РМО воспитателей ДОУ. Выступление: «Обучение грамоте детей старшего, подготовительного возраста в ДОО в соответствии с ФОП ДО», 18.04. 2024
методическая разработка по обучению грамоте
Одной из наиважнейших образовательных областей ФОП является «Речевое развитие». Согласно ФОП ДО п.20. в области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1.Формирование словаря
2.Звуковая культура речи
3.Грамматический строй речи
4.Связная речь
5.Подготовка к обучению грамоте
6. Интерес к художественной литературе
Эти 6 блоков непосредственно будут способствовать хорошему качественному формированию чтения и письма в дальнейшем.
Мы остановимся именно на разделе по подготовке к обучению грамоте. Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ ПО ФОП ДО?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи
Районное методическое объединение воспитателей ДОУ
Обучение грамоте детей старшего, подготовительного возраста в ДОО в соответствии с ФОП ДО
Выступление:
«Обучение грамоте детей старшего, подготовительного возраста в ДОО
в соответствии с ФОП ДО»
Подготовил:
старший воспитатель МДОУ детский сад
«Солнышко» р.п. Дергачи
Кочубей Нина Ивановна
18.04. 2024
Добрый день, уважаемые коллеги!
(слайд 1) Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить важные аспекты обучения грамоте в дошкольном образовании и новые требования, предъявляемые к этому процессу в контексте внедрения ФОП ДО. Давайте разберемся, каким образом эти изменения влияют на нашу практику и какие задачи они ставят перед нами.
(слайд 2) Одной из наиважнейших образовательных областей ФОП является «Речевое развитие». Согласно ФОП ДО п.20. в области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1.Формирование словаря
2.Звуковая культура речи
3.Грамматический строй речи
4.Связная речь
5.Подготовка к обучению грамоте
6. Интерес к художественной литературе
Эти 6 блоков непосредственно будут способствовать хорошему качественному формированию чтения и письма в дальнейшем.
Мы остановимся именно на разделе по подготовке к обучению грамоте. Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ ПО ФОП ДО?
(слайд 3) Для начала разберёмся, должен ли ребёнок читать в детском саду?
В приказе Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (далее - ФОП ДО) в планируемых результатах нет ни единого слова, что педагоги должны предоставить на выходе из детского сада читающего ребёнка.
(слайд 4) На слайде видно наглядно, что в 3-4 года мы должны формировать умение слушать звучание слов, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
Далее постепенно переходим к возрасту 4-5 лет и продолжаем работу с такими терминами «слово», «звук» именно в практическом плане без сложных формулировок. Работа эта может осуществляться в ходе занятий по развитию речи и в ходе ролевых игр с детьми. Работаем над словами, постепенно переходя к составу слов, из чего состоят слова (состоят из звуков, слушаем, вслушиваемся), постепенно переходим к характеристикам, которым мы должны научить детей, каждому звуку на слух: твердый он или мягкий звук, определять изолированно. Произносим первые звуки в слове и называем слова с заданным звуком, выделяем голосом звук в слове, произносим заданный звук протяжно, громче, четче и т.д.
В 5-6 лет формируем у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова ( это значит надо дать детям понятие «ударение» - произнесение с большей силой голоса определенного звука), качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Знакомим детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
В 6-7 лет ведется практическая работа в составлении предложений из 2 - 4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формируем у детей умение составлять схемы предложения, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами, составлять схемы слова. Знакомим детей с буквами; читаем слоги, слова, простые предложения из 2 - 3 слов.
(слайд 5) Таким образом в ФОП ДО нет информации о том, что ребёнок обязательно должен уметь читать. Ребёнок должен продемонстрировать сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
Это значит, что в группе должны быть созданы условия и материально-техническая база, которые помогут и заинтересуют, создадут предпосылки детей в чтении. Что должно быть в группе?
(слайд 6)
- Алфавит с крупными картинками.
(слайд 7)
- Наборы с буквами для составления слогов, деления слогов на слоги. Если это магнитные наборы, нужно обязательно проверить, чтобы в них входило несколько гласных и согласных букв, иначе ребёнок не сможет составить слова. Очень многие производители делают их разноцветными, но для старших дошкольников лучше иметь их в соответствии с классификацией «гласные-красные», согласные «твердые- синие, мягкие-зелёные».
(слайд 8)
- Материалы для начала чтения: игры, карточки-картинки со словами, книги с крупным шрифтом для чтения по слогам.
А сейчас давайте поговорим, как же знакомить дошкольников с буквами, чтобы подготовить основу для формирования навыка чтения, а затем и письма.
(слайд 9) Как знакомить детей с буквами
(слайд 10) Знакомить дошкольников с буквами рекомендуют начать с раннего возраста – с 1,5 лет. Первый этап – сформировать непосредственный ориентировочный интерес к буквам и книге.
Чтобы сформировать интерес к буквам у малышей, наполните РППС книгами с крупными буквами и коротким текстом, например звукоподражаниями.
Также в групповом пространстве можно разместить объемные буквы из разных материалов: пластмассы, дерева. У детей должна быть возможность взять такие объекты в руку, исследовать. На стенах повесьте плакаты с крупными буквами на уровне глаз детей.
(слайд 11) Следующий этап знакомства с буквами – зрительное различение. С детьми 3–4,5 лет воспитатели могут лепить буквы, выкладывать их из природного материала, ниток, выгибать из проволок. Также буквы можно раскрашивать, рисовать пальцем на песке, муке и бумаге, рисовать кистью и красками буквы разного размера. В РППС на этом этапе педагоги включают магнитную азбуку, плакаты с алфавитом, кубики и игры с буквами.
(слайд 12) Следующий этап – рисование слов. Эту работу также начинают в среднем дошкольном возрасте с рисования собственного имени в качестве подписи к творческим работам. Важно, что дети здесь не пишут имя, а рисуют, то есть воспринимают этот процесс как часть творчества.
Самый большой объем работы по знакомству с буквами приходится на старший дошкольный возраст с шести лет. Воспитатели предлагают детям составлять предложения из напечатанных слов, рисовать текст, предложения.
Наполнение РППС будет зависеть от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников. Варианты наполнений для каждой возрастной группы вы можете увидеть на раздаточном материале.
РППС должна включать оборудование и материалы, которые помогут решить задачи по подготовке к обучению грамоте дошкольников. Детский сад самостоятельно определяет средства обучения, в том числе материалы для реализации ОП ДО (п. 31.3 ФОП ДО). Поэтому задача педагогов – создать единые условия для интеграции всех видов детской деятельности.
(слайд 13) Хотя задачи научить детей писать перед воспитателями не стоит, они должны готовить руку к письму. Желательно эту работу начать в раннем возрасте. Варианты практик для подготовки к письму можно увидеть на слайде.
(слайд 14) Как подготовить педагогов
(слайд 15) Организуйте методическую работу с педагогами. Нужно разобрать новые задачи ФОП и познакомить педагогов с методиками подготовки детей к обучению грамоте. В этом поможет опорная таблица. В ней – подразделы и задачи речевого развития по ФОП ДО для каждой возрастной группы.
(слайд 16)Как взаимодействовать с родителями
Решить задачи воспитательно-образовательной работы с детьми по обучению грамоте нельзя только силами педагогов. В этом процессе должны участвовать родители воспитанников. Обучение чтению и математике – два направления образования детей дошкольного возраста, которые традиционно интересуют родителей. Поэтому порекомендуйте воспитателям провести в возрастных группах тематические мероприятия. Главная цель – рассказать родителям о новых задачах ОП ДО.
На мероприятиях педагоги могут познакомить родителей с выбранными для конкретной возрастной группы методиками работы детей по формированию навыков грамоты. На что обратить внимание родителей, смотрите в памятке. (слайд 17)
(слайд 18) Отметим теперь основным требования ФОП ДО к обучению грамоте. Это:
- 🖰 Интегрированный подход к обучению: Сочетание грамотности с другими аспектами развития - когнитивными, социальными, эмоциональными.
- 🖰 Игровые методики и активное взаимодействие: Акцент на игровой характер обучения, вовлечение детей в интерактивные задания.
- 🖰 Развитие коммуникативных навыков: Акцент на развитие умения выражать свои мысли и понимать мысли других.
- 🖰 Использование индивидуального подхода: Учет особенностей каждого ребенка для эффективного обучения грамоте.
Практическая часть:
(слайд 19) А теперь я предлагаю вам активно принять участие в игре "Буквы в движении", которое поможет вам применить и закрепить все новые требования и задачи для обучения грамоте.
Цель игры: Способствовать развитию знаний об алфавите и расширению словарного запаса участников, а также способствовать активному и интерактивному обучению.
Разместите воздушные шарики с буквами в заранее подготовленной комнате. Буквы должны быть видимыми и доступными для участников.
Объяснение правил игры (5 минут):
Прошу участников собраться в центре зала. Давайте представим, что мы дети.
Ваша задача свободно передвигаться по комнате под музыку, но как только музыка останавливается вы должны поймать один шарик с буквой, называть букву, а затем придумывать слово, начинающееся с этой буквы.
Тема слов: Овощи и фрукты.
Возвращаем шарики и из ребят мы превращаемся в педагогов.
Тема слов: ФОП ДО. Например, если на шарике
"Б" - "Базовые ценности", беседы, безопасность.
«А» - активный отдых, активность, анкетирование, анимационные произведения.
«Д» -диагностика, динамика, движение, деятельность, дошкольный возраст.
«У» - уклад, условия.
«Р» - развитие речи, рабочая программа, режим дня, распорядок.
«П» - познавательное развитие, письмо, план, программа.
«В» - воспитание, взаимодействие.
«К» - культура речи, культурные практики, креативность, коррекционная работа.
«Ц» - цель, ценность.
«О» - образовательная область, особенности, организационный раздел.
Заключение: Игра "Буквы в движении" способствует увлекательному и эффективному обучению алфавиту. Участники активно двигаются, развивают свои знания и умения, а также весело проводят время. Это отличный способ поддержать интерес к обучению грамоте и расширить словарный запас.
(слайд 20) Обучение грамоте в дошкольном образовании сегодня требует инноваций и нового подхода. Внедрение ФОП ДО предполагает не только развитие базовых навыков чтения и письма, но и формирование широкого спектра компетенций. Наша задача как педагогов - создавать интерактивные, игровые и индивидуализированные методики, которые способствуют гармоничному развитию маленьких личностей.
Таким образом, творческий подход в обучении грамоте является эффективным инструментом, который не только обогащает знания, но и развивает навыки, формирует характер и способствует успешному освоению грамотности в мире, где важно уметь мыслить творчески, адаптироваться и находить новые, нестандартные подходы к задачам.
(слайд 21) - Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.
Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".
Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....
Консультация для воспитателей "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"
Материал содержит актуальность, разные взгляды на обучение детей грамоте. Рассмотрено содержание речевого развития, как образовательной области основной образовательной программы дошкольного образован...
Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста "Умная дочка"
Сценарий театрализованного представления "Умная дочка" на примере сказочных героев учит дошкольников справедливости. Сюжет этой сказки воспитывает в детях такие качества характера, как добро...
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране букв и звуков»
Учебно-методическое пособиепо обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране букв и звуков»...