Личный опыт по применению методики Юлии Пчелинцевой «Словолодочки» при обучении детей навыкам чтения
статья по обучению грамоте

На сегодняшний день существуют разнообразные авторские методики по обучению чтению детей дошкольного возраста: методики Николая Зайцева, Глена Домена, Павла Тюленева, Елены Бахтиной, Евгения Чаплыгина, Вячеслава Воскобовича, Марии Монтессори, Жукова и многих других. Лично для меня самой оптимальной и комфортной во всех аспектах стала методика «Словолодочки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovolodochki_22.01.2024.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУСШ п. Парфино

дошкольные группы по ул. Чапаева д. 11

Тема: «Личный опыт по применению методики Юлии Пчелинцевой «Словолодочки»

при обучении детей навыкам чтения».

Воспитатель: Эдиева Т.И.

2024г.

«Словолодочки» плывут, нас с тобой играть зовут!» - эту детскую кричалку я хочу сделать лейтмотивом своей статьи.

Было бы глупо претендовать на авторство этой славной и успешной игровой методики под названием «Словолодочки» Юлии Пчелинцевой. Я могу лишь констатировать факт обучения в онлайн-школе «МАМА-ЗНАЙКА» на курсе «Читать правильно» и имею право обучать детей чтению по данной методике, согласно полученному сертификату от #1075;.

В пункте ФГОС – «Речевое развитие» выделено, как основная образовательная область, что подчеркивает значение речи. И несмотря на то, что все примерные образовательные программы дошкольного образования в настоящее время переработаны в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, задач по обучению чтению и требований к овладению элементарным чтением по окончании дошкольного учреждения нет ни в одной из них. То есть несмотря на то, что чтение является фундаментальным навыком, его отработка не входит в компетенцию дошкольных учреждений. Что в принципе расходится с ожиданиями родителей дошкольников. Ведь сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. И актуальность обучения дошкольников чтению обусловлено всё возрастающими требованиями к ученикам начальной школы. Существует два заблуждения: «Не обязательно учить ребенка читать, в школе все равно научат». Однако первый год учебы в школе самый насыщенный за все одиннадцать лет обучения. За четыре-пять месяцев в первом классе ребенок проходит азбуку «от» и «до», учится читать, ,писать, а в остальное время изучает основы русского языка, математику, окружающий мир. Современные буквари рассчитаны на читающих детей. Поэтому задача родителей и дошкольных педагогов – научить читать ребенка до школы и тем самым помочь ему пережить нелегкий период адаптации к школьной жизни. Второе заблуждение: «Нельзя терять время – чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Но дети все разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольников в раннем возрасте. И обязательно помнить, что чтение включает понимание смысла прочитанного.

По истечении определенного времени работы в дошкольном учреждении для меня уже не стоял вопрос о том – нужно ли учить воспитанников читать, а стоял вопрос о том – как это делать правильно, грамотно, руководствуясь основной заповедью любого педагога: «НЕ НАВРЕДИ!». На сегодняшний день существуют разнообразные авторские методики по обучению чтению детей дошкольного возраста: методики Николая Зайцева, Глена Домена, Павла Тюленева, Елены Бахтиной, Евгения Чаплыгина, Вячеслава Воскобовича, Марии Монтессори, Жукова и многих других. Лично для меня самой оптимальной и комфортной во всех аспектах стала методика «Словолодочки». Ведущая деятельность методики игровая, творческая. Процесс обучения чтению по методике «Словолодочки» делится на 4 этапа: «Звуки», «Слоги», «Слова», «Смысл».

Изучение звука базируется на запоминании образа звука русского алфавита. Акцент делается именно на звуках, понятие буквы дается, когда дети уже умеют сливать звуки в слоги и читают слова целиком.

Для запоминания используются фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается общая сюжетная линия (морская тема). Дети не занимаются, а плавают и играют в волшебные словолодочки. Изучение звуков происходит с помощью алфавита «Капельки чтения». Алфавит используется без опорных картинок. Гласные буквы выделены красным цветом, согласные – черным цветом. Под каждой буквой стоит капелька. Объем капельки указывает на длительность произношения звука. Большая капелька – гласный звук, маленькая – согласный звук. Чтение алфавита «Капельки чтения» - одно из постоянных упражнений на I этапе. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕ и т.д. для лучшего запоминания образа буквы дети часто моделируют букву – разукрашивают, рисуют красками, лепят из пластилина, украшают блестками, бусинками, собирают из счетных палочек, пишут на песке (у меня в группе – стол с песком и подсветкой). Второй этап методики «Словолодочки» предполагает большую работу в двух направлениях: работу со слоговой таблицей и работу по слиянию слогов. Причём используются только открытые слоги, в которых первый звук всегда согласный, второй гласный. У меня с воспитанниками была договорённость, что согласные звуки – это «капитаны», поэтому мы произносим их коротко и чётко (как военные), а гласные звуки- принцессы-певуньи. И только в такой последовательности они садятся в лодочку. (В качестве игрового момента прилагаю видео с занятия). Очень коротко остановлюсь на III-ем и IV этапах обучения. Комплексность подхода отличает методику «Словолодочки» от др. методик.

Дети учат капельки, лодочки и плавно соединяют их в «слово». Ценность карточек-словолодочек в следующем: слово не разбито на слоги, ни вертикальными, ни горизонтальными чертами. Ребенок видит и читает слово целиком, и понимает смысл прочитанного, а это в дальнейшем влияет и на скорость чтения.

Считаю, что мой первый опыт использования методики «Словолодочки» в работе с детьми, оказался достаточно успешным. Впервые за все время работы в дошкольном учреждении, мои воспитанники (2023г.) ушли из детского сада -читающими и любящими чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.

В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности  в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...

Программа по дополнительной образовательной услуге Обучение детей раннему чтению "Занимательное азбуковедение"

Программа по дополнительной образовательной услуге Обучение детей раннему чтению "Занимательное азбуковедение"...

Применение нестандартного оборудования на занятиях по обучению детей плаванию в условиях ДОУ

Материал предназначен для инструкоров по физической культуре...

Конспект ООД по художественно-эстетическому направлению (рисование) с применением методики правополушарного рисования «Настроение вдохновения" для детей старшего дошкольного возраста

Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования  Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата  Р. Сперри, помогает разбудить х...

Игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков чтения.

Представлены практические игры и упражнения для обучения чтению старших дошкольников....

Конспект открытого занятия по обучению детей чтению по методике Юлии Пчелинцевой "Словолодочки".

Цель: Изучение буквы «Б», закрепление ранее изученных букв, чтение слогов слияния и коротких слов с изученными буквами, развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, внимания, вообр...