КОНСПЕКТ образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Приключения буквы «Б»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

ХОД

 

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло!
Давайте поздороваемся.
 Вы знаете, я хочу подарить вам всем хорошее настроение на весь день - оно у меня в ладошке (воспитатель раскрывает ладошку и дует). Хорошее у вас настроение? (да). А у вас в ладошках тоже хорошее настроение, давайте подарим, его друг другу и нашим гостям (дети раскрывают ладошки и дуют друг на друга и на гостей). Давайте присядем на стульчики и начнем наше занятие. . А чтобы наш язычок  хорошо работал сделаем для него веселую гимнастику.

Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок»

Жил-был язычок (показали — спрятали язычок).Жил язычок в домике (показали зубы, губы в улыбке), вокруг домика стоит крепкий забор с воротами (губы «трубочкой»).Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз).Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика (провести язычком по губам).Набегался, стал прыгать (цокать).А теперь пошлёпаем язычок губами (язык на нижней губе, шлёпать губами: пя-пя-пя).

 

Ребята, сегодня к нам в группу пришло странное письмо. Нас приглашают в путешествие в страну «Букваландию». И даже пообещали прислать за нами автобус. Но вот подписи в письме нет. Ребята, а вы хотите отправиться  в путешествие и узнать, кто же нас пригласил? (Да). А вот и наш автобус, но чтобы занять в нём место, нужно получить билет, а для этого давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова, в которых этот звук будет стоять в начале. (А- арбуз, У-утка, О-очки, М-мама, С-сом, Х-леб, Р-рак, Ш-шарик, Д- дом, Л-лимон, Н-носорог, К-кот). Молодцы, ребята, занимайте свои места.

2 Основная часть: А теперь заведём автобус. (Повторяем звук Бр-Бр-Бр). Не заводится. Может попробуем повторить этот звук с другими звуками. Показываю гласные звуки: а, у, ы, и, о, э, ю, я. Ребята повторяют слоги. Молодцы, автобус завёлся. Но чтобы он поехал, необходимо заправить его горючим. Наш автобус непростой и горючее для него требуется непростое. Его мы будем заправлять скороговорками. Повторяйте все за мной:                                      

                   Идут бобры в сыры боры.

                   Бобры добры, бобры бодры.

 

Вот и заправили мы наш автобус. Итак, отправляемся в путь.  

И вот наша первая остановка буква « Б».

Вывешиваю на доску букву «Б».

Какая эта буква – гласная или согласная ?

Твердая или мягкая?

Из каких элементов состоит буква «Б»? На что она похожа?                                Ребята, а я, кажется, догадалась, это буква Б  нас приглашала в страну  «Букволандию», чтобы поиграть с буквами.

Игра «Кто больше назовет слов с буквой Б».

Едем по стране «Букволандии» дальше…

 

Следующая  остановка называется «Звуковая».

А теперь скажите, на какие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). А какими бывают согласные звуки? (Твердыми и мягкими).

Какой звук повторяется в словах: бак,бок,кубок,балет

Давайте произнесем звук «Б».

Что делает наш язык, когда мы произносим звук «Б» (стучит по бугоркам)

Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя?

Давайте попробуем спеть звук «Б» (не поется)

Значит, какой звук «Б»? (согласный)

Игра «Пассажиры»

- Посмотрите, ребята, на столе лежат картинки, они спешат на поезд, посадите их в соответствующие вагоны:

1-ый вагон -звук Б в начале слова;

2-ой вагон -звук Б в середине слова;

3-ей вагон звук Б в конце слова.

Едем по стране знаний дальше .  

   Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай дружок,

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И в автобус ты садись…

 

Остановка «Найди и раскрась букву Б». На столе лежат листочки с рисунком рыбы, вместо узоров на ней изображены буквы. Нужно найти и раскрасить только букву Б.

 

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать

 

 Ребята, сколько вы нашли и раскрасили на рыбе букв Б? (Четыре) Молодцы ребята, все справились с заданием. Поехали дальше.

                                                       

Остановка «Два щенка».

Нам встретились два щенка близнеца. Одного зовут Бом, а другого Бим. Звуковой анализ слова БОМ, БИМ  на мольберт. Чем похожи схемы, чем они различаются? Молодцы!

Приклеиваем бантики БОМ – синий бант, БИМ – зеленый бант.

 

-Щенкам негде жить, нужно им помочь, что же делать?

-Давайте сделаем для них домики (Будка). Из каких геометрических фигур состоит будка ? (квадрат, круг, треугольник).

 

Пальчиковая гимнастика.

 

 А делать мы будем ее из геометрических фигур. Но прежде, чем приклеивать детали, нам нужно их разрезать на две части.

Берем прямоугольник и разрезаем пополам – получатся две другие фигуры – квадраты. Из квадрата нужно сделать – треугольник (крыша), из второго квадрата – круг (дверь). После того, как нарезали, можно приступать к наклеиванию.

 

 

Посмотрите, ребята, пока мы работали, между нами и автобусами, образовалось болото. Как же нам пройти. По болоту ходят по кочкам. А вот и кочки, но кочки не простые, на них изображены предметы. Чтобы перейти по кочке, нужно назвать слово и сосчитать, сколько в нём слогов. (Называют: кот, топор, тарелка, тыква, утка. Считают слоги.) Молодцы, вот и добрались до автобуса. Отправляемся в группу.

 

Вот мы и в группе.

3. Заключительная часть: Вы, ребята, молодцы! Отлично сегодня провели время, а самое главное с пользой. Вам понравилось путешествие? С каким звуком мы сегодня познакомились? А с какой буквой? На что похожа эта буква?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Образовательная область «Речевое развитие» Образовательный компонент «Обучение грамоте» «Знакомство с буквой Ль, Л»

Познакомить детей с буквой Ль.ЛФормировать умение детей читать слоги и слова с пройденными буквами и отвечать на вопросы по прочитанному тексту.Закрепить умение проводить звуковой анализ слов. Составл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе». Образовательная область: Речевое развитие. Тема: «Приключения Незнайки по дороге в первый класс».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Направлено на закрепление представлений детей о звуках и буквах; закреплении навыка полного фонематического анализа слов, слоговой ...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Итоговая НОД по формированию элементарных математических представлений в образовательной области «Познавательное развитие» по теме «Приключения в стране математики» для детей старшей группы

Итоговая НОД по формированию элементарных математических представлений  в образовательной области «Познавательное развитие»...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Приключения паровозика». С использованием технологии: экспериментирование. (для детей младшего дошкольного возраста)

Конспект занятияпо образовательной области «Познавательное развитие»на тему: «Приключения паровозика».С использованием технологии: экспериментирование.(для детей младшего дошко...