Знания о предложениях. Звуковой анализ слова.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Познавательное развитие»
«Обучение грамоте»
«Знания о предложениях. Звуковой анализ слова» в старшей группе
Цель: закрепить знания о предложениях. Звуковой анализ слова.
Программные задачи:
Образовательные:
- Закрепить у детей знания о предложении.
- Формировать умение составлять предложения.
- Закрепить умение делить слова на слоги.
Развивающие:
- Познакомить детей со схемой звукового состава слова.
- Развивать умение определять место звука в слове.
- Развивать умение делать звуковой анализ слова АУ.
Воспитательные:
- Воспитывать мелкую моторику и усидчивость.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: мел, указка, картинка с изображением белки.
Методы и приёмы:
Игровой: организационный момент - чтение стихотворения «Станем рядышком, по кругу», дидактическая игра «Телеграф».
Словесный: чтение стихотворения «Станем рядышком, по кругу», составление предложения о белке, хоровое произнесение слова АУ.
Ход НОД.
- Вводная часть.
Организационный момент: чтение стихотворения.
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем вам скажем «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Все готовы заниматься?
Дети: Будем очень мы стараться!
Воспитатель показывает картинку с изображением белки.
Воспитатель: Кто здесь нарисован?
Дети: Белка.
Воспитатель: Что мы сейчас сказали?
Дети: Слово белка.
Дети получают задание составить предложения, в которых рассказывалось бы что-нибудь о белке.
Дети: Белка живет в дупле. У белки пушистый хвост. Белка грызет орешки. И т. п.
- Основная часть.
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Воспитатель: Представьте себе, что вы пошли в лес. Одни зашли за деревья и не видят, где остальные. Это будут дети первого ряда. Вот они посоветовались между собой и решили позвать своих товарищей, покричать им. Крикните хором:
«Ау!»
Дети первого ряда кричат «Ау!».
Воспитатель: Еще раз!
Дети кричат.
Воспитатель: Молодцы! Остальные ребята — второй ряд — услышали друзей и отвечают им так же: «Ау!»
Дети отвечают.
Воспитатель: Еще раз. Тоже молодцы!
Дети отмечают, что слово АУ очень короткое.
Воспитатель: Коротенькое, но какое нужное слово. Многих людей из беды выручило, не дало заблудиться. Интересно, а какие звуки в этом коротком слове, сколько их?
Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук: аауу., Воспитатель: Ребята, вслушайтесь и произнесите так же.
Дети произносят.
Воспитатель: Послушайте и скажите: какой первый звук в слове ау?
Дети: А.
Воспитатель: Посмотрите, я нарисую для этого звука домик.
Воспитатель рисует на доске квадрат.
Воспитатель затем произносит слово с интонационным выделением второго звука: ауу.
Воспитатель: Какой второй звук в слове?
Ответы детей.
Воспитатель рисует рядом с первым квадратом второй.
Воспитатель: В слове два звука, и мы нарисовали для них две клеточки. Какой звук живет в первой клеточке?
Дети: Звук «а».
Воспитатель: А второй?
Дети: Звук «у».
Воспитатель: Первая клеточка — звук «а», вторая клеточка — звук «у». Если я произнесу звуки друг за другом, плавно (ведет указкой под клеточками), то прочитаю слово ау.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, как я читаю: веду указкой под первой клеточкой и произношу звук «а», когда перехожу ко второй клеточке, начинаю произносить звук «у»: аауу.
Воспитатель медленно ведет указкой от первой клеточки ко второй.
Дети вместе с воспитателем хором произносят слово АУ в соответствии с движением указки под схемой.
Повторяют 3-4 раза.
Потом 2-3 человека «читают» самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы никто из детей «не обгонял» указку и «не отставал» от нее.
- Заключительная часть.
Дидактическая игра «Телеграф».
Воспитатель произносит дву- или трехсложные слона (окно, доска, указка, ковер, карандаш и т.д.).
Вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в названном слове — «передает слово по телеграфу».
Итог НОД.
Воспитатель: Что новое вы узнали сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие задания выполняли?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/18/picture-129717-1576688509.jpg)
Правила звукового анализа слова и анализа предложения
Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-1213639-1580484047.jpg)
Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова». Составление предложений из 2, 3, 4 слов»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации и интерактивной доски....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1017965-1584255430.jpg)
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1384343-1665593299.jpg)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-1375544-1641396227.jpg)
Обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: Согласные звуки [З], [З’] буква З. Предложение. Звуковой анализ слова «За\'мок».
Цель: знакомство с буквой З и звуками [З], [З’] звуковой анализ слова и ударениеЗадачи:- продолжать учить детей графически «записывать» предложения в тетради, ориентироват...