Обучение грамоте в подготовительной группе на тему "Буква в, В"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте в подготовительной группе. Конспект занятия. Тема «Буква в, В»
Цель. Познакомить с буквой В и тем, что она обозначает звуки [в] и [в']
Задачи:
1. Образовательные. Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Учить читать слоги и слова с буквой в, учить называть слова с определенной звуковой структурой.
2. Развивающие. Развивать фонематический слух, внимательность, аккуратность. Развивать мышление, внимание, память, графические навыки.
3. Воспитательные. Воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность.
Материал и оборудование: картинки по теме, тетрадь для занятий «Я учу звуки и буквы», простые карандаши, карандаши красного цвета, синего и зеленого.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть. Организационный момент.
Педагог.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень –
Всем «Привет» и «Добрый день».
Артикуляционная гимнастика. «Улыбка», «Трубочка» (чередование), «Заборчик», «Вкусное варенье».
У каждого ребенка на столе предметные картинки. Детям нужно соединить слова с количеством слогов в слове. Дети работают самостоятельно.
У каждого ребенка на столах листочки, один работает у доски.
Педагог. Напишите буквы, которые обозначают первые звуки в словах: утро, мороз, нос, иглы, коньки.
Дети называют и пишут буквы, из них складывается слово умник.
Прочитайте это слово. Кого так называют?
Дети. Мальчика, который много знает.
Педагог. Я знаю таких мальчиков. Это Вова и Витя. (Показывает картинки.)
Выделите первые звуки в именах мальчиков.
Дети. Звуки [в], [в*].
Дети произносят звуки, следя за артикуляцией.
Педагог. При произнесении звуков [в], [в’] воздух во рту встречает преграду (губы, зубы), значит, это звук несвободный, согласный, который может быть твердым и мягким.
Игра «Мешочек — коробочка»
Слова для игры: время, водолаз, ванна, вода, вдох, выдумка, вечер, ведро, валерьянка, весна, витрина.
2. Основная часть.
Пальчиковая игра
Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Крепко, крепко, крепко трём,
Разогреться им даём.
Мы с мизинца начинаем,
Большим пальцем растираем,
По спирали вверх идём,
Так все пальцы разомнём.
Выполнение задания № 1 из рабочей тетради.
Педагог (читает рифмовку про букву В, в)
Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
(В. Степанов)
Вот ведь горе у старушки —
На очках сломались дужки.
(Г. Виеру)
Выполнение задания N° 2.
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх).
Выполнение задания № 3 из рабочей тетради. Дети тренируются в звуковом анализе слов волк, вилы и обозначают звуки буквами. Выполнение задания № 4.
Выполнение задания № 5 на подготовку руки к письму. Педагог. Обведите перышки сверху вниз.
Дети обводят.
Педагог читает сказки Г. Юдина «Мыша-водолаз», дети запоминают и называют слова со звуками [в], [в*].
Мыша-водолаз
Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налили полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. «Ну, пора всплывать», - наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что всплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.
«Что делать?» - в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.
Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосав его в дыру.
И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку…
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Педагог. С какой буквой мы познакомились? Какие звуки она может обозначать? Назовите слова, в которых есть звуки [в] и [в'] (ответы). Что интересного было на занятии? Что вам больше всего запомнилось? Что было сложным?
Дети отвечают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Ловкий грамотей»
Коммуникация (обучение грамоте)...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"
Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...