Подготовка дошкольников к обучению грамоте
консультация по обучению грамоте по теме

Жмурова Елена Александровна

В данной статье предлагается теоритический и практический материал по подготовке детей к обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Имея в виду начальное обучение, мы определяем чтение как процесс

воссоздания звуковой формы слов по графической (буквенной) модели.

Верно, конечно, что чтение – выявление информации, содержащейся

в тексте. Но это уже не является его специфической характеристикой. Ведь

слушание речи вообще, понимание рассказываемого или читаемого кем-либо вслух тоже есть "выявление, активная переработка и осознание

смысловой информации", содержащейся в сообщении.

Следовательно, особенность чтения состоит не в извлечении

информации – этим оно сходно с другими формами сообщений, а в том, на

какой основе это извлечение информации происходит. Происходит же оно

прежде всего на основе воссоздания звуковой формы речи.

В нашем определении чтения в качестве предметного содержания

действий читающего выделена материальная, звуковая сторона слова. Не

буквы или их названия являются предметным содержанием действий

читающего, а звуковая сторона языка – фонемы и их последовательность.

Собственно, чтение вслух есть своеобразное говорение по

графической (буквенной модели).

Однако, несмотря на то, что говорение и чтение есть формы устной

речи, они совершенно различны по способу своего формирования.

Ребенок учится говорить, ориентируясь на образцы речи взрослых. В

ходе развития речи он проделывает громадную работу по ориентации в

языке, по координации артикуляторно-произносительных действий со

слуховыми образцами, получаемыми от взрослых в качестве образцов.

Принципиальное различие между говорением слов и их чтением

заключается в том, что меняется характер управления работой

арикуляторно-произносительного аппарата.

Процесс обучения чтению должен быть понят как перестройка

управления устной речью, превращение его из автоматического в

произвольный, сознательно регулируемый процесс с последующей автоматизацией.

Процесс овладения чтением как особой речевой деятельностью

состоит из нескольких этапов:

I. Звуко - слоговой анализ слова.

II. Ознакомление с буквами как звуковыми эквивалентами.

III. Овладение техникой слогового слияния букв.

IV. Овладение техникой чтения целого слова

Чтение сочетаний слов

Овладение техникой интонирования.

Чтение предложения с учетом интонации.

Чтение связного текста.

В современных образовательных системах можно встретить

противоречивые суждения о том, в каком возрасте начинать обучать детей

чтению. Вот что пишет, например, Л. Павлова в статье "Раннее обучение

чтению: можно или нельзя?" (Педагогический вестник. 1996. № 1-2.)

С какого возраста лучше обучать чтению детей?

"Как же начинается первое знакомство с буквами? Ребенок

рассматривает замысловатые "узоры" – буквы, они вызывают его

любопытство, хотя запомнить он их не стремится. Запоминание

начинается после того, как взрослый регулярно называет их ребенку.

Малышу помогают и сравнения начертаний буквы с реальными

предметами "О" – кружок, бараночки, "У" – трубочки, дудочки.

Наблюдается и обратное явление, когда дети начинают отождествлять с буквами предметы похожие на их очертания.

С 5 лет можно начинать знакомить детей с понятие слог, слово и предложение. Так как ребенок еще не понимает абстрактности этих понятий их можно превратить в символы. Символами могут служить полоски из картона разной длины и цвета. Для данной работы вам понадобится набор таких символов, а также предметные и сюжетные картинки.

Начинать целесообразно с понятия «слово» и «слог»

Например, ребенку дается картинка, на которой нарисован стул.

- Что нарисовано на этой картинке? (стул)

- Правильно, это слово стул. (Кладем полоску из картона под картинку)

- Давай прочитаем это слово. (Ребенок пальцем ведет по полоске и проговаривает это слово)

- Давай передадим это слово по телеграфу. (Взрослый вместе с ребенком отхлопывает это слово)

- Сколько раз мы хлопнули? (Один)

- Значит в этом слове один слог (Кладет полоску поменьше)

- Давай прочитаем этот слог. (Стул)

Далее ребенку предлагается слово с двумя и более слогами. Каждый слог выкладывается под слово и проговаривается.

После того как данные понятия будут усвоены дается понятие «предложение».

Ребенку предлагается сюжетная картинка, например, «Мальчик поливает цветы»

- Что ты видишь на этой картинке? (Мальчик поливает цветы)

- Получилось предложение. Предложение может иметь несколько слов, связанных между собой по смыслу. (Кладет длинную полоску под картинку)

- Давай прочитаем это предложение (Ребенок пальцем ведет по полоске и проговаривает каждое слово)

- Давай посчитаем, сколько слов получилось в нашем предложении. (Взрослый вместе с ребенком отхлопывает слова)

- Получилось три слова.

- Назови мне первое слово в предложении. (Кладет полоску поменьше)

- Назови второе слово в предложении. (Кладет вторую  полоску)

- Назови третье слово в предложении (Кладет третью полоску)

- А теперь давай каждое слово передадим по телеграфу.

- Сколько слогов в первом слове? (выкладывает полоски по количеству слогов в слове)

- Сколько слогов во втором слове?

- Сколько слогов в третьем слове?

В результате такой работы ребенок учится определять количество слогов в слове и слов в предложении.

В дальнейшем полоски можно «оживить» графическими символами – буквами.

Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются  с занятиями по изучению родного  языка. Конкретные восприятия и представления  детей являются основой для формирования у них правильных понятий и  умений выражать свои впечатления и  мысли в речи.

Исследования  позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...

Анкеты для родителей "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"

Подготовка дошкольников к обучению грамоте - сложный, важный процесс. Для более эффективного обучения , в процессе должны участвовать не только педагоги, воспитатели, но и родители....

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Советы родителям при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

             Дети хотят поскорее научиться  рисовать, читать, писать, но, к сожалению, у некоторых уже в первые недели пребывания в школе могут возникнут...

Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте

Развитие фонетико-фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов дошкольников....

Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте".

Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"....