НОД "Поможем Федоре"
учебно-методический материал по обучению грамоте (средняя группа)

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по разделу «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_fedore_nod.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по разделу «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук»

Тема: «Поможем Федоре»

Цель: ориентировка в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук.

Задачи:

Образовательные:

  1. Упражнять детей в определении первого звука в слове.
  2. Закреплять умение различать на слух мягкие и твердые согласные звуки.
  3. Учить детей называть слова на заданный звук.

Развивающие:

  1. Развивать произвольные движения пальцев рук.
  2. Развивать фонематический слух, способность интонационно выделять звук в слове.

Воспитываюшие:

  1. Воспитывать отзывчивость, сострадание, желание прийти на помощь.

Оборудование и материал: звуковое письмо от Федоры, набор посуды, набор муляжей овощей, 2 корзины: одна большая с наклеенным большим кругом синего цвета, другая маленькая с наклеенным кругом зеленого цвета (заместители мягкого и твердого согласных звуков), простые карандаши, листы для практический работ.

Ход НОД

1ч.

- Ребята сегодня мы будем учиться определять первый звук в слове, выбирать предметы со старшим и младшим братцем и называть слова с нужным звуком, для того, чтобы вам в школе было легче научиться читать и писать.(дети слышат звуковое письмо).

«Ой вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои!

Вы подите –ка немытые, домой, я водою вас умою ключевой!

Я почищу вас песочком, окачу вас кипяточком!

И вы будете опять, словно солнышко сиять!

-Ребята, вы узнаете кто это? Из какой сказки? Кто написал эту сказку?

-Ребята, что случились с Федорой? Давайте поможем вернуть посуду Федоре!

-А для того, чтобы посуда вернулась к Федоре, нужно сказать название посуды так, чтобы все хорошо услышали первый звук в слове и назвать его.

-Ну что ребята, поможем Федоре? (да поможем).

2ч.

а).Словесная игра: «Назови первый звук в слове».

(дети берут по одному предмету посуды, произносят слово с интонационным выделением первого звука и называют его)

Вилка- первый звук в слове «вь» -младший братец.

Ложка-первый звук в слове «л» -старший братец.

-Молодцы ребята! Все определили первый звук в названии посуды, и теперь, благодаря вам, вся посуда вернулась к Федоре.

-Пока посуда бегала по лугам, она вся испачкалась, и стала грязной. Может мы с вами поможем Федоре и перемоем всю посуду? (да поможем перемыть посуду).

б).Пальчикова игра: «Моем посуду».

Раз, два, три, четыре, - (попеременно ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)

Мы посуду мыли, мыли – (правая ладонь накрывает левую и скользит по кругу)

Чайник, чашку, вилку, ложку и большую поварешку – (правой рукой загибаем пальчики на левой, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре – (попеременно ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)

Мы посуду перемыли – (левая ладонь накрывает правую и скользит по кругу)

Блюдце, доски, сковородки, самовар, ложку мы чуть не сломали – (левой рукой загибаем пальчики на правой, начиная с большого)

Вот так мы Федоре помогали! – ( попеременно ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)

-Ребята, вы молодцы, помогли Федоре, и теперь у нее вся посуда чистая!

-У Федоры есть огород, на котором у нее выросли овощи. Она собрала урожай и хочет разложить его в две корзины, для того, чтобы он дольше хранился. Но Федора не знает, как это сделать. Ребята, давайте поможем Федоре разложить урожай в две корзины? (да, поможем).

-Ребята, а что обозначают на корзинах круги синего и зеленого цвета?

Большой круг синего цвета это старший братец, а маленький круг зеленого цвета – младший братец.

-Да ребята, это заместители звуков.

-В большую корзину, с большим кругом синего цвета, будем класть овощи, в названии которых есть звук «р» старший братец, а в маленькую с маленьким кругом зеленого цвета – овощи, в названии которых есть звук «рь» младший братец.

в).Словесная игра: «Разложи урожай».

( дети берут по одному овощу, произносят слово с интонационным выделением звука «р» или «рь» и раскладывают по корзинам).

ПомидоР – в этом слове есть звук «р», старший братец, я положу его в большую корзину.

ПеРец – в этом слове есть звук «рь», младший братец, я положу его в маленькую корзину.

-Молодцы, ребята, вы помогли Федоре разложить урожай в две корзины, теперь он долго будет храниться и не испортится!

-Ребята, за вашу помощь, Федора дарит вам волшебные картинки. Какие предметы на них изображены? (дети называют).

-Внимательно рассмотрите предметы, и обведите в круг только те, в названии которых есть звук «ш»

г).Практическая работа.

-Маша, почему ты обвела в круг «шары»? (в слове шары есть звук «ш» )

-А ты Миша, почему не обвел в круг «лампу»? ( в слове лампа нет звука «ш»)

3ч.

Рефлексия.

-Ребята, кому мы сегодня помогали?

-А как мы помогали?

-Молодцы ребята, вы сегодня сделали очень доброе дело: вы помогли Федоре вернуть посуду, перемыли ее, разложили урожай в две корзины.

-Федора увидит все это и очень обрадуется и скажет: «Спасибо ребята!»

-Всегда нужно приходить на помощь другим людям и быть добрым, как сегодня вы и поступили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поможем бабушке Федоре"

Конспект занятия по трудовому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

конспект занятия в старшей группе "Федора"

Логопедическое занятие для детей старшей группы с диагнозом  ОНР...

Посуда. Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и тестопластике. Большое внимание на занятии уделяется творческому развитию воспитанников....

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "В гостях у Федоры (по сказке

Занятие по формированию и  развитию: -лексико -грамматических категорий, -обобщающих понятий по теме: "Посуда", развитию связной речи с использованием   мнемотаблиц., - умению ориен...

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

Помогите Федоре вернуть посуду

Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "У Федоры горе - поможем Федоре"

Уважаемые педагоги!!! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему: "У Федоры горе - поможем Федоре"....