Обучаем грамоте дошколят
консультация по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Обучаем грамоте дошколят
На протяжении не одного десятка лет многих педагогов и родителей волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного. Уже в два с половиной — три года малыши начинают проявлять интерес к буквам. «Это какая буква? Что здесь написано?» — такие вопросы слышали все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без ответа?
Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности "особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.
Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:
1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;
2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
4. Обучение грамоте в дошкольном учреждении является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;
5. Занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Первоначальное обучение грамоте предусматривает:
Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.
Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.
Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.
Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
Формирование слогового чтения и навыков письма.
Задачи подготовки детей к обучению грамоте
1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:
развитие умения вслушиваться в слово;
выделять звуки;
различать звуки, близкие по звучанию.
2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:
последовательно выделять звуки;
устанавливать их место в слове;
3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.
Для повышения эффективности обучению грамоте мы рекомендуем использовать различные виды занятий, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенку то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Во время обучения грамоте дети должны не просто учиться чему – либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания.
МБДОУ № 42 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» П. Н.ВЯЗОВЫЕ ЗМР РТ
Обучаем грамоте дошколят
Консультация на родительском собрании
Подготовила
учитель-логопед Малашкова И.Н.
Сентябрь-2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей подготовительной группы "Как правильно обучать грамоте дошкольника?"
Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте...
Консультация для родителей, будущих первоклассников по теме: «Обучаем грамоте».
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проб...
А. Левина Обучаемся грамоте 3-4 года
Обучение грамоте...
А. Левина Обучаемся грамоте 4-5 года
Обучение грамоте детей 4-5= лет...
А. Левина Обучаемся грамоте 5-6 лет
Обучение детей 6 лет грамоте...
Легко ли обучаться грамоте?
В консультации для родителей и педагогов освещены необходимые предпосылки успешного овладения грамотой младшими дошкольниками ,обозначены возможные трудности в усвоении ...
Консультация для родителей, будущих первоклассников по теме: «Обучаем грамоте»
Для того, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез ...