Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Григорьева Светлана Михайловна

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия199.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять навыки:

- определения позиции звука в слове;

- нахождения заданного звука в словах,

- дифференциации звуков по твердости, мягкости,

- составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;

- печатания буквы по клеточкам.

Развивающие:

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие;

- мимику;

- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

- речевое дыхание.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел посмотреть, как вы занимаетесь.

2. Закрепление пройденного материала:

Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем).

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУЫЭО – они какие? (гласные); Л (согласный). Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

Игра «Угадай звук по артикуляции» - У А О Ы Э.

3. Сообщение темы занятия.

У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый ….(мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.

Машина - [М], мячик – [М’]. Вот именно с этими звуками мы познакомимся.

-Чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.

Артикуляционная гимнастика 

4.Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.

- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

5.Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»

- Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …

 6.Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек).

 Игра «Твердый – мягкий» (флажочки)

-Ребята, напомните, какого цвета рубашку носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки « звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».

Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» - карточку.
Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли.

7.Физминутка

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре –

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились.

 8.«Определи место звука в слове» (дом, малина, мак, гном, муха) 

 9.Знакомство с буквой «М»

Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

-Нарисуйте в воздухе букву «М».

Выкладывание буквы «М» из палочек.

 Сколько вам понадобилось палочек?

9.Работа в тетради

10.Дидактическое упражнение «Слоговая ромашка» (Приложение: лепестки ромашки – гласные, в серединке ромашки – согласные). Сегодня мы берем только несколько лепестков, а в центре М.

 12.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Что делали на занятии?

Какие задания выполняли?

Что нового узнали?

Рефлексия.                                                                                                      

Вам понравилось занятие?

Что понравилось на занятии?

Какие трудности возникли в ходе занятия?

Приложение.( Распечатать, в центр ставится нужная буква ).

Веселые упражнения для закрепления звуков в речи | Дефектология Проф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;- умение концентрировать внимание;- слухоречевую память, фонематическое восприятие;- мимику;- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонаци...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [о] и буква О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [о] и буква О»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [и] и буква И»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [и] и буква И»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [н] и буква Н»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [н] и буква Н»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей  группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н»...