Представление опыта по теме "Интерактивеая доска как эффективное средство повышения познавательной активности и стимулирования мотивации у дошколников"
материал по обучению грамоте

Кузьменко Оксана Петровна

В материале представлен опыт применения игтерактивной доски в рамках реализация дополнительной программы кружковой деятельности по обучению дошкольников чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx786.85 КБ
PDF icon 1_ds_interaktivnaya_doska.pdf869.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

_____________________________________________________________________________

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Представление опыта работы по теме:

«ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

C:\Users\Оксана\Desktop\b2ap3_large_0aefe9da4b054ab6205add38135a2926.jpg

Подготовила: старший воспитатель

Кузьменко Оксана Петровна

Рубцовск, 2023

ФГОС дошкольного образования предполагает активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Педагог ДОУ должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

         Педагоги согласятся, что использование ИКТ способствует повышению эффективности процесса обучения и получению более качественных результатов.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Сегодня мы хотели бы поделиться опытом применения интерактивной доски на занятиях в рамках реализации дополнительной программы кружка по обучению дошкольников чтению. Программа рассчитана на 1 год и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Интерактивная доска – это ценное средство формирования и повышения мотивации у современных детей.

Интерактивная доска открывает перед педагогом широкие возможности. Более подробно я расскажу о них, используя конкретные примеры из практики.

В работе с интерактивной доской я использую игры и задания, которые условно можно разделить на 3-и блока:

  1. мультимедийная программа «Страна Буквария. Читаю сам»;
  2. готовые задания для дошкольников по обучению грамоте;
  3. самостоятельно созданные интерактивные упражнения.

Остановимся более подробно на каждом из заявленных материалов.

Уникальная программа «Страна Буквария. Читаю сам» разработана программистами совместно с педагогами и предназначена для обучения ребенка навыкам чтения через игру. Попадая в стану Букварию, дети встречаются с разными гномами, каждый из которых предлагает выполнить определённое задание. Выполнив их, дети поучают необходимые для чтения навыки.

Игровой материал структурирован и помогает педагогу в определённой последовательности знакомить детей со звуком и буквой. Приступая к изучению новой буквы, программа предлагает на выбор различные задания.  О некоторых из них я вам расскажу.

Знакомство с новой буквой у нас начинается с «Представления буквы» - дети встречаются с гномом Мудрецом. В небольшом анимационном фильме он в занимательной форме рассказывает о новом звуке и букве, которой он обозначается.

Ещё одно задание, которое предлагает программа называется «Вращающаяся буква» - сюжет игры: гном Весельчак ловит буквы в озере. Среди множества разноцветных и вращающихся букв ребёнок должен найти «поймать», касаясь экрана, новую букву.

Предлагаю посмотреть фрагмент игры «Вращающаяся буква»

Видео «Вращающиеся буквы»

                Вы увидели, что, при нажатии на правильную букву, раздаётся звуковой сигнал и меняется её цвет. Если ребёнок «поймал» все буквы, которые требуется, звучит музыка и вверх летят разноцветные воздушные пузыри. Если ребёнок не увидел одну или несколько букв, то финального эффекта с воздушными пузырьками не происходит. Ребёнок ещё раз проверяет себя, находит пропущенные буквы. Таким образом, у дошкольника повышается концентрация внимания и формируются навыки самоконтроля.

                Ещё одна игра, которая помогает ребёнку запомнить визуальный образ буквы - «Конструирование буквы». Гном Мастер ремонтирует буквы, которые рассыпались на несколько частей. Дети учатся у гнома конструировать буквы из элементов.

Предлагаю посмотреть фрагмент игры «Конструирование буквы»

Видео  «Конструирование буквы»

Составляя букву из частей, ребёнок запоминает, из каких элементов она состоит, у него формируется целостный образ.

        Движущиеся элементы, эффекты появления и исчезновения, изменение цвета, звуковые эффекты – всё это вызывает у детей ярко выраженный интерес. Таким образом, можно выделить ещё один важный эффект от применение интерактивной доски - это возможность активизировать познавательный интерес у дошкольников, повышать мотивацию к познавательной деятельности.

        Помимо знакомства со зрительным образом букв, в данной программе есть игры на развитие фонематического слуха, определение позиции звука в слове.

        Например, игра «Звук и буква». Гном Лесовичок даёт детям задание из предложенных картинок выбрать предметы с заданным звуком, затем определить место заданного звука в слове.

Предлагаю посмотреть фрагмент игры «Звук и буква»

Видео  «Звук и буква»

Количество предложенного картинного материала достаточно большое. Одно и то же упражнение без повторов могут выполнять от 5 до 8 человек.

Мы подошли ещё к одной положительной особенности. Интерактивная доска объединяет огромное количество демонстрационного материала, аудио и видео файлов, что освобождает педагога от большого количества бумажных наглядных пособий. Педагогу не надо тратить время на то, чтобы распечатать картинки, которые со временем теряют свой первоначальный вид. В игре всегда всё новое, яркое, эстетичное. Экономится не только время подготовки к занятию, но и время предъявления материала детям. А значит увеличивается количество упражнений, выполненных с детьми.

Следующая блок упражнений, о которых я хочу рассказать – это готовые игры и задания из интернета. Сейчас можно найти большое количество разнообразных материалов в сети интернет. К сожалению, встречаются такие, где неправильно подобран картинный материал. Педагогу важно проанализировать материал, отобранный для занятий.

Предлагаю посмотреть видео, в котором задание взято из интернета. Детям предлагается соединить картинку и букву, с которой она начинается.

Видео  «Картинка и буква»

На слайде представлено несколько заданий, карточки для которых были полностью взяты из интернета:

  1. Дифференциация г-к (ребёнок на слух определяет, какой звук живёт в каждой картинке и соединяет её с соответствующей буквой);

2) определение места звука в слове (предлагается три схемы, где звук в начале, в середине и в конце слова, дети по-очереди выбирают картинку, определяют на слух, где находится заданный звук и соединяют предмет с соответствующей схемой);

3) запиши слово по первым буквам (ребёнок определяет первый звук в каждом слове и записывает соответствующую букву в окошко, затем читает слово, которое получилось из первых букв).

Хотелось бы отметить ещё один положительный эффект от использования интерактивной доски. Во-первых, дети овладевают элементарными навыками работы с ней. Когда они придут в школу, у них уже будут сформированы первоначальные умения.

Во вторых интерактивная доска даёт возможность создавать ситуацию успеха. Она имеет функцию отмены действия и ребята, уже знают, на какой значок надо нажать, чтобы удалить с экрана ошибку. Поэтому педагогу, не приходится, как в тетради зачёркивать ошибку и сверху писать правильный ответ. Ребёнок отменяет неверное действие, и на доске остаётся правильно выполненный вариант.

Третий блок упражнений – это задания, созданные самостоятельно.

Может показаться, что создание заданий – это достаточно сложная деятельность, овладеть которой под силу не каждому. Из практики могу с уверенностью сказать, что педагогу достаточно владеть элементарными навыками работы на компьютере: использовать программы Word, PowerPoint; применять инструмент «Ножницы» для создания скриншотов, конвертировать документы Word или PowerPoint в изображение (jpeg). И навык, которым все давно владеют – это поиск и скачивание картинок в высоком разрешении.

Предлагаю посмотреть одно из таких заданий, которое подготовлено самостоятельно. Упражнение называется «В какой картинке живёт слог».

Видео  «В какой картинке живёт слог»

C:\Users\Оксана\Desktop\комп-1.jpg

При подготовке данного задания был подобран необходимый картинный материал, с определёнными слогами. Картинки вставлены в программу PowerPoint, затем напечатаны нужные слоги и слайд сохраняется, как изображение, которое уже можно применять на интерактивной доске.

Ещё одно видео с заданием, которое подготовлено самостоятельно называется «Рассели буквы в квартиры». Детям предлагается такая ситуация: в доме несколько квартир, сейчас мы в эти квартиры будем заселять буквы. А поможет нам зашифрованная подсказка. Если ребёнок всё сделает верно, то получится слово.

Видео  «Рассели буква в квартиры»

Здесь так же, как и в предыдущем задании в программе PowerPoint вставляется несколько таблиц. В них вносятся буквы цифры и остаются пустые клетки для записи слов. Слайд конвертируется в изображение.

На слайде представлены ещё несколько заданий, которые подготовлены самостоятельно:

  1. «Запиши букву, с которой начинается слово» - дети произносят слово, выделяют первый звук, записывают букву, которая обозначает этот звук на письме.
  2.  «Вставь гласный звук и прочитай слово» - дети подбирают из гласных подходящую букву так, чтобы получилось слово. Причём вариантов может быть несколько.
  3.  «Соедини слоги – прочитай слово» - необходимо найти пару слогов из 1-го и 2-го столбика, при соединении которых получится слово.

Нельзя не отметить ещё один положительный момент от использования интерактивной доски – она позволяет вовлечь в образовательный процесс всех детей, даже застенчивые и пассивные дети хотят выходить к доске, выполнять задания. Потому что эффект удивления, ожидания, а что же будет, когда я справлюсь заданием, берёт верх над чувством неуверенности в себе.

Интерактивная доска даёт возможность педагогу  перейти от объяснительной формы обучения к деятельностной, когда дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала.

Плюсов очень много, рассказать обо всех мы не можем из-за ограниченного количества времени. Я предлагаю всем, кто ещё не начал использовать интерактивную доску в своей работе, сделать это как можно быстрее, перед вами откроются новые безграничные возможности.

Если говорить о минусах, то для меня это был страх, что я не смогу овладеть этим устройством. Но это быстро прошло. И ещё один минус, как у любого из устройств, которые можно отнести к ИКТ – это совершение действий, которые могут прекратить работу программы.

Такие ситуации дают нам возможность не нарушать требования санитарных правил и ограничивать время работы с доской.

Требования СанПиН СП-2.4.3648-20 к работе с интерактивным оборудованием представлены на слайде.

Время и проведение занятий при использовании ЭСО с демонстрацией фильмов, программ или иной информации не должна превышать для детей 5–7 лет – 5 – 7 минут.

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Закончить своё выступление мне хочется словами Чарльза Дарвина

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…»

Мир не стоит на месте, а мы с вами работаем с детьми, которые порой в цифровом мире умеют больше нас, поэтому, чтобы быть интересными нашим воспитанникам и успешными педагогами, мы должны шагать в ногу со временем.

Желаю вам удачи на этом нелёгком, но очень интересном пути…


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

Песочная терапия как эффективное средство формирования познавательной активности младшего школьника c ОВЗ

В данном разделе представлен доклад на тему песочной терапии и ее возможного применения для формирования познавательной активности школьника....

« Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...

Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...

Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...

«Фитбол-гимнастика» как эффективное средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...