Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики руки
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бунева Юлия Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики руки «Путешествие в Цветочную страну»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики руки «Путешествие в Цветочную страну»

Цель: создание условий для развития мелкой моторики руки детей подготовительной группы к письму. Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.

Задачи:

Образовательные: научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умению держать карандаш; научить детей ориентироваться на листе бумаги; закрепить основные правила  штриховки, раскрашивания, обведения и написания элементов букв.

Развивающие: развивать координацию движений, мелкую моторику рук; внимание, память, речь.

Воспитательные: воспитывать привычку к самостоятельной деятельности, к умению следить за осанкой, правильному положению руки при письме. Воспитание технологической последовательности при выполнении учебных заданий, аккуратности, внимания, усидчивости, сосредоточенности.

Форма организации: подгрупповая

Вид занятия: нетрадиционный (игра-путешествие)

Интеграция направлений развития: социально-коммуникативное

развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно-

эстетическое развитие».

Интеграция видов деятельности:

1.        Виды игровой деятельности:

•        сюжетно-ролевые;

•        игры со строительным материалом;

•        дидактические.

2.        Виды устной речи:

•        монологическая речь;

•        диалогическая речь.

3.        Виды двигательной деятельности:

•        физкультминутка;

•        общеразвивающие упражнения;

•        танцевальные упражнения.

4.        Виды продуктивной деятельности:

•        рисование, раскрашивание;

•        конструирование из счётных палочек.

5.        Виды музыкально-художественной деятельности:

•        слушание музыки (музыкально-художественное восприятие);

•        музыкально-ритмические движения;

•        творчество (элементарное музыкальное творчество) – попытки индивидуального воплощения, интерпретации музыкального образа, представленного в музыкально-игровой деятельности.

Методы и приемы

•        Словесные:  вопросы, ответы, беседа в процессе работы, пальчиковые игры; короткие стихотворения.

•        Наглядные: просмотр презентации «Путешествие в Цветочную страну», рассматривание игрушек, цветы, карточки, карта путешествия.

•        Практические: строительство кораблика из счётных палочек, выполнение заданий по карточкам и в рабочей тетради.

Планируемый результат:

•        развитие моторных, мускульных возможностей пальцев рук ребенка;

•        развитие тактильной чувствительности пальцев;

•        умение правильно держать карандаш;

•        развитие ручной умелости.

Оборудование:

Видеопроектор, ноутбук, экран, сундучок, кукла, мягкая игрушка Мышка-Норушка, фоновая музыка, столы, стулья по количеству детей, шапочки цветов, маршрутные листы, карточки с заданиями, простой и цветные карандаши, памятка-образец: «Держи ручку правильно!»; счётные

палочки, схема кораблика из счётных палочек, магнитофон, цветы для самооценки, картинка-раскраска.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Мотивация на начало занятия.

(Дети входят в группу парами и образуют круг)

Воспитатель: (Читаю стишок)

- Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Чтобы у нас с вами всё сегодня было отлично.

(Дети образуют полукруг, смотрят на гостей.)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте, мы им улыбнёмся и подарим хорошее настроение.

(Дети и воспитатель улыбаются гостям.)

Воспитатель:

- Присаживайтесь на свои места.

(Дети проходят на свои места)

2.Актуализация знаний.

Воспитатель:

- Дети, я вам сейчас открою секрет. Фее Цветочной страны захотелось посмотреть, как вы готовите ваши пальчики рук к письму, и приглашает она нас в свой замок. Принимаем её приглашение?

Дети:

+ Да, принимаем.

Воспитатель: (Читаю стишок)

- К Фее Цветочной страны мы пойдём

Наше старание с собою возьмём

С дороги в пути никуда не свернём!

- А добраться до замка Феи нам поможет вот эта (показываю) волшебная карта, которую она нам прислала. Давайте внимательно её рассмотрим.

(Дети рассматривают карту).

3.Построение проекта.

Воспитатель:

- Посмотрите, куда мы отправимся сначала?

(Дети определяют 1-ый маршрут).

Дети:

+ На цветочную полянку.

Воспитатель:

- Чтобы до неё добраться, нужно переплыть озеро (показываю) на кораблике (показываю схему кораблика), который сами и построим. А строительным материалом для нас послужат счётные палочки.

- Давайте посчитаем, сколько счётных палочек нам понадобиться для строительства корабля.

(Дети считают по образцу количество счётных палочек)

Дети:

+ 11.

Воспитатель:

- Итак, отсчитайте 11 палочек и принимайтесь за работу.

 (Дети самостоятельно по образцу конструируют из счётных палочек кораблик под мелодию песни «Белые кораблики». Контролирую, если нужно помогаю. Слежу за посадкой за столом.)

- Наши корабли готовы, закройте глаза, отправляемся в путь.

(Дети закрывают глаза, воспитатель читает стишок).

- Мы кораблик смастерили,

По воде его пустили.

Ты плыви, кораблик мой,

А потом вернись домой!

Воспитатель:

- Ребята, поработаем пальчиками. Уберите счётные палочки на своё место. Молодцы!

(Дети убирают счётные палочки.)

Воспитатель:

— Вот мы и добрались до цветочной полянки. Здесь живут самые разные

цветы. Ребята, а знаете ли вы названия цветов?

 Дети:

+ Ромашки, васильки, розы, тюльпаны, георгины, нарциссы, гладиолусы, пионы, гвоздики.

Воспитатель:

- Давайте поиграем. Представьте, что наши руки – это цветы.

(Звучит мелодия, дети вместе с воспитателем делают пальчиковую гимнастику).

Воспитатель:

Наши нежные цветки –

Распускают лепестки –

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши чудные цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают -                    

пальцы сжаты в кулачки                        

раскрыть пальцы  

пошевелить пальцами   пальцы сжать в кулачки

вращать кистями рук.                                                                                                                                                        

Воспитатель:

- Ребята, цветочки приготовили для вас задание. Возьмите и положите перед собой карточку под №1.  Вспомним правила Весёлого Карандаша.

(Дети вместе с воспитателем делают пальчиковую гимнастику).

Воспитатель:

Мы карандаш сейчас берём

Кладём на средний палец,

Теперь большим - его прижмём,

А указательным ведем,

чтоб он у нас качался.

берут карандаш

кладут на средний палец

прижимают большим

ведут указательным, покачивая карандаш при письме

Воспитатель:

- А теперь внимательно слушаем задание: раскрасить цветы в следующем порядке – красный, синий, жёлтый.  Приступаем к работе.

 (Дети самостоятельно раскрашивают цветы в указанной последовательности.) (Контролирую, помогаю, если это нужно. Слежу за осанкой детей во время их работы).

Воспитатель:

- Молодцы! Кладите работы в волшебный сундучок, чтобы их подарить Фее.

(Дети кладут свои работы в волшебный сундучок.)

Воспитатель:

- В Цветочной стране живут не только цветы, но и другие жители, которые помогут нам добраться до замка. Определите по волшебной карте, кто же это?

Дети:

+ Мышка-Норушка.

Воспитатель:

- А вот и Мышка-Норушка уже встречает нас. (Показываю героиню).

Воспитатель:

 - Ребята, Мышка-Норушка любит по ночам шуршать и хочет вас сейчас научить шуршать карандашом. Положите карандаш на правую руку (кладут), прижмите его левой рукой(прижимают) и попробуйте пошуршать (шуршат). Молодцы! А теперь пошуршите карандашом у правого уха, у левого, над головой, под подбородком».

(Дети выполняют задание Мышки-Норушки).

Воспитатель:

- Ребята, а ещё она для вас приготовила задание. Возьмите карточку под №2 и положите правильно перед собой.  Внимание! Слушаем внимательно задание. Девочки соедините точки по порядку от 1 до 9, а мальчики от 9 до 1 в обратном порядке. Всё понятно? Можете приступать к работе.        

 (Дети работают самостоятельно, выполняют задание.)

Воспитатель:

- Ребята, сравните свои рисунки. Какие они у вас получились?

Дети:

+ Одинаковые.

Воспитатель:

- А, что у вас получилось?

Дети:

+ ……..

Воспитатель:

- Молодцы! Всё правильно! Мышка-Норушка прощается с вами и желает доброго пути. (Убираю игрушку).

Воспитатель:

- Кладите работы в волшебный сундучок.

(Дети кладут свои работы в волшебный сундучок.)

Воспитатель:

- Ребята, вот мы и добрались до замка Феи цветов.

(Показываю по карте на замок). (Звучит мелодия.)

Воспитатель:

- Вы, слышите, чудесные звуки мелодии?

Дети:

+ Да, слышим.

Воспитатель:

— Это Фея приглашает нас в свой замок. Давайте последуем за мелодией, навстречу Фее.

(Дети под мелодию проходят вместе с воспитателем на середину.)

Воспитатель:

- А вот и Фея. (Показываю куклу). Она очень рада вам, ребята и превращает всех нас в цветы: раз, два, три – вот они цветы!

(Дети надевают головные уборы.)

Воспитатель:

- Порадуем Фею вальсом цветов.

(Дети танцуют «Вальс цветов.)

Воспитатель:

- Вальс закончился и вновь мы стали обыкновенными детьми.

(Дети снимают головные уборы.)

Воспитатель:

- Ребята, Фея приготовила для вас задание. Присаживайтесь на свои места.

(Дети проходят на свои места)

Воспитатель:

- Возьмите карточку под №3 и положите правильно перед собой. Слушаем задание: обвести элементы букв по контуру. Но, сначала настроим наши пальчики на работу.

(Дети вместе с воспитателем делают пальчиковую гимнастику).

Воспитатель:

Пальцы делают зарядку,                                  

Чтобы меньше уставать.                                        

А потом они в тетрадке                                  

Будут буковки писать.                                         

вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение.

Воспитатель:

— Вот теперь можно приступать к работе.

(Дети самостоятельно по контуру обводят простым карандашом элементы букв. Контролирую, помогаю, если это нужно. Слежу за осанкой детей).

Воспитатель:

-Вы успешно справились с работой. Молодцы! И эти работы кладите в сундучок. Я дарю его Фее.

(Дети кладут свои работы в волшебный сундучок.)

4.Подведение итога. Рефлексия.

(Звучит голос героини, записанный заранее, а воспитатель управляет игрушкой)

 Фея:

- Ребята, спасибо вам за вашу работу. Волшебный сундучок помог мне всё увидеть. Я убедилась, что вы правильно, готовите свои пальчики к письму. Молодцы!

- А как, вы считаете: всё ли у вас получилось? Подойдите к корзиночкам. В каждой из них разные цветы. Если у вас было всё правильно, то это синий цветок. Если были недочёты, то жёлтый цветок. А если что-то не получилось или было очень трудно, то красный цветок.

(Дети подходят к корзиночкам и выбирают цветок.)

Фея:

- Я уверена, что у вас всё получится! Желаю вам успеха в этом нелёгком деле. Всего доброго! До скорой встречи!

 (Убираю игрушку).

Воспитатель:

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. (Показываю на карту). Крепко, крепко закроем глаза. (Убираю карту).

- Ну, вот мы с вами и дома. Давайте вспомним, куда мы путешествовали?

Дети:

+ В Цветочную страну, к Фее цветов.

Воспитатель:

- Какие задания мы выполняли?

- Какое из них вам больше понравилось?

- Что показалось трудным?

(Дети отвечают на вопросы)

Воспитатель:

- Ребята, Фея за ваше старание прислала вам рисунки-раскраски. (Раздаю) Если они вам понравились, то можете их дома или в группе раскрасить.

(Дети строятся парами и уходят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики во второй младшей группе: «В гости к лисичке».

Учить детей соотносить слова стихотворения с движениями: имитировать игру на различных музыкальных инструментах, подражать их звукам...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук по теме «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии  недостаточный уровень сформированности  не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тон...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики посредством использования нитей (средняя группа) Тема: «ГДЕ ЧЕЙ ДОМ?»

20 октября 2016 года мной проведен открытый показ  по развитию мелкой моторики посредством использования нитей, где дети с помощью нитей иллюстрировали сказку "Где чей дом". Задания был...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию мелкой моторики с детьми старшей группы «Волшебная страна сказок»

laquo;Волшебная страна сказок»конспект непосредственно-образовательной деятельностипо развитию мелкой моторики с детьми старшей группы Цель: создание условий для развития речевой акти...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук во второй младшей группе

Тема: «Будут пальчики умелы, не сидится им без дела»   Автор: Вятлева Юлия Владимировна, воспитатель.  Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.Программное ...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук «ПО СЛЕДАМ КОЛОБКА»

По следам колобка»ЦЕЛЬ:Формирование толерантности у детей среднего возраста через сказку.ЗАДАЧИ:Углубить и расширить знания детей о многообразии составление новых сказок;Создавать условия для ра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики Тема: «Поможем Золушке» для детей старшей группы ТНР

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики.Тема: «Поможем Золушке» для детей старшей группы ТНРЗадачи:Образовательные:- Формировать познавательную ак...