методическая разработка по обучению грамоте средствами УМК "Предшкола нового поколения"
методическая разработка по обучению грамоте по теме

Тименкова Ольга Владимировна

методика по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка32.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

Г.БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка мероприятия

по УМК «Предшкола нового поколения»  

по обучению грамоте  

Тема:   «Мумука слушает музыку леса и луга». Знакомство со звуками [Л], [ЛЬ], буквой Л.

Возраст воспитанников:      6- 7 лет

Сведения об участнике:

Тименкова Ольга Владимировна

Место работы: МБОУ «сош №11», структурное подразделение по реализации программы дошкольного образования

Образование: среднее- специальное, Вольское педагогическое училище №1 , воспитатель в дошкольных учреждениях

Педагогический стаж работы:   10 лет

Первая квалификационная категория

Технологическая карта построения занятия (УМК «Предшкола нового поколения»)

Тема

«Мумука слушает музыку леса и луга» Знакомство со звуками [Л], [ЛЬ], буквой Л.

Дата

Задачи:

  1. Предметные (интегрир. характер)

1 . Формировать представления о звуках [Л], [ЛЬ] и букве, которая их обозначает.

2 . Продолжать учить детей слышать, различать и произносить изучаемые звуки.

3 . Помогать детям понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге.

4 . Формировать умение сопоставлять букву и её элементы (находить элементы, из которых состоит буква); записывать печатную букву, усваивая поэлементную логику её написания.

  1. Метапредметные

- Коммуникативные ПУУД

Умеет обмениваться мнениями, выдвигать гипотезы, внимательно слушать товарищей – партнеров по коммуникации и воспитателя; положительное отношение к себе и окружающему миру.

- Регулятивные ПУУД

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату.

- Познавательные ПУУД

Осуществлять поиск необходимой информации для решения поставленной проблемы.

  1. Личностные

Ценностные ориентации, социальная и познавательная мотивация учения.

  1. Образовательные области

Приоритетная:

Коммуникация

В интеграции:

Познание, социализация, музыка, физическая культура, художественная литература.

- Оборудование:

- для детей

Книга «Друзья Кронтика учатся читать», рабочая тетрадь «Учимся писать буквы», простой карандаш, ручка, индивидуальные карточки с «нотами», подарки для детей от шмеля и пчелы – раскраски.

- для педагога

Книга «Друзья Кронтика учатся читать», карточка с буквой Л, «дирижерская» палочка, картинки пчелы и шмеля, домики для букв, картинки с изображением цветов: фиалка, гладиолус, василек, колокольчик, подсолнух, лютик, лилия, тюльпан.

Этапы занятия:

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Характеристики

Организационный (проверка готовности)

Мотивация и целеполага

ние

Создание проблемной ситуации

Решение проблемной ситуации

Подведение итогов (и/или представление продукта)

  1. Учебные пособия:

учебник (У, стр.); альбом (А, стр.); картина (К, название)

У, стр. 34-35

Тетрадь «Учимся писать буквы»

стр.26 № 43, стр. 27 № 44

Почему пчела полюбила строчку из Машиной песни: «Ла-ла-ла», а шмель – «Лю-лю-лю»?

У, стр. 34-35,

Т. стр.26 № 43, стр. 27 № 44

  1. Характер

деятельности: (совместная (В), самостоятельная (С)

В

В

В

В, С

В

  1. Зона проведения:

учебная (У); игровая (И), площадка (П)

И

И

И, У

У

И

  1. Формы работы:

Фронтальная (Ф);

Групповая (Г);

Парная (П);

Индивидуальная (И)

Ф

Ф

Ф

Ф, Г, П, И

Ф

  1. Специфические

виды детской деятельности:

  1. Продуктивная:

рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.п.

  1. Познавательно-

исследовательская: опыт, мини-проект, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии.

Рассматривание буквы:  У, стр. 35,

нахождение элементов буквы Т. стр. 27 № 44

  1. Игровая: игры с

правилами, сюжетные игры, дидактические игры, игровые ситуации, в том числе динамические паузы (не менее 2 пауз)

  1. Двигательная:

подвижные, дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, физкультминутки, соревнования.

Словесная игра «Слова на ладошке»

Игровая ситуация «Произнеси и покажи»,

пальчиковая гимнастика «Буква Л»,

игра с правилами «У оленя дом большой»,

физкультминутка «Буква Л», дидактическая игра «Цветочная поляна»

  1. Коммуникативная:

свободное общение со взрослыми и сверстниками, связная речь, взаимодействие в паре, подгруппе, группе и т.п.

Свободное общение со взрослыми и сверстниками

Свободное общение со взрослыми и сверстниками

Свободное общение со взрослыми

Свободное общение со взрослыми и сверстниками; взаимодействие в паре, группе.

Свободное общение со взрослыми и сверстниками

  1. Чтение

художественной литературы: аудирование (смысловое восприятие речи на слух), построение устных высказываний, обсуждение проблем и т.п.

Рассказывание стихотворений, построение устных высказываний.

Аудирование

Аудирование (смысловое восприятие речи на слух), построение устных высказываний, обсуждение проблемы.

  1. Музыкально-

художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-дидактические игры.

Музыкально- дидактическая игра «Оркестр»

ЦЕЛЬ:           создать условия для формирования представлений детей о звуках [Л], [ЛЬ] и

                     букве Л.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:    формировать у детей первичные навыки чтения.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Формировать  представления о звуках [Л], [ЛЬ] и букве, которая их обозначает;
  2. Продолжать учить детей слышать, различать и произносить изучаемые звуки.
  3. Помогать детям, понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге.
  4. Формировать умение сопоставлять букву и ее элементы (находить элементы, из которых состоит буква); записывать печатную букву, усваивая поэлементную логику ее написания.

ОРГ. МОМЕНТ:  книга «Друзья Кронтика учатся читать», тетрадь «Учимся писать буквы», простой карандаш, ручка, картинки с изображением шмеля, пчелы, цветов: лилии, лютика, гладиолуса, фиалки, василька, колокольчика, подсолнуха, тюльпана, макет домиков для букв, «ноты» с песенками для мальчиков: ЛУ-ЛУ-ЛУ, для девочек: ЛИ-ЛИ-ЛИ (на каждого ребенка), дирижерская палочка, подарки от шмеля и пчелки – раскраски с их изображением.

ЗОНЫ:       игровая, учебная

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:     разучивание стихотворений о звуках, гласных и согласных.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть:  (дети стоят на ковре в игровой зоне)

 Загадка:

Для меня цветут луга,

Для меня сметут стога,

Чтоб и в зной, и в январе

С молочком быть детворе.     (Корова)

Воспитатель:

-  А какая наша знакомая коровка любит гулять на лугу?  (Мумука)

-  Что же она делает на лугу?  (слушает звуки)

-  Что такое звук? (звук – это то, что мы слышим и произносим)

-  Давайте расскажем стихотворение о звуке:

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

Словесная игра «Слова на ладошке»

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда – играем в слово.

Поищи слова в звуках, которые слышала Мумука на лугу.

(звуки комариков, больших мух, мошек, маленьких змеек, мышек, жучков, травы, ветра и т.д.)

- На какие две большие группы делятся все звуки? (на гласные и согласные)

-  Расскажите, чем же отличаются гласные звуки от согласных:

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

-  Что еще слышала Мумука на лугу? (песенки)

-  Чьи песенки она слышала ? (песенку кукушки и шмеля)

-  Хотите узнать, что еще Мумука услышала на лугу? Тогда давайте сядем за столы и узнаем продолжение истории.

(Дети садятся за столы)

Основная часть:

Чтение главы № 3 по книге «Друзья Кронтика учатся читать» ( стр. 34 – 35 со слов: «Мумука-а-а! Где же ты-ы-ы? Му-му-ка-а-а-а! – услышала Маленькая Корова голос Маши.»  до изображения буквы Л.)

Проблемная ситуация:

-  Мумуке очень понравилась песенка Маши, хоть в ней было  всего две строчки, но они обе ей понравились.  А вот пчела, летающая над лугом,  почему-то полюбила только первую строчку песенки: «ЛА-ЛА-ЛА», а шмель – вторую: «ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ»  (на доску вывешиваются картинки с изображением шмеля и пчелы, рядом с изображениями - полюбившиеся насекомым строчки из песенки).   Мумука никак не могла понять: почему?

-  Хотите помочь Мумуке разобраться в этом?

Знакомство со звуком [Л]

-  Тогда  давайте встанем, расправим плечики и споём все вместе Машину песенку:

ЛА-ЛА-ЛА

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ

ВСЕХ ЦЫПЛЯТОК НАКОРМЛЮ

ЛА-ЛА-ЛА

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ

ВСЕХ ЦЫПЛЯТОК НАПОЮ.

(Дети садятся за столы)

-  А теперь произнесите  первую строчку песенки: ЛА – ЛА – ЛА.

- Какой звук вы услышали в начале песенки? (звук [Л])

-  Давайте определим, какой это звук. (дети произносят звук, поднося ладошку ко рту: согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия, струя воздуха ударяет в ладошку)

Игровая ситуация «Произнеси и покажи» (в игровой зоне)

-  Давайте поиграем. Я буду произносить фразы, а вы их внимательно слушать, затем точно повторять за мной, выделяя тот же звук, что и я,  и показывать то, что произнесли.

Ла-ла-ла — есть у дворника  МЕТЛА. (дети изображают дворника, метущего двор)
Ла-ла-ла  — над цветком жужжит ПЧЕЛА. (дети изображают полёт пчелы)
Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ. (дети изображают футболиста, забившего гол)
Лу-лу-лу -  нитку вденем мы в ИГЛУ. (дети показывают, как вдевают нитку в иголку)

-  Какой звук мы сейчас проговаривали чисто и чётко во всех фразах? (звук  [Л])

(Дети садятся за столы)

Знакомство со звуком  [ЛЬ]

-  Произнесите вторую строчку песенки: ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ.

-  Какой звук вы услышали в начале песенки? (звук [ЛЬ])

-  А это какой звук? (тоже согласный) Почему?

-  В чем сходство звуков [Л]) и [ЛЬ]? (оба звука согласные)

- А чем они отличаются? (один звук звучит твердо, другой – мягко, если дети затрудняются ответить, то вывод делает воспитатель)

Игра  «У оленя дом большой» (правила игры: все слова проговариваем тихо, сопровождая их движениями по тексту, повышая голос только на тех словах, в которых есть звуки [Л]) или [ЛЬ])

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь ему стучит:

«Тук, тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой!»

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай.

-  В каких словах игры вы услышали звук [Л], а в каких -  [ЛЬ]?

Знакомство с буквой Л (работа по книге стр.35) – показ буквы на доске.

-  Звуки [Л] и [ЛЬ]звучат по разному: один твердо, другой мягко, а обозначаются оба эти звука одной буквой – буквой Л.

-  Как вы думаете, какая это буква? (согласная) В какой домик мы поселим букву Л? (в синий)

«Заселение»  буквы Л в домик.

Рассматривание буквы Л.

  1. На что похожа буква Л?
  2. Обведение буквы пальчиком по стрелкам.
  3. Сколько частей в  букве Л? Какие это части?

Физкультминутка «Буква Л»

Буквой Л, расставим ноги
Словно в пляске - руки в боки
Наклонились влево, вправо
Влево - вправо, влево - вправо.
Получается на славу.

Чтение первой строчки из Машиной песенки: ЛА-ЛА-ЛА

-  Прочитайте первую строчку Машиной песенки в книге (работа в парах: один читает, другой – слушает, затем дети меняются ролями)

Работа в тетради «Учимся писать буквы»  

  1. Стр. 26  № 43 (обвести пунктиры с изображением буквы Л сначала пальцем, затем ручкой)

Пальчиковая гимнастика «Буква Л»

Нет на свете легче дел,                 сжимание и разжимание пальчиков 
Чем составить букву « Л».
Распрямим свои ладони              
соединить ладошки «домиком»
И из них построим домик.

  1. Стр. 27 № 44 (найти и обвести части, из которых состоит буква Л)

Музыкально-дидактическая игра «Оркестр»  (дети выходят из-за столов, встают в два полукруга, им раздаются «ноты»

-  Ребята, а я придумала для Маши новую песенку, ведь она, наверное, помогает маме и бабушке кормить не только цыплят. Давайте ее споем, может быть Мумуке она тоже понравится.

-  Мальчики, прочитайте свои «ноты» (ЛУ-ЛУ-ЛУ)

-  Какой звук обозначает буква Л в ваших нотах? (звук [Л] - твердый)

-  А теперь девочки прочитают свои «ноты» (ЛИ-ЛИ-ЛИ). А у вас какой звук обозначает буква Л? (звук [ЛЬ] - мягкий)

-  Я буду дирижером вашего оркестра, послушайте текст песни:

ЛИ-ЛИ-ЛИ

ЛУ-ЛУ-ЛУ

Я ТЕЛЯТОК НАКОРМЛЮ

ЛИ-ЛИ-ЛИ

ЛУ-ЛУ-ЛУ

Я ТЕЛЯТОК НАПОЮ

Решение проблемной ситуации

-  Ребята, вы догадались, почему пчела любит первую строчку из песенки: ЛА-ЛА-ЛА? (потому что в слове «пчела» звук [Л]- твердый)

-  А шмелю почему нравится вторая строчка: ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ? (потому что в слове «шмель» [ЛЬ] - мягкий)

-  Помогли мы Мумуке разобраться с этим вопросом?

Дидактическая игра «Цветочная поляна»  (на доске картинки с изображением цветов: лилия, лютик, гладиолус, фиалка, василек, колокольчик, подсолнух, тюльпан)

- Наши пчелка и шмель не похожи на обычных насекомых, ведь они сказочные герои и живут в книжке, поэтому пчелка собирает пыльцу только с цветов, в названиях которых есть звук [Л], а шмель – с цветов, в названиях которых звук [ЛЬ]. Давайте соберем цветочные полянки  для пчелки и шмеля.

Заключительная часть:

-  Ребята, вы сегодня молодцы, все очень хорошо занимались.

-  С какой буквой мы сегодня познакомились?

-  Что мы узнали о ней?

-  Кому вы сегодня помогли?

-  Понравилось ли вам оказывать помощь?

-  Пчелка и шмель очень вам благодарны и приготовили вам подарки (детям раздаются раскраски с изображением буквы Л,  пчелки и шмеля).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...