Занятие по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тема: «Звук Ш. Буква Ш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsmekt.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 19

Проект фронтального  занятия

по формированию предпосылок к обучению грамоте

в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Тема: «Звук Ш. Буква Ш»

Ангарск, 2019

     У детей с ОНР связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. А именно, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением.  Исследователями (Л. Ф. Спирова, Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова Р. И. Лалаева и др.) выявлено у детей с ОНР недоразвитие высших психических функций, что приводит в дальнейшем к нарушениям чтения и письма. Авторы выделяют несформированность слуховой и слухо-произносительной дифференциации звуков речи, простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза звуков. Поэтому организация развивающей деятельности должна быть направлена на активное становление знаково-символической функции мышления детей с ОНР, что будет способствовать механизмам правильной речи.

Характеристика детей

 В занятии участвуют 6 детей   с общим недоразвитием речи (третьего уровня) 6-ти лет (второй год обучения).

Состояние звукопроизношения: на начало года: Данил С., Андрей Г. –звукопроизношение в норме; Слава М. -  звуки (ш),(ж) оттенок губно-зубного произношения, на данный момент – норма; Дима У. – (ш), (ж) – оттенок губно-зубного произношения, на данный момент - норма; Паша П. – автоматизация свистящих в предложениях и связной речи, на данный момент – норма, но недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи; Егор С.(первый год обучения) – с,з,ц, ш,ж – губно-зубное произношение, отсутствие сонорных и звуков (в,вь,ф,фь), на данный момент – дефект произношения свистящих, сонорных, губно-зубных устранён, идёт работа над шипящими звуками.

         Фонематическое восприятие: У детей отмечается незаконченность формирования звукослоговой структуры, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Кроме того, некоторые ошибки наблюдаются при передаче звуконаполняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

        Объем словаря приближается к норме, но наблюдается ещё незначительное нарушение грамматических функций словоизменения и словообразования.   

      Чтобы у детей быстро и правильно формировались предпосылки к обучению грамоте, мы рассматривали сам звук, как создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими, зрительными ощущениями. А для обеспечения устойчивости звука использовали различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный, кинестетический.    

      Открытое мероприятие построено на использовании речемоторных технологий, как  интегративных коррекционно-педагогических технологий, и методах и приёмах для формирования правильного произношения и развития артикуляторно-выразительной моторики, позволяющих повысить эффективность логопедической работы по преодолению   общего недоразвития речи, в частности, произносительной стороны и фонематического восприятия.

  Занятие № 35 с начала года по формированию предпосылок к обучению грамоте. Первое занятие по теме «Звук ш, буква ш».  

Форма занятия: фронтальное

Цель: закрепить правильное произношение звука (ш). Знакомство с буквой ш.

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять знания о механизме образования звука [ш]; его акустических особенностях;
  • закреплять правильное произношение звука [ш] изолированно, в словах, в словосочетаниях;
  • познакомить с буквой ш и с правилом написания - ши;
  • активизировать словарный запас.

      Коррекционно-развивающие:

-формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, подвижность артикуляционного аппарата;

-развивать умение производить анализ артикуляции звука;

 -развивать фонематический слух;

- формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

-совершенствовать навык чтения слогов, слов;

- развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического, тактильного);

-развивать общую и мелкую моторику, умение работать в тетрадях;

 -формировать речевое дыхание;

 - профилактика зрения;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать самоконтроль за речью;

-самостоятельность и активность в течение всего занятия;

-развитие партнерских отношений;

- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

        Мероприятие состоит из вводной, основной и заключительных частей; включает себя  дидактические игры и упражнения на формирование навыков звукового анализа и синтеза, массажные и дыхательные упражнения, продуктивную деятельность. В процессе занятия будет широко использоваться наглядный материал, игровые пособия. Будет уделяться особое внимание формированию партнерских отношений между детьми.

Структура занятия:

Вводная часть: мотивация детей к предстоящей деятельности, длительность – 2 мин.

Основная часть: работа со звуком – 12 мин.;

                           Работа с буквой – 13 мин.

Заключительная часть – итог усвоенных знаний, рефлексия, длительность –3 мин.

Основные коррекционно-развивающие методы и приемы:

Вводная часть:  использую настрой детей на усвоение знаний и самомассаж на активизацию жизнедеятельности организма.

Основная часть:

  1. Наглядные методы (показ картинок, использование наглядного дидактического  материала).
  2. Словесные методы (словесные игры и упражнения, вопросы, как стимуляция речевой активности).
  3. Методы стимулирования и мотивации учения (создание проблемных ситуаций, ситуаций эмоциональных переживаний, ситуаций успеха, предъявления учебных требований)
  4. Игровые приемы (речедвигательные, речевые игровые упражнения, игровые ситуации)
  5. Личностно-ориентированные приемы (похвала, поощрение, стимулирование самостоятельности).

Заключительная часть:  рефлексия,  самоанализ детьми своей деятельности и своего эмоционального состояния.

       Индивидуальная работа: будут использоваться приемы, направленные на индивидуальную поддержку (их активности, самостоятельности) и на индивидуальные особенности  каждого ребенка.

      Прогнозируемые результаты.

     Выдвинуто предположение о том, что организация развивающей деятельности, направленная на активное становление знаково-символической функции мышления у детей с ОНР поможет сформировать образ правильно-произносимого звука, будет способствовать более быстрому формированию предпосылок к обучению грамоте,  механизмов правильной речи, появлению важнейших новообразований таких, как осознанность, активность, инициатива, самостоятельность.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 19

Конспект  занятия

по формированию предпосылок к обучению грамоте

в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Тема: «Звук Ш. Буква Ш»

Ангарск, 2019

Форма занятия: фронтальное

Цель: закрепить правильное произношение звука (ш). Знакомство с буквой ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять знания о механизме образования звука [ш]; его акустических особенностях;
  • закреплять правильное произношение звука [ш] изолированно, в словах, в словосочетаниях;
  • познакомить с буквой ш и с правилом написания - ши;
  • активизировать словарный запас.

Коррекционно- развивающие:

-формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, подвижность артикуляционного аппарата;

-развивать умение производить анализ артикуляции звука;

 -развивать фонематический слух;

- формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

-совершенствовать навык чтения слогов, слов;

-развивать общую и мелкую моторику, умение ориентироваться  в тетрадях;

 -формировать речевое дыхание;

 - профилактика зрения;

- развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического, тактильного);

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать самоконтроль за речью;

-самостоятельность и активность в течение всего занятия;

-развитие партнерских отношений;

- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

  Индивидуальная работа: будут использоваться приемы, направленные на индивидуальную поддержку (их активности, самостоятельности) и на индивидуальные  особенности каждого ребенка.

Дифференцированный подход: предложить задание повышенной сложности Данилу С,  в работе с Димой У. обратить внимание на снятие эмоциональной напряженности, Егору С. повторять задание несколько раз.

Оборудование: изображения Смешариков, предметные картинки со звуком (ш) (начало, середина, конец), модели звуков, демонстрационный и раздаточный материал для звукового анализа, кассы букв, тетради, карандаши, сухой бассейн с мелкими предметами и буквами, проектор мультимедиа.

Ход:

I. Вводная часть. Организационный момент.

Дети входят в группу, приветствуют гостей.

-  Я знаю, что вы любите узнавать всё новое. Давайте вспомним наше правило:  - Хорошо учить того, кто хочет много знать.

1. Самомассаж головы и тела:

Чтобы наш мозг мог проснуться и получать новые знания, давайте его разбудим.

 - постукивание кончиками пальцев по голове,

- растирание ушей;

- похлопывание по плечам ладошкой;

- похлопывание по рукам, ногам кулачками;

 -похлопывание ладошками по животу;

- похлопывание кулачками по спине.

II. Основная часть.

1.Сообщение темы занятия.

- Сегодня к нам на занятие пришли ваши весёлые друзья из мультфильмов. Кто это, вы догадаетесь только тогда, когда подберёте рифму к слову шарики. Правильно, Смешарики

Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.

 Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук вы услышали? Да, это звук (ш). И сегодня мы будем  играть со звуком (ш) и познакомимся с буквой Ш.

2.Акустический и артикуляционный уклад звука (ш)

 - Ребята, что вы можете рассказать о звуке (ш)? (согласный твёрдый глухой)

 - Почему согласный?

 - Почему глухой?

- Какой фишкой будем обозначать?

- Какая модель подходит для обозначения звука ш? Почему? 

- Почему не подходит другая модель (звук ж)?

Давайте представим, что звук ш живой. Что он любит делать? (подбираем слова со звуком (ш)). Во что одевается? Что любит кушать?

3.Дыхательное упражнение «Шарик сдулся» (расслабляющее шипящее дыхание).

- Представьте, что звук (ш) попал в ваши лёгкие и просится на волю. Глубоко и медленно вдыхаем, разводя руки в стороны, и медленно выдыхаем, соединяя руки перед собой, произнося звук (ш) (3 раза).

4. Выделение звука изолированно, в слогах.

(СУ-Джок терапия)

 -  Глаза закрыты, сожмите мячик, если услышите звук (ш):

 -  среди звуков: ш, с, п, ш, к, м, д, ш;

 - слогов: аш, мы, шу, да, ош, ка;

5.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Игра «Найди картинки»:

 - Найдите в группе картинки и разложите их в три столбика: звук (Ш) в начале, середине, конце.

  1.  Закрепление произношения звука.

(«речедвигательная ритмика» Мухиной А.Я.)

- Ребята, а где мы можем услышать звук (ш)? Кто или что может издавать этот звук? (шелест листвы, шум ветра, шипение змеи). Давайте изобразим руками.

Я говорю звуки, а вы показываете: а, о, у, ш, м, к,

 -  слоги аш, ош, шу;

 - слова: шум, Маша, мышка

  1. Звуко-слоговой анализ слова мышка

Дети работают самостоятельно с раздаточным материалом.

  1.  Физминутка на координацию речи и движения «Мышонок и мышь»

Мышонку шепчет мышь –    на каждое слово правая рука и нога вперёд, в

          сторону, назад.

Ты всё шумишь, не спишь – движения обратно

Мышонок шепчет мыши –    тоже самое левой рукой и ногой

Шуметь я буду тише –           обратно.

  1.  Проблемная ситуация.

- Ребята, Смешарики не просто пришли к вам, у них проблема. К ним на праздник должны были прийти гости, но из письма, которое они получили, ничего непонятно, кого ждать. Почему?

Внимание на экран:

На экране написано: ми.ка   ко.ка  мы.ка  Са.а  Ната.а Ми.а

Что нам нужно сделать? (познакомиться с буквой, чтобы мы могли прочитать письмо)

  1. Пальминг – гимнастика для глаз с использованием тепла ладоней

  1. Знакомство с буквой

 - На что похожа буква?

- сделайте из пальчиков;

- из ниточек;

-  найдите в сухом бассейне; ( в сухом бассейне буква ш из пластмассы, пластилина, картона, дерева, меха – дети угадывают с закрытыми глазами)

- найдите в кассах;

- напишем в воздухе;

- на спине у друга.

Замените в слове мышка все звуки на буквы

  1. Печатание буквы в тетради

  1.  Чтение слогов, знакомство с правилом – ши.

 Аш  ош  уш  иш  ша  шо  шу  ши

  1. Чтение слов и выделение слов на данное правило:

шап        мыш        ши        ши

        ка        ка        на        пы

  1. Работа с компьютером -  вставка пропущенных букв в письме и чтение полученных слов

 

III. Итог занятия

- Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться со Смешариками. Им надо готовиться к празднику. А мы давайте ещё раз вспомним, какой звук мы произносили красиво и правильно? С какой буквой познакомились? О каком новом правиле узнали? Всё ли у вас получилось? Кому было трудно? Кому интересно? Кому скучно? А кто почувствовал, что он поумнел?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...