Конспект занятия "Логопедический досуг для детей 5-6 лет"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Юлианна Бельшева

Данный материал поможет педагогам закрепить и обогатить представления детей о гласных звуках  и буквах А, О, У, И, Э, Ы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический досуг

«Ребята спешат на помощь»

(старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Цель: Закрепление и обогащение представлений детей о гласных звуках  и буквах А, О, У, И, Э, Ы; создание положительного настроения.

Задачи:

Образовательные: Закреплять понятие гласный звук и буква, закреплять зрительный образ гласных букв, закреплять умение различать гласные звуки по артикуляционным и акустическим признакам, определять положение звука в слове, совершенствовать умение делить слова на слоги.

Развивающие: Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, мышление, память, общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать взрослого, умение работать  коллективе сверстников, доброту и отзывчивость.

Оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозаписи, конфетти, письмо, карта-план,  развилка из бумажных следов, конверт с заданиями, камни, предметные картинки, картинки-буквы, декорации леса, озера, мостика и речки, пещеры, удочки для игры «Рыбалка»; стаканы с водой и трубочками для дыхательной гимнастики, грецкий орех, шарик-попрыгунчик,  контейнер с крупой сундучок.

                                       

Ход игры

Воспитатель: - Ребята, утром вы пришли в детский сад и ненадолго расстались с родителями. Вы огорчились?  Покажите, как (дети показывают мимикой огорчение).

- Посмотрите, сколько гостей к нам пришло, удивимся этому (дети показывают мимикой удивление).

- Наверно нас ждёт что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады (дети  мимикой показывают радость).

Появляется Звукознайка и говорит только согласные звуки (речь героя невнятная).

Воспитатель: - Кто вы? Не понимаем, о чём вы говорите!

Звукознайка протягивает письмо и карту (показывает жестами, что необходимо прочитать письмо).

Воспитатель: - Какое необычное письмо (чистый лист бумаги), как же нам его прочитать? Кажется, я знаю один волшебный способ! (Письмо написано воском, воспитатель закрашивает  его красками, появляются буквы).

Воспитатель читает письмо (показ слайдов).

- Меня зовут Звукознайка. Живу я в волшебной стране звуков. Я и жители моей страны просят у вас помощи!

Нам, ребята, помогите

Вы пропажу нам верните!

Звукоед зашёл вчера,

Чтоб позавтракать с утра.

Звуки гласные все испугались

Очень быстро разбежались!

Теперь понятно, почему Звукознайка так говорит!

Воспитатель: - Ребята,  какие звуки испугались Звукоеда и разбежались?

Дети: - Гласные.

Воспитатель: - Какие гласные звуки вы знаете?

Дети: - А, У, О, И, Ы, Э.

Воспитатель: - Почему их называют гласными?

Дети: - Нет преграды во рту, гласные звуки можно пропеть

Воспитатель вместе с детьми произносят стихотворение:

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается гласный!

Игра «Поймай гласный звук»

Воспитатель: - Ребята, я хочу вам предложить игру «Поймай гласный звук».

Услышав в слове звук А, (У, О, И, Ы, Э) вы должны хлопнуть в ладоши.

Воспитатель хвалит детей.

- Друзья мои, а вы помните, что каждый звук, имеет свой маленький домик и называется он буквой.

Дети: - Да, звук мы слышим, а букву мы видим.

Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем жителям волшебной страны звуков? Найдём и вернём гласные звуки?

- Звукознайка отметил на карте те места, где могут прятаться гласные звуки.

Каждый найденный звук, мы будем отмечать на карте.

Но прежде чем отправиться в путь, нам  необходимо подготовиться! Артикуляционная гимнастика (педагог дает инструкции, дети выполняют упражнения  под счет).

Воспитатель: - Друзья мои, пора в путь дорогу!

С помощью игрового момента «Ладошки» (дети поочерёдно берутся за руки, последний воспитатель. Звучит волшебная музыка и воспитатель бросает из свободной ладони конфетти) дети и педагог  переносятся в сказочную страну.

Воспитатель: - А вот и следы гласных букв (рассматривают).

- Вот развилка дорог. Справа путь и слева путь. Ну, куда же нам свернуть?

- Э-э-э, да тут не простая задача! А рядом на дорожке конверт с заданием! (педагог читает задание).

- Ребята, посмотрите, на каждой дорожке, лежит картинка (предметные картинки: этаж, эму, этажерка). Дети рассматривают картинки и проговаривают слова.

- С какого звука начинаются все эти слова?

Дети: - Со звука Э.

Воспитатель: Ребята, чтобы определить, по какой дорожке мы пойдем дальше, необходимо узнать, какое слово является самым длинным? Что нужно сделать? (ответ детей). Правильно, нужно прохлопать и посчитать, сколько частей в каждом слове (выполнение действий детьми (э-та-жер-ка)).

- Вот мы с вами и определили, по какой дорожке пойдем дальше (педагог и дети сворачивают на дорожку, в конце которой под камнем, спряталась буква Э)

Воспитатель: - Букву Э мы отыскали и дорогу куда дальше идти узнали!

- Друзья мои, с помощью считалки определим того, кто отметит местоположение на карте (совместное проговаривание).

Этажерка, экскаватор,

Эхо, эрудит, экватор,

Эстафета, эталон

Кто не понял – вышел вон!

Воспитатель: - Дорога идёт то направо, то налево (дети идут за воспитателем по дороге).

- Мы попали в Звуколес

 - Там полным-полно чудес!

- Как вы думаете, могли в лесу спрятаться звуки?

Дети: - Да!

Воспитатель: - А может наши звуки заблудились в лесу и их нужно позвать? Как можно позвать тех, кто заблудился?

Дети: - ААА-УУУ (дети «аукают» тихо и громко).

Воспитатель: - Ребята, а если эти звуки поменять местами, какой звук будет первым, какой вторым?

Дети: - У-А

Воспитатель: - Как же нам найти звуки? Давайте, посмотрим на карте. (смотрят и находят изображение ниточки). 

Дети: - Смотрите, здесь какая-то паутинка, потянем за неё! (вытягивают корзинку с картинками, название которых начинаются на звуки  А и У). 

Воспитатель: - Все картинки перепутались, надо их разобрать. В одну корзинку надо сложить картинки, название которых начинается на звук А, в другую на У (дети разбирают картинки, проговаривая слова и выделяя первый звук).

Воспитатель: - Смотрите, а вот и наши «потеряшки»- буквы А и У! Они спрятались на елке!

А их местоположения отметят те дети, чьё имя начинается на звуки А и У (дети проговаривают имена друг друга и определяют двоих). Воспитатель  хвалит детей и предлагает сделать зарядку.

Физкультминутка с веселыми пчелами (ИКТ, дети выполняют подражательные движения).

Воспитатель: - Куда же нам идти дальше? (смотрят на карту). 

- Двигаемся к озеру!

- Волшебное озеро в стране этой есть

- Остановимся мы здесь!

- Смотрите – конверт (в конверте записка). Воспитатель читает:

- Над озером облако. Около озера ходит ослик. В озере водятся сом и окуни».

- Какой гласный звук чаще всего вы слышали в предложениях?

Дети: - Звук О.

Воспитатель: - Вы, догадались, какой гласный звук прячется на озере? (звук О)

- Прежде чем мы будем искать, предлагаю вам порыбачить и поймать сома.

Игра «Рыбалка» (картинки с изображением окуней и сома. Дети, с помощью удочки, ловят предметные картинки).

Воспитатель: - Какой гласный звук вы слышите в слове сом? Давайте посчитаем сколько всего звуков в этом слове (с-о-м)

-Ну где-же звук О, куда же он спрятался? Поищем подсказку (находят на камне записку).

- Звук О очень любит воду, водопад, надо его приманить.

Дыхательная гимнастика «Водопад» (бурление воды в стакане с помощью трубочки).

 Воспитатель: - А вот и звук О отыскался! (Воспитатель незаметно подкладывает букву О на видное место).

- Наше местоположение на карте отметит тот, кто поймал сома (все, кроме одного ребенка поймали окуней).

Воспитатель: - Чтобы дальше нам двинуться в путь, отгадайте загадку:

Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток

Хрустнул раз, и треснул бок (орех)

-Посмотрите, наш орешек похож на положение губ при произношении звука О.  

- А орешек наш проворный, подпрыгнул и превратился в шарик, (воспитатель незаметно меняет орех на шарик - попрыгунчик) да не простой, а попрыгунчик. Покатился шарик-попрыгунчик по дорожке, и мы поспешим за ним!

Воспитатель: - Мы до мостика дошли, через речку перешли! (переход по импровизированному мосту через речку).

- Ребята, здесь какой- то сундучок! Может в нём следующая подсказка? (в сундучке крупа и контейнер с запиской):

- Вы узнаете, какой звук спрятался под мостиком, если поиграете в игру «Сломанный телевизор.

Дети отгадывают звук по артикуляции (дети встают друг за другом, а один ребенок в противоположную сторону, воспитатель показывает картинку, с артикуляцией звука И. Ребенок разворачивается, и передает артикуляционную позу следующему ребенку и так до последнего (по типу сломанный телефон)).

Воспитатель: - Ребята, какой звук здесь спрятался?

Дети: - Звук И

Воспитатель: - Вспомните и назовите слова, где звук И будет в начале слова

(дети называют слова, которые начинаются со звука И). Дети находят букву И под мостом.

Воспитатель: А местоположение на карте отметит тот, кто назвал больше всех слов на звук «И».

Вдруг слышится крик «Спасите! Помогите!»

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, кто-то зовёт на помощь! Поспешим на звук. Смотрите, здесь пещера, а в пещере сундук!

- Как - же нам его открыть? Может, вы вспомните какие-нибудь волшебные слова?  

Дети произносят волшебные слова, которые знают и сундук открывается.

В сундуке буква «Ы»!

- Гласный «Ы» мы все нашли - ты-ты-ты, мы-мы-мы!

Воспитатель: - Назовите слова, которые начинаются на звук «Ы»!

Дети: - Нет таких слов.

Воспитатель: - Послушайте слово – слонЫЫ, где вы слышите звук «Ы», в начале или в конце слова? (Ответ детей).

- Игра «Один-много»

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Один - много», внимание на экран (ИКТ, канат-канаты, таз - тазы и др.)

- Местоположение на карте отметит тот, кто вспомнил волшебные слова.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на карту, наше путешествие закончилось, мы нашли все гласные звуки!

- А вот и Звукознайка! Звукознайка благодарит детей, вручает им медали.

Звукознайка: - А что - же делать со Звукоедом, вдруг он снова захочет пообедать гласными звуками?

Воспитатель: - Не переживай Звукознайка, мы же знаем волшебные слова, которые сделают Звукоеда добрым! Дети произносят волшебные слова, на экране Звукоед становится добрым и превращается в Звукарика!

Звукознайка уходит, а на экране в сказочном городе звуков появляются гласные буквы.

С помощью игрового момента «Ладошки» дети возвращаются в детский сад.

Воспитатель: - Ребята, вы все такие молодцы, справились со всеми заданиями.

- Скажите, а почему вы так быстро и правильно выполнили все задания?

Дети: - Были дружными, сплочёнными, помогали друг другу, проявили ум и  смекалку.

Воспитатель: - Какое задание для вас было самым сложным?

-Если вам понравилось наше путешествие возьмите жёлтый круг.

- Если вам было скучно и неинтересно, возьмите синий круг!

Воспитатель подводит итог игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного досуга для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Что мы знаем о Казани»

Конспект совместного досуга для  детей старшего дошкольного возраста  и родителей«Что мы знаем о Казани» Цель: Закреплять и углублять представления детей о родном городе. Раз...

Конспект совместного досуга для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Что мы знаем о Казани»

Конспект совместного досуга для  детей старшего дошкольного возраста  и родителей  «Что мы знаем о Казани» Дети  закрепляют и углубляют  представления  о ...

Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.

Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между  физическим и психическим состоянием челове...

Конспект физкультурного досуга для детей младшего и среднего возраста "Летние занимашки"

Развлечение, построенное на веселых играх с клоуном и медведем....

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...