Методические рекомендации для педагогов «С чего начинать обучение грамоте?»
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лебедева Елена Николаевна

Данный материал поможет повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте, систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте, уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения ОД по обучению детей грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 101»

Методические рекомендации для педагогов

 «С чего начинать обучение грамоте?»

Подготовила: Лебедева Е. Н

Оренбург 2023г

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте.
  2. Уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения ОД по обучению детей грамоте.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»?

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте ?

  1. Развитие фонематических процессов.
  2.  Обучение первоначальному чтению.
  3.  Печатание букв.
  4.  Работа по развитию речи.
  5.  Подготовка руки к письму.

Почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? Детям интересно, им будет легче учиться, а также это запрос родителей.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод: задачи, реализуемые на ОД в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

- знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

-знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

-знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

-научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

-научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

-научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

- научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква».

Давайте разберемся в этих понятиях.

Какие звуки называются гласными?(при произношении которых воздушная струя не встречает преград; гласные звуки можно пропеть)

Сколько гласных звуков? (А, О, У, И, Ы, Э)

Какие звуки называются согласными? (при произношении которых воздушная струя встречает преграды: язык, зубы или губы; согласные звуки нельзя пропеть).

Какие согласные всегда твердые? (Ш, Ж, Ц) Всегда мягкие? (Й, Щ, Ч).

Что такое слог? (Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха).

Что такое предложение? (это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием).

В ОД по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы. При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

-с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

-в речевом плане (проговаривание);

-по представлению — в уме (самое трудное).

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

-слова из двух гласных (ау, уа);

-слова из двух звуков (ум, ах, ус);

-слова из трех звуков (дым, мир);

-слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

-слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

-слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

-слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

-слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

  1. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, нужно  убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
  2. Произнеси слово по слогам.
  3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
  4. Обозначь выделенный звук фишкой.
  5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
  6. Прочитай по фишкам слово целиком.
  7. Ответь на вопросы:

— сколько всего звуков в слове?

— сколько гласных?

— сколько слогов?

— сколько согласных?

Рассмотрим организацию сюжетно – тематических периодов ОД:

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» — «слово», «гласный звук» — «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:

-уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;

- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий — глухой;

- звуки обозначаются цветными символами.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются: — в снятии усталости напряжения; — в внесении эмоционального заряда; — в совершенствовании общей моторики; — в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

7. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

8. Формирование навыков чтения и печатания.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

9. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по обучению башкирскому языку в ДОУ

Представлены методические рекомендации для педагогов и родителей по следующим темам:- Обучение башкирскому языку в ДОУ;- Обучение башкирским обрядам и играм в ДОУ;- Использование л...

Рекомендации для родителей " С чего начинать развитие фонематического слуха у детей"

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для пони...

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.

В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...

Рекомендации логопеда для родителей "С чего начинать обучение грамоте дошкольников?"

В материале представлены методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по обучению грамоте, варианты речевых игр со свуками, с помощью которых можно достичь удивительных результатов: они по...

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста.

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования, так как это новая, современная технология, позволяющая сделать обуче...

Обучение рисованию детей. С чего начинать обучение детей рисованию

Чтобы достигнуть хороших результатов в воспитании и развитии ребёнка, нужно ему предлагать занятия по душе. Одним из занятий, которыми любят заниматься все дети, является рисование. Предлагая ребёнку ...