"Подготовка детей с ОНР к грамоте"
консультация по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Подготовка детей с ОНР грамоте
Обучению грамоте должна предшествовать определенная логопедическая работа, основные направления которой следующие:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
4.Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.
6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.
8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).
Основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте являются:
1) знакомство детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
2) знакомство детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
3) научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
4) научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Занятия по обучению грамоте необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые явления, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия, ритм и рифма, интонация и т.д. При планировании работы необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий.
На занятиях по обучению грамоте необходимо использовать специальные упражнения по профилактике дислексии и диграфии. Многие исследователи (Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова, Р. И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи ведущей причиной дислексии. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематического и зрительно-пространственного восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Следует помнить, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны прогнозируемые трудности в овладении чтением и письмом. Наиболее типичными являются:
−трудности слияния звуков в слоги и слова;
−взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих);
−побуквенное чтение;
−искажение слоговой структуры слова;
−резко замедленный темп чтения;
−нарушение понимания прочитанного;
−замены букв при письме;
-пропуски согласных звуков (букв) в стечениях;
-слияние двух или нескольких слов в одно слово;
-стойкие орфографические ошибки.
Системы обучения грамоте детей с ОНР разработаны такими ведущими специалистами как Спирова Л. Ф., Шуйфер Р. И., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Спирова Л. Ф. и Шуйфер Р. И. указывают на первостепенность изучения звуко - буквенного состава слов. В процессе обучения грамоте обязательно учитываются следующие условия:
- обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах (обучение грамоте как продолжение обучению произношения);
- предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии - а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л, ш, р, ж, мягкие согласные, й, мягкие звонкие согласные, аффрикаты;
- темп прохождения всех звуков более медленный (1,5 года);
- развивается навык быстрой ориентации в звуко - буквенном составе слова;
- весь словесный материал знаком детям;
- проводится углубленная работа по формированию морфологических обобщений;
- происходит систематическое повторение и закрепление речевого материала;
- параллельно с изучением звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;
- изучается один и тот же звук и буква;
- ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;
- проводится широкое использование аналитико - синтетической работы с разрезной азбукой.
Обучение грамоте по системе Спировой Л. Ф., Шуйфер Р. И. делится на два периода: подготовительный и букварный. Именно подготовительный период формирует готовность к овладению грамотой и переход к знакомству с буквами.
Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников с ОНР шести лет подготовительной к школе группы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков с учетом соответствия между изучаемыми звуками, формами звукового анализа и обучением чтению и письму.
Содержание обучения распределяется по периодам. В первом периоде обучения завершается работа по формированию готовности к обучению грамоте, начатая в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи. Во втором периоде дети обучаются грамоте: знакомятся с гласными буквами (а, у, о, и), с согласными (м, п, т, к, с); складывают из букв разрезной азбуки слоги (му, су), слова ( мак, суп) по следам звукового анализа и синтеза; преобразовывают слова путем добавления, перестановки, замены звуков; овладевают осмысленным чтением простых фраз.
Третий период обучения включает расширение объема изучаемых звуков и букв (ш, р, л, з, ц, ч, щ); анализ и синтез односложных слов со стечением согласных (стол), двусложных слов (мышка), трехсложных слов (панама); упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов; обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного; членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении.
Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме с элементами соревнования. На протяжении всех периодов обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием звуко - буквенного анализа и синтеза, предупреждая появление дисграфии и дислексии в школе.
Опыт работы показывает, что использование данных методических рекомендаций по формированию готовности к овладению грамотой, а затем и непосредственное обучению грамоте дошкольников с ОНР позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей с недоразвитием речи чтению и письму, а также способствует более успешному обучению детей в школе. Грамотно организованная логопедическая работа позволяет с одной стороны полностью устранить недостатки произношения и восприятия фонем у детей с ОНР, преодолеть нарушения лексико – грамматической стороны речи, с другой стороны - сформировать речевую базу для успешного обучения грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».
Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Конспект занятия по подготовке детей подготовительной группы к грамоте «Поможем Буратино»
Это итоговое занятие, проводимое в конце года. Построено по схеме:звук-буква-слово-предложение....
Консультация для родителей ""Подготовка детей к школе. Обучение грамоте".
В консультации даны рекомендации для родителей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Материал будет полезен родителям, учителям-логопедам, воспитателям детского сада....
Консультация для родителей ""Подготовка детей к школе. Обучение грамоте".
В консультации даны рекомендации для родителей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Материал будет полезен родителям, учителям-логопедам, воспитателям детского сада....
обучающий материал для подготовки детей к школе (обучение грамоте)
задания для детей, умеющих читать...