Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)
Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных «словоформ». Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения. Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.
1. Игра «Скажи иначе» Цель: учить детей подбирать синонимы. ХОД ИГРЫ: Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое - темное, холодное, пасмурное. Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы). Высохли цветы - завяли, зачахли. Корм- пища, еда, продовольствие. Долгий - продолжительный, длинный, длительный и т.д.
2. Игра «Посели в домик гостя» Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова. Ход игры: Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – 1окно, а у второго –2 два, т.д. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одним окошком. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя . Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
3. Игра «Наоборот» Игры на обогащение словарного запаса Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей). Ход: Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
4. «Репортер» Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон. План вопросов: Что это? (Головной убор …). Из каких частей состоит? Какого цвета? В какое время года носят? Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).
5. «Распутай слова» Цель : учить составлять предложения, используя данные слова. Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в.
6. Игры на образование сложных слов. Цель : учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов. Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая. У гусыни белая голова – она белоголовая. У зайца длинные уши – он длинноухий. У цапли длинные ноги – она длинноногая.
5. «Составь рассказ» Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; Ход занятия: Дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы. Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д
Заключение Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач - показатель эффективности игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...
Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов)....
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
Картотека игр на формирование грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста
Материал будет интересен как для воспитателей , так и для родителей....