программа кружка "Волшебные пальчики"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Сторожева Татьяна Николаевна

программа кружка "Волщебные пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palchiki.docx54.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Тамбовская обл., г.Уварово, 2й микрорайон, дом 21а


дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

по подготовке руки к письму «Волшебные пальчики».

        

Руководитель :
Сторожева Т.Н.

г.Уварово 2020г.


Пояснительная записка.

Программа «Волшебные пальчики» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – двухгодичной.

Актуальность программы заключается   в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики является необходимой частью системы дошкольного воспитания.

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика!

По мнению М. М. Кольцовой «систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки.

Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, решаются две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль.  Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными карандашами изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.

Цель программы – развитие мелкой моторики и координации движений руки, развитие навыков ручной умелости.

Задачи программы:

Обучающие:

- подготовка ребенка к письму;

-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;

-положительное отношение к письму.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;

- развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;

-развивать зрительно - моторную координацию;

-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;

- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;

-развивать пространственную ориентировку.

Воспитательные:

-интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;

-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе; положительное отношение к письму.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.

Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы.

На занятиях создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга.

Ожидаемый результат.

Воспитанник будет знать:

-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

-правила работы с тетрадью.

Воспитанник будет уметь:

-правильно сидеть за столом во время письма;

-правильно располагать рабочую тетрадь;

-правильно держать карандаш и ручку;

-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

-проводить линии в разных направлениях;

-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

-ориентироваться на листе бумаги в клетку и линейку.

Содержание программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами
  • работа в тетрадях в клетку и прописях на печатной основе
  • приемы самомассажа
  • рисование, раскрашивание

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки.

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них, пальчиковые игры с предметами. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких – либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание Игры и упражнения на развитие общей моторики – формируют зрительно-моторную координацию.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

        Графический диктант

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

В разделе “Рисование, раскрашивание” необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Раздел «Игровой самомассаж».

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. 

 Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему,

повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц,

воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа

восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Учебный план

Сроки реализации программы «Волшебные пальчики» - 2 года.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы  5 – 7 лет.

Количество занятий в неделю-2

Количество занятий в месяц - 8

Количество занятий в год - 72

Структура занятий:

1 часть(5-8 мин)

- Упражнения на развитие координации пальцев рук:

- пальчиковая гимнастика,

-самомассаж.

2 часть(8-12 мин)

- Игры и действия с предметами.

3 часть (8-12 мин)

- Упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе. Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка, соединение по точкам.

Продолжительность занятия : старшая группа - 25 минут,

подготовительная группа-30 минут

Методическое обеспечение

        Основное оборудование и материалы, позволяющие реализовывать содержание программы:

        Простой карандаш

        Ручка

        Цветные карандаши

        Тетрадь в крупную клетку

        Печатные листы с заданиями

        Счетные палочки

        «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, грецкие орехи, каштаны…)

        Природные материалы

        Бусы, пуговицы

        Массажные мячи

        Картотека пальчиковых игр, самомассажа, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам


Тематический план занятий (старшая группа) .

Сентябрь

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал», «Очки».

2. Фигурки из палочек(очки, рожица).

3. Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.1)

2 занятие

1. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо , кубик).

2. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из трёх игрушек одну нужную).

3. "Дорисуй узор"(тетрадь в клетку).

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Дом и гора»

2. Фигурка из палочек (Башенка).

3. Работа в прописи(стр.1)

4 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»,

2. Игра с ветками (Детский сад).

3."Дорисуй узор"(тетрадь в клетку).

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй», «Обогрей».

2. Фигурки из палочек (Солнце).

3. Работа в прописи(стр.1)

6 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Пошел котик на торжок»

2. Геометрическая мозайка.

3. Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.2).

7 занятие

1.  Пальчиковая гимнастика: «Шалун».

2. Фигурки из палочек (Конфеты).

3. "Дорисуй узор"(тетрадь в клетку).

8 занятие

1. Пальчиковая гимнастика «Коза».

2. Игра «чудесный мешочек».

3.Работа в прописи(стр.2).

Октябрь

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки», «Овечки».

2. Фигурки из веточек (кошка).

3. Соедини по точкам(тетрадь в клетку).

2 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Скачет зайка».

2.Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

3. Работа в прописи(стр.3).

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «На лужок «, «Мишки».

2. Фигурки из счетных палочек.

3. Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.3).

4 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Зайка и ушки», Волк и лиса».

2. Самомассаж гранеными карандашами.

3. Дорисуй узор(тетрадь в клетку).

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Гости», «Почтовый ящик»

2.Фигурки из палочек (конверт).

3. Работа в прописи(стр.4).

6 занятие

1.Пальчиковая гимнастика «Улитка».

2. Художественный труд (конверт).

3. Дорисуй узор(тетрадь в клетку).

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»,  «Грабли».

2. Фигурки из палочек.

3.Работа в прописи(стр.5) .

8 занятие

1. Самомассаж с шариками.

2. Ниткография (осенние деревья).

3.Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.4) .

Ноябрь

1  занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал».

2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

3.Работа в тетради в клетку.

2 занятие

1. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

2. Пальчиковая игра " Пианино".

3. Работа в прописи(стр.6) .

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец».

2. Фигурки из палочек (башня, дом).

3. Работа в тетради в клетку.

4 занятие

1. Пальчиковая гимнастика «Дождик».

2. Самомассаж с гранёными карандашами.

3. Работа в прописи(стр.7) .

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй», «Обогрей».

2. Фигурки из палочек (солнце).

3.Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.7)  .

6 занятие

1.Пальчиковая игра «Поутру».

2. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет).

3. Дорисуй узор(тетрадь в клетку).

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся», «Лёд», «Мороз».

2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам».

3. Работа в прописи(стр.8).

8 занятие

1.Пальчиковая гимнастика «Выйдет котя».

2. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

3. Дорисуй узор(тетрадь в клетку).

Декабрь

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика : «Голуби», «Воробьи».

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка).

3.Работа в прописи(стр.9).

2 занятие

1.Пальчиковая гимнастика«Лёд», «Мороз».

2.Работа с рисом (зимний пейзаж).

3.Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.8)  .

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком», «Снеговик».

2. Фигурки из палочек (санки).

3.Работа в тетради в клетку.

4 занятие

1. Самомассаж с шарами.

2.Работа с ватой (снежные сугробы).

3.Работа в прописи(стр.10).

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Праздник», «Ёлочка».

2. Фигурки из палочек (Ёлочка).

3.Дорисуй узор(тетрадь в клетку).

6 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком».

2. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

3.Работа в прописи(стр.11).

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Мы посуду мыли»

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка).

3. Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.9)  .

8 занятие

1.Пальчиковая гимнастика:«Снеговик».

2.Ласковые пальчики "Чудесный мешочек".

3. Дорисуй узор.

Январь

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: « Варежки, сапожки, крючки».

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

3. Работа в прописи(стр.12).

2 занятие

1. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы).

2. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь).

3. Дорисуй узор.

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза».

2. Фигурки из палочек (киска).

3.Работа в прописи(стр.13).

4 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки».

2. Работа со штампами.

3.Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.10)  .

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Наш лужок», «Ёжик».

2. Фигурки из палочек (ёжик).

3. Работа в тетради в клетку.

6 занятие

1.Пальчиковая гимнастика:«Собака», «Кошка».

2. Самомассаж с гранёным карандашом.

3.Работа в прописи(стр.14).

Февраль

1  занятие

1. Пальчиковая гимнастика : «Черепаха», «Слон».

2. Работа с камушками ( слон по контуру).

3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.

2 занятие

1. Пальчиковая гимнастика:«Овечки»,«Коза».

2. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке".

3. Работа в прописи(стр.15).

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика : «Солдаты"», «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3.Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.11)  .

4 занятие

1. Пальчиковая гимнастика : «Солдаты"», «Бойцы-молодцы».

2. Штампуем пальчиком (дорисовать образ).

3. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки».

2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).

3.Работа в прописи(стр.16).

6 занятие

1. Работа со штампами (превращение в рыбку).

2.Ниткография (волны).

3.Работа в тетради в клетку.

7 занятие

1.Пальчиковая гимнастика:«Собака», «Кошка», «Коза».

2. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы).

3.Работа в прописи(стр.17).

8 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «По дороге мы идем».

2.Работа с камушками (дорога и машины).

3.Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.12)  .

Март

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик».

2. Работа с бумагой (скатывание) «дождик лей».

3. Работа в тетради в клетку.

2 занятие

1.Пальчиковая гимнастика:«Мамочка»,  «Тюльпан».

2. Ниткография (краски весны).

3.Работа в прописи(стр.18).

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Мамочка»,  «Тюльпан».

2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)

3.Работа в тетради в клетку.

4 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Маляры, дом на горке».

2. Обрывание (план).

3.Работа в прописи(стр.19).

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Маляры, дом на горке».

2. Фигурки из палочек (дом и ворота).

3. Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.13)  .

6 занятие

4. Самомассаж с шариками.

5.  Работа с трафаретами.

6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края.

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Мы писали, колокольчик».

2. Фигурки из палочек ( тетрадь, карандаш).

3.Работа в прописи(стр.20).

8 занятие

1.Пальчиковая гимнастика:«Шалун», «Мы посуду мыли»

2.Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд).

3. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Апрель

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями, Комета».

2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета).

3.Работа в прописи(стр.21).

2 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями, Комета».

2.Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе).

3. Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.14)  

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Стул, стол».

2. Фигурки из палочек.

3. Графический диктант.

4 занятие

1. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями).

2. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые).

3.Работа в прописи(стр.22).

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Телевизор, часы, пылесос».

2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор).

3.Работа в тетради в клетку.

6 занятие

1. Попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо).

2. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

3. Работа в прописи(стр.23).

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлебушек, пекарь».

2. Фигурки из палочек (мельница).

3. Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.15)  

8 занятие

1.  Самомассаж с гранёным карандашом.

2. Тестопластика (крендельки).

3. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Май

  1. занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветки, мак, хризантемы»

2. Фигурки из палочек (кактус, ваза).

3. Работа в прописи(стр.24).

2 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветки, мак, хризантемы»

2. Работа с тычками (полевые цветы).

3.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Салют», «Солдаты».

2. Фигурки из палочек (танк, флаг).

3. Работа в прописи(стр.25).

4 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы».

2. Работа с катушками (памятник павшим солдатам).

3.Работа в тетради «Штриховка, обводка , дорисовка»(стр.16)  

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы», «Паук», «Бабочка», «Сороконожка».

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук).

3. Графический диктант.

6 занятие

1. Пальчиковая гимнастика:«Бабочка», «Сороконожка».

2. Логическая цепочка со штампиком.

3.Работа в прописи(стр.25).

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята», «Качели», «Пальчики отдыхают».

2. Фигурки из палочек (карусель).

3. Графический диктант.

8 занятие

1.Пальчиковая гимнастика:«Пальчики отдыхают».

2. Бисероплетение (краски лета).

3. Работа в прописи(стр.26).


Тематический план занятий (подготовительная группа) .

Сентябрь

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «А».

2. Фигурка из палочек: буква «А».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.1)

2 занятие

1. Игра с горохом или бобами.

2. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек».

3. Графический диктант «Золотой ключик»(стр.6).

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика «Коза».

2. Игры с конструктором.

3. Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.2)

4 занятие

1.Пальчиковая гимнастика «Слон».

2. Игра с ветками.

3.Графический диктант «Слонёнок»(стр.8).

5 занятие

1. Пальчиковая Азбука «О».

2. Фигурки из палочек: буква «О».

3.Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.2)

6 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Строит дом».

2. Геометрическая мозаика.

3. Графический диктант «Домик с окошком»(стр.10)

7 занятие

1.  Пальчиковая гимнастика: «Шалун».

2. Фигурки из палочек (Конфеты).

3.Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.3)

8 занятие

1. Пальчиковая гимнастика «Коза».

2. Игра «чудесный мешочек».

3.Графический диктант «Ключ от замка».

Октябрь

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «У».

2. Фигурки из палочек: буква «У».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.3)

2 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Скачет зайка».

2.Игра с красной фасолью (выложить зайку).

3. Графический диктант «Заяц Егорка»(стр.14)

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «На лужок».

2. Игры с мозаикой.

3. Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.4)

4 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Прогулка».

2. Самомассаж гранеными карандашами.

3. Графический диктант «Жираф»(стр.16)

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «И»

2. Фигурки из палочек: буква «И».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.3)

6 занятие

1.Пальчиковая гимнастика «Улитка».

2. Художественный труд (конверт).

3. Графический диктант «Змейка»(стр.18)

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»,  «Грабли».

2. Фигурки из палочек.

3.Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.5)

8 занятие

1. Самомассаж с шариками.

2. Ниткография (осенние деревья).

3.Графический диктант «Осиновый лист»(стр.20)

Ноябрь

1  занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «Е».

2. Фигурки из палочек: буква «Е».

3 Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.4)

2 занятие

1. Бусы в подарок маме .

2. Пальчиковая игра.

3. Графический диктант «Уточка-вертихвостка»(стр.22)

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Семейка».

2. Фигурки из палочек (башня, дом).

3. Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.6)

4 занятие

1. Пальчиковая гимнастика «Дождик».

2. Самомассаж с гранёными карандашами.

3. Графический диктант «Бабочка»(стр.24)

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «Ы».

2. Фигурки из палочек: буква «ы».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.5)

6 занятие

1.Пальчиковая игра «Поутру».

2. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет).

3. Графический диктант «Уж»(стр.26)

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся», «Лёд», «Мороз».

2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам».

3. Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.7)

8 занятие

1.Пальчиковая гимнастика «Гуси-лебеди».

2. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

3. Графический диктант «Гусь»(стр.28)

Декабрь

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «Ю».

2. Фигурки из палочек: буква «Ю».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.5)

2 занятие

1.Пальчиковая гимнастика «Лёд», «Мороз».

2.Работа с рисом (зимний пейзаж).

3.Графический диктант «Ёлочка»(стр.50)

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком», «Снеговик».

2. Фигурки из палочек (санки).

3.Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.8)

4 занятие

1. Самомассаж с шарами.

2.Работа с ватой (снежные сугробы).

3.Графический диктант «Щенок»(стр.32)

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «Я».

2. Фигурки из палочек: буква «Я».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.6)

6 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком».

2. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

3.Графический диктант «Волк»(стр.34)

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Мы посуду мыли»

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка).

3. Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.9)

8 занятие

1.Пальчиковая гимнастика:«Снеговик».

2.Ласковые пальчики "Чудесный мешочек".

3. Графический диктант «Снеговик»(стр.36)

Январь

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «Э».

2. Выкладывание буквы «Э».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.7)

2 занятие

1. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы).

2. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь).

3. Графический диктант «Робот»(стр.38)

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза».

2. Фигурки из палочек (киска).

3.Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.10)

4 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки».

2. Работа со штампами.

3.Графический диктант «Белка»(стр.94)

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «К».

2. Фигурки из палочек: буква «К».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.8)

6 занятие

1.Пальчиковая гимнастика:«Мишка-топтыжка».

2. Самомассаж с гранёным карандашом.

3.Графический диктант «Медведь»(стр.42)

Февраль

1  занятие

1. Пальчиковая гимнастика : «Черепаха», «Слон».

2. Работа с камушками ( слон по контуру).

3. Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.11)

2 занятие

1. Пальчиковая гимнастика:«Корабль».

2. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке".

3. Графический диктант «Кораблик»(стр.44)

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «Н».

2. Фигурки из палочек6 буква «Н».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.9)

4 занятие

1. Пальчиковая гимнастика : «Солдаты"», «Бойцы-молодцы».

2. Штампуем пальчиком (дорисовать образ).

3. Графический диктант «Лошадка»(стр.90)

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки».

2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).

3.Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.12)

6 занятие

1. Работа со штампами (превращение в рыбку).

2.Ниткография (волны).

3. Графический диктант «Золотая рыбка»»(стр.40)

7 занятие

1.Пальчиковая гимнастика-азбука «Л», «Т».

2. Фигурки из веток: буквы «Л», «Т».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.10)

8 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «По дороге мы идем».

2.Работа с камушками (дорога и машины).

3.Графический диктант «Машина»(стр.50)

Март

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик».

2. Работа с бумагой (скатывание) «дождик лей».

3. Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.13)

2 занятие

1.Пальчиковая гимнастика:«Мамочка»,  «Тюльпан».

2. Ниткография (краски весны).

3. Графический диктант «Утка-кряква»(стр.52)

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «М», «Р».

2. Фигурка из палочек: буквы «М», «Р».

3.Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.11)

4 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Маляры, дом на горке».

2. Обрывание .

3.Графический диктант «Олень»(стр.58)

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Маляры, дом на горке».

2. Фигурки из палочек (дом и ворота).

3. Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.14)

6 занятие

4. Самомассаж с шариками.

5.  Работа с трафаретами.

6. Графический диктант «Зонт»(стр.60)

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «В», «Ф».

2. Фигурки из палочек: буквы «В», «Ф».

3.Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.12)

8 занятие

1.Пальчиковая гимнастика:«Прогулка»

2.Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд).

3. Графический диктант «Белка»(стр.62)

Апрель

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями, Комета».

2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета).

3.Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.15)

2 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями, Комета».

2.Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе).

3. Графический диктант «Ракета»(стр.36)

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «Ш», «Ж».

2. Фигурки из палочек: буквы «Ш», «Ж».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.13)

4 занятие

1. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями).

2. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые).

3.Графический диктант «Кенгуру»(стр.66)

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Телевизор, часы, пылесос».

2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор).

3.Работа в тетради «Школа семи гномов»(стр.16)

6 занятие

1. Попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо).

2. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

3.Графический диктант «Крокодил»(стр.68)

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «Г», «Х».

2. Фигурки из палочек: буквы «Г», «Х».

3.  Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.14)

8 занятие

1.  Самомассаж с гранёным карандашом.

2. Тестопластика.

3. Графический диктант «Страус»(стр.72)

Май

  1. занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Цапля».

2. Фигурки из палочек (цапля на пруду).

3. Графический диктант «Цапля»(стр.70)

2 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветки, мак, хризантемы»

2. Работа с тычками.

3.Графический диктант «Цветок»(стр.44)

3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «Ч», «Щ».

2. Фигурки из палочек: буквы «Ч», «Щ».

3.Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.15)

4 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Рыбки в пруду».

2. Работа с катушками .

3.Графический диктант «Рыба»(стр.82)

5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы», «Паук», «Бабочка», «Сороконожка».

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук).

3. Графический диктант «Попугай»(стр.84)

6 занятие

1. Пальчиковая гимнастика:«Лебёдушка».

2. Логическая цепочка со штампиком.

3.Графический диктант «Лебедь»(стр.86)

7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика-азбука «П», «Б».

2. Фигурки из палочек: буквы «П», «Б».

3. Работа в тетради «Уроки чистописания»(стр.16)

8 занятие

Подведение итогов. Диагностические тесты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.

Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.

Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.

Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика-Санкт-Петербург , Корона. Век. 2018.

Белых В.А. Рисуем по клеточкам.-2017.

     Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму.-

     Литера 2018.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....