Методические рекомендации к тетради по подготовке к обучению грамоте "АБВГдейка"
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Нищева Светлана Александровна

Предлагаю Вашему вниманию рабочую тетрадь, направленную на подготовку детей к обучению грамоте, учитывая образовательные потребности, интересы и мотивы детей и их членов семьи. Данное пособие поможет дошкольнику познакомиться со звуками и буквами русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii_abvgdeyka.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к тетради по подготовке детей 5-6 лет  к обучению грамоте «АБВГдейка».

Период перехода ребенка из детского сада в школу – важный жизненный этап, который меняет социальную ситуацию его развития. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» напрямую указывают на важность обеспечения преемственности всех ступеней образования, в частности – дошкольного и начального общего образования. Ребенку будет легко учиться, если он готов интеллектуально (умеет рассуждать, мыслить, делать выводы, обладает широким кругозором), имеет физическую, эмоциональную, психологическую подготовленность. Кроме того, важно, чтобы дети были готовы к обучению грамоте и достигли определенного уровня развития речи.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаю Вашему вниманию рабочую тетрадь, направленную на подготовку детей к обучению грамоте, учитывая образовательные потребности, интересы и мотивы детей и их членов семьи. Данное пособие поможет дошкольнику познакомиться со звуками и буквами русского языка.

Тетрадь содержит ряд увлекательных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия, формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза слова, развитие фонематических представлений детей 5-6 лет.

Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых занятий, а также может использоваться для домашней работы родителей с детьми старшей группы с речевыми нарушениями и без них.

Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе и закрепляются работой по развитию речи на основных ее уровнях - звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание.

Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.

Основной задачей является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).

В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше («м», «мь», «с», «сь») или резче, четче («б», «бь», «г», «дь»...) всех других звуков.

При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произнесения является образец педагога, значит, ему самому придется овладеть такими умениями.

Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:

• звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;

• после того, как он выделен, его нужно назвать изолированно, так, как он слышится в слове (меч —1-й звук «мь», мак — 1-й звук «м», ель — 1-й звук «й»);

• интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги, и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;

• словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (нож — «нош», снег — «снех»).

Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками»: звук «р» — песенка большого мотора, «сь» — малень¬кого насоса, «ж» — песенка жука, «ш» — песенка ветра.

С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков. Термины при этом не используются: парные согласные звуки дети называют братцами: твердый согласный — большой братец, а мягкий согласный — маленький братец, а одинаковые согласные звуки они называют товарищами.

В ходе занятий ребенок научится:

  • выделять заданный звук в слове;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам;
  • определять позицию звука в слове;
  • проводить звуковой анализ и синтез слогов (прямых и обратных), односложных слов;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать согласные звуки по твердости/мягкости и глухости/звонкости.

Кроме того, в тетради много графических заданий, способствующих развитию мелкой моторики рук и подготовки руки к письму. Задания направлены на активизацию и расширение словарного запаса дошкольника.

Все эти умения и навыки являются первой ступенью для успешного обучения детей грамоте, имеют большое значение для формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Материал тетради представлен в определенной последовательности, с учетом закономерностей формирования фонематических процессов и возрастных особенностей детей.

Следует отметить, что работа по формированию фонематических процессов, а также обучение элементам грамоты производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, поэтому весь наглядный (словесный) материал соответствует данному требованию.

Последовательность и объем предложенных тем может видоизменяться в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.

Для правильного выполнения заданий следует обратить внимание на:

  • схему составления акустической характеристики звуков, которая с помощью наглядных образов поможет ребенку охарактеризовать звук: гласный/согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой, цвет обозначения.

Работая по данной схеме, дети получают наглядное представление того, что при произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград, звуки поются, тянутся, а при произнесении согласных звуков воздушная струя проходит сквозь «препятствия» - губы, зубы, язык. Данная схема позволяет понять ребенку и другие звуковые характеристики: твердость/мягкость, звонкость/глухость.

Помимо этого, схема помогает детям легко найти общие признаки и различия между парными звуками, твердыми и мягкими согласными. Например, сравнивая звуки [м],[мь] между собой, дети находят по схеме общие признаки (согласные, звонкие) и отличительные ([м] - твердый, [мь] – мягкий согласный звук).

  • обозначение места звука в слове (в зависимости от того, где находится звук, и какой он, закрашивается соответствующий квадратик нужным цветом);
  • гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные твердые звуки -синим, согласные мягкие звуки – зеленым цветом;
  • графическое изображение слова (звуковая схема). Каждый звук заданного слова обозначается соответствующим цветом;
  • составление схемы предложения. Ребенок составляет предложение, подсчитывает количество слов в нем, затем чертит его схему.
  • составление слоговой схемы слова. Ребенок произносит слово, затем хлопками делит его на слоги. Если один слог – рисуем один квадрат, если два слога, то два квадрата и тд.

Обводить буквы по контуру и выполнять задания по штриховке необходимо простым карандашом. Закрашивать буквы и звуковые схемы слогов и слов – цветными карандашами.

В тетради намеренно опущены наиболее трудные для изучения буквы и звуки: Р, Ч, Щ, Е, Ё, Ю, Я. Изучение этих букв и их звуков следует перенести на следующий год.

В процессе работы с тетрадью, у ребенка формируется представление о соотношении между звуком и буквой.

ВНИМАНИЕ!!!

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, А БУКВЫ - ВИДИМ, ПИШЕМ И ЧИТАЕМ!

Перед знакомством ребенка с буквой, следует научить ребенка слышать звук, который обозначает эта буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, составлять его акустическую характеристику и определять цветовое обозначение. Только после успешной работы, следует переходить к начальному знакомству с образом буквы.

Необходимо помнить, что мы не даем алфавитных названий букв. Называем букву так, как звучит звук. Такой способ поможет ребенку быстрее овладеть слитным, послоговым чтением. На данном возрастном этапе дети читают слоги и простые слова.

Занимаясь по этой тетради, ребенок одновременно с успешной подготовкой к обучению грамоте сможет предотвратить нарушения процессов чтения и письма в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

Методические рекомендации для воспитателей к подготовке руки дошкольника к письму.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практичес...

Рабочая тетрадь для подготовки к обучению в школе.

Тетрадь для занятий со старшими дошкольниками, которая поможет успешно подготовиться к обучению в школе.Тетрадь включает в себя Непосредственно-образовательную деятельность (НОД) родителей с детьми до...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ" И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Автор: учитель – логопед высшей квалификационной категории Гришина Ирина Юрьевна (irinag2121@mail.ru)

  Комплект из 30 цветных таблиц разработан с целью  повышения результативности усвоения детьми сложных понятий, звуков, букв, их последовательности, классификации и т. д., что позволя...

Методические рекомендации для родителей по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Вниманию родителей представляются еженедельные методические рекомендации по подготовке детей к обучению грамоте...

Рабочая тетрадь по подготовке к обучению грамоте

Тетрадь по подготовке к обучению грамоте рекомендована детям 5-7 лет с нарушениями речи...