха
Мы с папой поехали на рыбалку. Поймали много рыбы и сварили вкусную уху. Хороша была уха на свежем воздухе! Мы хорошо отдохнули.
Два-три раза выразительно прочитать рассказ из текста. Придумать рассказ на тему «Как я с папой был (а) на рыбалке».
4. Игра «Назови слова», в которых есть мягкий согласный звук [м].
Занятие № 45
Цели: знакомство с разделительным ь.
Ход занятия
1. Один ребенок на доске выкладывает слово «Коля». Другой – «колья». Затем вызвать ребят более подготовленных. Показать, что без ь слова произносятся одинаково. В слове «колья» ь не смягчает согласную, а отделяет ее от следующей гласной. Показать, как произносятся слова «Коля» и «колья».
2. Дети должны выложить слова «семья», «братья», «деревья» у себя на столах и на доске.
3. Чтение текста.
брат братья копьё – копья
стул стулья ружьё – ружья
лист листья воробей – воробьи
дерево деревья муравей – муравьи
перо перья
Пей – я пью. Ты пьёшь. Он пьёт. Мы пьём.
Шей – я шью. Ты шьёшь. Она шьёт. Мы шьём.
Ель и сосна – хвойные деревья.
У них вместо листьев иголки – хвоя.
А у дуба и берёзы не иголки, не хвоя, а листья.
Это лиственные деревья.
Хвойные деревья летом и зимой зелёные.
А у лиственных деревьев листьев зимой нет.
4. Игра со словом «лук»: меняя одну букву, составлять новые слова.
Занятие № 46
Цели: повторение разделительного ь; учить составлять рассказ на заданную тему.
Ход занятия
1. Сложить слова «платье», «ружьё» (к доске вызвать слабо подготовленного ребенка). Спросить, как бы читались слова без ь. Выложить предложение Весной бегут ручьи. Спросить, сколько в нем слов. Какое 1, 2, 3-е слово? Как бы читалось слово без ь?
2. Выразительное чтение текста (2 – 3 раза).
перо – перья ручей – ручьи копьё – копья
соловей – соловьи платье – платья воробей – воробьи
Наша семья
У нас большая семья. У меня есть маленькая сестра Мария и старшие братья: Илья, Андрей, Семён. У отца и Андрея есть ружья. Они охотники. Я, Илья и Семён ходим в школу, а сестра Мария – в детский сад. Наша мама работает на фабрике. Она ткачиха. А папа у нас врач.
Объяснить значение слова копьё. Предложить детям составить рассказы о своей семье.
3. Игра «Какие буквы спрятались под деревом»?
Занятие № 47
Цели: знакомство с буквой ъ.
Ход занятия
1. Сложить слово «съел».
Мягко или твердо звучит звук [с]? (Твердо).
Объяснить, что когда мы ставим после с букву е, – это значит, что с надо читать мягко. Для твердости нужно поставить специальный знак ъ. Это не звук, а буква, которая обозначает, что согласную нужно читать твердо, хотя после нее стоит гласная е или я. Сложить слова объявление, прутья.
Почему пишется ъ и ь? (Потому что звук [тʹ] произносится мягко). Сложить слово «отъехал».
4. Чтение текста.
Сел Илья, сел на стул, съел Илья, съел суп.
ехали – съехали
въезд заехал – отъехал
объявление уехал – отъехал
объедки
Колхозники и волк
Волк съел овцу. Колхозники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «За что вы меня мучаете, что я сер?» А колхозники сказали: «Не за то, что ты сер, а за то, что овцу съел»
Выразительно прочитать басню 2–3 раза. Пересказать ее.
3. Игра со словом «рак» меняя одну букву, составлять новые слова
4. Игра «Какие буквы катаются в лодке»?
Занятие № 48
Цели: закрепление пройденного материала; учить пересказывать прочитанный рассказ.
Ход занятия
1. Сложить предложение У нас большая семья. Определить, сколько в нем слов. Какое 1, 2, 3, 4-е слово? Объяснить роль ь в словах большая и семья.
2. Сказать детям, что они знают теперь все буквы алфавита. Посчитать, сколько букв в алфавите.
3. Сложить часть слова сту, затем придумать и сложить с ним слово.
4. Чтение текста.
мой – моя – моё
Мне семь лет.
Моя фамилия Иванов. Моё имя Андрей.
Мне тоже семь лет. Моя фамилия Фёдорова. Меня зовут Майя.
Гадюка
Гадюка – ядовитая змея. Раз пошел я в лес за малиной. Со мной побежала моя собака Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршанье. Это была гадюка. Пушок кинулся на гадюку и разорвал ее зубами на куски.
Снова вызвать читать детей, не усвоивших беглого чтения. Рассказ прочитать 2–3 раза. Пересказать его.
5. Загадка воспитателя
3. Игра «Какие буквы спрятались под столом»?
Занятие № 49
Цели: повторение пройденного материала.
Ход занятия
1. Чтение текста.
нос нёс
лук люк
запор – запоры
мел мёл
ботинок – ботинки
тук тюк
бутылка – бутылки
мал мял
Петя и Гриша жили летом у дедушки. Дедушка жил у реки. У него были лодка и сеть. Гриша и Петя пошли на реку. На берегу была лодка. Гриша сел за руль, а Петя грёб. Они плыли долго по реке, туда, где была сеть. Нашли дети сеть, забрали рыбу и отдали деду. А дед был сердит.
Рассказ прочитать 2–3 раза. Пересказать, ответить, почему дед сердился.
2. Выложить слово «брат», сделать из него слово «братья». Определить, какими звуками и буквами эти слова отличаются.
3. Выложить слово «копьё», сделать из него слово «копья». Определить, какую роль в этих словах играет ь.
4. Игра «Назвать слова по модели»: согласный, гласный, согласный, гласный, согласный, гласный.
5. Игра «Какие буквы купаются в бассейне»?
Занятие № 50
Цели: закрепление пройденного материала; тренировка детей в беглом чтении рассказа.
Ход занятия
1. Сложить предложение «Школьники помогают в поле». Определить, сколько в нем слов. Какое 1, 2, 3, 4-е слово?
Разобрать слово «школьники».
Сколько гласных звуков. Какие? Сколько твердых согласных? Какие? Сколько мягких согласных? Какие?
Из слова «школьники» сделать слово «школьница».
2. Сложить ру, сделать из него тру, сложить с этой частью слово (2 – 3 интересных слова выложить на доске; в одно из них поиграть).
3. Чтение текста.
май улей лейка мой клей
майка герой трамвай соловей
урожай каравай воробей
Маша и Петя рисовали мак, а Вова – дом и траву. У Маши было два карандаша: один – зелёный, другой – синий. А у Пети был только один карандаш – красный. Петя дал Маше красный карандаш, и она раскрасила мак. Маша дала Вове зелёный карандаш, и он раскрасил траву.
Пересказ рассказа. Предложить детям составить рассказ о дружбе.
4. Игра «Какие буквы прячутся в книге»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...