Методические рекомендации для педагогов «С чего начинать обучение грамоте?»
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Данный материал поможет повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте, систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте, уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения ОД по обучению детей грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov_s_chego_nachinat_obuchenie_gramote.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 101»
Методические рекомендации для педагогов
«С чего начинать обучение грамоте?»
Подготовила: Лебедева Е. Н
Оренбург 2023г
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
- Систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте.
- Уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения ОД по обучению детей грамоте.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»?
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте ?
- Развитие фонематических процессов.
- Обучение первоначальному чтению.
- Печатание букв.
- Работа по развитию речи.
- Подготовка руки к письму.
Почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? Детям интересно, им будет легче учиться, а также это запрос родителей.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод: задачи, реализуемые на ОД в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
- знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
-знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
-знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
-научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
-научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
-научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
- научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква».
Давайте разберемся в этих понятиях.
Какие звуки называются гласными?(при произношении которых воздушная струя не встречает преград; гласные звуки можно пропеть)
Сколько гласных звуков? (А, О, У, И, Ы, Э)
Какие звуки называются согласными? (при произношении которых воздушная струя встречает преграды: язык, зубы или губы; согласные звуки нельзя пропеть).
Какие согласные всегда твердые? (Ш, Ж, Ц) Всегда мягкие? (Й, Щ, Ч).
Что такое слог? (Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха).
Что такое предложение? (это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием).
В ОД по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы. При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:
-с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
-в речевом плане (проговаривание);
-по представлению — в уме (самое трудное).
Последовательности предъявления слов для звукового анализа:
-слова из двух гласных (ау, уа);
-слова из двух звуков (ум, ах, ус);
-слова из трех звуков (дым, мир);
-слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
-слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
-слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
-слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
-слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
- Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, нужно убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
- Произнеси слово по слогам.
- Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
- Обозначь выделенный звук фишкой.
- Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
- Прочитай по фишкам слово целиком.
- Ответь на вопросы:
— сколько всего звуков в слове?
— сколько гласных?
— сколько слогов?
— сколько согласных?
Рассмотрим организацию сюжетно – тематических периодов ОД:
1. Организационный момент.
Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).
2. Повторение пройденного материала.
Цель: актуализировать знания детей.
Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» — «слово», «гласный звук» — «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.
3. Сообщение новой темы.
Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:
-уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий — глухой;
- звуки обозначаются цветными символами.
5. Закрепление нового материала.
Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.
6. Физминутка.
Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются: — в снятии усталости напряжения; — в внесении эмоционального заряда; — в совершенствовании общей моторики; — в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
7. Знакомство с буквой.
Цель: определить связь звука с его графическим образом.
Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.
8. Формирование навыков чтения и печатания.
Цель: совершенствовать навык слогового чтения.
Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?
9. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...
Методические рекомендации для педагогов и родителей по обучению башкирскому языку в ДОУ
Представлены методические рекомендации для педагогов и родителей по следующим темам:- Обучение башкирскому языку в ДОУ;- Обучение башкирским обрядам и играм в ДОУ;- Использование л...
Рекомендации для родителей " С чего начинать развитие фонематического слуха у детей"
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для пони...
Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.
В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...
Рекомендации логопеда для родителей "С чего начинать обучение грамоте дошкольников?"
В материале представлены методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по обучению грамоте, варианты речевых игр со свуками, с помощью которых можно достичь удивительных результатов: они по...
Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста.
Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования, так как это новая, современная технология, позволяющая сделать обуче...
Обучение рисованию детей. С чего начинать обучение детей рисованию
Чтобы достигнуть хороших результатов в воспитании и развитии ребёнка, нужно ему предлагать занятия по душе. Одним из занятий, которыми любят заниматься все дети, является рисование. Предлагая ребёнку ...