Формирование грамматического строя речи у дошкольников. Буклет.
материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Буклет предназначен для выполнения заданий по формированию грамматики у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanik_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи
Существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах
• «Один — много».
«Много — мало».
• У кого один ... ? У кого много ... ? У кого мало ... ?
• Без чего не бывает?»
Зебра не бывает без (полосок), верблюд - без- (горба),
лошадь - без (гривы),
корова - без рогов),
кошка – без (усов).\
• «Чего не бывает без ... ?»
Дождя не бывает без ... (тучи),
радуги - без ... (дождя),
дерева - без ... (ствола),
стульев без - ... ножек),
дом - без ... (стен),
домов - без ... (дверей) и т. д.
• «Парные предметы».
Что кому? Фотографу — ... (фотоаппарат), ученику — ... (ручку, тетрадь, карандаш), портнихе —... иголку) и т. д.
• «Подбери нужное слово».
У коровы на голове есть ... (рога). У лошади нет ... (рогов).
Согласование существительных с прилагательными, с числительными.
• Сосчитай предметы. Сколько их?
Для составления словосочетаний используются следующие задания:
• «Найди слову пару»
• «Повтори слова и добавь свое»
Образование существительных и прилагательных
с помощью суффиксов.
• «Скажи ласково».
• «Большой-маленький»
• Образование сложных слов (существительных и прилагательных)
Снег падает — снегопад, по снегу ходит — снегоход,
снег убирает — снегоуборочная (машина), сам летает — самолет.
Местоимение
Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям и проговаривание полученных словосочетаний.
«Что изменилось?»
«Чего не стало?»
«Посмотри, запомни и повтори»
«Послушай и повтори»
Прилагательное
• «Подбери три слова (существительные к прилагательному)».
Например: красный помидор, шар, шарф.
• «Назови лишние слова». «Исключи лишнее слово».
Суп соленый, сладкий, вкусный, фасолевый.
• «Исправь ошибку».
Деревянные дверь, деревянная двери.
• «Кто правильно доскажет у слова конец, тот и будет молодец».
Морковь соч...(ная), а огурец хрустя...(щий). Повтори все слово.
• «Правильно ли я сказала?»
Какое слово надо заменить? Собака лает и в дом чужих пускает.
• Подбор детьми недостающего в предложении слова может быть дан в следующих заданиях:1. Добавь нужное слово. 2. Дополни недостающее слово. 3. Какого слова не хватает? 4. Назови недостающее слово. 5. Какое слово потерялось? 6. Угадай мое слово.
• «Дополни предложение». Юля купила желтые ... (лимоны).
Огурец твердый, а помидор ... (мягкий). Какой еще овощ твердый? О чем можно сказать твердая?
• «Какие слова можно сказать о зайце?»
Цепочка слов о зайце. Заяц серый, ... .
• «Какое слово не подходит?»
Капуста зеленая, хрустящая, мягкая, красная.
• «Подскажи четвертое слово».
Одежда бывает летняя, зимняя, мужская, ... .
• Предложения с союзом а на противопоставление.
Огурец соленый, а морковь ... (сладкая).
• «Выбери правильный ответ».
У Маши шерстяной шапка. У Маши шерстяная шапка.
• «Выбери нужное слово» (из 2—3).
Мышка ... (шуршит, шебуршит, шелестит) соломой.
• «Какое слово лучше подходит?» (из 2—3). Заяц трусливый, храбрый, пугливый.
• «Какое слово не подходит?» Волк злой, добрый, свирепый. «Угадай мою ошибку». Морковь хрустящая, оранжевая, квадратная.
Глагол.
Образование глаголов с помощью приставок
с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.
• «Я назову первую часть, а вы — слово».
При... (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце — ...(добросердечный).
• «Выбери нужное слово». Папа зашел — вышел из комнаты.
• Подскажи первую часть слова. Птицы ...летели к кормушке.
• Каких два слова спрятались в одном?
Каких два слова спрятались в слове добродушный? (Добрая душа)
• Обозначение словами действий с предметами.
Карандашом рисуют, красками раскрашивают.
• Узнай предмет по действию.
Кто так делает? Лает, рычит, хвостом виляет. (Собака.) Повтори слова.
• Однословные ответы на вопросы:
Что делал(а)? Что делали? Что сделал(а)? Что делаю? Что сделаю?
• Неопределенная форма глагола. Я умею; Я не умею ... .
Глаголы в сочетании со словами можно, надо, нельзя. Что можно делать дома? Чего нельзя делать на улице? Что надо делать, чтобы быть чистым, аккуратным, добрым? И т. д.
• Цепочка слов-глаголов. «Что сначала, что потом?» Сначала я буду ..., а потом ... .
• Образование глаголов от существительных.
Например: езда — ездить, рисование — рисовать, лепка — лепить, прыжок — прыгать.
Обогащение словарного запаса ребенка за счет глаголов.
• Способы передвижения животных:
Обращаем внимание ребенка на то, что кошки бегают, а птицы летают. По мере того, как у ребенка увеличивается словарный запас, задаем вопрос: «Кто еще летает?»
Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы – летают
Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки – плавают
Змеи, гусеницы, черви, ящерицы – ползают
Кузнечики, лягушки, зайцы – прыгают
Кошки, собаки, лошади, гепарды – бегают.
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №32» Рослова Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Консультация предназначена для воспитателей, родителей. Данная консультация содержит занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи....
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...
Формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Статья. "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"...
Технологии, способствующие воспитанию звуковой культуры и формированию грамматического строя речи у дошкольников
Развитие речи дошкольников является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Воспитание звуковой культуры речи – одна из составляющих частей всей работы по развитию речи, котор...
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....
«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»
1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...