Обучение грамоте "Путешествие Слыша"
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Матюханова Любовь Викторовна
Обучение грамоте "Путешествие Слыша"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_slysha.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Звук [ы]

Цели: Знакомить детей со звуком [ы]

1.Обучать выполнению акустико- артикуляционной характеристики звука [ы] ( по плану, используя

« таблицы – помощницы») с опорой на различные виды контроля

- орального

- тактильно-вибрационного

-акустического

2.продолжать развивать умение определять наличие звука ы среди ряда звуков в словах, слогах, связной речи.

3. Закреплять понятие «гласных  звук».

4. Упражнять в образовании существительных \множественного числа

Коррекционно- развивающие

1.Совершенствовать фонематические процессы.

2.Развивать мелкую моторику

3.Стимулировать работу артикуляционного аппарата.

3.Развивать дыхание и голос.

4.Формировать психические процессы.

Коррекционно - воспитательные

Воспитывать желание узнавать новое и интересное.

Воспитание умения общаться друг с другом

Оборудование

1.Дидактическая кукла «Слыш»

2.Символы звука

3.Картики с изображением кабана, курицы, овцы, слона, козы, берез, дубов, цветов, комаров, грибов.

4.Звуковая дорожка

5.Наклейки

6.Таблица анализа артикуляции

7.Профиль звука

1.Орг.момент

Воспитатель. Ребята, сегодня нас ждет интересное путешествие. Но перед тем как отправиться в дорогу, скажите на чем могут плавать люди. ( На лодке, корабле, катере).

Как одним словом можно назвать все перечисленные предметы? ( транспорт) Этот транспорт называется водным, с его помощью люди передвигаются по воде.

( За ширмой слышится плач)

В: Ой , кто это?

Вносится кукла «Слыш»

В: «Кто ты, почему плачешь? кукла отвечает- Я Слыш, плачу потому что у меня ничего не получается, учу, учу звуки, и все время забываю. Вот и последний звук изучал помню, что имя у него какое – сердитое , но точно никак не могу вспомнить

В.Ребята, что же нам делать?

Р. Надо помочь

Слыш.Да, да ребята, помогите. Я очень люблю учиться, для этого у меня все есть: и большие уши, и рот замечательный, и глаза красивые.

2.Повторение пройденного материала

В. Ой, ребята мы забыли важную. Вещь- купить билеты на корабль.

Чтобы их купить , необходимо назвать слово которое начинается со звука указанного на билетике

(на билетиках изображены символы гласных звуков, дети произносят слова с заданными звуком)

Теперь у всех билеты, а вот и наш пароход. Уважаемые пассажиры! Просим занять свои места! (дети занимают места на корабле)

3. Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами)

Итак, мы сегодня отправились в путешествие по реке. Вот к реке прискакала лягушка Квака

«Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

Поучимся с Квакой широко улыбаться – упр-е «Улыбочка»

4.Работа над дыханием

По берегу шли цирковые артисты и вели слоненка

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

Дыхание: У слоненка был шарик

-Вот мы шарик надуваем и рукою проверяем (надуваем живот)

5.Сообщение темы занятия

В. У нас современный корабль у него необычный гудок «Ы-Ы-Ы»

Кто может погудеть как корабль? ( 3-4 ребенка)

Теперь погудим вместе ( дети и педагог хором произносят : «ы-ы-ы»)

6.Артикуляция звука «Ы» ( работа с зеркалами)

В.Ребята, посмотрите в зеркало. Когда мы гудим как наш корабль ( работа с таблицей)

- губы в улыбке, но не напряжены;

-зубки разомкнуты

-Кончик языка внизу, отодвинут от зубов;

-воздушная струя выходит свободно, профиль; голосок работает.

Дети делают вывод: звук «Ы» гласный

Посмотрите, как изображено на фишке положение губ при признесении звука «Ы»

7.Работа над голосом. Произнесение звука «Ы» с усилением голоса и ослаблением голоса по схеме.

8.Закрепление произношения изолированного звука (Работа со звуковой дорожкоЙ)

Наш корабль идет сложным курсом( рисует звуковую дорожку) Он гудит «Ы-Ы-Ы-Ы-Ы»)

Дети произносят заданный звук следя за движением указки

9.Физ.минутка фоноритмика (показ звука «Ы»)

10.Развите фонематического слуха

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ы]»:

- выдели из ряда гласных: А,у,ы,а,у,о,ы. ;

- из ряда слогов: ым, ум. ; ды, мы, ма. ;

- из ряда слов сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка.

В.Ребята покажите мне картинку которая начинается со звука [Ы] В. Читает стихотворение

Знаю и знаешь

Что нет слов,

Начинающихся на звук [Ы]

11.Закрепление звука в словах, предложениях

- Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

- Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

- У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

- У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

- И дома у звука [ы]  не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).

- Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

12.Закрепление произношения звука в связной речи

Мы плывем по реке и видим:

На берегу растут дубы, березы, около деревьев – цветы и грибы, гуляют козы. Над кораблем летают комары. Давайте придумаем стихи о том, что мы увидели. Сочинять будем вместе. Слова произносим громко, тяните последний звук.

В.В поле выросли …

Звенят над нами…

13.Итог оценка деятельности детей

Слыш. Да, ребята, какой оказывается интересный звук [ы]. Теперь я его запомнил, спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет для родителей "Не слышит или не хочет слышать?..."

Данный информационный буклет может использоваться психологами, педагогами ДОУ в работе с родителями воспитанников по проблемам воспитания......

Статья" Что делать , если ребенок не слышит или не хочет слышать ?"

Статья написана о том,как ребенка научить слушать ,а главное слышать родителя....

Дидактическое пособие. Лэпбук по обучению грамоте «В гостях у Слыша и Буковки».

Дидактическое пособие.Лэпбук по обучению грамоте«В гостях у Слыша и Буковки».Подготовила Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская НШ им. К. Д. Ушинск...

Не слышит, или не хочет слышать

Необходимые техники, методы и приемы, в помощь родителям....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для среднего дошкольного возраста «Я слышу» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая, здоровьесберегающая технология.

Цель: Формирование бережного отношения к органам слуха и в целом к собственному здоровью. Задачи: образовательные:ž  расширить знания детей о роли слуха для ориентации в окружающей ...

Консультация для родителей. Мама, я тебя не слышу! Как научить ребенка слышать и слушаться?

Психика ребенка — это чистый лист, на который родители могут записать основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того какие правила и требования вы установит...

НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "Слыш и Чебурашка"

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Кораблик»Организованная образовательная деятельностьпо развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Ромашки»...