Методическая разработка по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в подготовительной группе "Спасение Белоснежки"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Спасение Белоснежки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по обучению грамоте | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
открытого занятия
в подготовительной группе
по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Воспитатель: Рещикова Елена Викторовна
Тема: «Спасение Белоснежки»
Задачи:
- выявить умения на слух выделять гласные и согласные звуки в словах;
- делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;
- дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- составлять схему предложения;
- совершенствовать практические умения и навыки детей;
- развивать грамматический строй речи;
- формировать навыки контроля и самоконтроля;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- дать возможность детям показать свои знания и умения;
- воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы; совершенствовать навыки коммуникативного общения;
- здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: конверт с письмом; ключи, вырезанные из картона; картинки с изображением Белоснежки, колдуньи, гномов и волшебного замка; картинки с изображением букв; слоговые таблицы; карточки с заданиями; картинка для составления схемы предложения; квадраты синего, зелёного, красного цветов, сигнальные карточки; цветные карандаши; жёлтые круги для рисования смайликов; мяч.; интерактивная доска.
Ход занятия:
Подготовительная часть.
Организационный момент.
-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
- А теперь друг друга (Давайте за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся).
Основная часть.
Сюрпризный момент.
– Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел сегодня утром. Я обнаружила, что мне по почте пришло письмо. Интересно, что там. Сейчас я вам его прочитаю.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Белоснежка, я узнала, что в группе «Почемучки» очень добрые и отзывчивые дети и поэтому решила именно вас попросить о помощи. Меня похитила злая ведьма и заточила в каменный замок за семь замков. Мне смогут помочь те дети, которые справятся с заданиями, которые будут встречаться у них на пути. Заданий будет семь. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать ключ. Если к концу пути вы соберёте семь ключей, то они попадут к гномам и тогда они смогут освободить меня. Ну, а если нет, то я навсегда останусь в каменном замке».
– Ребята, ну что поможем Белоснежке? Освободим её?
– Ребята, дорога длинная, нас ждёт много испытаний.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство начнётся,
В сказку попадем!
– Для того чтобы получить первое задание, нужно ответить на вопросы.
– Готовы? (Да)
Вопросы:
– Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.
– Какие бывают звуки речи? (Гласные и согласные)
- Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Гласные можно петь, тянуть, и когда мы их произносим, мы не встречаем преграды; а когда произносим согласные звуки, встречаем преграды в виде зубов, языка, губ).
– Чем отличается «звук» от «буквы»? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
– А сейчас давайте пройдём к столам. Дети занимают места за столами.
(После каждого задания воспитатель вывешивает ключ).
- Задание «Буква спряталась»
– Ребята, давайте постараемся угадать, какая буква пропала (работа с карточками).
Ключ 1.
- Задание «Лишняя буква».
– Перед вами лежат две карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. (Работа в парах)
К У А О И | Л А В Т С |
В Р Е Д З | У О Э Й А |
Ключ 2.
- Для того чтобы получить следующее задание, необходимо преодолеть препятствие, ответив на вопросы:
– А какими бывают согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; парные и непарные)
Игра с мячом «Твёрдый – мягкий».
– Я буду называть твёрдый звук, а вы мягкий. (С-СЬ, М-МЬ, В-ВЬ, Л-ЛЬ, К-КЬ, Т-ТЬ, П-ПЬ, Н-НЬ, Р-РЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, З-ЗЬ, Ц-(всегда твёрдый).
– Молодцы, и так, мы можем перейти к третьему заданию, чтобы получить ключик.
- Задание «Твёрдый или мягкий звук».
– Я вам называю слова, а вы слушаете внимательно, какой первый звук в слове. Если первый звук в слове твёрдый – вы поднимаете синий квадрат, а если первый звук в слове мягкий, то поднимаете зелёный квадрат.
– Приготовились, слушаем внимательно: сад, синий, мыло, Мила, луч, нитка, телефон, Зина, корзина, рысь, волк, зеркало, мука, ночь, вилка, лимон.
Ключ 3.
- Давайте немного отдохнём.
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза
Вот такие чудеса
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют
(закрывают глаза, стоят с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву «О»
Получается легко
(открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Вверх поднимем,
Глянем вниз,
Вправо- влево повернем,
(глаза поднимаем вверх, вниз, вправо, влево)
Заниматься вновь начнем.
(Моргают глазами)
– И вот, новое препятствие. Чтобы получить следующее задание, ответьте на вопросы.
– Ребята, на что делятся слова? (Слова делятся на слоги)
– Что такое слог? (Слог – это часть слова, которая произносится одним толчком воздуха.)
- Задание «Разделите слова на слоги».
– Отгадайте загадки. Слова-отгадки разделите на слоги.
- Какие способы мы используем, чтобы разделить слово на слоги?
(Хлопки в ладоши; ладонь, приложенная к подбородку; сколько гласных в слове, столько и слогов.)
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой и голодный?
(Волк)
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
(Собака)
- Какие слова называются короткими? (Слова, состоящие из одного слога.)
Игра «Придумай слово»
- А теперь давайте поиграем.
Прежде чем я скажу, в чём заключается правила игры, напомните мне, пожалуйста:
– Какие гласные буквы указывают на твердость согласного?
(А, О, У, Ы, Э).
– Какие же гласные буквы указывают на мягкость согласного?
(Я, Ё, Ю, И, Е).
Воспитатель передаёт карточки со слогами, а дети придумывают слова, которые начинаются с этих слогов.
– Например, слог МА (мама, Маша, матрас, машина, март, май)
Слоги:
ЛА, КУ, ЛИ, ДЕ, МУ, НИ, СО, БА, ГИ, РА.
Ключ 4.
- Задание «Зашифруй слово».
– Ребята, прочитайте слова на доске и зашифруйте их с помощью знаков – квадратов синего, зелёного и красного цветов. (Яма, Ель)
- А теперь разделите слова на слоги, поставьте ударение в этих словах и назовите ударную гласную; а также, сколько букв в этих словах и звуков, объясните ответ.
Игра «Определи место звука в слове»
(Работа в парах) Используя схему, обозначь место звука в слове. Поменялись карточками, проверили друг друга.
Ключ 5.
Физкультминутка
Воспитатель. Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.
- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.
- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.
- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.
- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.
- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.
- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.
- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.
- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.
Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать спасать Белоснежку.
- Задание «Собери и прочитай».
(Работа в группах) Дети собирают из разложенных карточек предложения и читают их.
Ключ 6.
- Задание «Схема предложения».
- Очередное препятствие. Чтобы получить задание, вспомните, что такое предложение? (Это одно или несколько слов, связанных по смыслу.)
– Ребята нам нужно выяснить, сколько слов в предложении. Я прочитаю вам предложение, а вы определите, какая схема из четырёх подходит к нему.
- Мальчик читает книгу. 2. Дети играют в мяч.
– А теперь вы придумайте предложение вот по этой картинке. Составьте схему к нему.
– Ребята, напоминаю, что у первого прямоугольника правая сторона повыше и обозначает начало предложения.
– А почему первое слово мы обозначаем так? (Потому, что первое слово в предложении пишется с большой буквы).
– И вот мы выполнили последнее задание, и получаем седьмой ключик.
Ключ 7.
- Какие вы молодцы! Теперь мы отправим эти ключи гномам, и они, наконец-то, освободят Белоснежку. Ой, что-то не получается… Что же нам мешает? Ещё есть одно задание, без него все наши старания будут напрасны.
Задание «Расскажи алфавит»
- Вам необходимо рассказать алфавит с правильным произношением букв (по цепочке).
– Ребята, Белоснежка вам очень благодарна! Благодаря вам, вашим знаниям и умениям, мы смогли получить все 7 ключей и освободить её.
Заключительная часть.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство закончится,
В группу попадем!
Рефлексия деятельности.
– Вам понравилось наше путешествие в сказку?
– Как вы думаете, какое из наших испытаний могло понравиться нашим гостям?
«Смайлики»
У детей на столах жёлтые круги, на которых они должны нарисовать своё настроение в конце занятия. Если настроение на протяжении занятия было очень хорошее, веселое, то дети рисуют улыбающейся смайлик, а если настроение было не очень хорошее, или что то было не понятно, сложно, то грустный смайлик. Вывешиваем смайлики на доску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по обучению грамоте средствами УМК "Предшкола нового поколения"
методика по обучению грамоте...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"
Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....
Методическая разработка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
Методическая разработка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)...
Методическая разработка по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для дошкольников с ОНР по теме: «Школа»
Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи разработанное в едином сюжете по лексической теме, что делает занятие увлекательным. Игры и упражнения. использованные в данной ...
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...
Методическая разработка по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в королевство к принцессе Знаний»
Методическая разработка поможет педагогам закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте....