Тема: «Игры от зайки». Знакомство со звуком и буквой Й.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна

Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие» 

 

Задачи:                      

 «Речевая деятельность» -  Актуализировать знания о звуках Й и букве Й; познакомить с характеристикой звука Й; упражнять в составлении звуковой схемы слова; упражнять в умении выделять звук Й из слов; добавлять звук Й в конце слова; осуществлять подбор слов-действий (глаголов); совершенствовать навык чтения слогов и слов, написанных в занимательной форме.

«Познавательно-исследовательская деятельность» -  развивать умение планировать предстоящую деятельность, подбирать недостающий фрагмент к букве Й из ряда других элементов.

 «Социально-коммуникативное развитие» - развивать коммуникативные навыки, помочь установлению эмоциональных контактов между сверстниками; стимулировать инициативу и активность в совместной деятельности.

Методы и приемы:

Практические: написание буквы Й, чтение слогов, слов.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка»

Наглядные: набор картинок.

 

Материалы и оборудования: Игрушка – заяц; стилизованная и напечатанная буква Й; предметные картинки, в названии которых есть звук Й; слова, написанные в занимательной форме: угадай, зайка, мишка; карточка – нарисованные буквы.  Микрофон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_ot_zayki._znakomstvo_so_zvukom_i_bukvoy_y.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Игры от зайки». Знакомство со звуком и буквой Й.

Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

 «Речевая деятельность» -  Актуализировать знания о звуках Й и букве Й; познакомить с характеристикой звука Й; упражнять в составлении звуковой схемы слова; упражнять в умении выделять звук Й из слов; добавлять звук Й в конце слова; осуществлять подбор слов-действий (глаголов); совершенствовать навык чтения слогов и слов, написанных в занимательной форме.

«Познавательно-исследовательская деятельность» -  развивать умение планировать предстоящую деятельность, подбирать недостающий фрагмент к букве Й из ряда других элементов.

 «Социально-коммуникативное развитие» - развивать коммуникативные навыки, помочь установлению эмоциональных контактов между сверстниками; стимулировать инициативу и активность в совместной деятельности.

Методы и приемы:

Практические: написание буквы Й, чтение слогов, слов.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка»

Наглядные: набор картинок.

Материалы и оборудования: Игрушка – заяц; стилизованная и напечатанная буква Й; предметные картинки, в названии которых есть звук Й; слова, написанные в занимательной форме: угадай, зайка, мишка; карточка – нарисованные буквы.  Микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая пауза

Игровая

игровые технологии

Познавательно-исследовательская

моделирование

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Организационный момент

Воспитатель загадывает загадку:

«На гору бегом,

А с горы кувырком».

Кто это? (Заяц)

Дети стоят вокруг воспитателя.

Отгадывают загадку.

Деятельностный

Упражнять в умении осуществлять подбор слов-действий (глаголов).

Упражнение «Назови слова-действия»

Интерактивная технология «Хоровод»

Подбирают слова-действия (глаголы).

Предлагает встать в хоровод и сказать, что умеет зайка.

Правильно, ребята.

И загадку отгадали,

И сказали, что умеет делать зайка.

Но что случилось с зайкой,

Мы так и не узнали,

Ведь бегал от лисицы

Холодною зимой,

Озяб зайчишка серый, озяб и заикал: Й-Й-Й-Й.

Ребята, вы наверное догадались, с каким новым звуком мы сегодня познакомимся?

Дети, передавая мяч по кругу, называют глаголы: скачет, боится, мчится, убегает, грызет и т.д.

Со звуком Й.

Познакомить с характеристикой звука Й.

Акустический и артикуляционный анализ звука.

Ознакомлены с характеристикой звука Й.

При произнесении звука Й зубки приоткрываются и обнажаются, губы в «улыбке», этот звук встречает преграду, значит, он согласный.

Звук Й произносится кратко и достаточно звонко.

Звук Й всегда мягкий.

Расскажите все, что вы сегодня узнали про звук Й.

Дети рассказывают, что узнали про звук Й. Согласный, звонкий, всегда мягкий.

Упражнять в умении выделять звук Й из слов (в начале, середине, конце).

Упражнение «Три рейки»

Интерактивная технология «Цепочка»

Выделяют звук Й из слов (начало, середина, конец).

На столе разложены картинки, в названии которых звук Й стоит в начале, середине и конце слова.

Зайчишка предлагает вам сыграть в игру «Три рейки». Вставайте в цепочку. Вам необходимо определить, где слышится звук Й в названии картинки, и поставить картинку рядом со звуковой схемой.

Дети рассматривают картинки, определяют где слышится звук Й 9в начале, середине, конце слова) в названии картинки, и располагают картинку с соответствующей звуковой схемой.

Актуализировать знания о звуках Й и букве Й.

Представление буквы Й

«Букву Й зовут И кратким.

Й, как И, в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши» (В.Степанов)

Зайка принес вам новую букву, она носит странное имя «И краткое». Как вы считаете, эта буква гласная или согласная? Почему вы так думаете?

Слушают стихотворение, рассматривают букву Й.

- Согласная.

- Звук, который она обозначает, встречает преграду.

Интерактивная технология «Работа в парах»

Развито логическое мышление.

Зайка поторопился, да буквы не дописал. Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня поработать. Вам необходимо выбрать тот элемент, который подходит к букве Й, и дописать этот элемент до полной буквы Й.

Прежде чем приступите к работе, договоритесь, какой элемент вы выберете, кто будет дорисовывать этот элемент до буквы, а кто расскажет, что у вас получилось.

Дети дорисовывают образ буквы Й.

Упражнять в составлении звуковой схемы слова.

Чтение и составление звуковой схемы слов

интерактивная технология «Аквариум»

Составляют звуковую схему слова.

Хитрый зайка отдыхал

И игру для ребяток сочинял: «Буквы вы в слова сложите,

Те слова произнесите

И звуковую схему соберите»

Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находится в роли наблюдателя. Затем группы поменяются местами.

Выполнив задание, договоритесь, кто будет отвечать.

Дети договариваются и делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя.

Дети, активно взаимодействуют, выполняют задание. договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами.

Упражнять в умении добавлять звук Й в конце слова.

Упражнение «Добавлялки»

Добавляют звук Й в конце слова.

Зайка предлагает вам сыграть в игру «Добавлялки», согласны?

Зайка будет называть слова, а вы должны вставить звук Й в конце слова и сказать, какое слово у вас получилось.

Добавляют к сказанному слову звук Й в конце и произносят новое слово: сто..(й), карава..(й), да..(й), сара..(й), Ма..(й), ча..(й), кра…(й), кле…(й), руче…(й).

Совершенствовать навык чтения слогов и слов, написанных в занимательной форме.

Упражнение «Составьте слово из букв»

Интерактивная технология «Дерево знаний»

Читают слоги и слова, написанные в занимательной форме.

Следующее задание зайчишка приготовил для вас на Дереве знаний. Договоритесь, с кем вы будете работать в паре, какую карточку вы выберете. Прочитайте слово и составьте с этим словом предложение. После выполнения задания договоритесь в паре, кто прочитает слово, а кто проговорит предложение для всех ребят.

Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети, договариваются, делятся на пары, уточняют правила сотрудничества. Каждая пара выбирает картинку с написанным слогом, дети активно взаимодействуют, соединяя слога.

Договариваются, кто из пары зачитает слово и предложение.

Заключительный

 Вам понравилось играть с зайкой? А в какие игры вы с ним играли, давайте расскажем корреспонденту! Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Ребенок-корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: 1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш». 2. Лепка «Лиса и кувшин»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе.Тема:  1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш»....

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с фонетико-фонемаическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком и буквой Ц».

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с фонетико-фонемаическим недоразвитием речи Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком ...

План – конспект Тема: «Игры от зайки». Знакомство со звуком и буквой Й.

quot;Речевая деятельность" - Актуализировать знания о звуках Й и букве Й; познакомить с характеристикой звука Й; упражнять в составлении звуковой схемы слова; упражнять в умении выделять звук Й ...