Цикл занятий "АБВГДЕЙКА"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цикл занятий по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_zanyatiy_abvgdeyka.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ИРКУТСКА
ДЕТСКИЙ САД № 177
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «АБВГДЕЙКА»
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Срок реализации программы 2023-2024уч.гг.
Разработала воспитатель:
Матвеева Н. В.
2023 год
Пояснительная записка
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Главная причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Система работы по подготовке детей 6—7 лет к обучению грамоте включает два основных направления:
- Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая ее закономерности.
- Подготовка руки ребенка к письму — овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Цель: создание условий для развития детей дошкольного возраста основ обучения грамоте детей через игровую деятельность.
Задачи работы:
- учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);
- знакомить со смыслоразличительной функцией звука, учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;
- учить детей вычленять словесное ударение, овладевая графической записью слогового деления;
- знакомить с графическим изображением буквы;
- обучать чтению слогов;
- вырабатывать графические умения проводить прямые и замкнутые линии, учить обводить прерывистыми линиями, штриховать по нанесенному контуру;
- обучать работать в ограниченном пространстве, четко изображать намеченный контур без выхода и с выходом за ограниченное пространство;
- прививать элементарные гигиенические правила письма;
- развивать и укреплять мелкие мышцы руки.
Методической основой для цикла занятий «АБВГДЕЙКА» стала следующая литература:
- Андрианова Т.М. «В мире звуков и букв» - М.: Астрель, 2013г.;
- Галкина «Звуки, буквы я учу!»;
- Гоголева Н. А. «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь М.: Творческий центр СФЕРА, 2010;
- Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников» рабочая тетрадь М.: Издательский центр Вентана - Граф 2011
- Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» - М.: Издательство «Флинта», 1997г.;
- Колесникова Е.В. «От звука к букве». Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звукобуквенному анализу. – М., 2001. – 64с.
- Колесникова Е.В. «Я начинаю читать» - М., 1998, 48 с.;
- Маханева М. Д., Гоголева Н.А. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
- Новоторцева Н.В. «Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999г.;
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002г.;
- Шастаполова Ю.С. «Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников – СПб.: ООО «издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2012г.;
- Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!».
- Интернет-ресурсы
Ожидаемые результаты
В процессе обучения по программе дети получат возможность:
- Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;
- Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки);
- Знать буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
- Определять место звука в слове;
- Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ;
- Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- Уметь делить слова на слоги и определять их количество;
- Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов (без изучения данных терминов);
- Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку, произносить предложения с разной интонацией.
- Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении;
- Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными;
- Уметь работать в тетради, соблюдая все требования печатного письма
- Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей;
- Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их.
Режим занятий периодичность и продолжительность занятий
Год обучения | Количество занятий | Продолжительность одного занятия | Недельная нагрузка | Количество часов за год |
1 год | 4 раза в месяц | 25-30 мин | 1 раз в неделю во второй половине дня | 36 ч. |
Тематическое планирование по месяцам
Неделя | Тема | Задачи |
Сентябрь | ||
1 | Мир звуков. Звуки речи. | Знакомство с термином «звук». Дать понятие гласный звук. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук. |
2 | Гласный звук [а], буква А, а | Учить выделять звука [а] в слове. Закреплять понятие гласный звук. Развивать мелкие мышцы руки, вырабатывать графические умения. |
3 | Гласный звук [о], буква О, о. | Учить выделять звук [о] в слове. Развивать умение определять место звука [о] в слове. Упражнять в правильном пользовании карандашом, ручкой. Учить обводить и штриховать по нанесенному контуру. |
4 | Гласный звук [ы], буква ы. | Учить выделять звук [ы] в слове. Развивать умение определять место звука [ы] в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву ы, обводить рисунок по контуру. |
Октябрь | ||
1 | Гласный звук [и], буква И, и. | Учить определять и обозначать гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [э], [и], количество звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву И, и, обводить рисунок сверху вниз. |
2 | Гласный звук [у], буква У, у. | Учить выделять звук [у] в слове. Развивать умение определять место звука [у] в слове. Узнавание слова по количеству звуков. Развивать умение штриховать и писать печатную букву у, обводить по контуру. |
3 | Согласные звуки [н], [н`], буква Н, н. | Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков [н], [н,] в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Н, н, обводить по контуру. |
4 | Согласные звуки [м], [м`], буква М, м. | Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков [м], [м,]. Развивать умение штриховать и писать печатную букву М, м, обводить рисунок по контуру. |
Ноябрь | ||
1 | Согласные звуки [т], [т`], буква Т, т.
| Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка прямыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Т, т |
2 | Согласные звуки [к], [к`], буква К, к. | Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка прямыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву К, к |
3 | Согласные звуки [р], [р`], буква Р, р. | Формировать понятие «согласный звук». Формировать представление о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие Познакомить с буквой Р; научить её выкладывать из палочек, «рисовать» в воздухе; Развивать фонематические процессы, навык языкового анализа и синтеза слов с новыми звуками. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; Воспитывать внимание, интерес к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. |
4 | Согласные звуки [л], [л`], буква Л, л. | Упражнять в определении звуков [л], [л,] в словах и слогах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Л, л, обводить линии слева направо. |
5 | Согласные звуки [в], [в`], буква В, в.
| Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка. Развивать умение штриховать и писать печатную букву В, в |
Декабрь | ||
1 | Согласные звуки [с], [с`], буква С, с.
| Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка изогнутыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву С, с |
2 | Согласные звуки [п], [п`], буква П, п.
| Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка прямыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву П, п |
3 | Согласные звуки [з], [з`], буква З, з. | Выбирать слова к звуковой модели. Учить объединять слова в группы по первому звуку. Развивать умение штриховать и писать печатную букву З, з, обводить рисунок. |
4 | Согласные звуки [б], [б`], буква Б, б.
| Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка прямыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Б, б |
Январь | ||
1 | Согласные звуки [д], [д`], буква Д, д. | Повторение букв, обозначающих гласные звуки. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Д, д, обводить рисунок. |
2 | Согласный мягкий звук [й,], буква Й, й. | Выбор слов со звуком [й,] в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, й, обводить рисунок под диктовку. |
3 | Буква Я, я – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков. | Анализ произношения слов, начинающихся звуками [йа] и обозначение звуков буквой Я. Штриховка и письмо печатной буквы Я, я. |
Февраль | ||
1 | Согласные звуки [г], [г`], буква Г, г. | Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка прямыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Г, г |
2 | Согласный звук [ч`], буква Ч, ч.
| Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Ч, ч |
3 | Согласный твердый звук [ш], буква Ш, ш. | Анализировать артикуляцию твердого согласного [ш]. Определять места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слогов со звуком [ш]. Штриховать и писать печатную букву Ш, ш. |
4 | Гласный звук [э], буква Э, э. | Анализ артикуляции гласного [э]. Учить выбирать слова с данным звуком в слове. Штриховать и писать печатную букву Э, э. обводить овальные фигуры. |
5 | Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков. | Наблюдение за особенностью произношения слов, начинающихся звуками [й], и обозначение их буквой Е. Штриховка и письмо печатной буквы Е, е. |
Март | ||
1 | Буква Ё, ё – показатель мягкости согласных звуков. | Наблюдение за особенностью произношения слов, начинающихся звуками [й], и обозначение их буквой Ё. Наблюдение за звуком [о], после мягким согласных и обозначение его буквой Ё. Штриховка и письмо печатной буквы Ё, ё. |
2 | Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж. | Упражнять в определении места звука в слове. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ж]. Обводить волнообразные линии. |
3 | Согласные звуки [х], [х`], буква Х, х.
| Наблюдать за артикуляцией глухого согласного звука [х]. Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Х, х |
4 | Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков. | Анализ произношения слов, начинающихся звуками [йу] и обозначение звуков буквой Ю. Штриховка и письмо печатной буквы Ю, ю. |
Апрель | ||
1 | Согласный звук [ц], буква Ц, ц.
| Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Ц, ц |
2 | Согласные звуки [ф], [ф`], буква Ф, ф.
| Упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Ф, ф |
3 | Буквы Ъ, Ь | Построение звуковых схем. Познакомить с ролью ъ и ь знака в словах. Штриховка букв. |
4 | Согласный мягкий звук [щ,], буква Щ, щ. | Выбор слов с мягким согласным звуком [щ,], определение его места в слове. Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Щ, щ. |
Май | ||
1 | Мир слов, окружающих нас. | Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». Упражнение в подборе слов с заданными звуками. Знакомство с понятиями «слово-название», «слово-действие», «слово-признак». |
2 | Мир слов. Слог. | Знакомство с термином «слог». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. |
3 | Мир слов. Предложение. | Составление предложений из слов. Знакомство с понятиями «речь», «монолог», «диалог», «устная речь», «письменная речь». Составление предложений из заданного количества слов, называть первое, второе и т.д. Слово. Упражнять в произношении предложений с разной интонацией. |
4 | Развлечение «Путешествие в мир букв и звуков» |
Список детей
I группа | II группа | |||
№п/п | Ф.И. ребенка | №п/п | Ф.И. ребенка | |
1 | 1 | |||
2 | 2 | |||
3 | 3 | |||
4 | 4 | |||
5 | 5 | |||
6 | 6 | |||
7 | 7 | |||
8 | 8 | |||
9 | 9 | |||
10 | 10 | |||
11 | 11 | |||
12 | 12 | |||
13 | 13 | |||
14 | 14 | |||
15 | 15 | |||
№ | ФИО | Знает все звуки и буквы русского алфавита | Вычленяет первый и последний звук с слове | Правильно называет мягкие и твердые звуки вне слова | Правильно называет гласные и согласные звуки | Правильно произносит звуки речи, четко и ясно произносит слова | Правильно располагает тетрадь при письме | Правильно держать ручку, карандаш | Ориентируется на листе бумаги | Закрашивает нарисованный предмет, не выступая за контур | Штрихует нарисованный предмет прямыми наклонными линиями. |
Высокий – 2 балла – справляется самостоятельно;
Средний – 1 балл – справляется с помощью взрослого;
Критический – 0 баллов –не справляется
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по подготовке детей к школьному обучению
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест.Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное проф...
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....
Цикл коррекционно-развивающих занятий "Играем и учимся"
Занятия для детей 6-7 лет направлены на комплексную подготовку детей к школе. В игровой форме у детей развивается память, внимание, мышление, воображение речь. Соревновательный компонент способствует ...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Цель данных занятий постепенное усвоение детьми общественных норм, формирование суждений и социально-адаптированного поведения....
Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"
Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....
Цикл конспектов занятий "Музей народно-прикладного искусства"
В этот цикл вошли конспекты занятий: 1."Что такое музей", 2."Дымковская игрушка", 3."Дымковская игрушка. Из истории русского промысла", 4."Сине-голубая чудо гжель", 5."Золотая хохлома", 6."Жостово - л...
Занятия познавательного цикла по развитию мыслительной деятельности – математика. «Путешествие в Цифроград»
Занятие по математике в подготовительной группе...