Мини-музей букв "АБВГДейка"
методическая разработка по обучению грамоте

Истомина Наталья Сергеевна

знакомить детей с разнообразием букв русского алфавита и их значением

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon mini_-_muzey_bukv-szhatyy.pdf1.45 МБ
Файл mini_muzey.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №421 комбинированного вида имени Сергея Николаевича Ровбеля»

Рабочая программа мини – музея «АБВГДейка»

Руководители мини-музея:

Учителя-логопеды:

Истомина Наталья Сергеевна высшая кв. категория

Куприна Оксана Николаевна высшая кв. категория

Название мини – музея: «АБВГДейка»

Направление мини-музея: познавательно-продуктивный.

Дата создания мини-музея: март 2022 год.

Месторасположения, условия мини – музея: мини-музей занимает помещение на 2 этаже здания, и находится в помещении логопедического кабинета.

Участники: 

  • дети старшего дошкольного возраста групп комбинированной и компенсирующей направленности: «Красная шапочка», «Зайка», «Чебурашка»,
  • учителя-логопеды,
  • родители воспитанников.

Пояснительная записка: Практика работы показала, что создание данного мини-музея очень актуально. Во-первых, он не только отражает всю нашу коррекционную работу с детьми, но и позволяет расширить общие знания о буквах и звуках. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать музеи, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии. В-третьих, мини-музей несёт ещё и образовательную функцию. В-четвёртых, - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Конечно, в условиях детского сада наша задача подобрать материал, соответствующий возрасту детей и объём выставки мини-музея, максимально заинтересовать детей и родителей, вовлечь их в участие. Дать понять им, что они являются непосредственными, главными участниками процесса. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому дополнять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, играть в предложенные дидактические игры по теме мини-музея, черпать разную информацию, пополнять знания, получать необходимую помощь в обучении.

Цель: знакомить детей с разнообразием букв русского алфавита и их значением.

Задачи:

- формировать представление о возникновении букв и способов их написания;

- оказывать помощь в коррекционной работе с детьми;

-  развивать игровую и учебную деятельности;

- обогатить предметно-развивающую среду в ДОУ;

- приобщать родителей к совместной деятельности с детьми;

- развивать эстетический вкус;

- формировать навык поведения в общественных местах.

Посмотрите – наш музей!

Он для всех – родителей и детей.

Буквы разные стоят,

Рассказать истории хотят.

Ты сюда приходи,

Всех с собою приводи!

Решение данных задач решается на основе следующих принципов:

  • Принцип наглядности,
  • Принцип доступности,
  • Принцип последовательности,
  • Принцип учета возрастных особенностей

Разделы мини-музея

  1. Раздел «От древности к современности».

Раздел знакомит с историей алфавита в виде книжки, в которой рассказывается о его возникновении и развитии от древности до наших дней. И здесь же основоположники славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Разъясняется, чем писали раньше (уголёк, перо и чернила, чернильная ручка) и сейчас в наше время (современная шариковая ручка, карандаши, фломастеры).

Как все буквы начинались,

Как и чем они писались

От старых времён

До сегодняшних дней,

Нам история расскажет

И в картинках всё покажет.

  1. Раздел «Буквы всякие нужны, буквы всякие важны!»

Раздел знакомит с видовым разнообразием букв. Собраны разные виды азбук русского алфавита.. Ведь без букв не было бы сказок, рассказов и многих других интересных, именно записанных, и поучительных вещей, даже имя своё человек не смог бы написать. Выучить буквы можно с помощью азбуки. Азбуки бывают разные: про животных, растения… И буквы тоже бывают разные (разные по цвету, по шрифту, по величине).

Алфавит покажет всё

Букв разнообразие:

Буквы всякие нужны,

Буквы разные важны!

3.Раздел «Игры с буквами»

Здесь собрана своеобразная игротека с буквами. Игры самые разнообразные: «Составь слово»,  «Ребусы», «Лото», «Составь букву» и другие… Буквы умные спешат

Автоматизация звуков С

Автоматизация звуков ш

Автоматизация звуков Ж

Автоматизация звуков З

Автоматизация звуков Л

Автоматизация звуков Л’

Автоматизация звуков Р

Автоматизация звуков Р’

Автоматизация Заднеязычных звуков

«Трудные Звуки» Мирсибо

«Найди пару»

В игры с нами поиграть!

Выбирай игру скорей

И зови своих друзей!

4.Раздел «Вернисаж»

Раздел показывает творческую фантазию в совместной работе детей и родителей. Представлена красочная выставка разных букв из различных материалов: пуговиц, картона, в виде подушек, цветной бумаги, нитей, конструктора, пластика, связанная крючком и другие…С большим удовольствием и рвением семьи воспитанников участвовали в конкурсе «Первая буква моего имени». А какая гордость была в глазах ребят, когда они наперебой рассказывали о своей поделке друг другу и педагогу. Выставка постоянно пополняется новыми экспонатами, благодаря участию родителей.

Буквы сделали мы сами,

Потрудились, не устали.

Чтоб на них вы любовались

И работой восхищались!

Работа в мини-музее: работа в музее один раз в неделю, в непосредственно образовательной деятельности (подготовка к обучению грамоте) и в индивидуальной коррекционной работе. Это может быть рассматривание нового экспоната; сообщение интересных сведений о экспонатах; работа над словарем, разучивание стихотворений, загадок по тематике мини-музея или посещение мини-музея игры с экспонатами мини-музея и т.д.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • Рассматривание;
  • Экскурсии;
  • Коллекционирование

Продуктивная деятельность:

  • Изготовление экспонатов детьми совместно с педагогами и родителями;
  • Выставки творческих работ детей.

Коммуникативная деятельность:

  • Беседа;
  • Ситуативный разговор;
  • Составление описательных рассказов;
  • Составление и отгадывание загадок;
  • Дидактические и речевые игры;
  • Чтение художественной литературы;
  • Разучивание стихотворений по теме мини-музея.

Ожидаемые результаты

  • Повышение усвоения знаний детьми;
  • Накопление методического материала;
  • Расширение предметно-развивающей среды;
  • Повышение музейной культуры детей и родителей.

План работы по созданию мини-музея «АБВГДейка»

Подготовительный этап:

  • Консультация с родителями мини-музея для дошкольников
  • Индивидуальная беседа с родителями по созданию мини-музея и экспонатов для него (ватсап)
  • Наглядная информация о создании и работе мини-музея (в течении года)

Практический этап

  • Создание экспонатов (совместная деятельность родителей и детей) в раздел «Вернисаж» (март)
  • Сбор экспонатов (март) и создание их перечня;
  • Оформление мини-музея (март);
  • Составление перспективного плана работы с детьми с использованием экспонатов музея(март-апрель);
  • Проведение экскурсий (в течении года);
  • Пополнение экспонатами (в течении года);
  • Проведение индивидуальных коррекционных занятий и НОД (в течении года).

Заключительный этап

  • Анализ проделанной работы (май)
  • Планирование работы мини-музея на следующий год

Перспективный план работы мини-музея «АБВГДейка»

для детей старшего дошкольного возраста

Изучаемые лексические темы и буквы

Задачи

Содержание работы

Работа с родителями

I квартал

Сентябрь

I

О б с л е д о

 ва н и е

О б с л е д о

в а н и е

Формировать интерес познания. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Экскурсия в мини-музей «Моя любимая буква». Беседа.

 Рассказ логопеда. Объяснение. Словарная работа.

 Показ презентации по теме. Обобщение.

II

III

Осень, деревья

[А]

Формировать умение находить букву А.

Игра «Найди букву А»

По дороге домой придумываем слова, которые начинаются на букву А.

IV

Грибы

[О]

Развивать зрительное внимание и мелкую моторику.

Развивать слуховое внимание и воображение.

Игра «Собери букву О»

Загадывание загадок.

Рисуем вместе с мамой букву О.

Октябрь

I

Ягоды и домашние заготовки

[Э]

Развивать фонематическое представление.

Игра «подними флажок»

Делаем вместе с мамой из природного и бросового материала гласную букву (пройденные буквы).

II

Овощи

[И]

Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух.

Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Игра «Собери снеговика»

Выставка букв.

По дороге домой придумываем слова, которые начинаются на букву А,И,О.

III

Фрукты.

[Ы]

Закреплять знания детей об изученных буквах.

Закреплять знания детей об изученных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельность, инициативность.

Игра «Живые звуки»

По дороге домой играем в игру «Что получится?»

IV

Продукты питания

[И-Ы]

Развивать фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза.

Игра «Будь внимательней»

Рисуем вместе с мамой картинки которые начинаются на звук И.

Ноябрь

V

Человек, Части тела

[У]

Развивать слуховое внимание.

Игра «Будь внимательней»

Составление Коллажа вместе с мамой на пройденную букву.

I

Творческая неделя

Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Игра «Домики».

Игра «Помоги Ани и Уле».

Игра «Что получилось».

Игра «Собери буквы»

Рассматривание картинок с мамой и папой на пройденные буквы.

II

Дикие животные

[М ]

Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

НОД учителя-логопеда.

Играем вместе с родителями в игру «Найди половинку».

III

Зимующие птицы

[М’]

Развивать фонематические представления, зрительное внимание, речевой слух.

Игра «Лабиринт»

По дороге домой играем в игру «Что получится?»

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСПОНАТОВ

Вернисаж

  1. Буквы О,. Материал: фанера в декупаже.
  1. Буква О. Материал: картон, фломастеры.
  1. Буква О. Материал: картон, пластилин с декором.
  1. Буква О. Материал: бумага, картон.
  1. Буква Б. Материал: картон, декор из фаомиран.
  1. Буква Н. Материал: нитки для вязания, синтипух.
  1. Буква Н. Материал: картон, атласная лента, бисер, паетки.
  1. Буква А. Материал: фетр, синтипух, декор из фетра.
  1. Буква А. Материал: Картон, пуговицы.
  1.  Буква А. Материал: бумага, бусины, декор разной фактуры.
  1.  Буква А. Материал: вязаная из х/б ткани, помпоны.
  1. Буква Е. Материал: нитка для вязания и синтипух.
  1. Буква Т. Материал: картон, гофрированная бумага, салфетки.
  1. Буква Е. Материал: картон, проволока, искусственный мех, декор-хлопок
  2. Буквс С . Материал: ткань, фаомиран, нитки
  3. Буква С. Материал: картон, фломастеры пластмассовый декор
  4. Буква Е. Материал: конструктор лего
  5. Буква Е. Материал: фанера, горячий клей, ракушки, акриловая краска.
  6. Буква Е. Материал: нитки для вязания, синтипух
  7. Буква Е. Материал: нитки для вязания синие, белые.
  8. Буква М. Материал: Глитерный фаомиран
  9. Буква М. Материал: Фанера цветная, тесьма.
  10. Буква К. Материал: ткань паеточная, ткань плащевка, синтипух.
  11. Буква К. Материал: Трикотажная детская ткань, гречневый наполнитель.
  12. Буква Я. Материал: нитки для вязания, синтипух
  13. Буква Н. Материал: Трикотажная детская ткань, наполнитель –ткань, пуговицы, тесьма,
  14. Буква И. Материал: картон, вязаная цепочка из воздушных петель.
  15. Буква Д. Материал: ветки нить, декор из фаомирана  
  16. Буква Л. Материал:Картон, нитки для вязания, бусины, паетки, фолга.
  17. Буква Л. Материал: бумага, салфетки
  18. Буква Р. Материал: картон, оберточная бумага, салфетки,
  19. Буква П. Материал: нитки для вязания, синтипух.
  20. Буква В. Материал: фаомиран,тесьма, термонаклейки.
  21. Буква ф. Материал: картон,синильная проволока.

«Азбука для самых маленький» Владимирова Наталья - 1998 г.

«Азбука» Степанов Владимир. - 1998 г.

«Буквы для малышей» Ахмазова Т.- 2000 г.

«Звукарик» Усачев Андрей - 2000 г.

«Мохнатая азбука» Борис Заходер - 2000 г.

«Фотоазбука животных» фотограф Озаренка О.Е. - 2008 г.

«Мои первые слова» миникнижки - 2014 г.

«Букварь» Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. - 2014 г.

«Букварь» Горецкий В.Г. изд-во Просвещение - 1992 г

«Касса букв и слогов» киевский картонный завод

«Касса букв и слогов», Чебоксары - 1999

«Касса букв и слогов», Витебск

«Умные кубики + тренажер для письма»

«Кубики Азбука»

Дидактические игры

Картотека

Картотека загадок о буквах русского алфавита.

Картотека стихов о буквах русского алфавита.

Месяц

Тема

Задачи

Формы организации

Взаимодействие с родителями

Январь

III неделя

Сбор информации, разработка рабочей программы и перспективного плана работы мини-музея «Моя любимая буква», изготовление дидактических игр по теме мини-музея. Оформление мини-музея.

IV неделя

«Что такое музей?»

Формировать интерес познания. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Экскурсия в мини-музей «Моя любимая буква». Беседа.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Показ презентации по теме. Обобщение.

Февраль

I неделя

«Знакомство с буквой А.»

Формировать умение находить букву А.

Игра «Найди букву А»

По дороге домой придумываем слова, которые начинаются на букву А.

II неделя

«Знакомство с буквой У.»

Развивать зрительное внимание и мелкую моторику.

Развивать слуховое внимание и воображение.

Игра «Собери букву У»

Загадывание загадок.

Рисуем вместе с мамой букву У.

III неделя

«Знакомство с буквой О»

Развивать фонематическое представление.

Игра «подними флажок»

Делаем вместе с мамой из природного и бросового материала гласную букву (пройденные буквы).

IV неделя

«Знакомство с буквой И»

Организация выставки «Моя любимая гласная буква».

Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух.

Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Игра «Собери снеговика»

Выставка букв.

Составление презентации вместе с мамой на любую пройденную букву.

Март

I неделя

«Повторение пройденных букв»

Развлечение «путешествие в страну гласных букв».

Закреплять знания детей об изученных буквах.

Закреплять знания детей об изученных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельность, инициативность.

Игра «Домики».

Игра «Помоги Ани и Уле».

Игра «Что получилось».

Игра «Собери буквы»

По дороге домой играем в игру «Что получится?»

II неделя

«Знакомство с буквой Т»

Развивать фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза.

Игра «Будь внимательней»

Рисуем вместе с мамой картинки которые начинаются на звук Т.

III неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать слуховое внимание.

Чтение сказки «Буква Т»

Составление Коллажа вместе с мамой на пройденную букву.

IV неделя

«Знакомство с буквой П»

Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Игра «Живые звуки»

Рассматривание картинок с мамой и папой на пройденные буквы.

V неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

НОД учителя-логопеда.

Играем вместе с родителями в игру «Найди половинку».

Апрель

I неделя

«Знакомство с буквой Н»

Развивать фонематические представления, зрительное внимание, речевой слух.

Игра «Лабиринт»

По дороге домой играем в игру «Что получится?»

II неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать слуховое внимание и воображение.

Чтение сказки «Буква П»

По дороге домой играем в игру «Найди предмет который начинается на букву…..».

III неделя

«Знакомство с буквой М»

Развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

НОД учителя-логопеда

Рисуем вместе с мамой картинки которые начинаются на звук М.

IV неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать зрительное внимание и мелкую моторику.

Игра «Собери букву»

Сочиняем вместе с мамой сказку про букву (пройденные буквы).

Май

I неделя

«Знакомство с буквой К»

Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание.

Игра «Подбери картинку»

Выложи вместе с мамой букву К из любого материала (спички, карандаши, пуговицы, нитки и т.д.)

II неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать слуховое внимание и мышление.

Загадывание загадок

Составление Коллажа вместе с мамой на пройденную букву.

III неделя

«Повторение пройденных букв»

Пополнять мини-музей новыми экспонатами. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Выставка коллажей «Буквы разные нужны, буквы разные важны»

Повторить с мамой стихотворение о букве, разученное с логопедом.

IV неделя

«Повторение пройденных букв»

Закреплять знания о пройденных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Развлечение «В гостях у Речевичка».

Сделай вместе с мамой любую пройденную букву из пластилина.

Июнь

I неделя

«Повторение пройденных букв»

Закреплять зрительное и слуховое внимание

Игра «Найди картинку»

По дороге домой играем в игру «Что получится?»

II неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать слуховое внимание и воображение.

Чтение сказки «Буква К»

По дороге домой придумываем слова которые начинаются со звука К.

III неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать зрительное внимание и воображение.

Мозаика. Выложи букву.

Подготовить вместе с мамой материал для лэпбука.

IV неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать творческие способности, умение слышать взрослого, договариваться со сверстниками и до делывать начатое дело до конца.

Составление лэпбука «Гласные букву» совместно с воспитателем.

Рассматривание картинок с мамой и папой на пройденные буквы.

Июль

I неделя

«Повторение пройденных букв»

Закреплять знания о пройденных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание.

Игра «Гласные и согласные буквы»

По дороге домой играем в игру «Хлопни в ладоши если услышишь звук…..»

II неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать слуховое внимание и память.

Разучивание стихотворения с воспитателем.

Почитай вместе с мамой и папой сказку о букве Н.

III неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух.

Игра «Собери снеговика».

По играй вместе с мамой в игру «Подари Маше и Кате картинки».

IV неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. Формировать интерес познания.

Экскурсия в мини-музей. Рассматривание новых экспонатов.

Сделай дома с мамой и папой мини-книжку про букву (пройденные буквы).

Август

I неделя

«Повторение пройденных букв»

Закреплять знания детей об изученных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух.

Игра «Домики»

Подготовить вместе с мамой материал для лэпбука.

II неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать творческие способности, умение слышать взрослого, договариваться со сверстниками и до делывать начатое дело до конца.

Составление лэпбука «Согласные букву» совместно с воспитателем.

Вместе с мамой выложи букву из ракушек (пройденные буквы).

III неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать слуховое внимание и мышление.

Загадывание загадок по пройденным буквам.

По дороге домой играем в игру «Придумай слово на заданный звук».

IV неделя

«Повторение пройденных букв»

Развивать зрительное внимание и мелкую моторику.

Игра «Собери букву из палочек»

Рисуем вместе с мамой рисунок, на тему «Страна букв».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...