Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников "Звуки [Л], [Л']. Буква Л."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников "Звуки [Л], [Л']. Буква Л."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_l.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодёжной политики

 Краснодарского края

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом культуры учащейся молодежи Краснодарского края

Сценарий занятия

по обучению грамоте «Звуки [Л] и [Л’]». Буква Л.»

для обучающихся по программе

«Подготовка к школе»

Педагог дополнительного образования 

                                                  Скачкова Лилия Викторовна                     

 

Краснодар 2023г.


Тема: «Звуки [Л] и [Л’]». Буква Л.

Цель: создание условий для формирования представлений о звуках Л-Ль и букве Л.

Задачи:

Предметные:

  • познакомить детей с буквой Л и тем, что она обозначает звуки [л], [л’].
  • закрепить умение определять место звука в слове;
  • закрепить умение у детей самостоятельно производить словообразование;
  • научить читать открытые и закрытые слоги с буквой Л;
  • закрепить умение проводить звуковой анализ слов (определять количество гласных и согласных звуков в слове).

Метапредметные:

  • развить логическое мышление, творческое восприятие, фантазию;
  • развить познавательные способности – память, внимание, воображение;
  • развить любознательность, творческую активность, умение слушать друг друга, дружеские взаимоотношения,
  • воспитать ответственность, дисциплину;

Личностные: 

  • развить фонематический слух и зрительное восприятие букв;
  • привить интерес к чтению и письму;
  • развить соревновательную эмоциональную устойчивость;
  • развить коммуникативную, регулятивную функции речи.

Здоровьесберегающие:

  • развивать мелкую моторику;
  • способствовать формированию правильной осанки;

Ход занятия:

I. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята! Начнем наше занятие с разминки языка и губ.

Артикуляционная гимнастика.

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению  с ним мы худые – лишь кожа да кости 
(втягиваем щёки).
Мы все ему  улыбнулись 
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись 
(губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы 
(снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы, 
(широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим.

II. Основной этап

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!

Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму

Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,

Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

Характеристика звука «Л», «Ль»

Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

Звук «ль» - согласный, мягкий, звонкий.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

Игра «Повтори за мной»

Воспроизведение пар и цепочек слогов.

ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ

ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ

ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ

ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ

ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так«ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?

Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:

лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:

ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.

ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.

лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

Подвижная игра «Самолёты»

Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

Самолёты полетели.

(Руки в стороны, бег по кругу)

На поляну тихо сели.

(Присели, руки на коленях)

Вновь над лесом полетели.

(Руки в стороны, бег по кругу)

Звуковой анализ слов

Используются слова: лапа, липа.

Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Почему? (Потому что это твёрдый звук.)

Какой второй звук в этом слове? («а»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? (Потому что это гласный звук.)

Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Почему? (Потому что это твёрдый звук.)

Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? (Потому что это гласный звук.)

Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)

Сколько гласных звуков? (Два)

Сколько согласных звуков? (Два)

Аналогичная работа со словом «липа».

Игра «Проговори чистоговорку»

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Яблоко, дятел, палатка, пчела,

Ласточка, платье, ложечка, стол,

Лампа, малышка, кукла, футбол.

Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла,

Мила мыло не любила,

Не любила, но не ныла.

Знакомство с буквой «Л».

Л.: - Звук «л» на письме обозначается буквой «Л».

Л.: - На что похожа буква « Л»?

Л.: - Из скольких элементов состоит буква?

Л.: - Какие это элементы?

Л.: - Давайте прорисуем букву в воздухе.

III. Заключительный этап

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

- Что ещё нового узнали?

Педагог подводит итог занятию и раздаёт призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект занятия по обучению грамоте "Закрепление знаний о гласных буквах"

Цель: Закрепить ранее полученные знания о гласных буквах.Образовательные задачи: Закрепление знаний о гласных буквах, учить работать по плану, ориентироваться в пространстве.Развивающие задачи: ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения....