Картотека игр и упражнений по обучению грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Марьина Анастасия Евгеньевна

Картотека игр и упражнений по обучению грамоте в сташей группе по 5 направлениям 

-Игры и упражнения на ознакомление со словом

-Игры и упражнения на ознакомление с предложением

-Игры и упражнения на ознакомление со словесным составом предложений

-Игры и упражнения на ознакомление со слоговым строением слова

-Игры и упражнения на ознакомление со звуковым строением слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ «Киселевский педагогический колледж»

Картотека игр и упражнений по обучению грамоте

Старшая группа

Выполнила:

Студентка группы ДО-41

Марьина Анастасия

Проверила:

Хлупина Н.О

Киселевск 2024

Содержание

-Игры и упражнения на ознакомление со словом

-Игры и упражнения на ознакомление с предложением

-Игры и упражнения на ознакомление со словесным составом предложений

-Игры и упражнения на ознакомление со слоговым строением слова

-Игры и упражнения на ознакомление со звуковым строением слова


Игры и упражнения на ознакомление со словом

«Подскажи слово»

Цель: обучение детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову

Оборудование: стихи в книгах

Ход: "Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).

Жил на свете человек -

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной... (дорожке).

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные... (мышки)!

И стояли у ворот

Скрюченные елки,

Там гуляли без забот

Скрюченные... (волки).

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она,

Сидя у ... (окошка).

Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".

«Молчанка»

Цель: Обучение детей самостоятельно находить длинные и короткие слова

Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате

Ход: педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

«Что нам почта принесла»

Цель: закрепление в речи детей слова, обозначающие действия.

Оборудование: сюжетные картинки, сумка почтальона, конверты

Ход: педагог заранее раскладывает по одной или две сюжетные картинки и кладет эти конверты в сумку почтальона. Детям педагог сообщает о том, что пришло много писем всем детям. Для того чтобы эти письма разнести, нужен почтальон. Из числа детей выбирается почтальон, который разносит письма всем детям. Затем педагог говорит, что письма эти не простые, а письма картинки и дети должны выполнить следующее задание: внимательно посмотреть на картинку и ответить одним словом на вопрос «что делает?». Дети рассматривают картинки и поочередно называют только одно слово, обозначающее действие (поливает, строит, рисует и т.д).

«Какой он?»

Цель: Закрепление понятий о словах, обозначающих признаки предмета.

Оборудование: лимон, игрушки и тд.

Ход: Педагог показывает детям лимон, предлагает рассмотреть его, поставить вопрос к слову «лимон» какой? и ответить на него. (Желтый, кислый, душистый, овальный, большой, маленький, спелый и тл). Затем педагог говорит: «мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?». A теперь посчитайте, сколько я скажу слов.

Большой, новый. (два слова)

Какое первое слово? (большой)

Какое второе слово? (новый)

Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой?» педагог указывает на мишку и спрашивает: «какой?» дети отвечают (например: большой, плюшевый или новый, маленький и тд). Таким образом отрабатываются прилагательные женского и среднего рода, отвечающие на вопросы: какая? какое?

Игры и упражнения на ознакомление с предложением

«Куколка»

Цель: Обучение составлять предложения по «живой модели»

Оборудование: игрушка- кукла

Ход: Воспитатель берет куклу и показывает ее детям: «Скажите какая это кукла». Дети подбирают определения

Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты Катя, будешь словом красивая, ты сказала это слово. Встань около Лены… Дети, что получится, если слово кукла (показывает на Лену) и слово красивая (показывает на Катю) произнести подряд, вместе? (Кукла красивая). Я поменяю слова местами (меняет девочек местами). Что теперь получилось? (Красивая кукла). Слово красивая –сядет, а выйдет слово любимая. Наташа, иди, ты сказала это слово. Ты, будешь словом любимая. Встань рядом со словом кукла. Дети, что получилось? (Кукла любимая или Любимая кукла). Слово кукла –попляши. Слово любимая –похлопай. Слово любимая- сядет на стульчик. Слово кукла – отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик».

«Предложения - по картинкам»

Цель: Обучение детей составлять распространенные предложение по сюжетной картине.

Оборудование: сюжетная картина

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картину и ответить на вопросы: Кто нарисован на картине? (мальчик). Как мы его назовем? (Федя). Составьте предложение про Федю. (Федя поливает цветы). Где Федя поливает цветы? (В саду). Как теперь можно составить предложения про Федю? (Федя поливает цветы в саду). А когда поливает цветы? (Летом). Значит, как можно составить предложение? (Летом Федя в саду поливает цветы).

Для составления предложений можно использовать другие сюжетные картинки.

«Лесенка предложений»

Цель: Обучение в составлении предложения с соответствующим количеством слов.

Оборудование: панно, сюжетная картинка, доска, мел

Ход: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхние ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.

Девочка сидит.

Девочка сидит на диване.

Девочка Даша сидит на диване.

Девочка Даша сидит на деревянном диване.

Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.

«Придумай предложение»

Цель: обучение детей самостоятельному придумыванию предложений

с многозначными существительными.

Оборудование: парные картинки (с многозначными

существительными) - тройка, цилиндр, ворота, язык, головки, зонтики, ласты,

круг, обрыв, кольцо, пирамида, шляпа, спинка, ножка, ручка, лист, шишка,

ѐжик, нос, колокольчик и др.

Ход игры: перед детьми лежат карточки с перевѐрнутыми вниз

картинками. Выбрав любую из них, игрок придумывает по ней предложение.

При выполнении упражнения можно использовать соревновательный приѐм,

разделив игроков на две команды «Кто придумает самое интересное

(длинное, смешное, необычное) предложение?».


Игры и упражнения на ознакомление со словесным составом предложений

«Напишем кукле письмо»

Цель: Обучение определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

Оборудование: длинные и короткие полоски, обозначающие предложения, для выкладывания слов

Ход: ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения.

«Какая полоска нужна?»

Цель: Обучение показывать короткую полоску, когда называют слово; длинной полоски – когда называют предложение.

Ход: Воспитатель раздает детям полоски и говорит: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если я назову предложение - длинную полоску.

«Карандаш. Медведь рычит.

Барабан. Дети играют.

Стол. Рыбки плавают.

Волчек вертится. Книга интересная.»

Тот, кто ни разу не ошибся, считается победившим.

«Собери слова в предложение»

Цель: Обучение составлять предложение из предложенного набора слов.

Ход: Воспитатель, согласно теме занятия подбирает слова и предлагает детям составить из слов предложения.

Например: Тема «Космос»

Ракета, космос, лететь, в.

Яркие, небо, большие, на звезды.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Мы, земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются и т. д.

«Игрушки»

Цель: Обучение определять количество слов в предложении

Оборудование: игрушки

Ход: На столе игрушки: кукла лежит на кровати, мишка сидит на стуле, другая кукла сидит за столом, стол накрыт.

Воспитатель. Дети, про каждую из этих игрушек можно сказать предложение. Послушайте, я скажу предложение про эту куклу (показывает на куклу, лежащую на кровати): «Кукла лежит», а затем предлагает детям составить предложения про другие игрушки. Дети составляют предложения. Одно из предложений повторяется хором, потом педагог говорит: «Теперь послушайте, как я буду говорить это предложение. Я буду останавливаться после каждого слова, чтобы вы могли сосчитать, сколько слов в этом предложении. Воспитатель спрашивает о количестве слов в предложении. Потом задается вопрос о том, какое первое слово, какое второе и что получится если их сказать вместе. Воспитатель подчёркивает, что это предложение, а не слово. Подводя итог, педагог заключает, что про каждый предмет, про каждого человека, про каждое животное можно сказать предложение, что предложения состоят из слов.


Игры и упражнения на ознакомление со слоговым строением слова

"Прохлопай слово"

Цель: Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование: Нет.

Ход: Воспитатель называет слово, а дети должны прохлопать количество слогов в нем. Можно усложнить, попросив детей не только прохлопать, но и назвать количество слогов.

Мама, баня, крыша, нота, фата, бита, няня и т.д

"Поймай слово"

Цель: Развитие навыка определения количества слогов в слове.

Оборудование: Мяч.

Ход: Воспитатель бросает мяч и называет слово. Ребенок, поймавший мяч, должен назвать количество слогов в этом слове.

"Строим дом"

Цель: Формирование представления о слоговой структуре слова.

Оборудование: Кубики, палочки или другие подручные материалы.

Ход: Воспитатель называет слово, а дети должны "построить" дом, соответствующий количеству слогов в этом слове, используя кубики, палочки или другие материалы.

"Шагаем по слогам"

Цель: Развитие умения определять количество слогов в словах.

Оборудование: Нет.

Ход: Воспитатель называет слово, а дети должны "прошагать" его, делая шаг на каждый слог. Можно усложнить, предложив детям шагать вперед на каждый слог и назад на последний слог.


Игры и упражнения на ознакомление со звуковым строением слова

«Найди место звука в слове»

Цель: Упражнение детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование: Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Воспитатель показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

"Звуковая цепочка"

Цель: Формирование навыка звукового анализа слова.

Оборудование: Карточки с изображениями предметов.

Ход: Воспитатель называет слово и просит ребенка назвать первый звук в этом слове. Следующий ребенок называет слово, начинающееся с последнего звука предыдущего слова, и так далее, образуя звуковую цепочку.

"Звуковое домино"

Цель: Развитие фонематического слуха, умение определять первый и последний звуки в словах.

Оборудование: Карточки с изображениями предметов.

Ход: Воспитатель раздает детям карточки и называет первое слово. Ребенок, у которого на карточке изображен предмет, название которого начинается с последнего звука предыдущего слова, выкладывает свою карточку.

"Волшебный мешочек"

Цель: Обучение определять первый и последний звуки в словах.

Оборудование: Мешочек, предметы или картинки.

Ход: Воспитатель достает из мешочка предмет или картинку, называет слово и просит детей определить первый и последний звуки. Ребенок, который правильно ответит, получает фишку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека упражнений по обучению грамоте

В данном пособии представлены занимательные упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте с детьми ОНР. Картотека составлена по материалам Ткаченко Т.А....

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Картотека занимательных упражнений по обучению грамоте

Картотека занимательных упражнений по совершенствованию звукового анализа и синтеза при обучении грамоте...

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте старших дошкольников

Грамота - это очень непростой для понимания дошкольников предмет. Ребѐнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, поня...

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах

Картотека дидактических игр и упражнений  по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах...

Картотека игр и упражнений по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...