Занятие по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19
Проект фронтального занятия
по формированию предпосылок к обучению грамоте
в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Тема: «Звук Ш. Буква Ш»
Ангарск, 2019
У детей с ОНР связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. А именно, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением. Исследователями (Л. Ф. Спирова, Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова Р. И. Лалаева и др.) выявлено у детей с ОНР недоразвитие высших психических функций, что приводит в дальнейшем к нарушениям чтения и письма. Авторы выделяют несформированность слуховой и слухо-произносительной дифференциации звуков речи, простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза звуков. Поэтому организация развивающей деятельности должна быть направлена на активное становление знаково-символической функции мышления детей с ОНР, что будет способствовать механизмам правильной речи.
Характеристика детей
В занятии участвуют 6 детей с общим недоразвитием речи (третьего уровня) 6-ти лет (второй год обучения).
Состояние звукопроизношения: на начало года: Данил С., Андрей Г. –звукопроизношение в норме; Слава М. - звуки (ш),(ж) оттенок губно-зубного произношения, на данный момент – норма; Дима У. – (ш), (ж) – оттенок губно-зубного произношения, на данный момент - норма; Паша П. – автоматизация свистящих в предложениях и связной речи, на данный момент – норма, но недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи; Егор С.(первый год обучения) – с,з,ц, ш,ж – губно-зубное произношение, отсутствие сонорных и звуков (в,вь,ф,фь), на данный момент – дефект произношения свистящих, сонорных, губно-зубных устранён, идёт работа над шипящими звуками.
Фонематическое восприятие: У детей отмечается незаконченность формирования звукослоговой структуры, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Кроме того, некоторые ошибки наблюдаются при передаче звуконаполняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.
Объем словаря приближается к норме, но наблюдается ещё незначительное нарушение грамматических функций словоизменения и словообразования.
Чтобы у детей быстро и правильно формировались предпосылки к обучению грамоте, мы рассматривали сам звук, как создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими, зрительными ощущениями. А для обеспечения устойчивости звука использовали различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный, кинестетический.
Открытое мероприятие построено на использовании речемоторных технологий, как интегративных коррекционно-педагогических технологий, и методах и приёмах для формирования правильного произношения и развития артикуляторно-выразительной моторики, позволяющих повысить эффективность логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи, в частности, произносительной стороны и фонематического восприятия.
Занятие № 35 с начала года по формированию предпосылок к обучению грамоте. Первое занятие по теме «Звук ш, буква ш».
Форма занятия: фронтальное
Цель: закрепить правильное произношение звука (ш). Знакомство с буквой ш.
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания о механизме образования звука [ш]; его акустических особенностях;
- закреплять правильное произношение звука [ш] изолированно, в словах, в словосочетаниях;
- познакомить с буквой ш и с правилом написания - ши;
- активизировать словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
-формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, подвижность артикуляционного аппарата;
-развивать умение производить анализ артикуляции звука;
-развивать фонематический слух;
- формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
-совершенствовать навык чтения слогов, слов;
- развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического, тактильного);
-развивать общую и мелкую моторику, умение работать в тетрадях;
-формировать речевое дыхание;
- профилактика зрения;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью;
-самостоятельность и активность в течение всего занятия;
-развитие партнерских отношений;
- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Мероприятие состоит из вводной, основной и заключительных частей; включает себя дидактические игры и упражнения на формирование навыков звукового анализа и синтеза, массажные и дыхательные упражнения, продуктивную деятельность. В процессе занятия будет широко использоваться наглядный материал, игровые пособия. Будет уделяться особое внимание формированию партнерских отношений между детьми.
Структура занятия:
Вводная часть: мотивация детей к предстоящей деятельности, длительность – 2 мин.
Основная часть: работа со звуком – 12 мин.;
Работа с буквой – 13 мин.
Заключительная часть – итог усвоенных знаний, рефлексия, длительность –3 мин.
Основные коррекционно-развивающие методы и приемы:
Вводная часть: использую настрой детей на усвоение знаний и самомассаж на активизацию жизнедеятельности организма.
Основная часть:
- Наглядные методы (показ картинок, использование наглядного дидактического материала).
- Словесные методы (словесные игры и упражнения, вопросы, как стимуляция речевой активности).
- Методы стимулирования и мотивации учения (создание проблемных ситуаций, ситуаций эмоциональных переживаний, ситуаций успеха, предъявления учебных требований)
- Игровые приемы (речедвигательные, речевые игровые упражнения, игровые ситуации)
- Личностно-ориентированные приемы (похвала, поощрение, стимулирование самостоятельности).
Заключительная часть: рефлексия, самоанализ детьми своей деятельности и своего эмоционального состояния.
Индивидуальная работа: будут использоваться приемы, направленные на индивидуальную поддержку (их активности, самостоятельности) и на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Прогнозируемые результаты.
Выдвинуто предположение о том, что организация развивающей деятельности, направленная на активное становление знаково-символической функции мышления у детей с ОНР поможет сформировать образ правильно-произносимого звука, будет способствовать более быстрому формированию предпосылок к обучению грамоте, механизмов правильной речи, появлению важнейших новообразований таких, как осознанность, активность, инициатива, самостоятельность.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19
Конспект занятия
по формированию предпосылок к обучению грамоте
в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Тема: «Звук Ш. Буква Ш»
Ангарск, 2019
Форма занятия: фронтальное
Цель: закрепить правильное произношение звука (ш). Знакомство с буквой ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания о механизме образования звука [ш]; его акустических особенностях;
- закреплять правильное произношение звука [ш] изолированно, в словах, в словосочетаниях;
- познакомить с буквой ш и с правилом написания - ши;
- активизировать словарный запас.
Коррекционно- развивающие:
-формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, подвижность артикуляционного аппарата;
-развивать умение производить анализ артикуляции звука;
-развивать фонематический слух;
- формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
-совершенствовать навык чтения слогов, слов;
-развивать общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в тетрадях;
-формировать речевое дыхание;
- профилактика зрения;
- развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического, тактильного);
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью;
-самостоятельность и активность в течение всего занятия;
-развитие партнерских отношений;
- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Индивидуальная работа: будут использоваться приемы, направленные на индивидуальную поддержку (их активности, самостоятельности) и на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Дифференцированный подход: предложить задание повышенной сложности Данилу С, в работе с Димой У. обратить внимание на снятие эмоциональной напряженности, Егору С. повторять задание несколько раз.
Оборудование: изображения Смешариков, предметные картинки со звуком (ш) (начало, середина, конец), модели звуков, демонстрационный и раздаточный материал для звукового анализа, кассы букв, тетради, карандаши, сухой бассейн с мелкими предметами и буквами, проектор мультимедиа.
Ход:
I. Вводная часть. Организационный момент.
Дети входят в группу, приветствуют гостей.
- Я знаю, что вы любите узнавать всё новое. Давайте вспомним наше правило: - Хорошо учить того, кто хочет много знать.
1. Самомассаж головы и тела:
Чтобы наш мозг мог проснуться и получать новые знания, давайте его разбудим.
- постукивание кончиками пальцев по голове,
- растирание ушей;
- похлопывание по плечам ладошкой;
- похлопывание по рукам, ногам кулачками;
-похлопывание ладошками по животу;
- похлопывание кулачками по спине.
II. Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
- Сегодня к нам на занятие пришли ваши весёлые друзья из мультфильмов. Кто это, вы догадаетесь только тогда, когда подберёте рифму к слову шарики. Правильно, Смешарики
Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.
Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук вы услышали? Да, это звук (ш). И сегодня мы будем играть со звуком (ш) и познакомимся с буквой Ш.
2.Акустический и артикуляционный уклад звука (ш)
- Ребята, что вы можете рассказать о звуке (ш)? (согласный твёрдый глухой)
- Почему согласный?
- Почему глухой?
- Какой фишкой будем обозначать?
- Какая модель подходит для обозначения звука ш? Почему?
- Почему не подходит другая модель (звук ж)?
Давайте представим, что звук ш живой. Что он любит делать? (подбираем слова со звуком (ш)). Во что одевается? Что любит кушать?
3.Дыхательное упражнение «Шарик сдулся» (расслабляющее шипящее дыхание).
- Представьте, что звук (ш) попал в ваши лёгкие и просится на волю. Глубоко и медленно вдыхаем, разводя руки в стороны, и медленно выдыхаем, соединяя руки перед собой, произнося звук (ш) (3 раза).
4. Выделение звука изолированно, в слогах.
(СУ-Джок терапия)
- Глаза закрыты, сожмите мячик, если услышите звук (ш):
- среди звуков: ш, с, п, ш, к, м, д, ш;
- слогов: аш, мы, шу, да, ош, ка;
5.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Игра «Найди картинки»:
- Найдите в группе картинки и разложите их в три столбика: звук (Ш) в начале, середине, конце.
- Закрепление произношения звука.
(«речедвигательная ритмика» Мухиной А.Я.)
- Ребята, а где мы можем услышать звук (ш)? Кто или что может издавать этот звук? (шелест листвы, шум ветра, шипение змеи). Давайте изобразим руками.
Я говорю звуки, а вы показываете: а, о, у, ш, м, к,
- слоги аш, ош, шу;
- слова: шум, Маша, мышка
- Звуко-слоговой анализ слова мышка
Дети работают самостоятельно с раздаточным материалом.
- Физминутка на координацию речи и движения «Мышонок и мышь»
Мышонку шепчет мышь – на каждое слово правая рука и нога вперёд, в
сторону, назад.
Ты всё шумишь, не спишь – движения обратно
Мышонок шепчет мыши – тоже самое левой рукой и ногой
Шуметь я буду тише – обратно.
- Проблемная ситуация.
- Ребята, Смешарики не просто пришли к вам, у них проблема. К ним на праздник должны были прийти гости, но из письма, которое они получили, ничего непонятно, кого ждать. Почему?
Внимание на экран:
На экране написано: ми.ка ко.ка мы.ка Са.а Ната.а Ми.а
Что нам нужно сделать? (познакомиться с буквой, чтобы мы могли прочитать письмо)
- Пальминг – гимнастика для глаз с использованием тепла ладоней
- Знакомство с буквой
- На что похожа буква?
- сделайте из пальчиков;
- из ниточек;
- найдите в сухом бассейне; ( в сухом бассейне буква ш из пластмассы, пластилина, картона, дерева, меха – дети угадывают с закрытыми глазами)
- найдите в кассах;
- напишем в воздухе;
- на спине у друга.
Замените в слове мышка все звуки на буквы
- Печатание буквы в тетради
- Чтение слогов, знакомство с правилом – ши.
Аш ош уш иш ша шо шу ши
- Чтение слов и выделение слов на данное правило:
шап мыш ши ши
ка ка на пы
- Работа с компьютером - вставка пропущенных букв в письме и чтение полученных слов
III. Итог занятия
- Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться со Смешариками. Им надо готовиться к празднику. А мы давайте ещё раз вспомним, какой звук мы произносили красиво и правильно? С какой буквой познакомились? О каком новом правиле узнали? Всё ли у вас получилось? Кому было трудно? Кому интересно? Кому скучно? А кто почувствовал, что он поумнел?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"
Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»
Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Ловкий грамотей»
Коммуникация (обучение грамоте)...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...