Практикум для воспитателей на тему «Подготовка детей к обучению грамоте»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фёдорова Ирина Алексеевна...
Повышение компетентности педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.praktik._obuch._gramote.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 «Непоседы»

Практикум для воспитателей

На тему «Подготовка детей к обучению грамоте»

Подготовила:

учитель-логопед

Фёдорова И. А.

2023 г.

Долгопрудный, 2023 г.

Практикум для воспитателей

«Подготовка детей к обучению грамоте»

В последние годы всё большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в детском саду очевидна. Дело в том, что когда резко происходит смена ведущих видов деятельности (игровая деятельность сменяется учебной), это отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет размыть грань между игрой и учёбой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребёнка.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

Средний возраст

Старший возраст

Знать термины «слово», «звук», правильно их понимать и использовать.

Закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов.

Знать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими.

Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3-4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку.

Учиться звуковому анализу слов:

-самостоятельно произносить слова, интонационно подчёркивая в них нужные звуки;

-различать на слух гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные;

-определять место звука в слове (первый, последний, в середине)

-самостоятельно выделять слова с заданным звуком.

Знакомиться с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.

Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.

Учиться анализу односложных трёх звуковых слов по схеме и модели, составлять предложения по «живой модели» (2-ое полугодие).

Учиться анализировать 4-х, 5-ти звуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа).

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный...»

Дети с ОНР, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

  • определение количества звуков в слове,
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
  • определение места звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков), что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ], про это мы детям не говорим, объясняем, что со звуками они познакомятся в школе.

А согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.

2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Запомните, что

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Давайте поиграем в игру «В гости к Тому и Тиму». Сегодня мы пойдем в гости к гномикам. Они живут очень дружно. Посмотрите на них, как они похожи!

- Ребята, а чем они отличаются? Отличаются цветом одежды.

- И имена у них похожи. Одного зовут Том, а другого Тим.

- Сегодня мы пойдем к ним в гости, а в гости ходят с подарками. Давайте подберем нашим гномикам подарки - картинки, в названиях которых есть твёрдый звук для Тома, картинки, в названиях которых есть мягкий звук – для Тима.

Дети по очереди берут картинки, проговаривают слово, определяют звук и отдают соответствующему гномику.

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

4. Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА.

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.

Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой.

Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Предложение.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

  • Составить предложение по опорной картине из 2, 3, 4, 5 слов
  • Составление предложений по графической схеме

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

  • Составление графической схемы предложения

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

  • * Всего в русском языке 33 буквы. Буквы при письме обозначают звуки. Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим, пишем и читаем.
  • *Всего 10 гласных букв; 21 согласные буквы; Ь, Ъ просто буквы, не обозначающие звуков.
  • *Гласные буквы: А, О, У, И, Э, Ы, Е, Ё. Ю, Я.
  • Гласные, обозначающие твёрдость согласных: А, О, У, Э, Ы.
  • Гласные, обозначающие мягкость согласных: И, Е, Ё, Ю, Я.
  • Гласные звуки: А , О , У , И , Э , Ы .

  • *Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых позициях обозначают два звука обозначают два звука (в начале слов, после другого гласного, после Ь или Ъ).
  • Е – ЙЭ , Ё – ЙО , Ю – ЙУ , Я – ЙА .
  • *Гласные могут быть ударными или безударными. Согласные могут быть твёрдыми или мягкими, звонкими или глухими.
  • Всегда твёрдые согласные: Ш , Ж , Ц .
  • Всегда мягкие согласные: Й , Ч , Щ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему«Подготовка детей к обучению грамоте»

Благодаря родному языкуребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды иубеждения, а также оказывает огромную услугу...

Консультация для педагогов по теме «Подготовка детей к обучению грамоте»

Консультация для педагогов по теме «Подготовка детей к обучению грамоте»Воспитатель: Баловнева Таслима Рафаиловна...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте» в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем ...