Подготовка дошкольников к обучению грамоте
консультация по обучению грамоте по теме
В данной статье предлагается теоритический и практический материал по подготовке детей к обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_detey_doshkolnogo_vozrasta_k_obucheniyu_gramote.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Имея в виду начальное обучение, мы определяем чтение как процесс
воссоздания звуковой формы слов по графической (буквенной) модели.
Верно, конечно, что чтение – выявление информации, содержащейся
в тексте. Но это уже не является его специфической характеристикой. Ведь
слушание речи вообще, понимание рассказываемого или читаемого кем-либо вслух тоже есть "выявление, активная переработка и осознание
смысловой информации", содержащейся в сообщении.
Следовательно, особенность чтения состоит не в извлечении
информации – этим оно сходно с другими формами сообщений, а в том, на
какой основе это извлечение информации происходит. Происходит же оно
прежде всего на основе воссоздания звуковой формы речи.
В нашем определении чтения в качестве предметного содержания
действий читающего выделена материальная, звуковая сторона слова. Не
буквы или их названия являются предметным содержанием действий
читающего, а звуковая сторона языка – фонемы и их последовательность.
Собственно, чтение вслух есть своеобразное говорение по
графической (буквенной модели).
Однако, несмотря на то, что говорение и чтение есть формы устной
речи, они совершенно различны по способу своего формирования.
Ребенок учится говорить, ориентируясь на образцы речи взрослых. В
ходе развития речи он проделывает громадную работу по ориентации в
языке, по координации артикуляторно-произносительных действий со
слуховыми образцами, получаемыми от взрослых в качестве образцов.
Принципиальное различие между говорением слов и их чтением
заключается в том, что меняется характер управления работой
арикуляторно-произносительного аппарата.
Процесс обучения чтению должен быть понят как перестройка
управления устной речью, превращение его из автоматического в
произвольный, сознательно регулируемый процесс с последующей автоматизацией.
Процесс овладения чтением как особой речевой деятельностью
состоит из нескольких этапов:
I. Звуко - слоговой анализ слова.
II. Ознакомление с буквами как звуковыми эквивалентами.
III. Овладение техникой слогового слияния букв.
IV. Овладение техникой чтения целого слова
Чтение сочетаний слов
Овладение техникой интонирования.
Чтение предложения с учетом интонации.
Чтение связного текста.
В современных образовательных системах можно встретить
противоречивые суждения о том, в каком возрасте начинать обучать детей
чтению. Вот что пишет, например, Л. Павлова в статье "Раннее обучение
чтению: можно или нельзя?" (Педагогический вестник. 1996. № 1-2.)
С какого возраста лучше обучать чтению детей?
"Как же начинается первое знакомство с буквами? Ребенок
рассматривает замысловатые "узоры" – буквы, они вызывают его
любопытство, хотя запомнить он их не стремится. Запоминание
начинается после того, как взрослый регулярно называет их ребенку.
Малышу помогают и сравнения начертаний буквы с реальными
предметами "О" – кружок, бараночки, "У" – трубочки, дудочки.
Наблюдается и обратное явление, когда дети начинают отождествлять с буквами предметы похожие на их очертания.
С 5 лет можно начинать знакомить детей с понятие слог, слово и предложение. Так как ребенок еще не понимает абстрактности этих понятий их можно превратить в символы. Символами могут служить полоски из картона разной длины и цвета. Для данной работы вам понадобится набор таких символов, а также предметные и сюжетные картинки.
Начинать целесообразно с понятия «слово» и «слог»
Например, ребенку дается картинка, на которой нарисован стул.
- Что нарисовано на этой картинке? (стул)
- Правильно, это слово стул. (Кладем полоску из картона под картинку)
- Давай прочитаем это слово. (Ребенок пальцем ведет по полоске и проговаривает это слово)
- Давай передадим это слово по телеграфу. (Взрослый вместе с ребенком отхлопывает это слово)
- Сколько раз мы хлопнули? (Один)
- Значит в этом слове один слог (Кладет полоску поменьше)
- Давай прочитаем этот слог. (Стул)
Далее ребенку предлагается слово с двумя и более слогами. Каждый слог выкладывается под слово и проговаривается.
После того как данные понятия будут усвоены дается понятие «предложение».
Ребенку предлагается сюжетная картинка, например, «Мальчик поливает цветы»
- Что ты видишь на этой картинке? (Мальчик поливает цветы)
- Получилось предложение. Предложение может иметь несколько слов, связанных между собой по смыслу. (Кладет длинную полоску под картинку)
- Давай прочитаем это предложение (Ребенок пальцем ведет по полоске и проговаривает каждое слово)
- Давай посчитаем, сколько слов получилось в нашем предложении. (Взрослый вместе с ребенком отхлопывает слова)
- Получилось три слова.
- Назови мне первое слово в предложении. (Кладет полоску поменьше)
- Назови второе слово в предложении. (Кладет вторую полоску)
- Назови третье слово в предложении (Кладет третью полоску)
- А теперь давай каждое слово передадим по телеграфу.
- Сколько слогов в первом слове? (выкладывает полоски по количеству слогов в слове)
- Сколько слогов во втором слове?
- Сколько слогов в третьем слове?
В результате такой работы ребенок учится определять количество слогов в слове и слов в предложении.
В дальнейшем полоски можно «оживить» графическими символами – буквами.
Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются с занятиями по изучению родного языка. Конкретные восприятия и представления детей являются основой для формирования у них правильных понятий и умений выражать свои впечатления и мысли в речи.
Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...
Подготовка дошкольников к обучению грамоте
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...
Анкеты для родителей "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"
Подготовка дошкольников к обучению грамоте - сложный, важный процесс. Для более эффективного обучения , в процессе должны участвовать не только педагоги, воспитатели, но и родители....
Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют ...
Советы родителям при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Дети хотят поскорее научиться рисовать, читать, писать, но, к сожалению, у некоторых уже в первые недели пребывания в школе могут возникнут...
Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте
Развитие фонетико-фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов дошкольников....
Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте".
Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"....