Конспект занятия "Логопедический досуг для детей 5-6 лет"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Данный материал поможет педагогам закрепить и обогатить представления детей о гласных звуках и буквах А, О, У, И, Э, Ы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Логопедический досуг для детей 5-6 лет" | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический досуг
«Ребята спешат на помощь»
(старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Цель: Закрепление и обогащение представлений детей о гласных звуках и буквах А, О, У, И, Э, Ы; создание положительного настроения.
Задачи:
Образовательные: Закреплять понятие гласный звук и буква, закреплять зрительный образ гласных букв, закреплять умение различать гласные звуки по артикуляционным и акустическим признакам, определять положение звука в слове, совершенствовать умение делить слова на слоги.
Развивающие: Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, мышление, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать взрослого, умение работать коллективе сверстников, доброту и отзывчивость.
Оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозаписи, конфетти, письмо, карта-план, развилка из бумажных следов, конверт с заданиями, камни, предметные картинки, картинки-буквы, декорации леса, озера, мостика и речки, пещеры, удочки для игры «Рыбалка»; стаканы с водой и трубочками для дыхательной гимнастики, грецкий орех, шарик-попрыгунчик, контейнер с крупой сундучок.
Ход игры
Воспитатель: - Ребята, утром вы пришли в детский сад и ненадолго расстались с родителями. Вы огорчились? Покажите, как (дети показывают мимикой огорчение).
- Посмотрите, сколько гостей к нам пришло, удивимся этому (дети показывают мимикой удивление).
- Наверно нас ждёт что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады (дети мимикой показывают радость).
Появляется Звукознайка и говорит только согласные звуки (речь героя невнятная).
Воспитатель: - Кто вы? Не понимаем, о чём вы говорите!
Звукознайка протягивает письмо и карту (показывает жестами, что необходимо прочитать письмо).
Воспитатель: - Какое необычное письмо (чистый лист бумаги), как же нам его прочитать? Кажется, я знаю один волшебный способ! (Письмо написано воском, воспитатель закрашивает его красками, появляются буквы).
Воспитатель читает письмо (показ слайдов).
- Меня зовут Звукознайка. Живу я в волшебной стране звуков. Я и жители моей страны просят у вас помощи!
Нам, ребята, помогите
Вы пропажу нам верните!
Звукоед зашёл вчера,
Чтоб позавтракать с утра.
Звуки гласные все испугались
Очень быстро разбежались!
Теперь понятно, почему Звукознайка так говорит!
Воспитатель: - Ребята, какие звуки испугались Звукоеда и разбежались?
Дети: - Гласные.
Воспитатель: - Какие гласные звуки вы знаете?
Дети: - А, У, О, И, Ы, Э.
Воспитатель: - Почему их называют гласными?
Дети: - Нет преграды во рту, гласные звуки можно пропеть
Воспитатель вместе с детьми произносят стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается гласный!
Игра «Поймай гласный звук»
Воспитатель: - Ребята, я хочу вам предложить игру «Поймай гласный звук».
Услышав в слове звук А, (У, О, И, Ы, Э) вы должны хлопнуть в ладоши.
Воспитатель хвалит детей.
- Друзья мои, а вы помните, что каждый звук, имеет свой маленький домик и называется он буквой.
Дети: - Да, звук мы слышим, а букву мы видим.
Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем жителям волшебной страны звуков? Найдём и вернём гласные звуки?
- Звукознайка отметил на карте те места, где могут прятаться гласные звуки.
Каждый найденный звук, мы будем отмечать на карте.
Но прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться! Артикуляционная гимнастика (педагог дает инструкции, дети выполняют упражнения под счет).
Воспитатель: - Друзья мои, пора в путь дорогу!
С помощью игрового момента «Ладошки» (дети поочерёдно берутся за руки, последний воспитатель. Звучит волшебная музыка и воспитатель бросает из свободной ладони конфетти) дети и педагог переносятся в сказочную страну.
Воспитатель: - А вот и следы гласных букв (рассматривают).
- Вот развилка дорог. Справа путь и слева путь. Ну, куда же нам свернуть?
- Э-э-э, да тут не простая задача! А рядом на дорожке конверт с заданием! (педагог читает задание).
- Ребята, посмотрите, на каждой дорожке, лежит картинка (предметные картинки: этаж, эму, этажерка). Дети рассматривают картинки и проговаривают слова.
- С какого звука начинаются все эти слова?
Дети: - Со звука Э.
Воспитатель: Ребята, чтобы определить, по какой дорожке мы пойдем дальше, необходимо узнать, какое слово является самым длинным? Что нужно сделать? (ответ детей). Правильно, нужно прохлопать и посчитать, сколько частей в каждом слове (выполнение действий детьми (э-та-жер-ка)).
- Вот мы с вами и определили, по какой дорожке пойдем дальше (педагог и дети сворачивают на дорожку, в конце которой под камнем, спряталась буква Э)
Воспитатель: - Букву Э мы отыскали и дорогу куда дальше идти узнали!
- Друзья мои, с помощью считалки определим того, кто отметит местоположение на карте (совместное проговаривание).
Этажерка, экскаватор,
Эхо, эрудит, экватор,
Эстафета, эталон
Кто не понял – вышел вон!
Воспитатель: - Дорога идёт то направо, то налево (дети идут за воспитателем по дороге).
- Мы попали в Звуколес
- Там полным-полно чудес!
- Как вы думаете, могли в лесу спрятаться звуки?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А может наши звуки заблудились в лесу и их нужно позвать? Как можно позвать тех, кто заблудился?
Дети: - ААА-УУУ (дети «аукают» тихо и громко).
Воспитатель: - Ребята, а если эти звуки поменять местами, какой звук будет первым, какой вторым?
Дети: - У-А
Воспитатель: - Как же нам найти звуки? Давайте, посмотрим на карте. (смотрят и находят изображение ниточки).
Дети: - Смотрите, здесь какая-то паутинка, потянем за неё! (вытягивают корзинку с картинками, название которых начинаются на звуки А и У).
Воспитатель: - Все картинки перепутались, надо их разобрать. В одну корзинку надо сложить картинки, название которых начинается на звук А, в другую на У (дети разбирают картинки, проговаривая слова и выделяя первый звук).
Воспитатель: - Смотрите, а вот и наши «потеряшки»- буквы А и У! Они спрятались на елке!
А их местоположения отметят те дети, чьё имя начинается на звуки А и У (дети проговаривают имена друг друга и определяют двоих). Воспитатель хвалит детей и предлагает сделать зарядку.
Физкультминутка с веселыми пчелами (ИКТ, дети выполняют подражательные движения).
Воспитатель: - Куда же нам идти дальше? (смотрят на карту).
- Двигаемся к озеру!
- Волшебное озеро в стране этой есть
- Остановимся мы здесь!
- Смотрите – конверт (в конверте записка). Воспитатель читает:
- Над озером облако. Около озера ходит ослик. В озере водятся сом и окуни».
- Какой гласный звук чаще всего вы слышали в предложениях?
Дети: - Звук О.
Воспитатель: - Вы, догадались, какой гласный звук прячется на озере? (звук О)
- Прежде чем мы будем искать, предлагаю вам порыбачить и поймать сома.
Игра «Рыбалка» (картинки с изображением окуней и сома. Дети, с помощью удочки, ловят предметные картинки).
Воспитатель: - Какой гласный звук вы слышите в слове сом? Давайте посчитаем сколько всего звуков в этом слове (с-о-м)
-Ну где-же звук О, куда же он спрятался? Поищем подсказку (находят на камне записку).
- Звук О очень любит воду, водопад, надо его приманить.
Дыхательная гимнастика «Водопад» (бурление воды в стакане с помощью трубочки).
Воспитатель: - А вот и звук О отыскался! (Воспитатель незаметно подкладывает букву О на видное место).
- Наше местоположение на карте отметит тот, кто поймал сома (все, кроме одного ребенка поймали окуней).
Воспитатель: - Чтобы дальше нам двинуться в путь, отгадайте загадку:
Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог.
А попал под молоток
Хрустнул раз, и треснул бок (орех)
-Посмотрите, наш орешек похож на положение губ при произношении звука О.
- А орешек наш проворный, подпрыгнул и превратился в шарик, (воспитатель незаметно меняет орех на шарик - попрыгунчик) да не простой, а попрыгунчик. Покатился шарик-попрыгунчик по дорожке, и мы поспешим за ним!
Воспитатель: - Мы до мостика дошли, через речку перешли! (переход по импровизированному мосту через речку).
- Ребята, здесь какой- то сундучок! Может в нём следующая подсказка? (в сундучке крупа и контейнер с запиской):
- Вы узнаете, какой звук спрятался под мостиком, если поиграете в игру «Сломанный телевизор.
Дети отгадывают звук по артикуляции (дети встают друг за другом, а один ребенок в противоположную сторону, воспитатель показывает картинку, с артикуляцией звука И. Ребенок разворачивается, и передает артикуляционную позу следующему ребенку и так до последнего (по типу сломанный телефон)).
Воспитатель: - Ребята, какой звук здесь спрятался?
Дети: - Звук И
Воспитатель: - Вспомните и назовите слова, где звук И будет в начале слова
(дети называют слова, которые начинаются со звука И). Дети находят букву И под мостом.
Воспитатель: А местоположение на карте отметит тот, кто назвал больше всех слов на звук «И».
Вдруг слышится крик «Спасите! Помогите!»
Воспитатель: - Ребята, вы слышите, кто-то зовёт на помощь! Поспешим на звук. Смотрите, здесь пещера, а в пещере сундук!
- Как - же нам его открыть? Может, вы вспомните какие-нибудь волшебные слова?
Дети произносят волшебные слова, которые знают и сундук открывается.
В сундуке буква «Ы»!
- Гласный «Ы» мы все нашли - ты-ты-ты, мы-мы-мы!
Воспитатель: - Назовите слова, которые начинаются на звук «Ы»!
Дети: - Нет таких слов.
Воспитатель: - Послушайте слово – слонЫЫ, где вы слышите звук «Ы», в начале или в конце слова? (Ответ детей).
- Игра «Один-много»
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Один - много», внимание на экран (ИКТ, канат-канаты, таз - тазы и др.)
- Местоположение на карте отметит тот, кто вспомнил волшебные слова.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на карту, наше путешествие закончилось, мы нашли все гласные звуки!
- А вот и Звукознайка! Звукознайка благодарит детей, вручает им медали.
Звукознайка: - А что - же делать со Звукоедом, вдруг он снова захочет пообедать гласными звуками?
Воспитатель: - Не переживай Звукознайка, мы же знаем волшебные слова, которые сделают Звукоеда добрым! Дети произносят волшебные слова, на экране Звукоед становится добрым и превращается в Звукарика!
Звукознайка уходит, а на экране в сказочном городе звуков появляются гласные буквы.
С помощью игрового момента «Ладошки» дети возвращаются в детский сад.
Воспитатель: - Ребята, вы все такие молодцы, справились со всеми заданиями.
- Скажите, а почему вы так быстро и правильно выполнили все задания?
Дети: - Были дружными, сплочёнными, помогали друг другу, проявили ум и смекалку.
Воспитатель: - Какое задание для вас было самым сложным?
-Если вам понравилось наше путешествие возьмите жёлтый круг.
- Если вам было скучно и неинтересно, возьмите синий круг!
Воспитатель подводит итог игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного досуга для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Что мы знаем о Казани»
Конспект совместного досуга для детей старшего дошкольного возраста и родителей«Что мы знаем о Казани» Цель: Закреплять и углублять представления детей о родном городе. Раз...
Конспект совместного досуга для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Что мы знаем о Казани»
Конспект совместного досуга для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Что мы знаем о Казани» Дети закрепляют и углубляют представления о ...
Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.
Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между физическим и психическим состоянием челове...
Конспект физкультурного досуга для детей младшего и среднего возраста "Летние занимашки"
Развлечение, построенное на веселых играх с клоуном и медведем....
Посвященное Олимпийским играм в СОЧИ- 2014 г. Конспект физкультурного досуга для детей и родителей «Здоровые дети – в здоровой семье» для средней группы
Конспект физкультурного досуга для детей средней логопедической группы и их родителей/...
Конспект развлекательного досуга для детей среднего дошкольного возраста "Витамины в жизни детей"
\\...
Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме
ЗАДАЧИ: продолжать учить детей правильно вести себя на улицах города, закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...