Картотека дидактических игр и упражнений "Развитие анализа структуры предложения"
картотека по обучению грамоте

Румянцева Елена Николаевна

Языковой анализ и синтез предполагает анализ предложений на слова и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез, анализ и синтез структуры предложения.

При работе в данном направлении формируются следующие умения:

1. Определять границы предложения.

2. Определять количество, последовательность и место слов в предложении.

3. Строить схему предложения.

4. Синтезировать предложения по предложенной схеме.

Закрепление навыков анализа структуры предложения может проводиться с использованием следующих игр и упражнений в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka-struktura_predlozheniya.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений.

Развитие анализа структуры предложения.

Языковой анализ и синтез предполагает анализ предложений на слова и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез, анализ и синтез структуры предложения.

При работе в данном направлении формируются следующие умения:

1. Определять границы предложения.

2. Определять количество, последовательность и место слов в предложении.

3. Строить схему предложения.

4. Синтезировать предложения по предложенной схеме.

Закрепление навыков анализа структуры предложения может проводиться с использованием следующих игр и упражнений в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Название

Цель

Оборудование

Ход

«Магазин игрушек»

Развитие умения определять границы предложения.

Сюжетная картинка «В магазине игрушек».

Воспитатель читает текст без соблюдения пауз между предложениями. Ребенок хлопает в ладоши, когда считает, что предложение закончилось.

«Живые слова»

Развитие умения определять количество, последова-тельность и место слов в предложении.

Маски-шапочки

Дети, изображающие слова, встают последовательно, слева направо, соответственно

словесному составу предложения. Каждый ребенок рассказывает, какое он слово в предложении и на каком месте находится.

«Веселые картинки»

Развитие умения придумывать предложения по сюжетной картинке и определять количество слов в нём.

Набор сюжетных картинок.

Дети придумывают предложение по картинке и составляют схему графического обозначения предложения.

«Поможем Незнайке»

Развитие умения выделять предлог в предложении.

Кукла Незнайка, кубик, на гранях которого схематические изображения предлогов.

Дети вставляют пропущенный или неправильно вставленный предлог, объясняя Незнайке, правильно ли он записал предложение.

«Волшебная корзинка»

Развитие умения придумать предложения с определён-ным словом и

с определён-ным количест-вом слов.

Корзинка, набор игрушек и предметов, кубик с числовыми фигурами.

Ребенок достает из корзинки предмет и составляет с этим словом предложение. Можно бросить кубик и составить предложение в соответствии с выпавшей числовой фигурой.

«Прятки»

Развитие умения ориентировать в схеме предложения.

На доске схема предложения, совместно составленная детьми. Дети

закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску на схеме предложения. Дети называют слово.

«Солнечный зайчик»

Развитие умения придумать предложения с определён-ным словом, определять место слова в предложении.

Солнечный зайчик, набор предметных картинок.

Дети составляют предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в разных ситуациях Воспитатель просит назвать предложение, в котором заданное слово находится первым, затем предложение, в котором это слово на втором месте и на третьем.

«Полоски»

Развитие умения составлять графическую схему предложения и синтезиро-вать предло-жения по предложенной схеме.

Графические схемы предложений.

Воспитатель предлагает детям составить графическую схему предложения (предложение обозначается целой полоской, слова – маленькими полосками) или

по графической схеме придумать предложение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с алфавитом. Звуковой анализ. Составление предложений.

В данной презентации представлен пример знакомства детей с алфавитом, выполнением звукового анализа и составлением предложений с заданным словом....

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Особенности синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данный материал поможет ознакомиться с характерными особенностями и нарушениями формирования синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта

картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия детей со сложной структурой дефекта от 3 до 7 лет...

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта

картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта...

«Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения»

Данная презентация раскрывает последовательность работы по формированию структуры предложения у детей....

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта...