РМО воспитателей ДОУ. Выступление: «Обучение грамоте детей старшего, подготовительного возраста в ДОО в соответствии с ФОП ДО», 18.04. 2024
методическая разработка по обучению грамоте
Одной из наиважнейших образовательных областей ФОП является «Речевое развитие». Согласно ФОП ДО п.20. в области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1.Формирование словаря
2.Звуковая культура речи
3.Грамматический строй речи
4.Связная речь
5.Подготовка к обучению грамоте
6. Интерес к художественной литературе
Эти 6 блоков непосредственно будут способствовать хорошему качественному формированию чтения и письма в дальнейшем.
Мы остановимся именно на разделе по подготовке к обучению грамоте. Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ ПО ФОП ДО?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи
Районное методическое объединение воспитателей ДОУ
Обучение грамоте детей старшего, подготовительного возраста в ДОО в соответствии с ФОП ДО
Выступление:
«Обучение грамоте детей старшего, подготовительного возраста в ДОО
в соответствии с ФОП ДО»
Подготовил:
старший воспитатель МДОУ детский сад
«Солнышко» р.п. Дергачи
Кочубей Нина Ивановна
18.04. 2024
Добрый день, уважаемые коллеги!
(слайд 1) Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить важные аспекты обучения грамоте в дошкольном образовании и новые требования, предъявляемые к этому процессу в контексте внедрения ФОП ДО. Давайте разберемся, каким образом эти изменения влияют на нашу практику и какие задачи они ставят перед нами.
(слайд 2) Одной из наиважнейших образовательных областей ФОП является «Речевое развитие». Согласно ФОП ДО п.20. в области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1.Формирование словаря
2.Звуковая культура речи
3.Грамматический строй речи
4.Связная речь
5.Подготовка к обучению грамоте
6. Интерес к художественной литературе
Эти 6 блоков непосредственно будут способствовать хорошему качественному формированию чтения и письма в дальнейшем.
Мы остановимся именно на разделе по подготовке к обучению грамоте. Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ ПО ФОП ДО?
(слайд 3) Для начала разберёмся, должен ли ребёнок читать в детском саду?
В приказе Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (далее - ФОП ДО) в планируемых результатах нет ни единого слова, что педагоги должны предоставить на выходе из детского сада читающего ребёнка.
(слайд 4) На слайде видно наглядно, что в 3-4 года мы должны формировать умение слушать звучание слов, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
Далее постепенно переходим к возрасту 4-5 лет и продолжаем работу с такими терминами «слово», «звук» именно в практическом плане без сложных формулировок. Работа эта может осуществляться в ходе занятий по развитию речи и в ходе ролевых игр с детьми. Работаем над словами, постепенно переходя к составу слов, из чего состоят слова (состоят из звуков, слушаем, вслушиваемся), постепенно переходим к характеристикам, которым мы должны научить детей, каждому звуку на слух: твердый он или мягкий звук, определять изолированно. Произносим первые звуки в слове и называем слова с заданным звуком, выделяем голосом звук в слове, произносим заданный звук протяжно, громче, четче и т.д.
В 5-6 лет формируем у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова ( это значит надо дать детям понятие «ударение» - произнесение с большей силой голоса определенного звука), качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Знакомим детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
В 6-7 лет ведется практическая работа в составлении предложений из 2 - 4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формируем у детей умение составлять схемы предложения, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами, составлять схемы слова. Знакомим детей с буквами; читаем слоги, слова, простые предложения из 2 - 3 слов.
(слайд 5) Таким образом в ФОП ДО нет информации о том, что ребёнок обязательно должен уметь читать. Ребёнок должен продемонстрировать сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
Это значит, что в группе должны быть созданы условия и материально-техническая база, которые помогут и заинтересуют, создадут предпосылки детей в чтении. Что должно быть в группе?
(слайд 6)
- Алфавит с крупными картинками.
(слайд 7)
- Наборы с буквами для составления слогов, деления слогов на слоги. Если это магнитные наборы, нужно обязательно проверить, чтобы в них входило несколько гласных и согласных букв, иначе ребёнок не сможет составить слова. Очень многие производители делают их разноцветными, но для старших дошкольников лучше иметь их в соответствии с классификацией «гласные-красные», согласные «твердые- синие, мягкие-зелёные».
(слайд 8)
- Материалы для начала чтения: игры, карточки-картинки со словами, книги с крупным шрифтом для чтения по слогам.
А сейчас давайте поговорим, как же знакомить дошкольников с буквами, чтобы подготовить основу для формирования навыка чтения, а затем и письма.
(слайд 9) Как знакомить детей с буквами
(слайд 10) Знакомить дошкольников с буквами рекомендуют начать с раннего возраста – с 1,5 лет. Первый этап – сформировать непосредственный ориентировочный интерес к буквам и книге.
Чтобы сформировать интерес к буквам у малышей, наполните РППС книгами с крупными буквами и коротким текстом, например звукоподражаниями.
Также в групповом пространстве можно разместить объемные буквы из разных материалов: пластмассы, дерева. У детей должна быть возможность взять такие объекты в руку, исследовать. На стенах повесьте плакаты с крупными буквами на уровне глаз детей.
(слайд 11) Следующий этап знакомства с буквами – зрительное различение. С детьми 3–4,5 лет воспитатели могут лепить буквы, выкладывать их из природного материала, ниток, выгибать из проволок. Также буквы можно раскрашивать, рисовать пальцем на песке, муке и бумаге, рисовать кистью и красками буквы разного размера. В РППС на этом этапе педагоги включают магнитную азбуку, плакаты с алфавитом, кубики и игры с буквами.
(слайд 12) Следующий этап – рисование слов. Эту работу также начинают в среднем дошкольном возрасте с рисования собственного имени в качестве подписи к творческим работам. Важно, что дети здесь не пишут имя, а рисуют, то есть воспринимают этот процесс как часть творчества.
Самый большой объем работы по знакомству с буквами приходится на старший дошкольный возраст с шести лет. Воспитатели предлагают детям составлять предложения из напечатанных слов, рисовать текст, предложения.
Наполнение РППС будет зависеть от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников. Варианты наполнений для каждой возрастной группы вы можете увидеть на раздаточном материале.
РППС должна включать оборудование и материалы, которые помогут решить задачи по подготовке к обучению грамоте дошкольников. Детский сад самостоятельно определяет средства обучения, в том числе материалы для реализации ОП ДО (п. 31.3 ФОП ДО). Поэтому задача педагогов – создать единые условия для интеграции всех видов детской деятельности.
(слайд 13) Хотя задачи научить детей писать перед воспитателями не стоит, они должны готовить руку к письму. Желательно эту работу начать в раннем возрасте. Варианты практик для подготовки к письму можно увидеть на слайде.
(слайд 14) Как подготовить педагогов
(слайд 15) Организуйте методическую работу с педагогами. Нужно разобрать новые задачи ФОП и познакомить педагогов с методиками подготовки детей к обучению грамоте. В этом поможет опорная таблица. В ней – подразделы и задачи речевого развития по ФОП ДО для каждой возрастной группы.
(слайд 16)Как взаимодействовать с родителями
Решить задачи воспитательно-образовательной работы с детьми по обучению грамоте нельзя только силами педагогов. В этом процессе должны участвовать родители воспитанников. Обучение чтению и математике – два направления образования детей дошкольного возраста, которые традиционно интересуют родителей. Поэтому порекомендуйте воспитателям провести в возрастных группах тематические мероприятия. Главная цель – рассказать родителям о новых задачах ОП ДО.
На мероприятиях педагоги могут познакомить родителей с выбранными для конкретной возрастной группы методиками работы детей по формированию навыков грамоты. На что обратить внимание родителей, смотрите в памятке. (слайд 17)
(слайд 18) Отметим теперь основным требования ФОП ДО к обучению грамоте. Это:
- 🖰 Интегрированный подход к обучению: Сочетание грамотности с другими аспектами развития - когнитивными, социальными, эмоциональными.
- 🖰 Игровые методики и активное взаимодействие: Акцент на игровой характер обучения, вовлечение детей в интерактивные задания.
- 🖰 Развитие коммуникативных навыков: Акцент на развитие умения выражать свои мысли и понимать мысли других.
- 🖰 Использование индивидуального подхода: Учет особенностей каждого ребенка для эффективного обучения грамоте.
Практическая часть:
(слайд 19) А теперь я предлагаю вам активно принять участие в игре "Буквы в движении", которое поможет вам применить и закрепить все новые требования и задачи для обучения грамоте.
Цель игры: Способствовать развитию знаний об алфавите и расширению словарного запаса участников, а также способствовать активному и интерактивному обучению.
Разместите воздушные шарики с буквами в заранее подготовленной комнате. Буквы должны быть видимыми и доступными для участников.
Объяснение правил игры (5 минут):
Прошу участников собраться в центре зала. Давайте представим, что мы дети.
Ваша задача свободно передвигаться по комнате под музыку, но как только музыка останавливается вы должны поймать один шарик с буквой, называть букву, а затем придумывать слово, начинающееся с этой буквы.
Тема слов: Овощи и фрукты.
Возвращаем шарики и из ребят мы превращаемся в педагогов.
Тема слов: ФОП ДО. Например, если на шарике
"Б" - "Базовые ценности", беседы, безопасность.
«А» - активный отдых, активность, анкетирование, анимационные произведения.
«Д» -диагностика, динамика, движение, деятельность, дошкольный возраст.
«У» - уклад, условия.
«Р» - развитие речи, рабочая программа, режим дня, распорядок.
«П» - познавательное развитие, письмо, план, программа.
«В» - воспитание, взаимодействие.
«К» - культура речи, культурные практики, креативность, коррекционная работа.
«Ц» - цель, ценность.
«О» - образовательная область, особенности, организационный раздел.
Заключение: Игра "Буквы в движении" способствует увлекательному и эффективному обучению алфавиту. Участники активно двигаются, развивают свои знания и умения, а также весело проводят время. Это отличный способ поддержать интерес к обучению грамоте и расширить словарный запас.
(слайд 20) Обучение грамоте в дошкольном образовании сегодня требует инноваций и нового подхода. Внедрение ФОП ДО предполагает не только развитие базовых навыков чтения и письма, но и формирование широкого спектра компетенций. Наша задача как педагогов - создавать интерактивные, игровые и индивидуализированные методики, которые способствуют гармоничному развитию маленьких личностей.
Таким образом, творческий подход в обучении грамоте является эффективным инструментом, который не только обогащает знания, но и развивает навыки, формирует характер и способствует успешному освоению грамотности в мире, где важно уметь мыслить творчески, адаптироваться и находить новые, нестандартные подходы к задачам.
(слайд 21) - Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.
Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/17/picture-855640-1710666668.jpg)
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".
Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-710879-1447761564.jpg)
Консультация для воспитателей "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"
Материал содержит актуальность, разные взгляды на обучение детей грамоте. Рассмотрено содержание речевого развития, как образовательной области основной образовательной программы дошкольного образован...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/12/picture-1363040-1636717941.jpg)
Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста "Умная дочка"
Сценарий театрализованного представления "Умная дочка" на примере сказочных героев учит дошкольников справедливости. Сюжет этой сказки воспитывает в детях такие качества характера, как добро...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/31/picture-1518775-1711899117.jpg)
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране букв и звуков»
Учебно-методическое пособиепо обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране букв и звуков»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-716276-1449329499.jpg)
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...