Представление опыта по теме "Интерактивеая доска как эффективное средство повышения познавательной активности и стимулирования мотивации у дошколников"
материал по обучению грамоте
В материале представлен опыт применения игтерактивной доски в рамках реализация дополнительной программы кружковой деятельности по обучению дошкольников чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 786.85 КБ |
1_ds_interaktivnaya_doska.pdf | 869.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
_____________________________________________________________________________
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Представление опыта работы по теме:
«ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила: старший воспитатель
Кузьменко Оксана Петровна
Рубцовск, 2023
ФГОС дошкольного образования предполагает активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Педагог ДОУ должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Педагоги согласятся, что использование ИКТ способствует повышению эффективности процесса обучения и получению более качественных результатов.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Сегодня мы хотели бы поделиться опытом применения интерактивной доски на занятиях в рамках реализации дополнительной программы кружка по обучению дошкольников чтению. Программа рассчитана на 1 год и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Интерактивная доска – это ценное средство формирования и повышения мотивации у современных детей.
Интерактивная доска открывает перед педагогом широкие возможности. Более подробно я расскажу о них, используя конкретные примеры из практики.
В работе с интерактивной доской я использую игры и задания, которые условно можно разделить на 3-и блока:
- мультимедийная программа «Страна Буквария. Читаю сам»;
- готовые задания для дошкольников по обучению грамоте;
- самостоятельно созданные интерактивные упражнения.
Остановимся более подробно на каждом из заявленных материалов.
Уникальная программа «Страна Буквария. Читаю сам» разработана программистами совместно с педагогами и предназначена для обучения ребенка навыкам чтения через игру. Попадая в стану Букварию, дети встречаются с разными гномами, каждый из которых предлагает выполнить определённое задание. Выполнив их, дети поучают необходимые для чтения навыки.
Игровой материал структурирован и помогает педагогу в определённой последовательности знакомить детей со звуком и буквой. Приступая к изучению новой буквы, программа предлагает на выбор различные задания. О некоторых из них я вам расскажу.
Знакомство с новой буквой у нас начинается с «Представления буквы» - дети встречаются с гномом Мудрецом. В небольшом анимационном фильме он в занимательной форме рассказывает о новом звуке и букве, которой он обозначается.
Ещё одно задание, которое предлагает программа называется «Вращающаяся буква» - сюжет игры: гном Весельчак ловит буквы в озере. Среди множества разноцветных и вращающихся букв ребёнок должен найти «поймать», касаясь экрана, новую букву.
Предлагаю посмотреть фрагмент игры «Вращающаяся буква»
Видео «Вращающиеся буквы»
Вы увидели, что, при нажатии на правильную букву, раздаётся звуковой сигнал и меняется её цвет. Если ребёнок «поймал» все буквы, которые требуется, звучит музыка и вверх летят разноцветные воздушные пузыри. Если ребёнок не увидел одну или несколько букв, то финального эффекта с воздушными пузырьками не происходит. Ребёнок ещё раз проверяет себя, находит пропущенные буквы. Таким образом, у дошкольника повышается концентрация внимания и формируются навыки самоконтроля.
Ещё одна игра, которая помогает ребёнку запомнить визуальный образ буквы - «Конструирование буквы». Гном Мастер ремонтирует буквы, которые рассыпались на несколько частей. Дети учатся у гнома конструировать буквы из элементов.
Предлагаю посмотреть фрагмент игры «Конструирование буквы»
Видео «Конструирование буквы»
Составляя букву из частей, ребёнок запоминает, из каких элементов она состоит, у него формируется целостный образ.
Движущиеся элементы, эффекты появления и исчезновения, изменение цвета, звуковые эффекты – всё это вызывает у детей ярко выраженный интерес. Таким образом, можно выделить ещё один важный эффект от применение интерактивной доски - это возможность активизировать познавательный интерес у дошкольников, повышать мотивацию к познавательной деятельности.
Помимо знакомства со зрительным образом букв, в данной программе есть игры на развитие фонематического слуха, определение позиции звука в слове.
Например, игра «Звук и буква». Гном Лесовичок даёт детям задание из предложенных картинок выбрать предметы с заданным звуком, затем определить место заданного звука в слове.
Предлагаю посмотреть фрагмент игры «Звук и буква»
Видео «Звук и буква»
Количество предложенного картинного материала достаточно большое. Одно и то же упражнение без повторов могут выполнять от 5 до 8 человек.
Мы подошли ещё к одной положительной особенности. Интерактивная доска объединяет огромное количество демонстрационного материала, аудио и видео файлов, что освобождает педагога от большого количества бумажных наглядных пособий. Педагогу не надо тратить время на то, чтобы распечатать картинки, которые со временем теряют свой первоначальный вид. В игре всегда всё новое, яркое, эстетичное. Экономится не только время подготовки к занятию, но и время предъявления материала детям. А значит увеличивается количество упражнений, выполненных с детьми.
Следующая блок упражнений, о которых я хочу рассказать – это готовые игры и задания из интернета. Сейчас можно найти большое количество разнообразных материалов в сети интернет. К сожалению, встречаются такие, где неправильно подобран картинный материал. Педагогу важно проанализировать материал, отобранный для занятий.
Предлагаю посмотреть видео, в котором задание взято из интернета. Детям предлагается соединить картинку и букву, с которой она начинается.
Видео «Картинка и буква»
На слайде представлено несколько заданий, карточки для которых были полностью взяты из интернета:
- Дифференциация г-к (ребёнок на слух определяет, какой звук живёт в каждой картинке и соединяет её с соответствующей буквой);
2) определение места звука в слове (предлагается три схемы, где звук в начале, в середине и в конце слова, дети по-очереди выбирают картинку, определяют на слух, где находится заданный звук и соединяют предмет с соответствующей схемой);
3) запиши слово по первым буквам (ребёнок определяет первый звук в каждом слове и записывает соответствующую букву в окошко, затем читает слово, которое получилось из первых букв).
Хотелось бы отметить ещё один положительный эффект от использования интерактивной доски. Во-первых, дети овладевают элементарными навыками работы с ней. Когда они придут в школу, у них уже будут сформированы первоначальные умения.
Во вторых интерактивная доска даёт возможность создавать ситуацию успеха. Она имеет функцию отмены действия и ребята, уже знают, на какой значок надо нажать, чтобы удалить с экрана ошибку. Поэтому педагогу, не приходится, как в тетради зачёркивать ошибку и сверху писать правильный ответ. Ребёнок отменяет неверное действие, и на доске остаётся правильно выполненный вариант.
Третий блок упражнений – это задания, созданные самостоятельно.
Может показаться, что создание заданий – это достаточно сложная деятельность, овладеть которой под силу не каждому. Из практики могу с уверенностью сказать, что педагогу достаточно владеть элементарными навыками работы на компьютере: использовать программы Word, PowerPoint; применять инструмент «Ножницы» для создания скриншотов, конвертировать документы Word или PowerPoint в изображение (jpeg). И навык, которым все давно владеют – это поиск и скачивание картинок в высоком разрешении.
Предлагаю посмотреть одно из таких заданий, которое подготовлено самостоятельно. Упражнение называется «В какой картинке живёт слог».
Видео «В какой картинке живёт слог»
При подготовке данного задания был подобран необходимый картинный материал, с определёнными слогами. Картинки вставлены в программу PowerPoint, затем напечатаны нужные слоги и слайд сохраняется, как изображение, которое уже можно применять на интерактивной доске.
Ещё одно видео с заданием, которое подготовлено самостоятельно называется «Рассели буквы в квартиры». Детям предлагается такая ситуация: в доме несколько квартир, сейчас мы в эти квартиры будем заселять буквы. А поможет нам зашифрованная подсказка. Если ребёнок всё сделает верно, то получится слово.
Видео «Рассели буква в квартиры»
Здесь так же, как и в предыдущем задании в программе PowerPoint вставляется несколько таблиц. В них вносятся буквы цифры и остаются пустые клетки для записи слов. Слайд конвертируется в изображение.
На слайде представлены ещё несколько заданий, которые подготовлены самостоятельно:
- «Запиши букву, с которой начинается слово» - дети произносят слово, выделяют первый звук, записывают букву, которая обозначает этот звук на письме.
- «Вставь гласный звук и прочитай слово» - дети подбирают из гласных подходящую букву так, чтобы получилось слово. Причём вариантов может быть несколько.
- «Соедини слоги – прочитай слово» - необходимо найти пару слогов из 1-го и 2-го столбика, при соединении которых получится слово.
Нельзя не отметить ещё один положительный момент от использования интерактивной доски – она позволяет вовлечь в образовательный процесс всех детей, даже застенчивые и пассивные дети хотят выходить к доске, выполнять задания. Потому что эффект удивления, ожидания, а что же будет, когда я справлюсь заданием, берёт верх над чувством неуверенности в себе.
Интерактивная доска даёт возможность педагогу перейти от объяснительной формы обучения к деятельностной, когда дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала.
Плюсов очень много, рассказать обо всех мы не можем из-за ограниченного количества времени. Я предлагаю всем, кто ещё не начал использовать интерактивную доску в своей работе, сделать это как можно быстрее, перед вами откроются новые безграничные возможности.
Если говорить о минусах, то для меня это был страх, что я не смогу овладеть этим устройством. Но это быстро прошло. И ещё один минус, как у любого из устройств, которые можно отнести к ИКТ – это совершение действий, которые могут прекратить работу программы.
Такие ситуации дают нам возможность не нарушать требования санитарных правил и ограничивать время работы с доской.
Требования СанПиН СП-2.4.3648-20 к работе с интерактивным оборудованием представлены на слайде.
Время и проведение занятий при использовании ЭСО с демонстрацией фильмов, программ или иной информации не должна превышать для детей 5–7 лет – 5 – 7 минут.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Закончить своё выступление мне хочется словами Чарльза Дарвина
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…»
Мир не стоит на месте, а мы с вами работаем с детьми, которые порой в цифровом мире умеют больше нас, поэтому, чтобы быть интересными нашим воспитанникам и успешными педагогами, мы должны шагать в ногу со временем.
Желаю вам удачи на этом нелёгком, но очень интересном пути…
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...
Песочная терапия как эффективное средство формирования познавательной активности младшего школьника c ОВЗ
В данном разделе представлен доклад на тему песочной терапии и ее возможного применения для формирования познавательной активности школьника....
« Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...
Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"
Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...
Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"
Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...
«Фитбол-гимнастика» как эффективное средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...