Консультация для педагогов "Обучение чтению дошкольников"
консультация по обучению грамоте
Консультация для педагогов "Обучение чтению дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu_doshkolnikov.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила Мартышкина А.И.
Консультация для педагогов
«Обучение чтению дошкольников»
Зачем знакомить детей с буквами? Прежде всего, потому, что дети сами к этому стремятся. В старшем дошкольном возрасте ребенок хочет быть как можно больше похожим на взрослых. Стремиться получить такой же результат, как у взрослых и он хочет научиться этому.
Вторая причина в том, что требования к знаниям детей, поступающих в школу, непрерывно растут. Естественно, что родители, ведут детей в дошкольные гимназии, лицеи, в которых осуществляется подготовка к школе, в том числе обучение грамоте.
Существенным является то обстоятельство, что букварный период школьной программы приходится как раз на период адаптации ребенка к совершенно новым условиям жизни и обучения, совпадает с ним. Периоды адаптации крайне неблагоприятны для обучения новому. Чтение является сложным навыком и, как всякий навык, требует значительного времени на отработку и доведение до автоматизма. От сформированности навыка чтения значительно зависит и последующая успеваемость по другим предметам, так как очень быстро дети переходят к работе с учебниками, т. е. с печатными текстами, которые они должны быстро и осмысленно читать.
Пусть же детям на первых парах в школе будет легче, пусть их считают умными и способными.
Как знакомить детей с буквами?
Прежде всего, в начале года необходимо выявить, какие буквы знает каждый из детей, провести обследование знаний детей и в соответствии с полученными данными планировать работу. Выясните, с кем из детей занимаются чтением дома, кто посещает дополнительные занятия.
Запоминанию конфигурации буквы способствует ее:
- воспроизведение в рисунке или путем лепки;
- вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
-«написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе;
- сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими
буквами;
- сравнения (описания) в стихотворной форме;
- обводка, штриховка букв, написанных взрослым;
- письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым; (если даже самостоятельно написанная буква, слово выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная - цель достигнута.)
В этом случае обеспечивается активная ориентировка на ее форму.
Особое внимание следует обратить на буквы, схожие по написанию (ц-щ, ч-у, й-и, ж-х., произношению (с-з, с-ш, з-ж, ш-ж, р-л., а так же на пространственное расположение букв (зеркальное написание) - чаще всего это следствие несформированности понятия «слева», «справа».
Устанавливая связь между видом буквы и соответствующим звучанием, избегайте усложненного звукового анализа. До тех пор, пока дети не научились читать, избегайте учить их различению твердых и мягких согласных, вводить понятие «гласные» и «согласные» и др.
Подбирая на занятиях слова, не ограничивайтесь существительными, используйте в качестве примеров все части речи.
Знакомя детей с буквой, постарайтесь, чтобы она была написана красиво, эстетично. Дети предпочитают не более простые, как часто думают взрослые, а более красивыми буквами и буквицами. Знакомьте детей по возможности с разными шрифтами, художественно оформленными буквицами в книгах и т. д.
Каких результатов можно ждать в этом году?
Желательно научить большинство детей различать и правильно соотносить со звуками все буквы русского алфавита и перейти к чтению коротких, из трех- пяти букв, слов, а также к их письму.
Каждый ребенок должен знать и уметь рисовать не менее 15 букв и определять на слух, на какую букву начинается слово.
Результат обучения должен быть индивидуальным. Они зависят от разницы в возрасте, а также различий в темпах психического развития.
Создание развивающей среды: в течении года прикрепляйте к предметам сначала буквенные, а затем словесные маркеры (5-7 одновременно) .
В группе постоянно должны находиться в доступном месте листы бумаги, фломастеры, тетради, задания, связанные с буквами и чтением, книги сказок и другие книги для первого чтения (с крупным шрифтом и коротким текстом, азбуки, буквари в разных изданиях, буквенный конструктор, буквенное лото, буквы на кубиках, настольная магнитная азбука, лото для начинающих читать, буквенный фриз («поезд с буквами»-слева направо, сделанный детьми в течение года.
Можно использовать «чудесный мешочек» вытаскивать буквы и распознавать их на ощупь.
Типовой план работы по букве:
- демонстрация буквы, называние её;
- лепка, рисование, конструирование буквы из различных материалов (ребенок должен сам выбрать в каком материале и в какой технике хочет выполнить букву). Дети могут использовать ленты, шнуры декоративные, связанные друг с другом цепочки, делать аппликации из тканей или кожи, мальчики выжигать, чеканить, набивать гвоздики на доску, сколачивать буквы из небольших дощечек, собирать из конструктора и т. д. ;
- подбор слов на данную букву (рисуют картинки, изображающие предметы, в названия которых начинается на данную букву, воспитатель подбирает картинки с изображением тех предметов, что дети не могут нарисовать) ;
- рассматривание графических изображений буквы, выполненных разными шрифтами;
- из известных им букв собирают слова и фразы;
- речевые игры;
Что можно делать на прогулке: рисуйте буквы палочками на мок-ром песке и снегу, с помощью следов, мелом на асфальте; выкладывайте буквы из палочек, шишек, камешков, стройте в песке и в снегу «Крепостные стены» виде различных букв. Используйте считалки и скороговорки, в которых часто повторяется звук, обозначаемый той или иной буквой. Самые распространенные ошибки:
1. В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М. Следует научить его слышать звук
-м- в слогах, словах.
2. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - т. к. звучит звук. И не смешивайте понятия звук и буква, когда учите ребенка читать.
3. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению (М! А! и потом читает слог МА - этот навык стойкий и исправляется с большим трудом). Правильное чтение - это чтение слогами (на начальном этапе). И пусть на первом этапе ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая МММММА (одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву, лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!
Литература:
1. Г. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» Санкт-Петербург 1997г.
2. Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать! » Санкт- Петербург 1998г.
3. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихомирова «Ступеньки к школе» Москва 1999
4. В. Волина «Праздник букваря» Москва 1996г.
5. Л. Г Парамонова «Упражнения для развития письма» Санкт-Петербург 1999г.
6. И. Выготская, Н. Берковская «Звукоград, Буквоград, Златоустия» Москва 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"
Рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии»...
Консультация для родителей "Советы по обучению чтению дошкольников"
Консультация для родителей "Советы по обучению чтению дошкольников"...
Консультация для родителей "Чтение дошкольникам дома"
Научить сложному искусству чтения и понимания книги трудно, но возможно....
Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к чтению"
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она развивает не только память и интеллект, но и воображение, способствует нравственному и духовному р...
Консультация на тему "Приобщение дошкольника к художественной литературе через чтение сказок"
даны рекомендации родителям о пользе семейного чтения...
Консультация для родителей "Обучение чтению дошкольников. За и Против"
В консультации размещены рекомендации по обучению чтению дошкольников, тезисы в пользу обучения и против....
Консультация для родителей "Обучение чтению дошкольников. За и Против"
Вопрос: « Нужно ли учить ребёнка-дошкольника читать? » – возникает у большинства современных родителей. Плюсы в обучении дошкольников чтению: Обучение чтению в дошкольном возрасте п...