Конспект логопедического занятия «Путешествие в мир звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цели:
1. Закрепление понятий «звук», «гласный», «согласный».
2. Закрепление правильного произношения звуков Т-ТЬ, Д-ДЬ изолированно, в слогах, словах и фразовой речи.
3. Развитие фонематического слуха: выделять неречевые звуки.
4. Развитие навыков звукового анализа: выделять гласный звук в середине слова, закреплять умение правильно называть первый согласный звук в словах, закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_t-d.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №5»
города Сосновоборска
- Конспект логопедического занятия
- «Путешествие в мир звуков»
Конспект подготовила:
учитель- логопед Семкина Оксана Геннадьевна
Цели:
- Закрепление понятий «звук», «гласный», «согласный».
- Закрепление правильного произношения звуков Т-ТЬ, Д-ДЬ изолированно, в слогах, словах и фразовой речи.
- Развитие фонематического слуха: выделять неречевые звуки.
- Развитие навыков звукового анализа: выделять гласный звук в середине слова, закреплять умение правильно называть первый согласный звук в словах, закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ.
5. Формирование интереса к речевой деятельности, самостоятельности, инициативы в решении познавательных задач.
Оборудование: игрушка би-ба-бо, изображающая старичка «Эхо», карточки с изображением предметов для выделения гласных звуков (лук, дом, сок, сыр, слон, дым, мак, рак по количеству детей), зеркала, тетради «От слова к звуку» Е.В.Колесникова, синие и зеленые карандаши
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Дети, мы с вами живём в мире звуков. Кругом и всегда, где бы мы ни были, что бы мы не делали, нас окружают звуки. И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мир звуков.
2. Артикуляционная гимнастика
- Чтобы подготовиться к путешествию мы, как обычно, подготовим язычок к работе, сделаем гимнастику.
- Улыбка
- Трубочка
- Чередование улыбка-трубочка
- Иголочка
- Лопаточка
- Качеля
3. Развитие фонематического восприятия
- Отправляемся в путешествие на поезде.
Игра «Поезд»
Дети становятся друг за другом, имитируя поезд, и в сопровождении музыки исполняют песенку хором.
Песенка друзей.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Весёлые друзья!
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьянку, попугая-
Вот компания какая!
- Остановимся на полянке.
- Сейчас я взмахну «волшебной палочкой» и мы окажемся в лесу. Какие звуки можно здесь услышать? (шелест листьев, скрип деревьев, пение птиц, крик животных и пр.)
- А теперь «волшебная палочка» перенесет нас на улицу города. Какие звуки мы можем услышать в городе? (сигнал машины, речь людей, шум проезжающих машин и пр.)
- И вот я в третий раз взмахнула «волшебной палочкой» и мы вновь очутились в нашей группе. Какие звуки мы слышим здесь? (шум воды, тиканье часов, скрип стульев и пр.)
3. Развитие навыков звукового анализа
Вдруг из-за ширмы раздается плачь: ы-ы-ы-ы-ы-ыыыы
- А это что за звук? (плачь)
- Кто же это плачет? И почему? Откуда раздается этот звук? (дети указывают на источник звука – ширму)
- Давайте подойдем к ширме и узнаем, кто это плачет (дети вместе с логопедом подходят к ширме)
- Кто здесь?
Из-за ширмы появляется игрушка би-ба-бо, изображающая старичка «Эхо».- Это я, Эхо.
- А почему ты плачешь? (Плачу я потому, что потерялись мои любимые звуки).
- А что это за звуки?
- Я не помню. Знаю лишь, что они
«…тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не умеют свистеть и рычать…» (отрывок из стихотворения В.Берестова)
- Дети, о каких же звуках рассказало нам Эхо? (о гласных)
- Что мы знаем про гласные звуки? (когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит свободно)
- Давайте поможем Эхо найти и вернуть пропавшие гласные звуки!
Игра «Найди гласный звук»
Перед ширмой на столе разложены картинки с изображением предметов. Дети по очереди берут любую карточку, произносят слово, обозначающее этот предмет и выделяют гласный звук.
- Катя, что у тебя нарисовано? Произнеси это слово плавно, протягивая гласный звук. (До-о-о-ом)
- Какой гласный звук спрятался в этом слове? (В этом слове спрятался гласный звук «о»)
- Дети, у кого еще изображены предметы в названиях которых спрятался гласный звук «о»? (2-3 человека «пропевают» свои слова, выделяют гласный звук).
- Давайте вернём Эхо первый найденный гласный звук!
Дети хором произносят звук «о», Эхо его подхватывает.
Аналогично со всеми картинками - дети находят звуки а, о, у, и, ы. Когда эта работа закончена Эхо вновь начинает плакать.
- Эхо, а сейчас ты почему плачешь? (Вы не вернули мне мой самый любимый звук! Он спрятался в моем имени)
- Дети, какой же гласный звук мы не нашли. Давайте пропоём имя Эхо. (Дети пропевают: «Э-э-э-э-эхо» и выделяют звук «э»)
Эхо благодарит детей - О! О! О! Спасибо вам большое! Вы вернули мне мои звуки! Вы такие грамотные все звуки знаете!
- Эхо, но ведь это не все звуки, мы еще знаем.
- Ребята, какие еще бывают звуки, кроме гласных? (согласные)
- Что мы знаем про согласные звуки? (когда мы произносим согласные звуки воздух встречает преграду)
- Какие вы знаете согласные звуки? (Т, Д, П, Б)
- Эхо мы и сегодня будем играть с согласными звуками, оставайся с нами.
4. Дифференциация звуков Т-ТЬ, Д-ДЬ
- Ребята, какой звук приходил к нам в гости на прошлом занятии? (Т)
- Что мы узнали про этот звук? (согласный, твердый, глухой)
- Вспомните, какой у звука Т есть парный звонкий звук? (Д)
- Что мы знаем о звуке Д? (согласный, твердый, звонкий)
Дидактическая игра "Будь внимателен"
- Я буду называть звуки, а вы как услышите звук Д, хлопаете в ладоши звонко-звонко, а как услышите звук Т, «пошуршите» ладошками: с, з, д, к, т, п, д, г, т, к, д, сом, кот, дар, рак, так, дом, лак, дыра.
- Молодцы, у вас внимательные ушки, наверное, и язычки послушные!
Игра «Подскажи словечко»
Дети договаривают последнее слово в чистоговорках, интонационно выделяя звуки Т-Д.
Та-та-та – горячая (плита),
Да-да-да – на улице (вода),
Ту-ту-ту – пол я (подмету),
Ду-ду-ду – я домой (иду),
Ты-ты-ты – зелёные (кусты),
Ды-ды-ды – в реке много (воды).
- Ребята, почти у всех согласных твердых звуков есть «младшие братишки» - мягкие звуки.
- Назовите мягкие парные звуки для звуков Т и Д. (ТЬ, ДЬ)
- Давайте покажем дедушке Эхо, как мы научились их различать и не путать.
Дети проходят за столы и открывают тетради.
Игра «Найди и обведи» (Задание 1 стр.56 тетрадь «От слова к звуку» Е.В.Колесникова)
- Обведите синим карандашом предметы, в названии которых первый звук твердый. Какие предметы обвели и почему? (Дудочку, потому что первый звук в слове дудочка - твердый согласный Д, тарелку, потому что первый звук в слове тарелка - твердый согласный Т)
- Обведите зеленым карандашом предметы, в названии которых первый звук мягкий.
- Какие предметы обвели и почему? (Дерево, потому что первый звук в слове дерево - мягкий согласный ДЬ, телевизор, потому что первый звук в слове телевизор - мягкий согласный ТЬ)
5. Итог
- Наше путешествие подошло к концу, мы помогли дедушке Эхо и показали ему, что мы знаем о согласных звуках.
- Давайте подарим дедушке Эхо слова с согласными звуками Т-ТЬ, Д-ДЬ.
Дети называют слова и определяют, какой звук в этом слове.
- Можно возвращаться в детский сад на нашем веселом поезде.
Игра «Поезд»
Дети становятся друг за другом, имитируя поезд, и в сопровождении музыки исполняют песенку хором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-логопедическое занятие «Путешествие на воздушном шаре. Звуки С – З – Ш - Ж».
Конспект группового музыкально-логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы. Разработан по авторской программе коррекции речевой функциональной системы с использованием валеологи...
Конспект логопедического занятия "Путешествие на планету Маленьких слов"
Конспект итогового логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, старшая группа....
Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один".
Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один" по Нищевой по развитию речи с использованием музыкального сопровождения. Занятие интегрированное....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествуем по Азбуке" (автоматизация звука [Ж])
Представлен конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ж]....
Игровое логопедическое занятие "Путешествие по сказкам. От звука к рассказу"
Сценарий занятия для дошкольников с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с целью дифференциации звуков Л и Ль в слогах, словах и фразах через использование современной и...
Сценарный план индивидуального логопедического занятия "Путешествие по сказкам" (Автоматизация звука "Л" )
Занятие в минигруппах (2-3 ребенкасо сходным этапом коррекции) построено в игровой форме с использованием современной образовательной технологии "Универсальные логопедические игры с картинк...
Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну насекомых», дифференциация свистящих и шипящих звуков
Тема: «Путешествие в страну насекомых»Задачи: - Закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков З-Ж- Продолжать формировать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки [з]...