Занятие по обучению грамоте "Звуковая культура речи: звук Ч"
план-конспект занятия по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Звуковая культура речи: звук Ч»
для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 4 до 5 лет
Цель: воспитание звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные: Учить четко произносить звук Ч
Развивающие: Развивать фонематический слух
Воспитательные: Воспитывать активность на занятии.
Предварительная работа: Разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: презентация,
Раздаточный материал: предметные картинки, зеркала, раскраски, карандаши (на каждого ребенка)
Ход занятия
Эмоциональный настрой
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю вспомнить «Правила дружных дошколят»
Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем, как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, будет радостно, легко.
Загадка
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Если б не было его, не сказали б ничего».
Дети: - «Язык»
Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (что бы разговаривать)
Где находится язык? (во рту)
Что ещё находится во рту? (зубы)
Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)
Что делает язычок, когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).
Артикуляционные гимнастики
Воспитатель: «А больше всего язычок любит играть»
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)
1) Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
(Дети, щелкая язычком, движутся по кругу)
2) Упражнение «Часики».
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
3) Упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
Воспитатель: А теперь поиграют наши пальчики.
«Раз - два – три – четыре – пять (разжимают и разжимают кулачки)
Пошли пальчику гулять (загибают пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – рыл песок,
Этот делал пирожок,
Этот с горки катался,
Этот в травке валялся,
Этот умницей был
Хорошо говорил!
Основная часть
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с…
Комарика: з-з-з-з…
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает».
Дети: звук (ч).
Воспитатель: Правильно, послушайте новую историю о Язычке. «Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел «ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: «ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
Давайте и мы все вместе её споём.
(Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
Послушайте, как поёт песенку Юлин язычок!
А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте, как поёт песенку язычок Кати, Димы и т.д.
Игра «Громко - шепотом», «Быстро – медленно»
Воспитатель: Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем.
Чу – чу – чу - я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)
Ча – ча – ча - дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)
Чи – чи – чи - пироги в печи. (Шепотом, девочки)
Чо - чо – чо - ох, как горячо. (Быстро, мальчики)
Ач – ач – ач - пришел врач. (Медленно, девочки)
Уч – уч – уч - у меня ключ. (Громко, мальчики)
Оч – оч – оч - скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)
Физкультминутка «Паровоз»
Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу,
Сначала я вперед бегу, потом назад качусь,
Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!
Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ой! Неужели это я такой наделал шум. (дети двигаются по кругу, убыстряя темп).
Игра «Найди звук»
Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.
8. Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
Воспитатель: К нам в гости приехал мультипликационный персонаж, друг крокодила Гены, кто же это? (вноситься игрушка Чебурашка). Чебурашка приготовил для нас сюрприз (вноситься сундучок). Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что в нем лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди достают из сундука картинки и называют их, если в названии есть звук (ч), дети кладут ее в зеленую корзинку, если нет в белую корзину. Чайник, снеговик, чайка, ежик, черепаха, санки, калач, солнце, тучи, снег, мяч.
Воспитатель:
- Черепаха приготовила вам ещё один сюрприз.
«Надо раскрасить только те, предметы в названии которых есть первый звук «Ч» (дети выполняют задание).
На рисунке изображены: бант, часы, черепаха, шарик, чайник.
Воспитатель: - «Какие предметы вы раскрасили?» (дети перечисляют- часы, черепаху)
-Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)
- А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч-ч-).
Молодцы, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуковая культура речи. "Звук и буква "л"
Конспект занятия подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе будет полезен педагогам и логопедам....
Занятие по развитию звуковой культуры речи "Звуки Т и ть, Д и дь" для детей подготовительной группы
В данном документе представлена технологическая карта занятия и конспект к нему. Данное занятие проводилось с ребенком подготовительной группы в дистанционном формате. Данный материал был разработан в...
Учебное занятие на тему: «Звуковая культура речи: звуки «Р» и «РЬ»» с применением ДОТ (средняя группа)
Учебное занятие с применением ДОТ...
проведение занятия по обучению звуковой культуре речи с элементами грамоты. С использованием технологии – игра-квест. «Аля, Кляксич и пропавшие буквы»
Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различения согласных (твердых\мягких) и гласных звуков.Задачи:· Закрепить знание букв в алфавите.· Дифференциация...
открытое занятие по развитию звуковой культуры речи звук "Б" " Путешествие язычка"
Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков Б и Бь...
Занятие по обучению грамоте "Звуковая культура речи: звук Ц"
развивать звуковую культуру речи....
Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе №1 «Медвежата», По теме: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]» 01.04.2024 г.
Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе №1 «Медвежата»,По теме: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»Цель:1. Объяснить детям произношение звуков &la...