методическая разработка по обучению грамоте средствами УМК "Предшкола нового поколения"
методическая разработка по обучению грамоте по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Г.БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка мероприятия
по УМК «Предшкола нового поколения»
по обучению грамоте
Тема: «Мумука слушает музыку леса и луга». Знакомство со звуками [Л], [ЛЬ], буквой Л.
Возраст воспитанников: 6- 7 лет
Сведения об участнике:
Тименкова Ольга Владимировна
Место работы: МБОУ «сош №11», структурное подразделение по реализации программы дошкольного образования
Образование: среднее- специальное, Вольское педагогическое училище №1 , воспитатель в дошкольных учреждениях
Педагогический стаж работы: 10 лет
Первая квалификационная категория
Технологическая карта построения занятия (УМК «Предшкола нового поколения»)
Тема | «Мумука слушает музыку леса и луга» Знакомство со звуками [Л], [ЛЬ], буквой Л. | |
Дата | ||
Задачи: | ||
| 1 . Формировать представления о звуках [Л], [ЛЬ] и букве, которая их обозначает. 2 . Продолжать учить детей слышать, различать и произносить изучаемые звуки. 3 . Помогать детям понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге. 4 . Формировать умение сопоставлять букву и её элементы (находить элементы, из которых состоит буква); записывать печатную букву, усваивая поэлементную логику её написания. | |
| ||
- Коммуникативные ПУУД | Умеет обмениваться мнениями, выдвигать гипотезы, внимательно слушать товарищей – партнеров по коммуникации и воспитателя; положительное отношение к себе и окружающему миру. | |
- Регулятивные ПУУД | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату. | |
- Познавательные ПУУД | Осуществлять поиск необходимой информации для решения поставленной проблемы. | |
| Ценностные ориентации, социальная и познавательная мотивация учения. | |
| Приоритетная: Коммуникация | В интеграции: Познание, социализация, музыка, физическая культура, художественная литература. |
- Оборудование: | ||
- для детей | Книга «Друзья Кронтика учатся читать», рабочая тетрадь «Учимся писать буквы», простой карандаш, ручка, индивидуальные карточки с «нотами», подарки для детей от шмеля и пчелы – раскраски. | |
- для педагога | Книга «Друзья Кронтика учатся читать», карточка с буквой Л, «дирижерская» палочка, картинки пчелы и шмеля, домики для букв, картинки с изображением цветов: фиалка, гладиолус, василек, колокольчик, подсолнух, лютик, лилия, тюльпан. |
Этапы занятия: | Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть | ||
Характеристики | Организационный (проверка готовности) | Мотивация и целеполага ние | Создание проблемной ситуации | Решение проблемной ситуации | Подведение итогов (и/или представление продукта) |
учебник (У, стр.); альбом (А, стр.); картина (К, название) | У, стр. 34-35 Тетрадь «Учимся писать буквы» стр.26 № 43, стр. 27 № 44 | Почему пчела полюбила строчку из Машиной песни: «Ла-ла-ла», а шмель – «Лю-лю-лю»? | У, стр. 34-35, Т. стр.26 № 43, стр. 27 № 44 | ||
деятельности: (совместная (В), самостоятельная (С) | В | В | В | В, С | В |
учебная (У); игровая (И), площадка (П) | И | И | И, У | У | И |
Фронтальная (Ф); Групповая (Г); Парная (П); Индивидуальная (И) | Ф | Ф | Ф | Ф, Г, П, И | Ф |
виды детской деятельности: | |||||
рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.п. | |||||
исследовательская: опыт, мини-проект, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии. | Рассматривание буквы: У, стр. 35, нахождение элементов буквы Т. стр. 27 № 44 | ||||
правилами, сюжетные игры, дидактические игры, игровые ситуации, в том числе динамические паузы (не менее 2 пауз)
подвижные, дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, физкультминутки, соревнования. | Словесная игра «Слова на ладошке» | Игровая ситуация «Произнеси и покажи», пальчиковая гимнастика «Буква Л», игра с правилами «У оленя дом большой», физкультминутка «Буква Л», дидактическая игра «Цветочная поляна» | |||
свободное общение со взрослыми и сверстниками, связная речь, взаимодействие в паре, подгруппе, группе и т.п. | Свободное общение со взрослыми и сверстниками | Свободное общение со взрослыми и сверстниками | Свободное общение со взрослыми | Свободное общение со взрослыми и сверстниками; взаимодействие в паре, группе. | Свободное общение со взрослыми и сверстниками |
художественной литературы: аудирование (смысловое восприятие речи на слух), построение устных высказываний, обсуждение проблем и т.п. | Рассказывание стихотворений, построение устных высказываний. | Аудирование | Аудирование (смысловое восприятие речи на слух), построение устных высказываний, обсуждение проблемы. | ||
художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-дидактические игры. | Музыкально- дидактическая игра «Оркестр» |
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования представлений детей о звуках [Л], [ЛЬ] и
букве Л.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: формировать у детей первичные навыки чтения.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Формировать представления о звуках [Л], [ЛЬ] и букве, которая их обозначает;
- Продолжать учить детей слышать, различать и произносить изучаемые звуки.
- Помогать детям, понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге.
- Формировать умение сопоставлять букву и ее элементы (находить элементы, из которых состоит буква); записывать печатную букву, усваивая поэлементную логику ее написания.
ОРГ. МОМЕНТ: книга «Друзья Кронтика учатся читать», тетрадь «Учимся писать буквы», простой карандаш, ручка, картинки с изображением шмеля, пчелы, цветов: лилии, лютика, гладиолуса, фиалки, василька, колокольчика, подсолнуха, тюльпана, макет домиков для букв, «ноты» с песенками для мальчиков: ЛУ-ЛУ-ЛУ, для девочек: ЛИ-ЛИ-ЛИ (на каждого ребенка), дирижерская палочка, подарки от шмеля и пчелки – раскраски с их изображением.
ЗОНЫ: игровая, учебная
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: разучивание стихотворений о звуках, гласных и согласных.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть: (дети стоят на ковре в игровой зоне)
Загадка:
Для меня цветут луга,
Для меня сметут стога,
Чтоб и в зной, и в январе
С молочком быть детворе. (Корова)
Воспитатель:
- А какая наша знакомая коровка любит гулять на лугу? (Мумука)
- Что же она делает на лугу? (слушает звуки)
- Что такое звук? (звук – это то, что мы слышим и произносим)
- Давайте расскажем стихотворение о звуке:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Словесная игра «Слова на ладошке»
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда – играем в слово.
Поищи слова в звуках, которые слышала Мумука на лугу.
(звуки комариков, больших мух, мошек, маленьких змеек, мышек, жучков, травы, ветра и т.д.)
- На какие две большие группы делятся все звуки? (на гласные и согласные)
- Расскажите, чем же отличаются гласные звуки от согласных:
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Что еще слышала Мумука на лугу? (песенки)
- Чьи песенки она слышала ? (песенку кукушки и шмеля)
- Хотите узнать, что еще Мумука услышала на лугу? Тогда давайте сядем за столы и узнаем продолжение истории.
(Дети садятся за столы)
Основная часть:
Чтение главы № 3 по книге «Друзья Кронтика учатся читать» ( стр. 34 – 35 со слов: «Мумука-а-а! Где же ты-ы-ы? Му-му-ка-а-а-а! – услышала Маленькая Корова голос Маши.» до изображения буквы Л.)
Проблемная ситуация:
- Мумуке очень понравилась песенка Маши, хоть в ней было всего две строчки, но они обе ей понравились. А вот пчела, летающая над лугом, почему-то полюбила только первую строчку песенки: «ЛА-ЛА-ЛА», а шмель – вторую: «ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ» (на доску вывешиваются картинки с изображением шмеля и пчелы, рядом с изображениями - полюбившиеся насекомым строчки из песенки). Мумука никак не могла понять: почему?
- Хотите помочь Мумуке разобраться в этом?
Знакомство со звуком [Л]
- Тогда давайте встанем, расправим плечики и споём все вместе Машину песенку:
ЛА-ЛА-ЛА
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ
ВСЕХ ЦЫПЛЯТОК НАКОРМЛЮ
ЛА-ЛА-ЛА
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ
ВСЕХ ЦЫПЛЯТОК НАПОЮ.
(Дети садятся за столы)
- А теперь произнесите первую строчку песенки: ЛА – ЛА – ЛА.
- Какой звук вы услышали в начале песенки? (звук [Л])
- Давайте определим, какой это звук. (дети произносят звук, поднося ладошку ко рту: согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия, струя воздуха ударяет в ладошку)
Игровая ситуация «Произнеси и покажи» (в игровой зоне)
- Давайте поиграем. Я буду произносить фразы, а вы их внимательно слушать, затем точно повторять за мной, выделяя тот же звук, что и я, и показывать то, что произнесли.
Ла-ла-ла — есть у дворника МЕТЛА. (дети изображают дворника, метущего двор)
Ла-ла-ла — над цветком жужжит ПЧЕЛА. (дети изображают полёт пчелы)
Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ. (дети изображают футболиста, забившего гол)
Лу-лу-лу - нитку вденем мы в ИГЛУ. (дети показывают, как вдевают нитку в иголку)
- Какой звук мы сейчас проговаривали чисто и чётко во всех фразах? (звук [Л])
(Дети садятся за столы)
Знакомство со звуком [ЛЬ]
- Произнесите вторую строчку песенки: ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ.
- Какой звук вы услышали в начале песенки? (звук [ЛЬ])
- А это какой звук? (тоже согласный) Почему?
- В чем сходство звуков [Л]) и [ЛЬ]? (оба звука согласные)
- А чем они отличаются? (один звук звучит твердо, другой – мягко, если дети затрудняются ответить, то вывод делает воспитатель)
Игра «У оленя дом большой» (правила игры: все слова проговариваем тихо, сопровождая их движениями по тексту, повышая голос только на тех словах, в которых есть звуки [Л]) или [ЛЬ])
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучит:
«Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!»
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай.
- В каких словах игры вы услышали звук [Л], а в каких - [ЛЬ]?
Знакомство с буквой Л (работа по книге стр.35) – показ буквы на доске.
- Звуки [Л] и [ЛЬ]звучат по разному: один твердо, другой мягко, а обозначаются оба эти звука одной буквой – буквой Л.
- Как вы думаете, какая это буква? (согласная) В какой домик мы поселим букву Л? (в синий)
«Заселение» буквы Л в домик.
Рассматривание буквы Л.
- На что похожа буква Л?
- Обведение буквы пальчиком по стрелкам.
- Сколько частей в букве Л? Какие это части?
Физкультминутка «Буква Л»
Буквой Л, расставим ноги
Словно в пляске - руки в боки
Наклонились влево, вправо
Влево - вправо, влево - вправо.
Получается на славу.
Чтение первой строчки из Машиной песенки: ЛА-ЛА-ЛА
- Прочитайте первую строчку Машиной песенки в книге (работа в парах: один читает, другой – слушает, затем дети меняются ролями)
Работа в тетради «Учимся писать буквы»
- Стр. 26 № 43 (обвести пунктиры с изображением буквы Л сначала пальцем, затем ручкой)
Пальчиковая гимнастика «Буква Л»
Нет на свете легче дел, сжимание и разжимание пальчиков
Чем составить букву « Л».
Распрямим свои ладони соединить ладошки «домиком»
И из них построим домик.
- Стр. 27 № 44 (найти и обвести части, из которых состоит буква Л)
Музыкально-дидактическая игра «Оркестр» (дети выходят из-за столов, встают в два полукруга, им раздаются «ноты»
- Ребята, а я придумала для Маши новую песенку, ведь она, наверное, помогает маме и бабушке кормить не только цыплят. Давайте ее споем, может быть Мумуке она тоже понравится.
- Мальчики, прочитайте свои «ноты» (ЛУ-ЛУ-ЛУ)
- Какой звук обозначает буква Л в ваших нотах? (звук [Л] - твердый)
- А теперь девочки прочитают свои «ноты» (ЛИ-ЛИ-ЛИ). А у вас какой звук обозначает буква Л? (звук [ЛЬ] - мягкий)
- Я буду дирижером вашего оркестра, послушайте текст песни:
ЛИ-ЛИ-ЛИ
ЛУ-ЛУ-ЛУ
Я ТЕЛЯТОК НАКОРМЛЮ
ЛИ-ЛИ-ЛИ
ЛУ-ЛУ-ЛУ
Я ТЕЛЯТОК НАПОЮ
Решение проблемной ситуации
- Ребята, вы догадались, почему пчела любит первую строчку из песенки: ЛА-ЛА-ЛА? (потому что в слове «пчела» звук [Л]- твердый)
- А шмелю почему нравится вторая строчка: ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ? (потому что в слове «шмель» [ЛЬ] - мягкий)
- Помогли мы Мумуке разобраться с этим вопросом?
Дидактическая игра «Цветочная поляна» (на доске картинки с изображением цветов: лилия, лютик, гладиолус, фиалка, василек, колокольчик, подсолнух, тюльпан)
- Наши пчелка и шмель не похожи на обычных насекомых, ведь они сказочные герои и живут в книжке, поэтому пчелка собирает пыльцу только с цветов, в названиях которых есть звук [Л], а шмель – с цветов, в названиях которых звук [ЛЬ]. Давайте соберем цветочные полянки для пчелки и шмеля.
Заключительная часть:
- Ребята, вы сегодня молодцы, все очень хорошо занимались.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Что мы узнали о ней?
- Кому вы сегодня помогли?
- Понравилось ли вам оказывать помощь?
- Пчелка и шмель очень вам благодарны и приготовили вам подарки (детям раздаются раскраски с изображением буквы Л, пчелки и шмеля).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"
Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"
Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием до целого слова...
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».
Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:· активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: Звук [Ф], буква Ф
Звук [ Ф ] и буква Ф...
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: Звук [С], буква С
Звук [C] буква С...
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...