Личный опыт по применению методики Юлии Пчелинцевой «Словолодочки» при обучении детей навыкам чтения
статья по обучению грамоте
На сегодняшний день существуют разнообразные авторские методики по обучению чтению детей дошкольного возраста: методики Николая Зайцева, Глена Домена, Павла Тюленева, Елены Бахтиной, Евгения Чаплыгина, Вячеслава Воскобовича, Марии Монтессори, Жукова и многих других. Лично для меня самой оптимальной и комфортной во всех аспектах стала методика «Словолодочки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovolodochki_22.01.2024.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУСШ п. Парфино
дошкольные группы по ул. Чапаева д. 11
Тема: «Личный опыт по применению методики Юлии Пчелинцевой «Словолодочки»
при обучении детей навыкам чтения».
Воспитатель: Эдиева Т.И.
2024г.
«Словолодочки» плывут, нас с тобой играть зовут!» - эту детскую кричалку я хочу сделать лейтмотивом своей статьи.
Было бы глупо претендовать на авторство этой славной и успешной игровой методики под названием «Словолодочки» Юлии Пчелинцевой. Я могу лишь констатировать факт обучения в онлайн-школе «МАМА-ЗНАЙКА» на курсе «Читать правильно» и имею право обучать детей чтению по данной методике, согласно полученному сертификату от #1075;.
В пункте ФГОС – «Речевое развитие» выделено, как основная образовательная область, что подчеркивает значение речи. И несмотря на то, что все примерные образовательные программы дошкольного образования в настоящее время переработаны в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, задач по обучению чтению и требований к овладению элементарным чтением по окончании дошкольного учреждения нет ни в одной из них. То есть несмотря на то, что чтение является фундаментальным навыком, его отработка не входит в компетенцию дошкольных учреждений. Что в принципе расходится с ожиданиями родителей дошкольников. Ведь сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. И актуальность обучения дошкольников чтению обусловлено всё возрастающими требованиями к ученикам начальной школы. Существует два заблуждения: «Не обязательно учить ребенка читать, в школе все равно научат». Однако первый год учебы в школе самый насыщенный за все одиннадцать лет обучения. За четыре-пять месяцев в первом классе ребенок проходит азбуку «от» и «до», учится читать, ,писать, а в остальное время изучает основы русского языка, математику, окружающий мир. Современные буквари рассчитаны на читающих детей. Поэтому задача родителей и дошкольных педагогов – научить читать ребенка до школы и тем самым помочь ему пережить нелегкий период адаптации к школьной жизни. Второе заблуждение: «Нельзя терять время – чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Но дети все разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольников в раннем возрасте. И обязательно помнить, что чтение включает понимание смысла прочитанного.
По истечении определенного времени работы в дошкольном учреждении для меня уже не стоял вопрос о том – нужно ли учить воспитанников читать, а стоял вопрос о том – как это делать правильно, грамотно, руководствуясь основной заповедью любого педагога: «НЕ НАВРЕДИ!». На сегодняшний день существуют разнообразные авторские методики по обучению чтению детей дошкольного возраста: методики Николая Зайцева, Глена Домена, Павла Тюленева, Елены Бахтиной, Евгения Чаплыгина, Вячеслава Воскобовича, Марии Монтессори, Жукова и многих других. Лично для меня самой оптимальной и комфортной во всех аспектах стала методика «Словолодочки». Ведущая деятельность методики игровая, творческая. Процесс обучения чтению по методике «Словолодочки» делится на 4 этапа: «Звуки», «Слоги», «Слова», «Смысл».
Изучение звука базируется на запоминании образа звука русского алфавита. Акцент делается именно на звуках, понятие буквы дается, когда дети уже умеют сливать звуки в слоги и читают слова целиком.
Для запоминания используются фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается общая сюжетная линия (морская тема). Дети не занимаются, а плавают и играют в волшебные словолодочки. Изучение звуков происходит с помощью алфавита «Капельки чтения». Алфавит используется без опорных картинок. Гласные буквы выделены красным цветом, согласные – черным цветом. Под каждой буквой стоит капелька. Объем капельки указывает на длительность произношения звука. Большая капелька – гласный звук, маленькая – согласный звук. Чтение алфавита «Капельки чтения» - одно из постоянных упражнений на I этапе. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕ и т.д. для лучшего запоминания образа буквы дети часто моделируют букву – разукрашивают, рисуют красками, лепят из пластилина, украшают блестками, бусинками, собирают из счетных палочек, пишут на песке (у меня в группе – стол с песком и подсветкой). Второй этап методики «Словолодочки» предполагает большую работу в двух направлениях: работу со слоговой таблицей и работу по слиянию слогов. Причём используются только открытые слоги, в которых первый звук всегда согласный, второй гласный. У меня с воспитанниками была договорённость, что согласные звуки – это «капитаны», поэтому мы произносим их коротко и чётко (как военные), а гласные звуки- принцессы-певуньи. И только в такой последовательности они садятся в лодочку. (В качестве игрового момента прилагаю видео с занятия). Очень коротко остановлюсь на III-ем и IV этапах обучения. Комплексность подхода отличает методику «Словолодочки» от др. методик.
Дети учат капельки, лодочки и плавно соединяют их в «слово». Ценность карточек-словолодочек в следующем: слово не разбито на слоги, ни вертикальными, ни горизонтальными чертами. Ребенок видит и читает слово целиком, и понимает смысл прочитанного, а это в дальнейшем влияет и на скорость чтения.
Считаю, что мой первый опыт использования методики «Словолодочки» в работе с детьми, оказался достаточно успешным. Впервые за все время работы в дошкольном учреждении, мои воспитанники (2023г.) ушли из детского сада -читающими и любящими чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дороге
Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дорогеЛегко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? Кажется, что просто. На самом деле о...
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.
В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...
Коммуникативные игры. Обучение детей навыкам общения.
В основу нашей работы была положена идея В.А.Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.В...
Конспект ООД по художественно-эстетическому направлению (рисование) с применением методики правополушарного рисования «Настроение вдохновения" для детей старшего дошкольного возраста
Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри, помогает разбудить х...
План самообразования «Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти детей 4-5 лет»
2020-2021 учебный год...
Игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков чтения.
Представлены практические игры и упражнения для обучения чтению старших дошкольников....
Конспект открытого занятия по обучению детей чтению по методике Юлии Пчелинцевой "Словолодочки".
Цель: Изучение буквы «Б», закрепление ранее изученных букв, чтение слогов слияния и коротких слов с изученными буквами, развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, внимания, вообр...