Игры «Чтение по слогам»
консультация по обучению грамоте
Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_chtenie_po_slogam.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры «Чтение по слогам»
Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом.
Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.
Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 4 - 6 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф, это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.
Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.
1. Игры с буквами, которые дружат (игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).
Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции» : БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т. д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.
Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т. д.).
Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными (А, У, О, И, Э, Ы, а затем вводим гласные (Я, Ё, Е, Ю) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.
2. «Бежим» от одной буквы к другой (из «Азбуки для малышей» О. Жуковой).
Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.
Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.
3. Игры с буквами, которые дружат («Букварь для малышей» Е. Бахтиной, «Русская азбука» О. Жуковой и др.).
Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.
Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей, напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.
Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.
Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Окошечки" для чтения по слогам
дидактическое пособие по обучению основам грамоты для старших дошкольников...
Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...
Презентация "Чтение по слогам" двусложные слова с открытыми слогами
"Чтение по слогам"...
Обучение чтению по слогам.
Как научить ребенка читать? Методик существует много, но какую выбрать? Рассмотрим основные этапы в обучении чтению по слогам, ведь только внимательное чтение по слогам является прекрасной профилактик...
Чтение по слогам
Тексты для чтения по слогам...
Постановка у детей чтения открытых слогов при трудности слияния артикулем
В статье предлагается оригинальная методика чтения открытых слогов при трудности слияния артикулем. Обучение чтению слогов. Закрепление чтения слогов.Начальное обучение грамоте делят на три периода: д...
Игры для обучения раннему чтению. Чтение по слогам.
Игры для обучения раннему чтению. Чтение по слогам....