"Графомоторные навыки"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память. Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafomotornye_navyki.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ»
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память. Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом.
Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания. У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений.
Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко. Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.
Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика?
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
В задачи графомоторики входит:
∙ зрительное восприятие заданного материала;
∙ сосредоточенность и внимание;
∙ правильное удерживание карандаша или ручки;
∙ соответствующий нажим ручки при письме;
∙ ритмичность движений;
∙ точность в обведении линий;
∙ двигательные навыки.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется.
Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
∙ Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
∙ Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
∙ Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
∙ Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д. Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Вот что должны уметь дети 1-2 лет
∙ умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
∙ переворачивать странице в книге (по одной);
∙ держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
∙ строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет
∙ ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
∙ лепить из пластилина;
∙ складывать из бумаги простейшие фигурки;
∙ нанизывать большие бусы;
∙ правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет
∙ умение вязать узелки;
∙ самостоятельно заправлять постель;
∙ рисовать фломастерами, мелками;
∙ обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
∙ происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
∙ застегивать молнии на куртке;
∙ самостоятельно завязать шнурки;
∙ уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
∙ разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.
Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.
«ГРАФОМОТОРНЫЕ ДОРОЖКИ. ЧТО ЭТО?»
Графомоторные дорожки — это игра, упражнение, которая направлена на развитие внимания, двигательных навыков. Игры с графомоторными дорожками хорошо координируют систему «глаз – рука», позволяют ребёнку уже в раннем детстве научиться концентрировать пока еще непроизвольное внимание. Для детей постарше графомоторные дорожки применяются как подготовка руки к письму. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.
Как играть? Провести прямую или наклонную линию – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук малыша. Поэтому, данная работа требует обязательного участия взрослого.
ВАЖНО! Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Вот несколько шагов, по которым необходимо следовать:
1) Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож – в этом вам поможет яркая иллюстрация.
2) Слежение пальчиком по узору на бумаге.
3) Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
4) И лишь затем можно обводить пунктирную линию на бумаге.
Необходимо следить за правильным захватом пишущего инструмента в руке ребенка. Для постоянных занятий желательно сделать рабочие прописи многоразовыми: заламинировать их или проклеить широким прозрачным скотчем всю поверхность. С этой же целью можно использовать обычные файлы для бумаги. Ребенок обводит контуры, затем стирает их влажной салфеткой и можно рисовать снова. При этом, тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рукапомощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т. к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Подготовила: Разумова Е.П.. воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР
Писала дипломную работу по теме "Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР" материала много разного.Может кому пригодится ...
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементо...
Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...
Конспект логопедического занятия: " Развитие графомоторных навыков c использованием авторской технологии «Росчерки», созданной на основе методики развития графомоторных навыков Евгения Шулешко".
В конспекте использованы элементы авторской технологии "Росчерки"....
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...
- Мне нравится (1)