Мини-музей букв "АБВГДейка"
методическая разработка по обучению грамоте
знакомить детей с разнообразием букв русского алфавита и их значением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_-_muzey_bukv-szhatyy.pdf | 1.45 МБ |
mini_muzey.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №421 комбинированного вида имени Сергея Николаевича Ровбеля»
Рабочая программа мини – музея «АБВГДейка»
Руководители мини-музея:
Учителя-логопеды:
Истомина Наталья Сергеевна высшая кв. категория
Куприна Оксана Николаевна высшая кв. категория
Название мини – музея: «АБВГДейка»
Направление мини-музея: познавательно-продуктивный.
Дата создания мини-музея: март 2022 год.
Месторасположения, условия мини – музея: мини-музей занимает помещение на 2 этаже здания, и находится в помещении логопедического кабинета.
Участники:
- дети старшего дошкольного возраста групп комбинированной и компенсирующей направленности: «Красная шапочка», «Зайка», «Чебурашка»,
- учителя-логопеды,
- родители воспитанников.
Пояснительная записка: Практика работы показала, что создание данного мини-музея очень актуально. Во-первых, он не только отражает всю нашу коррекционную работу с детьми, но и позволяет расширить общие знания о буквах и звуках. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать музеи, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии. В-третьих, мини-музей несёт ещё и образовательную функцию. В-четвёртых, - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Конечно, в условиях детского сада наша задача подобрать материал, соответствующий возрасту детей и объём выставки мини-музея, максимально заинтересовать детей и родителей, вовлечь их в участие. Дать понять им, что они являются непосредственными, главными участниками процесса. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому дополнять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, играть в предложенные дидактические игры по теме мини-музея, черпать разную информацию, пополнять знания, получать необходимую помощь в обучении.
Цель: знакомить детей с разнообразием букв русского алфавита и их значением.
Задачи:
- формировать представление о возникновении букв и способов их написания;
- оказывать помощь в коррекционной работе с детьми;
- развивать игровую и учебную деятельности;
- обогатить предметно-развивающую среду в ДОУ;
- приобщать родителей к совместной деятельности с детьми;
- развивать эстетический вкус;
- формировать навык поведения в общественных местах.
Посмотрите – наш музей!
Он для всех – родителей и детей.
Буквы разные стоят,
Рассказать истории хотят.
Ты сюда приходи,
Всех с собою приводи!
Решение данных задач решается на основе следующих принципов:
- Принцип наглядности,
- Принцип доступности,
- Принцип последовательности,
- Принцип учета возрастных особенностей
Разделы мини-музея
- Раздел «От древности к современности».
Раздел знакомит с историей алфавита в виде книжки, в которой рассказывается о его возникновении и развитии от древности до наших дней. И здесь же основоположники славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Разъясняется, чем писали раньше (уголёк, перо и чернила, чернильная ручка) и сейчас в наше время (современная шариковая ручка, карандаши, фломастеры).
Как все буквы начинались,
Как и чем они писались
От старых времён
До сегодняшних дней,
Нам история расскажет
И в картинках всё покажет.
- Раздел «Буквы всякие нужны, буквы всякие важны!»
Раздел знакомит с видовым разнообразием букв. Собраны разные виды азбук русского алфавита.. Ведь без букв не было бы сказок, рассказов и многих других интересных, именно записанных, и поучительных вещей, даже имя своё человек не смог бы написать. Выучить буквы можно с помощью азбуки. Азбуки бывают разные: про животных, растения… И буквы тоже бывают разные (разные по цвету, по шрифту, по величине).
Алфавит покажет всё
Букв разнообразие:
Буквы всякие нужны,
Буквы разные важны!
3.Раздел «Игры с буквами»
Здесь собрана своеобразная игротека с буквами. Игры самые разнообразные: «Составь слово», «Ребусы», «Лото», «Составь букву» и другие… Буквы умные спешат
Автоматизация звуков С
Автоматизация звуков ш
Автоматизация звуков Ж
Автоматизация звуков З
Автоматизация звуков Л
Автоматизация звуков Л’
Автоматизация звуков Р
Автоматизация звуков Р’
Автоматизация Заднеязычных звуков
«Трудные Звуки» Мирсибо
«Найди пару»
В игры с нами поиграть!
Выбирай игру скорей
И зови своих друзей!
4.Раздел «Вернисаж»
Раздел показывает творческую фантазию в совместной работе детей и родителей. Представлена красочная выставка разных букв из различных материалов: пуговиц, картона, в виде подушек, цветной бумаги, нитей, конструктора, пластика, связанная крючком и другие…С большим удовольствием и рвением семьи воспитанников участвовали в конкурсе «Первая буква моего имени». А какая гордость была в глазах ребят, когда они наперебой рассказывали о своей поделке друг другу и педагогу. Выставка постоянно пополняется новыми экспонатами, благодаря участию родителей.
Буквы сделали мы сами,
Потрудились, не устали.
Чтоб на них вы любовались
И работой восхищались!
Работа в мини-музее: работа в музее один раз в неделю, в непосредственно образовательной деятельности (подготовка к обучению грамоте) и в индивидуальной коррекционной работе. Это может быть рассматривание нового экспоната; сообщение интересных сведений о экспонатах; работа над словарем, разучивание стихотворений, загадок по тематике мини-музея или посещение мини-музея игры с экспонатами мини-музея и т.д.
Виды деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Рассматривание;
- Экскурсии;
- Коллекционирование
Продуктивная деятельность:
- Изготовление экспонатов детьми совместно с педагогами и родителями;
- Выставки творческих работ детей.
Коммуникативная деятельность:
- Беседа;
- Ситуативный разговор;
- Составление описательных рассказов;
- Составление и отгадывание загадок;
- Дидактические и речевые игры;
- Чтение художественной литературы;
- Разучивание стихотворений по теме мини-музея.
Ожидаемые результаты
- Повышение усвоения знаний детьми;
- Накопление методического материала;
- Расширение предметно-развивающей среды;
- Повышение музейной культуры детей и родителей.
План работы по созданию мини-музея «АБВГДейка»
Подготовительный этап:
- Консультация с родителями мини-музея для дошкольников
- Индивидуальная беседа с родителями по созданию мини-музея и экспонатов для него (ватсап)
- Наглядная информация о создании и работе мини-музея (в течении года)
Практический этап
- Создание экспонатов (совместная деятельность родителей и детей) в раздел «Вернисаж» (март)
- Сбор экспонатов (март) и создание их перечня;
- Оформление мини-музея (март);
- Составление перспективного плана работы с детьми с использованием экспонатов музея(март-апрель);
- Проведение экскурсий (в течении года);
- Пополнение экспонатами (в течении года);
- Проведение индивидуальных коррекционных занятий и НОД (в течении года).
Заключительный этап
- Анализ проделанной работы (май)
- Планирование работы мини-музея на следующий год
Перспективный план работы мини-музея «АБВГДейка»
для детей старшего дошкольного возраста
Изучаемые лексические темы и буквы | Задачи | Содержание работы | Работа с родителями | ||||
I квартал | Сентябрь | I | О б с л е д о ва н и е О б с л е д о в а н и е | Формировать интерес познания. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Экскурсия в мини-музей «Моя любимая буква». Беседа. Рассказ логопеда. Объяснение. Словарная работа. Показ презентации по теме. Обобщение. | ||
II | |||||||
III | Осень, деревья | [А] | Формировать умение находить букву А. | Игра «Найди букву А» | По дороге домой придумываем слова, которые начинаются на букву А. | ||
IV | Грибы | [О] | Развивать зрительное внимание и мелкую моторику. Развивать слуховое внимание и воображение. | Игра «Собери букву О» Загадывание загадок. | Рисуем вместе с мамой букву О. | ||
Октябрь | I | Ягоды и домашние заготовки | [Э] | Развивать фонематическое представление. | Игра «подними флажок» | Делаем вместе с мамой из природного и бросового материала гласную букву (пройденные буквы). | |
II | Овощи | [И] | Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Игра «Собери снеговика» Выставка букв. | По дороге домой придумываем слова, которые начинаются на букву А,И,О. | ||
III | Фрукты. | [Ы] | Закреплять знания детей об изученных буквах. Закреплять знания детей об изученных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельность, инициативность. | Игра «Живые звуки» | По дороге домой играем в игру «Что получится?» | ||
IV | Продукты питания | [И-Ы] | Развивать фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза. | Игра «Будь внимательней» | Рисуем вместе с мамой картинки которые начинаются на звук И. | ||
Ноябрь | V | Человек, Части тела | [У] | Развивать слуховое внимание. | Игра «Будь внимательней» | Составление Коллажа вместе с мамой на пройденную букву. | |
I | Творческая неделя | Развивать навыки звукового анализа и синтеза. | Игра «Домики». Игра «Помоги Ани и Уле». Игра «Что получилось». Игра «Собери буквы» | Рассматривание картинок с мамой и папой на пройденные буквы. | |||
II | Дикие животные | [М ] | Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. | НОД учителя-логопеда. | Играем вместе с родителями в игру «Найди половинку». | ||
III | Зимующие птицы | [М’] | Развивать фонематические представления, зрительное внимание, речевой слух. | Игра «Лабиринт» | По дороге домой играем в игру «Что получится?» |
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСПОНАТОВ
Вернисаж
- Буквы О,. Материал: фанера в декупаже.
- Буква О. Материал: картон, фломастеры.
- Буква О. Материал: картон, пластилин с декором.
- Буква О. Материал: бумага, картон.
- Буква Б. Материал: картон, декор из фаомиран.
- Буква Н. Материал: нитки для вязания, синтипух.
- Буква Н. Материал: картон, атласная лента, бисер, паетки.
- Буква А. Материал: фетр, синтипух, декор из фетра.
- Буква А. Материал: Картон, пуговицы.
- Буква А. Материал: бумага, бусины, декор разной фактуры.
- Буква А. Материал: вязаная из х/б ткани, помпоны.
- Буква Е. Материал: нитка для вязания и синтипух.
- Буква Т. Материал: картон, гофрированная бумага, салфетки.
- Буква Е. Материал: картон, проволока, искусственный мех, декор-хлопок
- Буквс С . Материал: ткань, фаомиран, нитки
- Буква С. Материал: картон, фломастеры пластмассовый декор
- Буква Е. Материал: конструктор лего
- Буква Е. Материал: фанера, горячий клей, ракушки, акриловая краска.
- Буква Е. Материал: нитки для вязания, синтипух
- Буква Е. Материал: нитки для вязания синие, белые.
- Буква М. Материал: Глитерный фаомиран
- Буква М. Материал: Фанера цветная, тесьма.
- Буква К. Материал: ткань паеточная, ткань плащевка, синтипух.
- Буква К. Материал: Трикотажная детская ткань, гречневый наполнитель.
- Буква Я. Материал: нитки для вязания, синтипух
- Буква Н. Материал: Трикотажная детская ткань, наполнитель –ткань, пуговицы, тесьма,
- Буква И. Материал: картон, вязаная цепочка из воздушных петель.
- Буква Д. Материал: ветки нить, декор из фаомирана
- Буква Л. Материал:Картон, нитки для вязания, бусины, паетки, фолга.
- Буква Л. Материал: бумага, салфетки
- Буква Р. Материал: картон, оберточная бумага, салфетки,
- Буква П. Материал: нитки для вязания, синтипух.
- Буква В. Материал: фаомиран,тесьма, термонаклейки.
- Буква ф. Материал: картон,синильная проволока.
«Азбука для самых маленький» Владимирова Наталья - 1998 г.
«Азбука» Степанов Владимир. - 1998 г.
«Буквы для малышей» Ахмазова Т.- 2000 г.
«Звукарик» Усачев Андрей - 2000 г.
«Мохнатая азбука» Борис Заходер - 2000 г.
«Фотоазбука животных» фотограф Озаренка О.Е. - 2008 г.
«Мои первые слова» миникнижки - 2014 г.
«Букварь» Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. - 2014 г.
«Букварь» Горецкий В.Г. изд-во Просвещение - 1992 г
«Касса букв и слогов» киевский картонный завод
«Касса букв и слогов», Чебоксары - 1999
«Касса букв и слогов», Витебск
«Умные кубики + тренажер для письма»
«Кубики Азбука»
Дидактические игры
Картотека
Картотека загадок о буквах русского алфавита.
Картотека стихов о буквах русского алфавита.
Месяц | Тема | Задачи | Формы организации | Взаимодействие с родителями | |
Январь | III неделя | Сбор информации, разработка рабочей программы и перспективного плана работы мини-музея «Моя любимая буква», изготовление дидактических игр по теме мини-музея. Оформление мини-музея. | |||
IV неделя | «Что такое музей?» | Формировать интерес познания. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Экскурсия в мини-музей «Моя любимая буква». Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ презентации по теме. Обобщение. | ||
Февраль | I неделя | «Знакомство с буквой А.» | Формировать умение находить букву А. | Игра «Найди букву А» | По дороге домой придумываем слова, которые начинаются на букву А. |
II неделя | «Знакомство с буквой У.» | Развивать зрительное внимание и мелкую моторику. Развивать слуховое внимание и воображение. | Игра «Собери букву У» Загадывание загадок. | Рисуем вместе с мамой букву У. | |
III неделя | «Знакомство с буквой О» | Развивать фонематическое представление. | Игра «подними флажок» | Делаем вместе с мамой из природного и бросового материала гласную букву (пройденные буквы). | |
IV неделя | «Знакомство с буквой И» Организация выставки «Моя любимая гласная буква». | Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Игра «Собери снеговика» Выставка букв. | Составление презентации вместе с мамой на любую пройденную букву. | |
Март | I неделя | «Повторение пройденных букв» Развлечение «путешествие в страну гласных букв». | Закреплять знания детей об изученных буквах. Закреплять знания детей об изученных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельность, инициативность. | Игра «Домики». Игра «Помоги Ани и Уле». Игра «Что получилось». Игра «Собери буквы» | По дороге домой играем в игру «Что получится?» |
II неделя | «Знакомство с буквой Т» | Развивать фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза. | Игра «Будь внимательней» | Рисуем вместе с мамой картинки которые начинаются на звук Т. | |
III неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать слуховое внимание. | Чтение сказки «Буква Т» | Составление Коллажа вместе с мамой на пройденную букву. | |
IV неделя | «Знакомство с буквой П» | Развивать навыки звукового анализа и синтеза. | Игра «Живые звуки» | Рассматривание картинок с мамой и папой на пройденные буквы. | |
V неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. | НОД учителя-логопеда. | Играем вместе с родителями в игру «Найди половинку». | |
Апрель | I неделя | «Знакомство с буквой Н» | Развивать фонематические представления, зрительное внимание, речевой слух. | Игра «Лабиринт» | По дороге домой играем в игру «Что получится?» |
II неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать слуховое внимание и воображение. | Чтение сказки «Буква П» | По дороге домой играем в игру «Найди предмет который начинается на букву…..». | |
III неделя | «Знакомство с буквой М» | Развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. | НОД учителя-логопеда | Рисуем вместе с мамой картинки которые начинаются на звук М. | |
IV неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать зрительное внимание и мелкую моторику. | Игра «Собери букву» | Сочиняем вместе с мамой сказку про букву (пройденные буквы). | |
Май | I неделя | «Знакомство с буквой К» | Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание. | Игра «Подбери картинку» | Выложи вместе с мамой букву К из любого материала (спички, карандаши, пуговицы, нитки и т.д.) |
II неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать слуховое внимание и мышление. | Загадывание загадок | Составление Коллажа вместе с мамой на пройденную букву. | |
III неделя | «Повторение пройденных букв» | Пополнять мини-музей новыми экспонатами. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Выставка коллажей «Буквы разные нужны, буквы разные важны» | Повторить с мамой стихотворение о букве, разученное с логопедом. | |
IV неделя | «Повторение пройденных букв» | Закреплять знания о пройденных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. | Развлечение «В гостях у Речевичка». | Сделай вместе с мамой любую пройденную букву из пластилина. | |
Июнь | I неделя | «Повторение пройденных букв» | Закреплять зрительное и слуховое внимание | Игра «Найди картинку» | По дороге домой играем в игру «Что получится?» |
II неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать слуховое внимание и воображение. | Чтение сказки «Буква К» | По дороге домой придумываем слова которые начинаются со звука К. | |
III неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать зрительное внимание и воображение. | Мозаика. Выложи букву. | Подготовить вместе с мамой материал для лэпбука. | |
IV неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать творческие способности, умение слышать взрослого, договариваться со сверстниками и до делывать начатое дело до конца. | Составление лэпбука «Гласные букву» совместно с воспитателем. | Рассматривание картинок с мамой и папой на пройденные буквы. | |
Июль | I неделя | «Повторение пройденных букв» | Закреплять знания о пройденных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание. | Игра «Гласные и согласные буквы» | По дороге домой играем в игру «Хлопни в ладоши если услышишь звук…..» |
II неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать слуховое внимание и память. | Разучивание стихотворения с воспитателем. | Почитай вместе с мамой и папой сказку о букве Н. | |
III неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух. | Игра «Собери снеговика». | По играй вместе с мамой в игру «Подари Маше и Кате картинки». | |
IV неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. Формировать интерес познания. | Экскурсия в мини-музей. Рассматривание новых экспонатов. | Сделай дома с мамой и папой мини-книжку про букву (пройденные буквы). | |
Август | I неделя | «Повторение пройденных букв» | Закреплять знания детей об изученных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух. | Игра «Домики» | Подготовить вместе с мамой материал для лэпбука. |
II неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать творческие способности, умение слышать взрослого, договариваться со сверстниками и до делывать начатое дело до конца. | Составление лэпбука «Согласные букву» совместно с воспитателем. | Вместе с мамой выложи букву из ракушек (пройденные буквы). | |
III неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать слуховое внимание и мышление. | Загадывание загадок по пройденным буквам. | По дороге домой играем в игру «Придумай слово на заданный звук». | |
IV неделя | «Повторение пройденных букв» | Развивать зрительное внимание и мелкую моторику. | Игра «Собери букву из палочек» | Рисуем вместе с мамой рисунок, на тему «Страна букв». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Музеи и мини-музеи в детском саду»
Расширить знания детей об окружающем мире....
Мини-музей "Музей русского быта"
Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....
Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6
Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...